МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ СОРЕВНОВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЧНОГО РЕДАКТОРА MICROSOFT EXCEL
Педагоги, реализующие программы общего и дополнительного образования очень часто сталкиваются с такой проблемой как «составление итоговых протоколов проведения спортивно-массовых, патриотических, духовно-нравственных, туристических соревнований и конкурсов». Облегчить работу в подведении итогов соревнований и конкурсов, а также составлении их итоговых протоколов поможет программа Microsoft Excel, она удобна для составления таблиц и произведения расчетов.
Рабочая область – это множество ячеек, которые можно заполнять данными. Впоследствии – форматировать, использовать для построения графиков, диаграмм, сводных отчетов.
Работа в Экселе с таблицами для начинающих пользователей может на первый взгляд показаться сложной. Она существенно отличается от принципов построения таблиц в Word. Но начнем мы с малого: с создания и форматирования таблицы. И в конце вы уже будете понимать, что лучшего инструмента для создания таблиц, чем Excel на сегодняшний день тяжело найти.
КАК СОЗДАТЬ ТАБЛИЦУ В EXCEL
Работа с таблицами в Excel не терпит спешки. Создать таблицу можно разными способами и для конкретных целей каждый способ обладает своими преимуществами. Поэтому сначала визуально оценим ситуацию.
Посмотрите внимательно на рабочий лист табличного процессора:
Это множество ячеек в столбцах и строках. По сути – таблица. Столбцы обозначены латинскими буквами. Строки – цифрами. Если вывести этот лист на печать, получим чистую страницу. Без всяких границ.
Сначала давайте научимся работать с ячейками, строками и столбцами.
КАК ВЫДЕЛИТЬ СТОЛБЕЦ И СТРОКУ
Чтобы выделить весь столбец, щелкаем по его названию (латинской букве) левой кнопкой мыши.
Для выделения строки – по названию строки (по цифре).
Чтобы выделить несколько столбцов или строк, щелкаем левой кнопкой мыши по названию, держим и протаскиваем.
Для выделения столбца с помощью горячих клавиш ставим курсор в любую ячейку нужного столбца – нажимаем Ctrl + пробел. Для выделения строки – Shift + пробел.
КАК ИЗМЕНИТЬ ГРАНИЦЫ ЯЧЕЕК
Если информация при заполнении таблицы не помещается нужно изменить границы ячеек:
1. Передвинуть вручную, зацепив границу ячейки левой кнопкой мыши.
2. Когда длинное слово записано в ячейку, щелкнуть 2 раза по границе столбца / строки. Программа автоматически расширит границы.
3. Если нужно сохранить ширину столбца, но увеличить высоту строки, воспользуемся кнопкой «Перенос текста» на панели инструментов.
Для изменения ширины столбцов и высоты строк сразу в определенном диапазоне выделяем область, увеличиваем 1 столбец /строку (передвигаем вручную) – автоматически изменится размер всех выделенных столбцов и строк.
Примечание. Чтобы вернуть прежний размер, можно нажать кнопку «Отмена» или комбинацию горячих клавиш CTRL+Z. Но она срабатывает тогда, когда делаешь сразу. Позже – не поможет.
Чтобы вернуть строки в исходные границы, открываем меню инструмента: «Главная»-«Формат» и выбираем «Автоподбор высоты строки»
Для столбцов такой метод не актуален. Нажимаем «Формат» - «Ширина по умолчанию». Запоминаем эту цифру. Выделяем любую ячейку в столбце, границы которого необходимо «вернуть». Снова «Формат» - «Ширина столбца» - вводим заданный программой показатель (как правило это 8,43 - количество символов шрифта Calibri с размером в 11 пунктов). ОК.
КАК ВСТАВИТЬ СТОЛБЕЦ ИЛИ СТРОКУ
Выделяем столбец /строку правее /ниже того места, где нужно вставить новый диапазон. То есть столбец появится слева от выделенной ячейки. А строка – выше.
Нажимаем правой кнопкой мыши – выбираем в выпадающем меню «Вставить» (или жмем комбинацию горячих клавиш CTRL+SHIFT+"=").
Отмечаем «столбец» и жмем ОК.
Совет. Для быстрой вставки столбца нужно выделить столбец в желаемом месте и нажать CTRL+SHIFT+"=".
Все эти навыки пригодятся при составлении таблицы в программе Excel. Нам придется расширять границы, добавлять строки /столбцы в процессе работы.
ПОШАГОВОЕ СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦЫ С ФОРМУЛАМИ
1. Заполняем вручную шапку – названия столбцов. Вносим данные – заполняем строки. Сразу применяем на практике полученные знания – расширяем границы столбцов, «подбираем» высоту для строк.
2. Чтобы заполнить графу «Средняя оценка», ставим курсор в соответствующую ячейку. Пишем «=». Таким образом, мы сигнализируем программе Excel: здесь будет формула. Открываем круглые скобки «()» (скобки открываются для того, чтобы сложение выполнялось в первую очередь, т.к. в дальнейшем будет идти деление) и выделяем ячейку С2 (с первой оценкой). Вводим знак сложения (+). Выделяем ячейку Е2 (со второй оценкой). Вводим знак сложения (+). И выделяем последнюю ячейку G2. Закрываем круглые скобки «()». Вводим знак деления «/» и прописываем общее число ячеек «3». Жмем ВВОД.
2.1. Проделанную выше операцию можно гораздо упростить если в поле «Средняя оценка» написать знак равно «=» (тем самым открыть нашу формулу) и ввести буквы «ср». Выбрать в выпадающем меню «СРЗНАЧ» (среднее значение). Зажать клавишу «CTRL» и выделить курсором наши три ячейки с оценками (C2, E2, G2). Нажать клавишу ВВОД. Формула сама подсчитает среднее значение и выдаст результат в ячейке, в которой мы открыли формулу.
3. Когда мы подведем курсор к ячейке с формулой, в правом нижнем углу сформируется крестик. Он указывает на маркер автозаполнения. Цепляем его левой кнопкой мыши и ведем до конца столбца. Формула скопируется во все ячейки.
4. Обозначим границы нашей таблицы. Выделяем диапазон с данными. Нажимаем кнопку: «Главная»-«Границы» (на главной странице в меню «Шрифт»). И выбираем «Все границы».
Теперь при печати границы столбцов и строк будут видны.
С помощью меню «Шрифт» можно форматировать данные таблицы Excel, как в программе Word.
Поменяйте, к примеру, размер шрифта, сделайте шапку «жирным». Можно установить текст по центру, назначить переносы и т.д.
КАК СОЗДАТЬ ТАБЛИЦУ В EXCEL: ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Простейший способ создания таблиц уже известен. Но в Excel есть более удобный вариант (в плане последующего форматирования, работы с данными).
Сделаем «умную» (динамическую) таблицу:
1. Переходим на вкладку «Вставка» - инструмент «Таблица» (или нажмите комбинацию горячих клавиш CTRL+T).
2. В открывшемся диалоговом окне указываем диапазон для данных. Отмечаем, что таблица с подзаголовками. Жмем ОК. Ничего страшного, если сразу не угадаете диапазон. «Умная таблица» подвижная, динамическая.
Примечание. Можно пойти по другому пути – сначала выделить диапазон ячеек, а потом нажать кнопку «Таблица».
Теперь вносите необходимые данные в готовый каркас. Если потребуется дополнительный столбец, ставим курсор в предназначенную для названия ячейку. Вписываем наименование и нажимаем ВВОД. Диапазон автоматически расширится.
Если необходимо увеличить количество строк, зацепляем в нижнем правом углу за маркер автозаполнения и протягиваем вниз.
КАК РАБОТАТЬ С ТАБЛИЦЕЙ В EXCEL
С выходом новых версий программы работа в Эксель с таблицами стала интересней и динамичней. Когда на листе сформирована умная таблица, становится доступным инструмент «Работа с таблицами» - «Конструктор».
Здесь мы можем дать имя таблице, изменить размер.
Доступны различные стили, возможность преобразовать таблицу в обычный диапазон или сводный отчет.
Возможности динамических электронных таблиц MS Excel огромны. Начнем с элементарных навыков ввода данных и автозаполнения:
1. Выделяем ячейку, щелкнув по ней левой кнопкой мыши. Вводим текстовое /числовое значение. Жмем ВВОД. Если необходимо изменить значение, снова ставим курсор в эту же ячейку и вводим новые данные.
2. При введении повторяющихся значений Excel будет распознавать их. Достаточно набрать на клавиатуре несколько символов и нажать Enter.
3. Чтобы применить в умной таблице формулу для всего столбца, достаточно ввести ее в одну первую ячейку этого столбца. Программа скопирует в остальные ячейки автоматически.
4. Для подсчета итогов выделяем столбец со значениями плюс пустая ячейка для будущего итога и нажимаем кнопку «Сумма» (группа инструментов «Редактирование» на закладке «Главная» или нажмите комбинацию горячих клавиш ALT+"=").
Если нажать на стрелочку справа каждого подзаголовка шапки, то мы получим доступ к дополнительным инструментам для работы с данными таблицы.
Иногда педагогу приходится работать с огромными таблицами. Чтобы посмотреть итоги, нужно пролистать не один десяток строк. Удалить строки – не вариант (данные впоследствии понадобятся). Но можно скрыть. Для этой цели воспользуйтесь фильтрами (картинка выше). Убирайте галочки напротив тех значений, которые должны быть спрятаны.
Интернет-ресурсы:
1. https://micro-solution.ru/excel/ranges/creating-tables
2. https://exceltable.com/vozmojnosti-excel/kak-nauchitsya-rabotat-v-excel
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.