Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №36 города Ельца»
Методическая разработка занятия
по развитию речи в старшей логопедической группе
(по эколого-биологическому образованию
и воспитанию)
на тему: «В гости к Старичку-Лесовичку»
Составила воспитатель:
Савчишкина Наталья Владимировна
Елец, 2019 г.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о диких животных (знать названия, их внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";
• учить составлять рассказ-описание, отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.
Коррекционно-развивающие:
• формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -нок-;
Коррекционно-воспитательные:
• воспитание бережного отношения к природе;
• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.
Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, зеркала в форме цветов по количеству детей, морковки, цветные карандаши, схемы-лабиринты для раскрашивания, мячики су-ждок.
Предварительная работа: изготовление бумажных морковок, разучивание артикуляционной гимнастики, физкультминутки, пальчиковой гимнастики, разбор алгоритма рассказа о диких животных.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Звучит голос Старичка-Лесовичка, он приглашает детей в гости в лес. Слайд 1.
Воспитатель: Ребята, Старичок-Лесовичок приглашает нас к себе в гости. Ну, что, отправимся в лес? ( Да)
Воспитатель: Хорошо, но попасть в волшебный лес мы сможем , если выполним задания Старичка-Лесовичка, вы готовы? Не боитесь трудностей? Вот первое задание: отгадать загадки про лесных жителей. Слайд 2.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. А каких еще животных можно встретить в лесу? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята. А как можно назвать животных, которые живут в лесу? Они какие? (Это лесные животные, они дикие)
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, первое задание выполнено, тогда в путь. А попасть в гости к Старичку-Лесовичку нам помогут «волшебные зеркала», они помогут перенестись нам в лес, посмотрим в них и сделаем сначала артикуляционную гимнастику:
«Зайка» - покусать верхними резцами нижнюю губу.
«Сердитый волк» - прикусить нижними зубами верхнюю губу.
«Зайка грызет морковку» - покусать язык.
«Хвостик» - покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.
Воспитатель: А сейчас, в зеркальце ты посмотрись, вокруг себя повернись и в лесу очутись. Вот, ребята, мы и в лесу. И нас ждет следующее задание от Лесовичка. Слайд 3.
Д/и «Кто, где живет»
Цель:
формировать умение детей соотносить изображение животного с его местом
обитания, правильно называть животное.
Ход игры:
- Посмотрите ребята, кто у нас притаился? Зверюшки так заигрались, что растеряли свои домишки. Поможем им их найти?
Затем ребята ставят домики к соответствующему животному. Если ребенок поставил не тот домик к зверьку, то зверек отказывается туда заходить.
Игра продолжается до тех пор. Пока все звери не займут свои домишки.
Воспитатель: Молодцы! Вы помогли животным найти их домики.
А кто же остался без жилища? Правильно, это барсук. А что вы знаете о барсуке. (Ответы детей.) Ну вот, совсем немного. Сейчас я расскажу вам об этом лесном зверьке. Слайд 4.
Барсук – лесной житель. Он живет в норе, которую роет по склонам лесных оврагов. Посмотрите, как барсук приспособлен к этому. У него короткие, но довольно сильные лапы с длинными когтями.
Тело вытянутое, голова узкая, чтобы удобно было пролазить в норе. Все комнатки в жилище барсук устилает мягкой подстилкой из трав, листьев, мха. Через полгода барсук выбрасывает старую подстилку, чистит и застилает норку новыми травами. Очень уж барсук любит чистоту. Другого такого чистоплотного животного в лесу не найдешь! Барсуки очень преданы своему жилищу, поэтому живут всю жизнь в одной норе, если, конечно, никто не выгонит их из нее. Днем барсук редко попадается на глаза, потому что спит в норе, а ночью выходит покормиться. Он – всеядный. Питается мышами, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, дождевыми червями, а также грибами, ягодами, орехами и травой. С приходом зимы барсук впадает в спячку. Ребята, а кто из животных так же на зиму засыпает? (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто из лесных жителей чем питается? Чем питается белка, лиса, медведь, волк, лось, кабан, еж, заяц? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, зайцы очень любят морковку. И я собой взяла целую корзину этого сладкого угощения. Давайте возьмем по одной морковке и посмотрим на нее.
Гимнастика для глаз «Морковка»
(следить за тем, чтобы дети держали голову прямо, работали только глазами)
Мы морковку в руки взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти,
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо – влево.
Ай – да заинька умелый!
Глазками моргает,
Глазки закрывает.
Воспитатель: Молодцы, давайте положим угощение вот сюда под кустик. А у Лесовичка готово для нас новое задание. Я слышу чей-то плач. Давайте пойдем и посмотрим, может кому то нужна наша помощь?
Д/и «Где, чья мама».
Цель: Систематизировать знания детей о домашних животных и их детёнышах.
Перед детьми на игровом поле расположены два ряда картинок: в верхнем ряду нарисованы взрослые животные, а в нижнем - их малыши. Но карточки из нижнего ряда перепутались, и теперь звери не могут найти своих маленьких детёнышей!
- Помогите им и расставьте карточки в правильном порядке, меняя их местами так, чтобы каждый малыш оказался рядом со своей мамой. Обратите внимание, что маленькие зверята очень похожи на больших, поэтому вы без труда справитесь с заданием.
Воспитатель: А теперь за мной, дальше в путь.
Физкультминутка «Кого мы встретим в лесу»
В лес пойдем гулять скорей
Отыщем мы в лесу зверей: Ходьба обычным шагом.
Вот медведь, большой-большой, Ходьба «по-медвежьи»
Серый волк тут очень злой, Показать, как ходит волк
Вот пушистая лиса, Показать, как ходит лиса
Пестрых курочек гроза,
Тут трусишка – серый зайка, Прыжки с продвижением вперед.
Ты его, лиса, поймай-ка!
Еж колючий, словно елка,
На спине его иголки. Ходьба в полу присяде.
Воспитатель: Вот мы и добрались до лесной полянки. Давайте присядем и немного отдохнем. ( Дети присаживаются на стульчики)
Слышится голос Старичка-Лесовичка. Слайд 5.
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Лесовичку про диких животных.
А поможет нам схема-таблица. Слайд 6. (Воспитатель дает образец рассказа по пунктам, затем выслушивает рассказы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, очень интересные рассказы у вас получились. Но, к сожалению, нам пора возвращаться в детский сад. Слайд 7.
- Давайте попрощаемся с Лесовичком, а затем встанем и скажем такие слова:
« 1,2 – повернись,
В нашей группе окажись».
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Но у нас еще одно задание осталось от Лесовичка. Вот такая головоломка. Я уверена, что вы с ней легко справитесь.
Слайд 8. Дидактическая игра «Какие животные спрятались на картинке?»
Цель: Развитие внимания, мышления, воображения.
Дидактический материал: Карточки с изображением
контура различных животных.
Ход игры: Предложить ребёнку найти и назвать животных, нарисованных
на картинке. Обвести по контуру и закрасить нужным цветом.
Но сначала возьмите наши мячики-ежики, сделаем массаж пальчиков. (Дети выполняют пальчиковую гимнастику с мячиком-су-джоку)
Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
Мячик-ежик мы возьмем
Покатаем и потрем
Вверх подбросим и поймаем
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол
Ручкой ежика прижмем.
И немножко покатаем
Потом ручку поменяем.
II. Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие в лес?
А какие задания вам больше всего понравились? Какие испытания вы выполнили легко? А какие испытания показались трудными? Как вы думаете. Зверям хорошо жить в лесу? А как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, в лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: кто-то много знает о животных, интересными были ответы на вопросы. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку.
Список использованной литературы
1. Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей Конспекты занятий М., 2007.
2. Левина С.А., Тухачева С.И. Физкультминутки.Волгоград, 2005.
3. Лидин А. Природа вокруг тебя.Волгоград, 1993.
4. Соболева А.В. Загадки-смекалки.М., 1994.
5. Рузина М.С., Афонькин С.Ю.Страна пальчиковых игр. СПб., 1997.
6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.М., 1988.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.