Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
история +1
Взрослым
23.06.2017
Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Данная методическая разработка представляет собой статью о применении активных методов обучения на уроках истории и обществознания. Она содержит в себе обоснование актуальности активных методов обучения и описание трех приемов, относящихся к данным методам: 1 Проблемное обучение, 2 Анализ конкретных ситуаций, 3 Метод чистой доски.Методическая разработка
Активные методы обучения на уроках истории и обществознания.docx
Методическая разработка (статья) на тему «Активные методы обучения на уроках истории и обществознания»                                                                                 Разработал: Радюк И.П.                                                                         (учитель истории и                                                                       обществознания)  Применение   активных   методов   обучения   (АМО)   в   современной   педагогике обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания,   но   и   обеспечить   формирование   и   развитие   познавательных   интересов   и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.  Задача учителя ­ воспитать будущих граждан своей страны, умеющих доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Осуществление этой задачи возможно при использовании активных форм и методов обучения на уроке. АМО   позволяют   добиваться   прочного   усвоения   знаний   без   механического заучивания, расширяют круг используемых учениками источников информации, вовлекают в   работу   каждого   ученика   на   доступном   ему   уровне   сложности.   На   уроках   истории учащиеся   самостоятельно   устанавливают   разнообразные   логические   связи   между историческими событиями и явлениями, воспринимают исторический процесс во всём его многообразии,   высказывают   аргументированные   суждения   по   поводу   изучаемого материала. Таким образом, системное внедрение активных форм обучения на уроках истории позволяет   эффективно   развивать   ключевые   компетенции,   связанные   с   поиском   и практическим применением исторической информации. 1 Проблемное обучение Проблемное   обучение   это   такая   форма,   в   которой   процесс   познания   учащихся приближается   к   поисковой,   исследовательской   деятельности.   Успешность   проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Функция   обучающихся   —   не   просто   переработать   информацию,   а   активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Основной дидактический прием — создание проблемной ситуации, имеющей   форму   познавательной   задачи,   фиксирующей   некоторое   противоречие   в   ее условиях   и   завершающейся   вопросом   (вопросами),   который   это   противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала. Чтобы создать проблемную ситуацию, на примере урока истории, можно: 1. использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: ­   В   январе   1744   года   эскортом,   сопровождавшим   из   Риги   в   Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Августу Фредерику Ангальт­Цербст­Эверскую, которая   через   18   лет   взойдет   на   трон   России   как   самодержавная   Императрица Екатерина,   II   командовал   Иеронимус   Мюнхгаузен.   Тот   самый   всем   известный правдолюбец! Правда это или ложь? ­ Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников? 2.   создать   ситуацию   конфликта,   когда   новые   факты   и   выводы   вступают   в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: ­ Почему противостояние русских и монголов на реке Угре во главе с Иваном III и ханом Ахматом в 1480 г. называется «стоянием», а не «сражением? ­ Почему долгие годы советское руководство отрицало факт  существования секретного   дополнительного   протокола   к   договору   о   ненападении   между   СССР   и фашистской Германией? 3. когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Например: ­ Одним из прозвищ Екатерины II было «Тартюф в юбке». Определите кто и за что дал ей такое прозвище? 4. создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную   версию   о   причинах,   характере,   последствиях   исторических   событий. Например: ­  1714 году Петр  I  придумал такой способ борьбы с пьянством: он выдавал заядлым алкоголикам медали за пьянство, сделанную из чугуна, весом до 7 кг. Носить на себе знак отличия нужно было неделю. Какие выводы можно сделать из данного факта? 5.   Формами   решения   проблемных   ситуаций   могут   быть:   проблемные   задачи   и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами. Вот примеры проблемных задач: 1   В.   Г.   Белинский   писал   о   битве   под   Полтавой,   что   “…это   была   битва   за существование целого народа, за будущность целого государства”. Прав ли был В. Г. Белинский? Доказать свое мнение. 2 В Южном Двуречье богатые люди указывали в своем завещании среди прочего имущества предметы  из дерева  – кровать, табурет  и дверь.  Почему дети  и внуки получали в наследство наряду с домом, домашней утварью, слитками серебра такой, на наш взгляд, странный для упоминания в завещании предмет, как дверь? Обоснуйте свой ответ. 6. Кроме того, возможности для создания проблемной ситуации содержатся и в формулировке темы урока: ­ Иван IV – тиран или реформатор? ­ Петр I – антихрист или православный русский царь? ­ “Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин) ­ От “горячей войны” к “холодной”. ­ Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”? ­ М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР? ­ “Распад или развал СССР”? II Анализ конкретных ситуаций Метод   анализа   конкретной   ситуации   (ситуационный   анализ,   анализ   конкретных ситуаций,   case­study)   –   это   педагогическая   технология,   основанная   на   моделировании ситуации или использования реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблем. Это   один   из   наиболее   эффективных   и   распространенных   методов   организации активной   познавательной   деятельности   обучающихся.   Он   способствует   развитию   у обучающихся   навыков   групповой,   командной   работы,   что   расширяет   возможности   для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач.  Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема,   в   чем   она   состоит,   определить   свое   отношение   к   ситуации,   найти   нужную информацию для ее решения. Этому методу присущи следующие основные признаки:   наличие конкретной ситуации для заданного момента времени;   разработка соревнующимися группами или отдельными лицами вариантов решения ситуации;    обсуждение   разработанных   вариантов   разрешения   ситуаций   с   возможным предварительным рецензированием, публичная защита их и т.д.;   подведение итогов и оценка результатов педагогом.  Конкретная ситуация – это любое событие, которое содержит в себе противоречие или вступает в противоречие с окружающей средой. Ситуации могут нести в себе как позитивный, так и отрицательный опыт. Все ситуации делятся на простые, критические и экстремальные. Анализ и разрешение ситуации осуществляются методом разбора.  Например, при изучении темы «Поведение в общественном месте» (обществознание 6 класс) можно предложить учащимся такую ситуацию: Прекрасный летний вечер, дует легкий ветерок, так и хочется выйти на улицу и прогуляться в парке. Но что это? Из парка доносятся нестройные звуки поющих голосов, истошные крики, женский визг. Подойдем и посмотрим, что происходит. Ну. Понятно: молодежь «гуляет». Вокруг скамейки, на которой расположились «отдыхающие», валяются бутылки из­под пива и вина. Юноши и девушки прилично одеты, но как небрежно застегнуты их рубашки и куртки,  как  растрепаны   волосы!   Они  пытаются   петь,   н   вместо   пения   получается отвратительный   гомон   пьяных   голосов.   Оглушительно   звучит   музыка.   Некоторые прохожие пытаются урезонить гуляк. В ответ – грубая брань и угрозы. Задание (для групп) – опираясь на текст параграфа: 1 разыграть (инсценировать) данную ситуацию; 2 оценить ситуацию с правовой точки зрения;   3 представить классу вариант разрешения ситуации. III Метод «чистой доски» Данный метод относится к технологии критического мышления. В рамках этой технологии я проводила урок истории в 6 классе на тему «Золотая Орда: государственные строй, население, экономика, культура» и использовала метод «Чистой доски». На доске были записаны вопросы, и по ходу изучения новой темы я спрашивала «На какой вопрос вы можете ответить?». В случае правильного ответа ­ вопрос стирался. В конце урока доска оказалась чистой.  Такой   метод   мотивирует   учащихся   на   активную   работу,   вызывает   интерес   к изучаемой   теме,   развивает   умение   работать   с   текстом,   способствует   развитию   умения анализировать. II Литература 1. Жук   А.И.,   Кошель   Н.Н..   Активные   методы   обучения   в   системе   повышения квалификации педагогов. – М.:, Аверсэв, 2003. 2. Зарукина   Е.   В.   Активные   методы   обучения:   рекомендации   по   разработке   и применению: учеб.­метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова,  М. М. Новик. ­ СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 3. Корнеева   Е.Н. Активные   методы   социально­психологического   обучения.   Учебное пособие. ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского" 2009 4. Лившиц   А.   Л.,   Порховник   Ю.   М.,   Гидрович   С.   Р.   Методические   указания   по классификации методов активного обучения. – СПб.: ЛИЭИ, 2006. 5. Селевко   Г.К.   Энциклопедия   образовательных   технологий.   В   2­х   т.   Т.   1.   –   М.: Народное образование, 2005.

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"

Методическая разработка "Активные методы обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2017