Методическая разработка занятия По развитию речи и обучению грамоте по теме «Звук «А», буква «А» (для детей 6 лет)
Оценка 5

Методическая разработка занятия По развитию речи и обучению грамоте по теме «Звук «А», буква «А» (для детей 6 лет)

Оценка 5
Работа в классе
docx
Детсад
07.12.2020
Методическая разработка занятия По развитию речи и обучению грамоте по теме «Звук «А», буква «А» (для детей 6 лет)
методическая разработка занятия по развитию речи 2 020.docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества»

Город Рубцовск, пер. Алейский, 25

Телефон 4-21-82; 4-39-84

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpg
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка занятия

По развитию речи и обучению грамоте

по теме «Звук «А», буква «А»

(для детей 6 лет)

 

 

составитель:

Алексейчик Елена Васильевна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

Рубцовск

2020

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpgСодержание

 

 

1.     Введение                                                                                                         2

2.     Методика подготовки занятия                                                                     3

3.     План занятия                                                                                                  4

4.     Сценарий занятия                                                                                          5

5.     Заключение                                                                                                    8

6.     Список  литературы                                                                                      9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpgВведение

 

 

Основой для обучающегося является развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность, ориентирует осмысленно говорить, читать и писать, способствует обогащению речи обучающегося, развитию внимания и интереса к языку, любви к чтению.

Воспитание звуковой культуры речи у обучающихся основным будет формирование и развитие фонематического слухового внимания, фонематического слуха, формирование правильного звукопроизношения.

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться со сверстниками о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

Цель: Познакомить детей со звуком «А», буквой, его обозначающей.

 

Задачи:

·        Познакомить с букварем.

·        Учить узнавать букву А  изолированно.

·        Учить находить и выделять звук «А» в начале, середине и конце слова.

·        Развивать фонематический слух, артикуляционный аппарат, связную речь детей.

·        Развивать внимание, мышление, память.

·        Обогащать и активизировать словарный запас детей.

·        Развивать мелкую моторику рук.

·        Воспитывать культуру общения, интерес к занятиям.

 

В дошкольном возрасте важно сформировать внимательность, умение рассуждать анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.

 

 

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpgМетодика подготовки занятия

 

 

Одной из важных задач речевого развития, решаемых в дошкольном возрасте, является обеспечение речевой готовности к школе. Под речевой готовностью понимается формирование общеречевых навыков и умений и готовность к овладению грамотой (чтением, письмом).

При определении содержания работы по обучению грамоте, выборе методов и приемов обучения учитывались также результаты диагностического обследования речевого развития детей в группе.

В основе методики обучения грамоте (чтению) в соответствии с образовательной программой лежит звукобуквенный метод обучения.

В соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста при проведении занятия преобладают такие методы, как дидактическая игра и дидактическое упражнение.

Для работы необходимо подготовить следующие материалы: Демонстрационная буква А, ноутбук, видео валеоминутка «Акуленок», видео-словарь «Буква «А», маркерная доска, маркеры красного, синего и зеленого цвета.

Для каждого ребенка: прописи, карандаши, букварь Н. Жуковой, счетные палочки.

Данная методическая разработка занятия может быть полезна педагогам дополнительного образования, воспитателям детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpgПлан занятия

 

 

Орг. Момент

·        Ритуал приветствия

·        Загадка

·        Целеполагание

·        Работа с букварем.

·        Демонстрация буквы «А» на доске.

Основная часть.

·        Знакомство с буквой «А, звуком «А»

·        Видео-словарь

·        Валиоминутка «Акуленок» (видео)

·        Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

·        Игра «Охота на звук»

·        Работа со счетными палочками.

·        Игра «Закончи предложение словом со звуком «А»

      Подведение итога занятия

·        Анализ.

·        Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpgСценарий занятия

 

 

Орг. Момент

·        Ритуал приветствия

 Дети вместе с педагогом встают в круг, берутся за руки, приветствуют друг друга словами: «Привет, привет, привет».

Педагог:  Я рада вас видеть, ребята и предлагаю отправиться в гости к …

Как вы думаете, к кому? (Ответы детей)

Что бы узнать, к кому мы отправимся в гости, отгадайте загадку:

Учит он читать меня

С буквы А до буквы Я,

 Он не атлас, не словарь,

 Как зовут его? (Букварь)
Педагог: Верно, ребята, мы отправляемся в гости к букварю. Садитесь на свои места.

·        Целеполагание

Педагог: Посмотрите, какая красивая книга. Сверху - плотная яркая обложка. Что на ней нарисовано? (ответы детей)

Букварь – это книга, с помощью которой мы познакомимся с буквами русского алфавита и научимся читать.

·        Работа с букварем.

Откройте обложку. Первый плотный лист называется форзац. В букваре он просто белого цвета, а в других книгах может быть цветным.  Переверните форзац. Дальше начинаются листы букваря. Каждый лист  - это две страницы. На первой странице что нарисовано? (ответы детей)

На каждой странице внизу стоят цифры. Эти цифры обозначают номера страниц.

На следующей странице нас ждет первая буква, с которой мы познакомимся.

Переверните страницу.

Демонстрация буквы «А» на доске.

Основная часть.

Педагог:

А – начало алфавита, тем она и знаменита.

А узнать ее легко – ноги ставит широко.

Посмотрите, что нарисовано на этой странице?

 (Ангел, арбуз, аист, автобус, арка)

Как вы думаете, почему здесь нарисованы эти предметы?

(Все эти слова начинаются со звука (А))

Буква «А» обозначает гласный звук. На схеме слова обозначается красным цветом. Пропойте: А-а-а.

Рот открывается широко, звук проходит свободно, поэтому он и называется гласным, то-есть – имеет голос.

Буква – это знак, обозначающий звук. Звук мы слышим, произносим, а букву пишем и читаем. Давайте прочитаем буквы, напечатанные в букваре.

(Дети читают строки по горизонтали)

Педагог:

Как вы думаете, почему буква «А» написана по-разному? (ответы детей)

Буквы бывают заглавными и прописными. Заглавные буквы большие, а прописные  - маленькие.

Закройте буквари.

·        Видео-словарь

Педагог:

Какие слова на букву «А» вы запомнили?

Предлагаю немного поиграть.

·        Валиоминутка «Акуленок» (видео)

Педагог:

С какой буквы начинается слово Акула? Как называется малыш акулы? (ответы детей)

Давайте разомнем наши пальцы, чтобы красиво писать.

·        Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Сожмем кулачок и представим, что это апельсин который мы разделим на всех.

- Мы делили апельсин, много нас, а он один (крутим кулачок)

- Эта долька для утят,

- Эта долька для котят,

- Эта долька для чижа,

- Эта долька для ежа,

-Эта долька для бобра

(при произношении птиц и животных разгибаем пальчик)

- А для волка кожура (трясем кистями)

Разбегайся кто куда (дети соединяют кисти рук в виде пасти волка и рычат).

·        Работа в прописи.

Педагог:

Откройте прописи на странице 5. Возьмите простой карандаш и напишите по клеткам букву «А» заглавную и прописную. (Педагог делает показ на доске)

Дети выполняют задание, педагог помогает по мере необходимости.

Педагог:

Ребята, как вы думаете, почему рядом с буквой «А» нарисован арбуз? (ответы детей) Верно, по тому, что слово Арбуз начинается с буквы «А». Раскрасьте рисунок цветными карандашами.

Педагог контролирует выполнение задания, помогает и поощряет детей.

Педагог:

Молодцы, ребята. Закройте прописи, отложите на край стола. Давайте поиграем.

·        Игра «Охота на звук»

Педагог:

Я буду произносить слова, если в слове есть звук (А), хлопайте в ладоши, если такого звука нет – не хлопайте. Будьте внимательны.

Аист, орел, синица, август, октябрь, январь, собака, кот, акула, астры, васильки, розы,  арбуз, груша, морковь.

Какие  слова запомнили со звуком (А)?  В каком месте слов находится звук, обозначаемый буквой А? (Ответы детей)

·        Работа со счетными палочками.

Педагог:

Ребята, возьмите три счетные палочки и сложите из них букву «А»

 (Дети выполняют задание)

Какая буква получилась, заглавная или прописная? Сколько палочек нужно взять, чтобы получилась заглавная буква? Выложите из палочек заглавную букву. (Дети выполняют задание)

Педагог:

Молодцы, ребята, отличные буквы получились прописные и заглавные. Сложите, пожалуйста, все счетные палочки на место.

·        Игра «Закончи предложение словом со звуком «А»

На поле расцвел... (василек, мак) Звук в середине слова.

Грызет орешки... (белка) Звук в конце слова.

На крыше дома свил гнездо...(аист) Звук в начале слова.

      Подведение итога занятия

Педагог:

С какой буквой мы познакомились сегодня? Встаньте и изобразите с помощью мимики, жестов эту букву. Замечательная буква « А» у вас получилась. Какой звук она обозначает? Это гласный или согласный звук? Каким цветом отметим звук (А) на схеме слова? (ответы детей)

·        Рефлексия:

Педагог:

У доски три маркера. Красным маркером напишите букву «А», если у вас все сегодня получалось, было легко и понятно. Синим маркером, если возникали трудности. Зеленым – если ничего не получилось, было сложно. (Дети выполняют задание по 4-5 человек )

Педагог:

Спасибо, ребята. На этом наше занятие окончено.

 

 

 

 

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpgЗаключение

 

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать- это значит говорить про себя вслух, а говорить-значит думать.

Овладение навыками звуко - слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая  взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://pp.userapi.com/c638122/v638122289/60118/XsMsbWfxY-o.jpg 


Список  литературы

 

1.     В.В. Волина, «Учимся играя»/Новая школа/ М.1994г

2.     Н.В. Гойжа,  «Интенсивный курс подготовки к школе» /Айрес-пресс/М.2006г.

3.     https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/06/21/zvuk-a-bukva-

4.      Валиоминутка «Акуленок» https://www.youtube.com/watch?v=lQomX2J-PTU

5.     Словарик буква «А»

      https://www.youtube.com/watch?v=-OiYANpenZo

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества»

Содержание 1. Введение 2 2

Содержание 1. Введение 2 2

Введение Основой для обучающегося является развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность, ориентирует осмысленно говорить, читать и писать, способствует обогащению…

Введение Основой для обучающегося является развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность, ориентирует осмысленно говорить, читать и писать, способствует обогащению…

Методика подготовки занятия

Методика подготовки занятия

План занятия Орг. Момент ·

План занятия Орг. Момент ·

Сценарий занятия Орг. Момент ·

Сценарий занятия Орг. Момент ·

Рот открывается широко, звук проходит свободно, поэтому он и называется гласным, то-есть – имеет голос

Рот открывается широко, звук проходит свободно, поэтому он и называется гласным, то-есть – имеет голос

Игра «Охота на звук» Педагог:

Игра «Охота на звук» Педагог:

Заключение Мыслительная деятельность невозможна без речи

Заключение Мыслительная деятельность невозможна без речи

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2020