Тема урока:   «Вторая жизнь песни».
Цель:  Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни.
Задачи урока:
•	Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
•	Знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки;
•	Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства;
•	Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты  изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять  эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор,  экран, музыкальные инструменты,  ф-но.
            
        
        
        
                    
                
                    Тема урока:   «Вторая жизнь песни».
Цель:     Углубление   представлений   учащихся   о   музыке,   основанной   на
использовании народной песни.
Задачи урока:
 Осмысление народных истоков профессиональной музыки;
 Знакомство  с современной интерпретацией  классической музыки;
 Формирование   интереса   к   различным   направлениям   музыкального
искусства;
 Умение   строить   высказывания   о   собственном   отношении   к   музыке
разных жанров и стилей.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Вид урока: расширение и усвоение новых знаний.
Планируемые результаты  изучения:
Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять
эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, проектор,  экран, музыкальные инструменты,  фно.
Музыкальный материал:
«Камаринская»  рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский,
«Проводы Масленицы» Римский – Корсаков.
I
Организационная часть.
 Ребята, здравствуйте. Сегодня, когда я пришла в класс, обнаружила
запись      живительный   родник   творчества.   Как   вы   думаете,   что
означают эта фраза. (стр. 28).
 Ответы.
   Как   вы   уже   поняли   тема   нашего   урока   «Вторая   жизнь   песни».
Запишите тему урока в тетрадь. Как вы понимаете вторая жизнь?
 Ответы детей.
   Да,   действительно   это   так.   Прочитай   (стр.28),   определение   в
учебнике.   Наша   задача   сегодня   узнать,   что   такое   музыкальная
обработка, интерпретация, трактовка.
II.    Основная часть.
1. Актуализация знаний
Вступительная беседа.
Только   в  XVIII  веке   впервые   стали   изучать   и   записывать   народную
песню,   появились   первые   сборники   народных   песен   с   напевами.   Поэты   и
писатели   обращались   к   народной   песне,   как   источнику   русской   поэзии,русского литературного языка.  Широкое отражение народная песня нашла и
в русской профессиональной музыке: опере, симфонии, концерте.
2. Формулирование темы урока.
 Так о чем мы сегодня будем говорить?
   Ответы   детей:   Мы   будем   говорить   о   связи   народной   песни   с
композиторской.
II. Работа над новым материалом.
Вот   что   говорил     о   значении   народного   творчества   С.   Рахманинов:
«Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно.
На   огромных   пространствах   страны   объединены   разные   народы.   У   них
различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех
странах,   которые   особенно   богаты   народными   песнями,   естественно
развивается великая музыка».
К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая
  произведения,
народные   напевы   в   свои   крупные   инструментальные  
композиторы давали им вторую жизнь.
Давайте   послушаем   песню,
  разберем   характер   и   вспомним
отличительные черты народной от композиторской.
Слушание и исполнение русской народной песни «Камаринская»
(записать в тетрадь)
(ответы учся, исполнение на музыкальных инструментах)
Отличительные черты народной музыки: слова и музыку написал народ,
исполняется народным оркестром.
И   мы   с   вами   попробуем   задействовать   инструменты,   которые   у   вас
лежат на партах. 1 ряд шумовые, 2 ряд – свистульки, и т.д. Вступаем по
дирижерскому жесту. 1раз звучит мелодия, затем к мелодии присоединяются
свистульки. И снимаем звук по руке.
Хорошо, для первого раза вы молодцы. Отложите инструменты.
Тему   русской   народной   песни   «Камаринская»   использовали   многие
композиторы. П. Чайковский (портрет композитора в учебнике)  в «Детском
альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и
сравним.
Слушание   «Камаринская»   П.   Чайковский   из   фортепианного
цикла «Детский альбом». (записать в тетрадь)
(сравнить произведения)В чем   отличие народной песни и варианта Чайковского? (отличие в
средствах музыкальной выразительности, таких как темп, динамика, осталась
только мелодия, исполняют разные оркестры).
Значит   можно   с   уверенностью   сказать,   что   Чайковский   сделал
обработку народного произведения. Какое определение можно дать термину
музыкальная обработка.
  Обработка  в музыке, всякое видоизменение оригинального нотного
текста   музыкального   произведения,   преследующее   определённые   цели.
(записать в тетрадь).
М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы,  художники,  
только её аранжируем»
Композитора РимскогоКорсакова называли музыкантом  сказочником. 
В своем творчестве он использовал народный фольклор.
Сегодня   мы   послушаем   сцену   «Проводы   Масленицы»   из   оперы
«Снегурочка». (записать в тетрадь) (Видео)
Композитор   дал   свою   музыкальную   трактовку     или     интерпретацию
  Массленница,   оставив   только   народные   мелодии.   Состав
празднику  
инструментов не народный, исполнение песен в оперной манере.
Музыкальная   интерпретация   или   трактовка      свое   видение   музыкального
текста. (мелодии) – (записать в тетрадь)
Подведем итог.
С какими произведениями мы познакомились?
Что   отличает   эти   произведения?   (мелодии   народные,   обработка
композитора)
Что такое музыкальная  обработка, интерпретация, трактовка?
Мы сегодня с вами попробуем исполнить хор из оперы Снегурочка «Прощай,
Масленица». Прежде чем исполнить песню. Встанем и проведем зарядку для
голоса.(упражнения для дыхания) (Ноты на экране).
IV. Подведение итогов.
Наше занятие подходит концу. Пожалуйста, поделитесь с нами  своими
мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением). Д.з. записать
определения в тетрадь. Спасибо за урок, до свидания.