Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
Мясникова Мария Васильевна учитель
МБОУ «СОШ №30 им. А.И. Трофимова» г. Чебоксары, Чувашская Республика
МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Аннотация: в начальной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников – формирование орфографической грамотности. Как и многих учителей начальных классов автора очень волнует проблема безграмотного письма обучающихся, неумение «видеть» орфограммы в словах. Неумение выделять орфограммы на письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Автор предлагает познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками как средством развития орфографического навыка.
Ключевые слова: методическая рекомендация, работа над ошибками, начальная школа, орфографическая грамотность, орфограмма, памятка для работы над ошибками.
Одной из главных задач уроков русского языка в начальной школе – формирование прочных орфографических навыков. Важное место в системе обучению правописанию занимает работа над ошибками. В связи с этим остро встает вопрос о работе над ошибками, от проведения которой зависит грамотность учащихся, умение орфографически правильно писать слова, точно употреблять их в речи для выражения своих мыслей, строить предложения, связный рассказ.
Пожалуй, нет такого учителя начальных классов, который не задумался над этой проблемой. Казалось, что уже испробованы разные методики, все отработано, но ожидаемого результата нет. Необходимо построить работу над ошибками на уроках русского языка так, чтобы обучающиеся смогли отработать орфограммы, изучаемые в начальной школе. Главным в обучении право-
1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
писанию является орфографическое правило, его понимание и применение, которое приводит к решению орфографической задачи. Однако решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить ее, ребенок сможет решить вопрос о конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Наиглавнейшая задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.
Попробуйте вспомнить все виды орфограмм, которые изучаются в начальной школе. Сколько у вас получилось? Даже не пытайтесь вспомнить все. Их как минимум 20! К тому же необходимо учитывать, что орфограммы бывают: по возможности проверки: проверяемые, непроверяемые и по месту нахождения: в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. На ребёнка сваливается огромное количество информации о видах орфограмм, способах их применения, исключениях и т. д. Происходит противоречие между количеством информации и возможностью ребёнка эту информацию усвоить.
Возникает необходимость в создании новых приёмов работы над орфографической зоркостью. Я вам предлагаю познакомиться с одним из приёмов работы над ошибками, как средством развития орфографического навыка.
В своей практике я выделила четыре вида исправлений ошибок. Я вам предложу разработанную мною памятку для работы над ошибками.
1. Запиши это слово правильно 2 раза, подчеркни орфограмму.
2. Запиши это слово правильно, подбери к нему проверочное слово.
3. Запиши это слово правильно, подчеркни орфограмму, запиши ещё два слова на данное правило.
4. Запиши все предложение заново без ошибок.
Первый вид исправления не представляет для детей трудности, так как они только выписывают слово, в котором была допущена ошибка на ещё неизучен-
2 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Scientific Cooperation Center "Interactive plus"
ное правило или же словарное слово, и стараются запомнить его правильное написание, например: до свидания. А также замена, пропуск букв в словах.
Ко второму виду исправления относятся ошибки, допущенные в словах на безударные гласные, на парные глухие и звонкие согласные, на непроизносимые согласные в корне слова. Обучающиеся при выполнении работы над ошибками к данным словам подбирают проверочные слова: указка – указать, поздний – опоздать.
Третий вид ошибок обучающиеся исправляют опять с помощью доказательства. Работа проводится так: сначала ребята находят слово с ошибкой, правильно записывают его. Затем доказывают правильность написания анализируемой орфограммы и подбирают примеры. Например: пружина, гаражи, лужи; сдавал, списал; юбочка, трубочка. Этот вид ошибки, пожалуй, самый трудный для наших детей, ошибки могут или в приставке, или в корне, или в суффиксе, или в окончании. Сюда же относятся орфограммы с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, на правописание разделительных ь и ъ знаков.
К четвертому виду ошибок чаще всего относят стилистические ошибки в изложениях, сочинениях (творческих работах) или пунктуационные ошибки в предложениях (в предложениях с однородными членами, в сложных предложениях). А также в начальной школе очень часто встречаются упражнения на построение предложений из слов. В данном случае тоже применяю данный вид работы.
Работу над ошибками мы начинаем конечно же с первого класса, но памятками не пользуемся. Мы просто записываем слова по два раза правильно, красивым почерком, если в слове допущена ошибка. Во втором классе после первого полугодия я уже включаю памятки. Если во втором и третьем классах числа над словами, где допущена ошибка, записываются учителем. То уже в четвертом классе эти числа, в основном, расставляются обучающимися самостоятельно. Иногда применяю парную работу, когда более сильный ученик может помочь слабому.
3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»
Работу над ошибками мы проводим каждый день. На каждом родительском собрании, я напоминаю родителям, что домашняя работа начинается с работы над ошибками. В своей работе я применяю не только индивидуальную работу над ошибками, но и парную работу, и групповую работу.
Систематическая и целенаправленная работа над ошибками, специальные упражнения, развивающие умения находить орфограммы и определять их тип, позволяют формировать более высокий уровень развития орфографической зоркости у большинства обучающихся, что оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.
1. Рулева С.Г. Как работать над ошибками в начальной школе / С.Г. Рулева, Д.Д. Сергалиева // Молодой ученый. – 2015. – №21 (101). – С. 828–830 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/101/22719 (дата обращения: 30.05.2024). EDN UYAQUT
2. Методическая рекомендация для учителей начальных классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.znanio.ru (дата обращения:
30.05.2024).
4 https://interactive-plus.ru
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.