МОУ СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н.П.Фёдорова
ОБЩАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА
«Совершенствование качества образования, обновление содержания и педагогических технологий в условиях реализации ФГОС через освоение компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся»
ТЕМА ДОКЛАДА «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»
Зверева Н.В учитель начальных классов
г. Тихвин 2018/19г.
|
«Повышение качества и эффективности образовательного процесса
через внедрение современных образовательных технологий в
условиях перехода на ФГОС»
На протяжении последних лет мы много слышим о модернизации образования, о преобразованиях в системе обучения и воспитания подрастающего поколения, о новых идеях, реформах, которые необходимо внедрять в образовательный процесс. Появляются новые нормативные документы, регламентирующие наши действия, предъявляющие к нам, как педагогам, новые требования. Один из таких документов, который вносит существенные изменения как в понимание результатов образования, так и в целевые ориентиры деятельности образовательного учреждения – это федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
Каковы же цели современного образования? Что изменилось?
Как необходимо учить сегодня?
Все мы помним, что в недалеком прошлом перед нами стояла задача – дать хорошие прочные знания обучающемуся. Мы старались «наполнить» каждого ученика этими знаниями, предлагая ему готовый знаниевый продукт. И хотя, помимо знаний говорили ещё об умениях, навыках, особое внимание обращали на то, чтобы наш ученик как можно больше узнал за урок, мало обращая внимания на формирование этих умений. Новый же стандарт ориентирует педагога, ОУ на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цель образования сегодня: вместо передачи суммы знаний – развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.
Изменились требования к современной личности, государству требуются грамотные, компетентные, креативные, умеющие быстро перестраиваться и принимать решения , мобильные, конкурентоспособные граждане. Это раньше человек, получив образование, освоив профессию, мог быть спокоен и уверен в том, что до пенсии будет работать по специальности. Сейчас все меняется. Информация обновляется со скоростью света, выпускнику важно не потеряться в этом обилии, бурном потоке постоянно меняющейся информации, быть готовым осваивать её, ориентироваться в ней.
Государством обозначены умения и качества, необходимые человеку в 21 веке, они представлены на слайде, все они связаны с умением самостоятельно принимать решения, развиваться, самосовершенствоваться.
«Портрет выпускника школы»
Отсюда и новые требованию к выпускнику. Обратите внимание на портрет выпускника начальной школы – любознательный, проявляющий исследовательский интерес, активно познающий мир, умеющий учиться, способный к самоорганизации. По окончании основной школы – это личность, готовая к самостоятельному выбору, познающая себя, готовая нести ответственность, умеющая действовать и т.д.
«Цель образования»
Невозможно добиться подобного результата ничего не меняя в сложившейся системе. Сегодня важно сформировать у каждого обучающегося одну из ключевых компетенций - «научить учиться», в этом и будет состоять эффективность образовательного процесса и тогда можно будет говорить о его качестве.
Естественно, что школе и педагогу тоже сегодня предъявляются все более серьезные требования. Роль учителя – транслятора знаний в прошлом. Решать современные и перспективные задачи образования может только компетентный педагог. Новые требования к кадрам изложены в «Едином квалификационном справочнике» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
где «владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, методическими средствами и постоянное их совершенствование» обозначена как одна из основных компетенций педагога.
Вторая – информационная, заключающаяся в умении работника, пользовалься различными информационными резурсами, быстро добывать новую информацию, структурировать её,проектировать решение пед. проблем и практических задач. Активно заниматься самообразованием.
Как получить новый образовательный результат?
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.
Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования остановимся на педагогических технологиях. Первоначально давайте определимся с сущностью данного понятия. Определений термина «технология» существует великое множество. На слайде представлены некоторые из них.
ТЕХНОЛОГИЯ
- это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве;
- это совокупность форм, методов, приёмов, средств, позволяющих достичь запланированного результата;
- это система предписаний, последовательность процедур, действий, операций, которая может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым педагогом и гарантировать результат.
Что же значит «педагогическая технология»?
В начно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (они представлены на слайде):
(Монахов В. М.);
Все они взаимодополняют друг друга и подводят к главному: педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.
Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые составляют сущность педагогической технологии. Это:
Структура педагогической технологии
Выделяют три составляющие:
Таким образом, педагогическая технология может быть представлена ввиде следующей формулы:
Педагогическая технология =
цели + задачи + содержание + методы (приемы,средства) + формы обучения
и представляет собой процесс, при котором происходит качественное воздействие на обучаемого, предполагает достижение результата
Преимущества технологии
- Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно.
- Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.
- Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.
Давайте вспомним, что такое метод, формы работы, средства. В чем состоит отличие технологии от метода, форм, средств обучения - все это составляющие технологии, её инструментарий.
Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой проблемы различные авторы подходят по- разному. Выделяют следующие.
На первое место в современной развивающейся школе выходит личность ребенка и его деятельность.
К личностно ориентированным технологиям обучения относят:
Предметно – ориентированные технологии обучения:
- Технология постановки цели
- Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина)
- Технология педагогического процесса (С. Д. Шевченко )
- Технология концентрированного обучения
- Модульное обучение
Информационные технологии
Технологии оценивания
достижений обучающихся
· Технология «Портфолио»
· Безотметочное обучение
· Рейтинговые технологии
· Технология «Лестница достижений»
· Технология уровневой дифференциации
Интерактивные технологии
Перечисленные технологии лишь небольшая часть из существующих в современной образовательной практике. Естественно нет необходимости знать все, достаточно выбрать 1-2 приемлемые для себя и апробировать их в своей практической деятельности. С содержанием некоторых из них нас сегодня познакомят коллеги.
Преимущество использования современных технологий
Традиционное обучение:
построено на объяснительно – иллюстративном методе обучения. Учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к уроку озабочен поиском наиболее эффективного способа изложения нового материала. При этом преподнесение информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникают проблемы, связанные с низким уровнем навыков общения, невозможностью получить развернутый ответ обучающегося с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Т.е. учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.
Преимущество использования современных технологий заключается в вовлечении каждого ученика в активный познавательный процесс; роль учителя - координировать деятельность обучающихся, формировать навыки добывания знаний.
Традиционное обучение 1. деятельность обучающихся - воспроизводит то, что услышал на уроке или прочитал в учебнике, т.е. пассивное овладевание знаниями. |
Инновационное обучение 1. Поисковая, исследовательская , проектная деятельность обучающихся, т.е. активная познавательная деятельность каждого школьника. |
2. Стандартные методы и формы организации образовательного процесса (Лекция, чтение, демонстрация и т.д.) |
2. Методы: проблемный, модульный, модульно-блочный, проектный. Приемы: работа в парах, группах, «мозговой штурм» , «микрофон», «аквариум», «Ролевые игры», «Пресс –метод», «Займи особую позицию» и др. |
3. Ограничена речевая деятельность на каждом уроке; во время урока говорят 2-3 ученика, остальные молча слушают; в течении полугодия ученик выступает с сообщением 2-3 раза, а то и меньше. |
3. При работе в парах, группах ученик имеет возможность высказать свое мнение на каждом уроке, т.е. развивает свою речь, становится коммуникабельным, контактным в различных сферах общения, умеет работать сообща, умеет выходить из различных конфликтных ситуациях. |
4. Тишина на уроках, подавляющая инициативу учащихся. |
4. Рабочий шум |
5. Контролирует и оценивает только учитель. |
5. Взаимоконтоль, взаимооценка, самооценка, тематическое оценивание, оценка деятельности учителем. |
6. Мотивы познавательного интереса: ученик не осознает учение как личную потребность, стремится получать высокие оценки любой ценой (учеба ради отметки) |
6. Осознает учение как общественный долг, у него рационально сочетается мотивы интересы и долга. |
Вывод: Система образования должна быть основана на максимальной свободе обучающихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, делая аргументированные выводы).
Эти задачи возможно решить при условии:
- вовлечения каждого ученика в активно-познавательный процесс;
- четкое осознание учеником, где, каким образом, как эти знания могут быть применены;
- умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.
Давайте вернемся к вопросу, с которого начали.
Как учить?
До семи лет детей учат ходить и говорить, а в школе их учат…
сидеть и молчать.
Кто на уроке больше говорит, тот…
больше учится.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (русская пословица).
Китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Сделай меня соучастником, и я пойму».
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.