ОП «КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
по учебной дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ТЕМА: «Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций»
разработал: Буркивченко Николай Николаевич, преподаватель БЖД
г. Луганск,
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
При создании методической разработки занятия по учебной дисциплине Безопасность жизнедеятельности на тему «Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций» учитывались современные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный.
Реализация вышеобозначенных подходов предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных методов проведения занятий с целью формирования общих и профессиональных компетенций.
Интерактивное обучение представляет собой формы совместной деятельности преподавателя и обучающихся, где все взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают результаты совместной работы, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.
При создании сценария занятия использовались следующие интерактивные формы, приемы и техники:
- Творческие задания;
- Динамическая пауза;
- Мини-лекция;
- Использование вопросов;
- Кейс-метод;
- Мини-презентация.
Обучение вопросам безопасности достигает поставленных целей, если:
- обучающиеся активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;
- получают возможность для анализа своей деятельности (рефлексии);
- могут практически подготовиться к решению задач обеспечения безопасности в чрезвычайных и кризисных ситуациях различного происхождения, с решением которых им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности.
Освоение учебных требований дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», на мой взгляд, будет результативным, если для обучающегося созданы условия активной деятельности на занятии. А сам обучающийся выступает не только в качестве объекта, но и субъекта, активного участника образования в области безопасности, способного к саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию.
Инженерная защита населения, территорий и населенных пунктов – это комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение или снижение до допустимых уровней воздействий поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф, а также оружия и последствий.
Методическая разработка учебного занятия
Учебная дисциплина |
Безопасность жизнедеятельности |
||
Тема занятия |
Инженерная защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) |
||
Продолжительность учебного занятия |
90 минут |
||
Цель занятия |
Формирование знаний о средствах коллективной защиты от поражающих факторов оружия массового уничтожения и ЧС мирного времени |
||
Задачи |
|||
Образовательная |
Обеспечить условия для формирования знаний о способах защиты населения. Обеспечить условия для применения теоретических знаний в практической деятельности |
||
Развивающая |
Формировать умения анализировать информацию. Содействовать развитию навыков деловой коммуникации |
||
Воспитательная |
Формировать умения конструктивного поведения в ЧС. Содействовать формированию чувства ответственности у обучающихся за личную и общественную безопасность |
||
Тип занятия |
Формирование новых знаний |
||
Вид занятия |
Практическое занятие |
||
Методы обучения |
Интерактивные методы |
||
Ожидаемые результаты |
|||
Результат обучения |
Показатели результата |
||
Способы защиты населения от оружия массового поражения |
Называет и характеризует средства коллективной защиты от оружия массового поражения |
||
Использовать средства коллективной защиты от оружия массового поражения |
Демонстрируют готовность использования инженерных сооружений |
||
Формируемые общие и профессиональные компетенции |
|||
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях |
Принимает решения при анализе и обсуждении кейс-задачи |
||
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами |
Демонстрирует эффективное деловое общение при работе в малой группе |
||
Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий |
Несет ответственность за результаты личной и групповой работы |
||
Учебно-методическое обеспечение урока |
Дидактический материал, мультимедийная презентация, учебные видеоролики |
||
Средства обучения |
Мультимедиапроектор, компьютер |
||
Используемые источники |
1. Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебное пособие / В.И. Бондин. - М.: Академцентр, 2015. - 349 с. 2. Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. - [Электронный ресурс] -http://www.school-obz.org 3. Российская Федерация. Законы. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.94 №68-ФЗ. 4. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – [Электронный ресурс] - http://fcior.edu.ru |
||
№ |
Структурный этап занятия |
Задачи этапа |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный момент |
Настрой обучающихся на предстоящую работу |
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность обучающихся к занятию. Создает ситуацию успеха (Прием «Лови ошибку»). Задает правила работы «Мы так договорились: - Регламент; - Телефон; - «Одна волна в эфире» |
Приветствуют преподавателя. Демонстрируют готовность к учебно-познавательной деятельности. Принимают правила работы
|
2 |
Целеполагание, мотивация |
Совместное определение цели и задач занятия. Мотивация |
Выдвигает проблему посредством вопроса: «Что предпринять, когда отсутствуют средства индивидуальной защиты?» (Прием «Проблемный вопрос») Собирает у обучающихся ожидания от занятия. Анализирует ожидания. Уточняет понимание обучающимися поставленной цели и задач занятия. Предлагает смартировать цель (Технология «Smart»). Обеспечивает мотивацию работы на занятии |
Отвечают на проблемный вопрос, определяют причины. Определяют тему занятия. Определяют цель занятия. Смартируют цель. Пишут ожидания от занятия на карточках. Выносят ожидания на ФЧ (визуализируют ожидания). Определяют задачи занятия |
3 |
Актуализация знаний |
Воспроизведение знаний умений, необходимых для «открытия» нового знания |
Делит обучающихся на группы (Прием «Лидеры»: лидер выбирает того, кого хочет видеть в команде, выбранный лидером участник производит свой выбор. Т.о., определяются две команды). Предлагает задание для работы в группах «Что мы уже знаем?» (Прием «Мини-презентация». Время на подготовку - 5 мин., результаты на ФЧ, время на презентацию – 3 мин.). Вопросы для работы в группах: - Какие существуют способы защиты от поражающих факторов ЧС? - Какие существуют средства защиты от поражающих факторов ЧС? |
Делятся на две группы. Выполняют задание в группах. Результаты работы в группах паркуют на ФЧ. Выступают с мини-презентацией |
4 |
Усвоение новых знаний и способов действия |
Формирование новых знаний Снятие эмоциональной усталости |
Доводит до обучающихся основные понятия темы (Прием «Мини-лекция»). Показывает обучающую презентацию. Предлагает обучающимся задать вопросы. Отвечает на вопросы. Организует динамическую паузу (Прием «Жокей и лошадь» (Приложение А). Предлагает задание для работы в группах «Памятка «Правила поведения в убежище» (Прием «Мини-презентация». Время на подготовку - 5 мин., результаты на ФЧ, время на презентацию – 3 мин.). Вопросы для работы в группах: - Укрываемые в убежище обязаны: (ответы обучающихся) - Укрываемым в убежище запрещается: (ответы обучающихся) |
Слушают мини-лекцию. Смотрят обучающую презентацию. Задают вопросы. Выполняют упражнение «Жокей и лошадь» (находят ответы на вопросы). Выполняют задание в группах. Результаты работы в группах фиксируют на ФЧ. Выступают с мини-презентацией |
5 |
Применения знаний и способов действий |
Организация заданий, где используется новый способ действий |
Предлагает задание для работы в группах - решить кейс-задачу (Приложение Б). Побуждает к высказыванию собственного мнения. Осуществляет выборочный контроль |
Решают кейс-задачу. Высказывают мнение |
6 |
Обратная связь |
Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы |
Проводит рефлексию. Предлагает ответить на вопросы (Прием «Согласен/не согласен» (Приложение В). Организует взаимопроверку. Организует взаимооценку. Проводит обратную связь. Предлагает группам составить вопросы друг другу, используя вопросительные слова (Метод вопросов) (Приложение Г). Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся |
Решают тест. Осуществляют взаимопроверку. Осуществляют взаимооценку. Формулируют вопросы. Задают друг другу вопросы. Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей деятельности. Называют основные позиции нового материала |
7 |
Домашнее задание |
Задание для самостоятельной работы |
Задает домашнее задание: Найти в различных информационных источниках данные о защитных сооружениях города Луганска |
Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Интерактивный прием «Жокей и лошадь»
Инструкция для преподавателя. Группа делится на две команды: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами.
Задание для обучающихся. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
Вопросы
1. Какой поражающий фактор ядерного оружия может вызвать воспламенение и возгорание предметов, оплавление, обугливание, а при воздействии на человека возникает поражение глаз и ожоги открытых участков тела.
2. Какое отравляющее вещество (химическое оружие) вызывает металлический привкус во рту, раздражение в горле, головокружение, слабость, тошноту, резкие судороги, паралич.
3. Какой вид оружия массового поражения применяется в виде различных боеприпасов, снаряженных некоторыми видами бактерий, возбуждающих инфекционные заболевания, принимающих вид эпидемий.
4. На какие виды делятся защитные сооружения по срокам строительства?
5. Какие городские подземные сооружения можно использовать в качестве убежищ после некоторого дооборудования (установка защитно-герметических устройств, оборудование системы фильтровентиляции и др.)?
6. Под какое защитное сооружение можно приспособить обычное жилое строение?
7. Какие действия нужно произвести, чтобы из обычного жилого строения сделать противорадиационное укрытие?
8. На каком расстоянии от наземных зданий следует строить простейшие укрытия (щели)?
9. Какими должны быть размеры простейшего укрытия (глубина, ширина по верху, ширина по дну)?
10. Какова нормативная вместимость щели?
Ответы
1. Световое излучение.
2. Синильная кислота.
3. Биологическое оружие.
4. Возводимые заблаговременно и быстровозводимые.
5. Метрополитен, транспортные и пешеходные туннели, заглубленные части зданий.
6. Противорадиационное укрытие.
7. Усилить защитные свойства; Загерметизировать помещение; Устроить простейшую вентиляцию.
8. Не менее высоты зданий, но не ближе 7 метров.
9. 180-200 см, 120 см, 80 см.
10. 10-15 человек.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Задание для обучающихся. Решите кейс-задачу:
1. Проанализируйте и обсудите в подгруппе предложенную ситуацию;
2. Предлагаемый алгоритм действий участника ситуации представьте в виде отдельных действий;
3. Презентуйте решение данной ситуации;
4. Придерживайтесь регламента – 10 мин.
Кейс-задача
На территории Российской Федерации большое количество атомных электростанций (потенциально опасных объектов). Россия обладает технологией атомной энергетики полного цикла: от добычи урановых руд до выработки электроэнергии; обладает значительными разведанными запасами руд, а также запасами в оружейном виде.
Кейс-задача
Произошел взрыв на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного заражения.
Задание 1. Перечислите факторы, от которых защитные сооружения должны обеспечивать защиту населения в данной ситуации.
1. _______________________________________;
2. _______________________________________ и т.д.
Задание 2. Опишите порядок ваших действий в данной ситуации.
1. _______________________________________;
2. _______________________________________ и т.д..
Задание 3. Перечислите предметы и вещи первой необходимости, которые вы возьмете с собой в убежище.
1. _______________________________________;
2. _______________________________________ и т.д.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Тест «Согласен/не согласен»
Задание для обучающихся. Прочитайте утверждение. Если вы с ним согласны, то отметьте знаком «+», если не согласны – «-».
№ |
Утверждение |
Согласен/не согласен |
1 |
Поражающий фактор ядерного взрыва ударная волна приводит к самовозгоранию деревянных построек |
|
2 |
Атомные электростанции считаются потенциально опасными объектами |
|
3 |
Убежища по месту расположения подразделяются на встроенные и пристроенные |
|
4 |
Убежища по времени возведения подразделяются на быстровозводимые и возводимые заблаговременно |
|
5 |
Заблаговременно построенные убежища большого объема вмещают в себя более 150 человек |
|
6 |
Запас продуктов питания в убежище создается из расчета не менее чем на 2 суток для каждого укрываемого |
|
7 |
Противорадиационные укрытия защищают людей от ионизирующих излучений |
|
8 |
Подвалы деревянных домов ослабляют радиацию в 7-12 раз, а каменных – в 200-300 раз |
|
9 |
Щели бывают быстровозводимые и возводимые заблаговременно |
|
10 |
Простейшее укрытие может вмещать в себя 100 человек |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Задание для обучающихся. Составьте вопросы по изученной теме, используя вопросительные слова.
1 группа |
2 группа |
Как? Где? Сколько? Какой? Каким образом? Из чего состоит? |
Что? Почему? Откуда? Зачем? Какая взаимосвязь? Каково назначение? |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.