Министерство образования и науки ЛНРГосударственное бюджетное образовательное учреждениеСреднего профессионального образованияЛуганской Народной Республики«Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства »
Методическая разработка
занятия производственного обучения
по учебной практике
Тема занятия: Техническое обслуживание механизма газораспределения
(регулировка тепловых зазоров)
Профессия: 23.01.03 Автомеханик
Разработала
мастер производственного обучения
Донченко В.Н.
2021г.
Методическая разработка помогает мастеру производственного обучения повышать качество знаний, навыков и умений у обучающихся по изучению данной темы. Эта методическая разработка предназначена в помощь мастеру производственного обучения в мастерской в группе второго курса по профессии “Автомеханик”
Методическая разработка помогает мастеру производственного обучения научить обучающихся выполнять регулировку тепловых зазоров ,воспитывать у обучающихся бережное отношение к инструментам,оборудованию,приспособлениям,развивать самостоятельность во время выполнения приемов регулировки тепловых зазоров,умения работать в коллективе ,экономно использовать материаллы и электроэнергию,а также позволяет проявляеть больший интерес к избранной профессии.
Методическая разроботка имеет план урока, мини конспект,
презентацию, критерии оценивания достижений учащихся слайды.
Анотация
Учебно-производственные :
Научить обучающихся применять полученные теоретические знания на практике,
пользоваться технологической документацией,
последовательно выполнять регулировку тепловых зазоров, организовывать рабочее место и строго придерживаться требований по охране труда.
Цели занятия
Развивающая:Развивать у обучающихся творческие способности, чувство коллективизма, ответственность за результаты своей работы, взаимо поддержку.
Воспитывать у обучающихся бережное отношение к оборудованию, приспособлениям, инструменту, экономное использование электроэнергии и материалов.
Воспитательная:
Межпредметные связи:
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля, техническое черчение, материаловедение, электротехника, физика
Двигатели разных модификаций;
пусковая рукоятка;
плоский щуп;
отвертки;
комплект гаечных ключей;
Дидактический материал:
плакаты по теме, инструктивные карты,
технологическая документация;
мультимедийный проэктор, фильм.
Материально – техническое оснащение занятия:
Организационный момент Проверка состояния рабочей одежды у обучающихся
(согласно технических требований).
Перекличка обучающихся, согласно списочного состава
Ход урока:
Сообщить обучающимся тему и цели занятия ;
Ознакомить с порядком работы в мастерской;
Провести актуализацию знаний обучающихся по вопросам охраны труда , предложив им дополнить или закончить предложение;
Провести актуализацию знаний обучающихся, предложив им ответить на тэсты :
Вводный инструктаж
Актуализация знаний обучающихся по вопросам охраны труда методом ”Дополни предложение”
Обучающимся предлагаются две таблицы:
В первую таблицу внесены неоконченные предложения.
В другую таблицу внесены окончания предложений.
Обучающиеся должны доставить в первую таблицу окончания предложений, соответствующие правильному номеру.
Правильность внесений оценивается: 1 балл за ответ.
1 | Техническое состояние автомобиля и его агрегатов, проверяют при…8 |
2 | Работу автомобиля проверяют на ходу лишь после…..4 |
3 | Запускают двигатель при помощи ….7 |
4 | В исключительных случаях разрешается ….5 |
5 | Держать рукоятку необходимо так,чтобы все пальцы размещались снизу, поскольку при положении ее в обхват при возможном возвратном обороте коленчатого вала рукоятка..6 |
6 | Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности определенных….2 |
7 | При откручивании и закручивании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообоазно использовать….3 |
8 | Применять ломики для проворачивания коленчатого вала и маховика не разрешается , так как они могут сорваться….1 |
Таблица 1
1 | и травмировать работника |
2 | в инструктивно - технологичесних картах, где отображаются правильность и безопасность выполнения соответствующих операций , а также перечисленные используемые приспособления и инструменты. |
3 | ключи с храповыми механизмами , такие механизмы исключают снятие или насаживание болта или гайки на головку ключа для поворота. |
4 | технического обслуживания |
5 | пусковой рукояткой. |
6 | может ударить по большому пальцу руки. |
7 | стартера. |
8 | выключенном двигателе и заторможенных колесах. |
Таблица 2
С какого номера цилиндра предлагают начинать проверку наличия тепловых зазоров в приводе клапанов изучаемых двигателей…
А) с первого;
Б) со второго ;
В) с третьего;
Г) с любого.
Задание 5
Общие сведения
Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичную посадку клапана на седло при тепловом расширении деталей,во время работы двигателя.
Для каждой модели двигателя установлена оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах.
В процессе эксплуатации вследствии износа, или нарушения регулировки, величина теплового зазора может отклоняться от оптимальных значений.
Как увеличение, так и уменшение тепловых зазоров негативно сказывается на работу механизма газораспределения и двигателя в целом.
При очень больших зазорах увеличиваются ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов.
При очень малых зазорах не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности , клапана перегреваются, что может привести к прогоранию фасок.
Мини конспект
Применение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения
Увеличение регулировочного зазора между штангой и коромыслом впускных клапанов на 0,1мм.вызывает нарушение фаз газораспределения.
Для двигателей семейства ЗИЛ и ГАЗ такому зазору отвечает отклонение угла п.к.в. на 8…9
Нарушение фаз газораспределения дает уменшение коэффициента наполнения двигателя и увеличение коэффициента остаточных газов. Все это вызывает уменьшение мощности двигателя на 3…4% и
сопровождается увеличением расхода топлива.
С увеличением зазора расход топлива возрастает на 5…7%,
а с уменьшением на 1,5…2%.
Увеличенный износ кулачков распределительного вала механиза газораспределения, сопровождается увеличением затрат топлива на 5…6%.
Стуки клапанов – звонкие, хорошо прослушиваются на прогретом двигателе, они возникают при увеличенных тепловых зазорах между стержнями клапанов и носком коромысла, теряется мощность, увеличивается шум в клапанном механизме надо отрегулировать тепловые зазоры.
Отсутствие компрессии: двигатель не развивает требуемой мощности или совсем не работает - нужно отрегулировать тепловые зазоры или заменить поршневую групу.
Компрессию проверяют компрессометром или компрессографом.
Уменьшение тепловых зазоров приводит к обгоранию седел и клапанов “чиханию” в карбюраторе и “выстрелам” в глушителе, уменьшенню мощности, увеличению износа клапанов –необходимо отрегулировать тепловые зазоры.
Основные неисправности механизма газораспределения
Таким образом регулировка тепловых зазоров устраняет преждевременный износ деталей МГР, позволяет восстановить фазы газо распределения , увеличивает наполняемость цилиндров, их компрессию а также мощность двигателя.
Зазоры проверяют и при необходимости регулируют, периодически,во время технического обслуживания .
Регулировка тепловых зазоров трудоемкая операция, так как на многих автомобилях необходимо выполнить ряд дополнительных демонтажных работ.
Тепловые зазоры регулируют на холодном двигателе (15-25 С), при полностью закрытых впускных и выпускных клапанах.
Величину зазоров указывают в инструкциях автомобильных заводов.
Тепловые зазоры проверяют и регулируют щупом.
Отвернуть гайки крышек головок цилиндров, снять крышки.
Установить поршень первого цилиндра в положение В.М.Т. такта сжатия.
Для этого провернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с меткой В.М.Т. указателя установления момента зажигания, расположенном на датчике ограничения максимальной частоты поворота коленчатого вала .
В этом положении коленчатого вала клапаны первого цилиндра полностью закрыты, между стержнем клапана и носком коромысла создается зазор.
Регулировка тепловых зазоров на двигателе ЗИЛ-130
Измерить зазор пластинчатым щупом и при необходимости отрегулировать.
Для этого, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабить контргайку, затем вставить щуп в зазор между стержнем клапана и носком коромысла и отверткой закручивать регулировочный винт до начала закусывания щупа в зазоре.
Оставить щуп в зазоре и придерживая винт отверткой, затянуть контргайку.
Вынуть щуп и проверить установленный зазор (щуп 0,25мм.должен входить в зазор свободно , а щуп 0,30 мм. входить не должен).
Отрегулировать зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров, согласно порядка их работы-1-5-4-2-6-3-7-8.
При регулировке следующего цилиндра проворачивать коленчатый вал на четверть оборота
Открутить болты крепления и осторожно, чтоб не повредить прокладки, снять крышки головок блоков цилиндров.
Установить поршень первого цилиндра в положение В.М.Т. такта сжатия. Для этого выкрутить свечу зажигания, закрыть плотно отверстие для свечи бумажной пробкой и проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не выскочит пробка.
Потом снять крышку люка на картере сцепления и прокручивая коленчатый вал, через отверстие люка следить за появлением установочных меток на маховике.
Осторожно прокручивать коленчатый вал до совпадения указателя на корпусе сцепления с шариком, запресованным в маховик, или до совпадения риски на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя В.М.Т. на крышке распределительных шестерен.
Регулировка зазоров выполняется так же , как и на двигателе автомобиля ЗИЛ-130.
Зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров регулируются по порядку работы двигателя-1-5-4-2-6-3-7-8, проворачивая коленчатый вал на 90 градусов после регулировки зазоров в механизмах следующего цилиндра.
Регулировка тепловых зазоров на двигателе автомобиля ЗМЗ-53
Снять крышки головок цилиндров.
Проверить и при необходимости подтянуть болты крепления головок цилиндров.
Вывести фиксатор , смонтированный на картере маховика, преодолев усилия пружины и повернув его на 90 градусов.
Снять крышку люка в нижней части картера сцепления.
Вставить ломик п отверстие на маховике и прокручивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком
Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления в торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Когда риски находятся снизу, вывести фиксатор с зацепления с маховиком и повернуть коленчатыйй вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз на маховике.
Регулировка тепловых зазоров двигателя автомобиля КамАЗ-740
Установить фиксатор маховика в верхнее положение.
Повернуть коленчатый вал на 60 градусов.
В этом положении клапаны регулируемых 1-го и 5-го цилиндров закрыты.
Проверить щупом зазор между носком коромысла и стержнями клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,30мм. для впускного и 0,40 мм.выпускного клапанов должен входить с усилием. Щуп толщиной 0,25 мм для впускных и 0,35 мм. выпускных клапанов должен входить свободно.
Момент затяжки гайки регулировочного винта должен быть в пределах 40-50 Н .м
Далее регулировку зазоров проводят попарно по цилиндрам
4-2, 6-3, 7-8, проворачивая коленчатый вал по ходу
проворота каждый раз на 180градусов.
Запустить двигатель и проверить его работу на стук. Если стуки отсутствуют ,то зазоры отрегулированы правильно.
Работать необходимо в спецодежде, которая должна быть в нормальном состоянии, (согласно технологических требований).
Помещение должно быть с хорошим освещением и вентиляцией.
Рабочие места оснащены необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, которые отвечают характеру робот по техническому обслуживанию и обеспечивает продуктивность труда.
Во время регулировки тепловых зазоров проворачивать коленчатй вал необходимо пусковой рукояткой.
Применять ломики для проворачивания коленчатого вала со стороны маховика запрещается, так как они могут сорваться и травмировать работника.
Охрана труда при выполнении регулировки тепловых зазоров
Держать пусковую рукоятку необходимо так, чтобы все пальцы руки размещались снизу, поскольку при держании ее в обхват ,при возможном обратном повороте коленчатого вала, рукоятка может ударить по большому пальцу руки.
Внимание:
Двигатель имеет много острых выступов, кромок, поэтому необходимо быть внимательным и осторожным чтобы избежать травмирования.
Необходимо постоянно следить, чтобы инструмент был чистым и не замасленным, иначе работа даже исправным инструментом может привести к травме.
Обучающиеся должны выполнять только ту работу, которую выдал мастер производственного обучения.
Первый обход:
С целью проверки правильности рациональной организации рабочего места.
Второй обход:
С целью правильности выполнения приемов по регулировке тепловых зазоров, выполнение требований по вопросам охраны труда.
Третий обход:
С целью проверки правильности выполнения регулировочных работ, придерживание технических требований , норм времени;
сдача инструмента, уборка рабочего места.
Текущий инструктаж
Подвести итоги занятия;
Ознакомить обучающихся с полученными оценками;
Отметить обучающихся, которые отлично выполнили задание;
Остановиться на ошибках, которые допустили обучающиеся выполняя задание и нарушили правила по охране труда;
Провести анализ ошибок и наметить пути их устранения;
Ознакомить обучающихся с темой следующего уроку;
Выдать домашнее задание.
Заключительный инструктаж
Список используемой литературы
1.Крамаренко Г.В.,Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт,1982.
2. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на авторемонтных предприятиях .
М.: Транспорт, 1990.
3. Дюмин И.Е. , Трегуб Г.Г., М. Транспорт, 1995.
4.Килимник И.В.Знаете ли вы автомобиль? Кишинев, Картя Молдовеняскэ , 1995.
5.Вишневецкий Ю.Т. Слесарь по ремонту автомобилей, Учебник, Москва, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.