Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
• Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
• Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
• Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
• Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты, ф-но.
Вторая жизнь песни 5 кл.docx
Тема урока: «Вторая жизнь песни».
Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на
использовании народной песни.
Задачи урока:
Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
Знакомство с современной интерпретацией классической музыки;
Формирование интереса к различным направлениям музыкального
искусства;
Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке
разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять
эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты, фно.
Музыкальный материал:
«Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский,
«Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
I
Организационная часть.
Ребята, здравствуйте. Сегодня, когда я пришла в класс, обнаружила
запись живительный родник творчества. Как вы думаете, что
означают эта фраза. (стр. 28).
Ответы.
Как вы уже поняли тема нашего урока «Вторая жизнь песни».
Запишите тему урока в тетрадь. Как вы понимаете вторая жизнь?
Ответы детей.
Да, действительно это так. Прочитай (стр.28), определение в
учебнике. Наша задача сегодня узнать, что такое музыкальная
обработка, интерпретация, трактовка.
II. Основная часть.
1. Актуализация знаний
Вступительная беседа.
Только в XVIII веке впервые стали изучать и записывать народную
песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и
писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. Широкое отражение народная песня нашла и
в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
2. Формулирование темы урока.
Так о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с
композиторской.
II. Работа над новым материалом.
Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов:
«Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно.
На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них
различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех
странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно
развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая
произведения,
народные напевы в свои крупные инструментальные
композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте послушаем песню,
разберем характер и вспомним
отличительные черты народной от композиторской.
Слушание и исполнение русской народной песни «Камаринская»
(записать в тетрадь)
(ответы учся, исполнение на музыкальных инструментах)
Отличительные черты народной музыки: слова и музыку написал народ,
исполняется народным оркестром.
И мы с вами попробуем задействовать инструменты, которые у вас
лежат на партах. 1 ряд шумовые, 2 ряд – свистульки, и т.д. Вступаем по
дирижерскому жесту. 1раз звучит мелодия, затем к мелодии присоединяются
свистульки. И снимаем звук по руке.
Хорошо, для первого раза вы молодцы. Отложите инструменты.
Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие
композиторы. П. Чайковский (портрет композитора в учебнике) в «Детском
альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и
сравним.
Слушание «Камаринская» П. Чайковский из фортепианного
цикла «Детский альбом». (записать в тетрадь)
(сравнить произведения) В чем отличие народной песни и варианта Чайковского? (отличие в
средствах музыкальной выразительности, таких как темп, динамика, осталась
только мелодия, исполняют разные оркестры).
Значит можно с уверенностью сказать, что Чайковский сделал
обработку народного произведения. Какое определение можно дать термину
музыкальная обработка.
Обработка в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного
текста музыкального произведения, преследующее определённые цели.
(записать в тетрадь).
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники,
только её аранжируем»
Композитора РимскогоКорсакова называли музыкантом сказочником.
В своем творчестве он использовал народный фольклор.
Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы
«Снегурочка». (записать в тетрадь) (Видео)
Композитор дал свою музыкальную трактовку или интерпретацию
Массленница, оставив только народные мелодии. Состав
празднику
инструментов не народный, исполнение песен в оперной манере.
Музыкальная интерпретация или трактовка свое видение музыкального
текста. (мелодии) – (записать в тетрадь)
Подведем итог.
С какими произведениями мы познакомились?
Что отличает эти произведения? (мелодии народные, обработка
композитора)
Что такое музыкальная обработка, интерпретация, трактовка?
Мы сегодня с вами попробуем исполнить хор из оперы Снегурочка «Прощай,
Масленица». Прежде чем исполнить песню. Встанем и проведем зарядку для
голоса.(упражнения для дыхания) (Ноты на экране).
IV. Подведение итогов.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами своими
мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением). Д.з. записать
определения в тетрадь. Спасибо за урок, до свидания.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Методическая разработка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.