Методическая разработка по обществознанию может быть полезна для педагогов и выпускников 9 и 11 классов. Тема "Познание" представлена в форме таблиц, лекционного материала и проверочных мини-тестов. Представленный материал содержить весь объем, проверяемый на государственной итоговой аттестации выпускников и на ЕГЭ
Процесс получения знаний
ПОЗНАНИЕ
ПОЗНАНИЕ
ГНОСЕОЛОГИЯ
Подходы к решению проблемы
познаваемости мира
Агностицизм
(И. Кант)
Эмпиризм
(Ф. Бэкон)
Рационализм
(Р. Декарт)
Сенсуализм
(Дж. Локк)
Большинство
Мир познать невозможно
Решающую роль играют опыт,
эксперимент
Решающую роль играют
мыслительные операции
Решающую роль играют
ощущения и восприятия
Мир познаваем и познание есть
единство чувственного и
рационального
Два
уровня
познания
Формы чувственного
познания
Элементарное отражение
отдельных сторон и свойств
явлений и предметов
Ощущение
Восприятие
Целостный образ внешнего мира,
формирующийся на основе
ощущений
Представл
ение
Образ предмета, возникающий на
основе предшествующих ощущений
и восприятий
Формы рационального познания
Понятие
Логически обобщенный образ
предмета
Суждение
Логическая связь понятий
Умозаключ
ение
Вывод нового знания на основе
имеющихся суждений
Рациональное познание, в отличие от чувственного:
1) дает истинные знания о предмете
2) опирается на ощущения
3) расширяет представления о мире
4) использует логические умозаключения
В процессе чувственного познания, в отличие от
рационального, происходит:
непосредственное восприятие предмета
систематизация информации
классификация полученных данных
формирование понятий
•
•
•
•
Основные мыслительные
операции
анализ
разложение целого на
части
объединение частей в единое целое
синтез
сравнение
сопоставление
ряда явлений и
предметов для
выявления у них
общего или
различий
абстрагирование
формирование образов
реальности посредством
отвлечения и пополнения
обобщение
переход от единичного к общему
Роль практики в познании
• Практика – материальное освоение
человеком окружающего мира.
Основа познания
Практика
Цель познания
Критерий
истинности знаний
Истина
• Истина – соответствие представлений
о предмете самому этому предмету.
Относительная истина
Субъективность
Абсолютная истина
Объективная истина
Главный критерий истины – практика!
Противоположности истины
• Заблуждение – знание, которое
не соответствует своему предмету.
• Ложь – преднамеренное введение
в заблуждение.
+ искусство, философия,
мораль, религия, повседневный
Наука – основная форма познания
опыт…
• стремление к объективности
• целенаправленность
• определенные методы
• точность
• особый язык
• выявление законов и закономерностей,
более глубоких знаний
Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
Чувственные формы
познания ОВП
Рациональные формы
познания ПСУ
Главная задача –
описание предметов и
явлений
Основные формы
знания – факты и
эмпирические законы
Главная задача –
объяснение изучаемых
явлений
Основные формы
знания – закон,
принцип, научная
теория
Этапы теоретического познания
• постановка цели и задач
• анализ литературы по теме
• формулировка гипотезы
• организация и проведение исследования
• анализ и обобщение полученных данных
• проверка гипотезы
• формулировка законов , научных
предположение
прогнозов
Методы научного познания
• Метод – совокупность приемов
получения определенного результата.
Эмпирические методы Теоретические методы
Наблюдение
•включенное
•внешнее (невключенное)
Эксперимент
•исследовательский
•проверочный
•мыслителоьный
Анализ
Синтез
Индукция (от частного к
общему)
Дедукция (от общего к
частному)
Моделирование
Установите соответствие
Методы научного познания
эксперимент
Уровни
научного
познания
математическое моделирование
теоретический
наблюдение
структурный анализ
системный подход
эмпирический
Основные отрасли научного
познания
Науки
Фундаментальные
(физика, химия и т. д.)
Прикладные
(агрономия, зоотехния и т. д.)
По предмету и методу познания
По предмету и методу познания
Естественные
Естественные
Физика
Химия
Биология
Технические
Технические
Информатика
Генная
инженерия
Общественные
Общественные
История
Социология
Политология
Гуманитарные
Гуманитарные
Филология
Психология
Этика
Специфика познания общества
Социальное познание
Объект и субъект
познания
совпадают
Изучаемые
события и
явления
неповторимы
Сложность
изучаемого
объекта
Методы
социального
познания
ограничены