Методическая разработка занятия по учебной практике Ремонт механизма газораспределения (регулировка тепловых зазоров))

  • ppt
  • 01.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала методразработка урока тепл.зазоры.ppt

Министерство образования и науки ЛНР Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Луганской Народной Республики «Краснолучский колледж технологии строительства и прикладного искусства »

Методическая разработка
занятия производственного обучения
по учебной практике
Тема занятия: Техническое обслуживание механизма газораспределения
(регулировка тепловых зазоров)
Профессия: 23.01.03 Автомеханик

Разработала
мастер производственного обучения
Донченко В.Н.
2021г.

Методическая разработка помогает мастеру производственного обучения повышать качество знаний, навыков и умений у обучающихся по изучению данной темы. Эта методическая разработка предназначена в помощь мастеру производственного обучения в мастерской в группе второго курса по профессии “Автомеханик”

Методическая разработка помогает мастеру производственного обучения научить обучающихся выполнять регулировку тепловых зазоров ,воспитывать у обучающихся бережное отношение к инструментам,оборудованию,приспособлениям,развивать самостоятельность во время выполнения приемов регулировки тепловых зазоров,умения работать в коллективе ,экономно использовать материаллы и электроэнергию,а также позволяет проявляеть больший интерес к избранной профессии.

Методическая разроботка имеет план урока, мини конспект,
презентацию, критерии оценивания достижений учащихся слайды.

Анотация

Тема программы: ПМ.01Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Тема занятия:
Техническое обслуживание механизма газораспределения
(регулировка тепловых зазоров).


Учебно-производственные :
Научить обучающихся применять полученные теоретические знания на практике,
пользоваться технологической документацией,
последовательно выполнять регулировку тепловых зазоров, организовывать рабочее место и строго придерживаться требований по охране труда.

Цели занятия

Развивающая: Развивать у обучающихся творческие способности, чувство коллективизма, ответственность за результаты своей работы, взаимо поддержку.

Воспитывать у обучающихся бережное отношение к оборудованию, приспособлениям, инструменту, экономное использование электроэнергии и материалов.

Воспитательная:

Межпредметные связи:
Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобиля, техническое черчение, материаловедение, электротехника, физика

Двигатели разных модификаций;
пусковая рукоятка;
плоский щуп;
отвертки;
комплект гаечных ключей;
Дидактический материал:
плакаты по теме, инструктивные карты,
технологическая документация;
мультимедийный проэктор, фильм.

Материально – техническое оснащение занятия:

Метод проведения занятия: Занятие усвоения и приобретения новых умений и навыков

Место проведения урока:

Мастерская по ремонту и техническому
обслуживанию автомобилей

Организационный момент Проверка состояния рабочей одежды у обучающихся
(согласно технических требований).
Перекличка обучающихся, согласно списочного состава

Ход урока:

Сообщить обучающимся тему и цели занятия ;
Ознакомить с порядком работы в мастерской;
Провести актуализацию знаний обучающихся по вопросам охраны труда , предложив им дополнить или закончить предложение;
Провести актуализацию знаний обучающихся, предложив им ответить на тэсты :

Вводный инструктаж

Актуализация знаний обучающихся по вопросам охраны труда методом ”Дополни предложение

Обучающимся предлагаются две таблицы:
В первую таблицу внесены неоконченные предложения.
В другую таблицу внесены окончания предложений.
Обучающиеся должны доставить в первую таблицу окончания предложений, соответствующие правильному номеру.
Правильность внесений оценивается: 1 балл за ответ.

1

Техническое состояние автомобиля и его агрегатов, проверяют при…8

2

Работу автомобиля проверяют на ходу лишь после…..4

3

Запускают двигатель при помощи ….7

4

В исключительных случаях разрешается ….5

5

Держать рукоятку необходимо так,чтобы все пальцы размещались снизу, поскольку при положении ее в обхват при возможном возвратном обороте коленчатого вала рукоятка..6

6

Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности определенных….2

7

При откручивании и закручивании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообоазно использовать….3

8

Применять ломики для проворачивания коленчатого вала и маховика не разрешается , так как они могут сорваться….1

Таблица 1

1

и травмировать работника

2

в инструктивно - технологичесних картах, где отображаются правильность и безопасность выполнения соответствующих операций , а также перечисленные используемые приспособления и инструменты.

3

ключи с храповыми механизмами , такие механизмы исключают снятие или насаживание болта или гайки на головку ключа для поворота.

4

технического обслуживания

5

пусковой рукояткой.

6

может ударить по большому пальцу руки.

7

стартера.

8

выключенном двигателе и заторможенных колесах.

Таблица 2

номер предложения

номер окончания предложения

баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

Критерии оценивания

Актуализация знаний обучающихся по вопросам технического обслуживания механизма газораспределения

Обучающимся предлагается ответить на тесты с вариантами ответов, где один из них правильный.

Благодаря какой детали газораспределительного механизма клапан плотно прижимается к седлу?
А) коромысло;
Б) пружинна;
В) ось коромысла с цилиндрической пружиной, увеличенный износ клапанов;

Задание 1

Задание 2

Тепловые зазоры регулируют при….

А) закрытых клапанах

Б) открытых клапанах;

В) открытых или закрытых клапанах в зависимости от модели двигателя.

Тепловые зазоры у двигателя автомобиля“Волга” ГАЗ-24

устанавливают между…

А) носком коромысла и стержнем клапана;

Б) толкателем и распределительным валом;

В) штангой и толкателем;

Г) штангой и коромыслом.

Задание 3

В каких пределах находятся значения тепловых зазоров газораспределительных механизмов изучаемых двигателей
А) 0,15-0,45мм;
Б) 0,45-0,75мм;
В) 0,75-1,05мм;
Г)1,05-1,35мм.

Задание 4

С какого номера цилиндра предлагают начинать проверку наличия тепловых зазоров в приводе клапанов изучаемых двигателей…
А) с первого;
Б) со второго ;
В) с третьего;
Г) с любого.

Задание 5

Общие сведения

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичную посадку клапана на седло при тепловом расширении деталей,во время работы двигателя.

Для каждой модели двигателя установлена оптимальная величина теплового зазора в клапанных механизмах.

В процессе эксплуатации вследствии износа, или нарушения регулировки, величина теплового зазора может отклоняться от оптимальных значений.

Как увеличение, так и уменшение тепловых зазоров негативно сказывается на работу механизма газораспределения и двигателя в целом.

При очень больших зазорах увеличиваются ударные нагрузки и увеличивается износ деталей привода клапанов.

При очень малых зазорах не обеспечивается герметичность камеры сгорания, двигатель теряет компрессию и не развивает полной мощности , клапана перегреваются, что может привести к прогоранию фасок.

Мини конспект

Применение регулировки тепловых зазоров в механизме газораспределения

Увеличение регулировочного зазора между штангой и коромыслом впускных клапанов на 0,1мм.вызывает нарушение фаз газораспределения.

Для двигателей семейства ЗИЛ и ГАЗ такому зазору отвечает отклонение угла п.к.в. на 8…9

Нарушение фаз газораспределения дает уменшение коэффициента наполнения двигателя и увеличение коэффициента остаточных газов. Все это вызывает уменьшение мощности двигателя на 3…4% и
сопровождается увеличением расхода топлива.

С увеличением зазора расход топлива возрастает на 5…7%,
а с уменьшением на 1,5…2%.

Увеличенный износ кулачков распределительного вала механиза газораспределения, сопровождается увеличением затрат топлива на 5…6%.

Стуки клапанов – звонкие, хорошо прослушиваются на прогретом двигателе, они возникают при увеличенных тепловых зазорах между стержнями клапанов и носком коромысла, теряется мощность, увеличивается шум в клапанном механизме надо отрегулировать тепловые зазоры.

Отсутствие компрессии: двигатель не развивает требуемой мощности или совсем не работает - нужно отрегулировать тепловые зазоры или заменить поршневую групу.
Компрессию проверяют компрессометром или компрессографом.

Уменьшение тепловых зазоров приводит к обгоранию седел и клапанов “чиханию” в карбюраторе и “выстрелам” в глушителе, уменьшенню мощности, увеличению износа клапанов –необходимо отрегулировать тепловые зазоры.

Основные неисправности механизма газораспределения

Таким образом регулировка тепловых зазоров устраняет преждевременный износ деталей МГР, позволяет восстановить фазы газо распределения , увеличивает наполняемость цилиндров, их компрессию а также мощность двигателя.

Зазоры проверяют и при необходимости регулируют, периодически,во время технического обслуживания .

Регулировка тепловых зазоров трудоемкая операция, так как на многих автомобилях необходимо выполнить ряд дополнительных демонтажных работ.
Тепловые зазоры регулируют на холодном двигателе (15-25 С), при полностью закрытых впускных и выпускных клапанах.

Величину зазоров указывают в инструкциях автомобильных заводов.

Тепловые зазоры проверяют и регулируют щупом.

Отвернуть гайки крышек головок цилиндров, снять крышки.

Установить поршень первого цилиндра в положение В.М.Т. такта сжатия.

Для этого провернуть коленчатый вал до совмещения метки на шкиве коленчатого вала с меткой В.М.Т. указателя установления момента зажигания, расположенном на датчике ограничения максимальной частоты поворота коленчатого вала .

В этом положении коленчатого вала клапаны первого цилиндра полностью закрыты, между стержнем клапана и носком коромысла создается зазор.

Регулировка тепловых зазоров на двигателе ЗИЛ-130

Измерить зазор пластинчатым щупом и при необходимости отрегулировать.

Для этого, придерживая отверткой регулировочный винт, ослабить контргайку, затем вставить щуп в зазор между стержнем клапана и носком коромысла и отверткой закручивать регулировочный винт до начала закусывания щупа в зазоре.

Оставить щуп в зазоре и придерживая винт отверткой, затянуть контргайку.

Вынуть щуп и проверить установленный зазор (щуп 0,25мм.должен входить в зазор свободно , а щуп 0,30 мм. входить не должен).

Отрегулировать зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров, согласно порядка их работы-1-5-4-2-6-3-7-8.
При регулировке следующего цилиндра проворачивать коленчатый вал на четверть оборота

Открутить болты крепления и осторожно, чтоб не повредить прокладки, снять крышки головок блоков цилиндров.
Установить поршень первого цилиндра в положение В.М.Т. такта сжатия. Для этого выкрутить свечу зажигания, закрыть плотно отверстие для свечи бумажной пробкой и проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока не выскочит пробка.
Потом снять крышку люка на картере сцепления и прокручивая коленчатый вал, через отверстие люка следить за появлением установочных меток на маховике.
Осторожно прокручивать коленчатый вал до совпадения указателя на корпусе сцепления с шариком, запресованным в маховик, или до совпадения риски на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя В.М.Т. на крышке распределительных шестерен.
Регулировка зазоров выполняется так же , как и на двигателе автомобиля ЗИЛ-130.

Зазоры в клапанных механизмах остальных цилиндров регулируются по порядку работы двигателя-1-5-4-2-6-3-7-8, проворачивая коленчатый вал на 90 градусов после регулировки зазоров в механизмах следующего цилиндра.

Регулировка тепловых зазоров на двигателе автомобиля ЗМЗ-53

Снять крышки головок цилиндров.

Проверить и при необходимости подтянуть болты крепления головок цилиндров.

Вывести фиксатор , смонтированный на картере маховика, преодолев усилия пружины и повернув его на 90 градусов.

Снять крышку люка в нижней части картера сцепления.

Вставить ломик п отверстие на маховике и прокручивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в зацепление с маховиком

Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления в торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Когда риски находятся снизу, вывести фиксатор с зацепления с маховиком и повернуть коленчатыйй вал на один оборот. При этом фиксатор должен войти в паз на маховике.

Регулировка тепловых зазоров двигателя автомобиля КамАЗ-740

Установить фиксатор маховика в верхнее положение.
Повернуть коленчатый вал на 60 градусов.
В этом положении клапаны регулируемых 1-го и 5-го цилиндров закрыты.
Проверить щупом зазор между носком коромысла и стержнями клапанов 1-го и 5-го цилиндров. Щуп толщиной 0,30мм. для впускного и 0,40 мм.выпускного клапанов должен входить с усилием. Щуп толщиной 0,25 мм для впускных и 0,35 мм. выпускных клапанов должен входить свободно.
Момент затяжки гайки регулировочного винта должен быть в пределах 40-50 Н .м
Далее регулировку зазоров проводят попарно по цилиндрам
4-2, 6-3, 7-8, проворачивая коленчатый вал по ходу
проворота каждый раз на 180градусов.
Запустить двигатель и проверить его работу на стук. Если стуки отсутствуют ,то зазоры отрегулированы правильно.

Работать необходимо в спецодежде, которая должна быть в нормальном состоянии, (согласно технологических требований).

Помещение должно быть с хорошим освещением и вентиляцией.

Рабочие места оснащены необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментами, которые отвечают характеру робот по техническому обслуживанию и обеспечивает продуктивность труда.

Во время регулировки тепловых зазоров проворачивать коленчатй вал необходимо пусковой рукояткой.

Применять ломики для проворачивания коленчатого вала со стороны маховика запрещается, так как они могут сорваться и травмировать работника.

Охрана труда при выполнении регулировки тепловых зазоров

Держать пусковую рукоятку необходимо так, чтобы все пальцы руки размещались снизу, поскольку при держании ее в обхват ,при возможном обратном повороте коленчатого вала, рукоятка может ударить по большому пальцу руки.

Внимание:
Двигатель имеет много острых выступов, кромок, поэтому необходимо быть внимательным и осторожным чтобы избежать травмирования.
Необходимо постоянно следить, чтобы инструмент был чистым и не замасленным, иначе работа даже исправным инструментом может привести к травме.

Обучающиеся должны выполнять только ту работу, которую выдал мастер производственного обучения.

Первый обход:
С целью проверки правильности рациональной организации рабочего места.

Второй обход:
С целью правильности выполнения приемов по регулировке тепловых зазоров, выполнение требований по вопросам охраны труда.
Третий обход:
С целью проверки правильности выполнения регулировочных работ, придерживание технических требований , норм времени;
сдача инструмента, уборка рабочего места.

Текущий инструктаж

Подвести итоги занятия;
Ознакомить обучающихся с полученными оценками;

Отметить обучающихся, которые отлично выполнили задание;

Остановиться на ошибках, которые допустили обучающиеся выполняя задание и нарушили правила по охране труда;

Провести анализ ошибок и наметить пути их устранения;

Ознакомить обучающихся с темой следующего уроку;

Выдать домашнее задание.

Заключительный инструктаж

Список используемой литературы


1.Крамаренко Г.В.,Барашков И.В. Техническое обслуживание автомобилей. М.: Транспорт,1982.

2. Кузнецов Ю.М. Охрана труда на авторемонтных предприятиях .
М.: Транспорт, 1990.

3. Дюмин И.Е. , Трегуб Г.Г., М. Транспорт, 1995.

4.Килимник И.В.Знаете ли вы автомобиль? Кишинев, Картя Молдовеняскэ , 1995.

5.Вишневецкий Ю.Т. Слесарь по ремонту автомобилей, Учебник, Москва, 2007.