Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"
Оценка 5

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
география +1
8 кл
12.04.2017
Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"
Значение воды трудно переоценить. Вода самое ценное богатство на планете Земля.Не зря говорят:"Где вода,там и жизнь".Природа щедро одарила Россию водными ресурсами,хотя распределены они неравномерно по её территории. Многие страны давно столкнулись с проблемой нехватки пресной воды,поэтому главная задача ,это рациональное и бережное использование водных ресурсов
samaya_udivitelnaya_zhidkost_na_svete.docx
МБОУ СОШ №39 им.Т.С.Дзебисова Методическая разработка открытого  интегрированного урока по географии и физике «Самая удивительная на свете жидкость» Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39 Учитель географии  МБОУ СОШ № 39 им.Т.Дзебисова г.Владикавказ Цораева Нателла Тепсарикоевна Цель урока:   Обобщить , проанализировать, расширить и закрепить  знания учащихся о роли  воды  в природе и жизни человека, полученные на уроках физики и географии, роли каждого  человека в решении экологических проблем. Тип урока: интегрированный. Задачи    : Образовательные:  Обобщить знания учащихся о воде, как самом распространенном веществе на Земле;   познакомить учащихся с физическими свойствами воды;   закрепить умения при решении задач;  Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её  хозяйственном использовании.  Развивать умение самостоятельно работать с различными источниками.  показать возможности интеграции разных школьных предметов при изучении свойств  воды. Воспитательные:  Прививать чувства бережного отношения к природе.  Продолжить экологическое воспитание школьников. Развивающие:  Совершенствовать умение анализировать сложившуюся экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения.  Способствовать  развитию познавательного интереса к физике и географии путём  применения проблемного изложения материала . Метод  обучения:  Проблемно­ поисковый, иллюстративный. Средства обучения : Компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация, лабораторное оборудование,  карта  «Водные ресурсы», атласы. Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39       1.Организационный момент.       2.Мотивация учащихся к уроку: Ход урока:            Учитель географии:                        Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте  ребята! Сегодня у нас с вами   необычный, интегрированный урок, по физике и географии .  Тема нашего урока «Самая удивительная на свете жидкость».   Ребята  подумайте, о какой жидкости пойдёт речь?   Правильно,  наш разговор на уроке пойдёт о воде. Я, предлагаю вам посмотреть на экран. Эпиграфом к уроку,  являются  замечательные слова французского писателя, Антуана де Сент­ Экзюпери: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь!»  Ребята,  как вы понимаете эти слова? Почему автор придаёт воде такое значение ?(примерные  ответы) ( значение воды трудно переоценить для нашей планеты, без воды исчезли бы все живые организмы , Земля единственная планета С.С. где есть жизнь благодаря воде, вода разрушает горные породы, влияет на климат, согласно эволюционной теории жизнь на земле зародилась в водной среде организм  человека состоит на 70% из воды, она используется  в быту, промышленности и сельском  хозяйстве,  побережье океанов, морей, рек и озёр ­это места отдыха миллионов людей.)  Правильно, ребята!      Вода самое важное вещество в окружающем  нас мире , она  самое   главное  богатство на нашей планете. Учитель физики: Ребята, мы обобщим, проанализируем, закрепим и расширим наши знания о  роли воды в природе и жизни человека, полученные на уроках географии и физики, о  необходимости бережного отношения к воде и роли каждого человека в решении  экологических проблем. Тем более, что 2017г. объявлен в России  годом экологии.        Учитель географии: Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39   Наша Земля прекрасна благодаря воде. Посмотрите на глобус, видно, что большую часть её поверхности ­71% занимает вода и лишь 29 % суша. ?   классу : А какая оболочка изучает водные объекты?                  Ребята,  вы можете назвать, что входит  в состав  гидросферы ?  ( МО и её части:  океаны, моря, заливы и проливы, а также водные объекты расположенные на  суше: ледники, реки, озёра, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, и водяной пар в  атмосфере,  а также  искусствен. (антропогенные) водоёмы ­ пруды, водохранилище и каналы)   Хорошо. Давайте поработаем с картой атласа. ? классу: Какие виды водных ресурсов показаны на карте России?   Океаны ,моря, заливы ,проливы ,реки, озёра, вдхр. каналы, болота ? классу:  Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно?  подземные воды.  Россия страна великих рек и крупнейших озёр: давайте их покажем на карте. Реки: Волга и Печора, Обь и Иртыш, Енисей и Лена, Амур и Зея (показывает на физической  карте РФ).  Озера:  – Каспийское , Онежское и Ладожское, Таймыр ,  Байкал ,Ханка. Кто покажет МО и его части? Россия, является и великой морской державой, т.к. омывается 12 морями и 3 океанами  ? классу:   Хорошо ли обеспечена Россия водными ресурсами ? Какой вывод мы можем   ­ наша страна богата водными ресурсами,  но они распределены неравномерно. Больше сделать?  Работа уч­ся  с картой атласа   водных ресурсов в азиатской части страны.   А с чем это связано?  Это связано с климатом, в азиатской части меньше испаряемость и наличие многолетней мерзлоты, а также рельеф, крупнейшие реки Сибири берут начало на юге высоко в горах.  ?  классу: теперь вы можете дать определение понятию « водные ресурсы?  К водным ресурсам относится   вода, которая используется  человеком  в хозяйстве  Учитель физики: ?? В  каких состояниях  встречается вода в природе (жидком­вода, твёрдом­ лед, газообразном­ пар.) . ?? Какие условия необходимы , для перехода воды из одного состояния в другое( изменения  температуры воды). ?? А какие  физическими параметры  воды вам известны(плотность, тем­ра кипения и  кристаллизации, удельная теплоёмкость) ?? А какими физическими свойствами обладает вода (сохраняет объём и легко меняет форму) Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39 ?? А существует ли у воды её собственная форма. (капля).  Высокое поверхностное натяжение позволяет воде иметь шарообразную форму. Благодаря  пленке многие предметы, будучи тяжелее воды, не погружаются в воду. Если, например,  стальную иголку осторожно положить на поверхность воды, то иголка не тонет. А ведь  плотность стали почти в восемь раз больше плотности воды! Ребята, кто хочет положить  иголку на воду?  (Опыт) Учитель географии: ? классу: Ребята, нужно ли охранять воду, ведь её так много на Земле?  Да нужно. Дело в том что основная масса воды на Земле – это солёная вода морей и океанов,  непригодная ни для питья, ни для промышленности, ни для с/х. Нужна не солёная вода , а  пресная, доля которой составляет около 2% от всех водных ресурсов.  Правильно! Численность населения и ее потребности в пресной воде  растут с каждым годом, население   Земли составляет 7,5 миллиардов человек. 98% это морская солёная вода и лишь 2 %  приходиться на пресную воду. На  ум приходит пословица : «Кругом вода, а пить нельзя».     Ребята, а как вы понимаете слова данной пословицы? ? классу:     Вы никогда не задумывались над вопросом, почему пресная вода не иссякает? ( Благодаря  круговороту воды в природе)  Кто скажет, как происходит круговорот воды в природе?  Круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу,  которая нагревает поверхность океанов и вода в большом количестве испаряется с поверхности океанов,  тёплый воздух  поднимается вверх т.к. он лёгкий  и  охлаждается, образуя капли. Этот процесс получил  название конденсация  ­  это  превращение водяного пара в воду. Далее в атмосфере образуются облака, которые затем под действием ветров перемещаются  на сушу, выпадают осадки, которые  пополняют воды озер, подземные воды. Воды рек, в  свою очередь, возвращается в моря и океаны. Эти процессы происходят под действием  энергии Солнца и силы тяжести Земли. Если бы не было круговорота воды в природе, то на  суше не было бы рек, озер и подземных вод. А значит, не было бы и жизни. Т.О. основными  этапами круговорота воды в природе являются : нагревание, испарение, конденсация и  выпадение  осадков. Круг замыкается, и пресная вода не иссякает. Учитель физики: Каждый раз  отдыхая  на море, у меня возникает желание полюбоваться морскими глубинами и  заняться дайвингом!  ?? А вы знаете что такое дайвинг. Какое снаряжение нам понадобится? (Ответы учащихся)  ?? А на какую глубину мы можем погрузиться без снаряжения. Давайте найдем ответ на этот вопрос в тексте  (До 80 м). А глубже сможем? (Нет). Почему?  (Вода будет давить). А какая зависимость между давлением воды и глубиной погружения? Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39 (Ответы учащихся). Давайте проверим наши предположения: рассчитаем давление воды на  глубинах 1000 м, 2000 м.  Вспомним формулу давления жидкости и единицы измерения  величин, входящих в нее (p=  • g • h).  (Ученики решают задачи учитель физики консультирует  и помогает). Какой вывод вы можете сделать? (Давление воды с глубиной увеличивается). (При погружении  на большую глубину нужен водолазный костюм). ФИЗМИНУТКА Учитель физики: Как было сказано в начале урока 2017г. объявлен  годом экологии в  России.  Я предлагаю вам посмотреть на экран. ?? Какие виды загрязнений здесь изображены? ( Загрязнение бытовыми отходами, нарушение экосистемы, загрязнение вод химического  производства) ?? Вспомните из курса физики, какой  процесс объясняет загрязнение воды промышленными   отходами? ( Диффузия.) ??Кто скажет, что  такое диффузия.( Взаимное проникновение одного вещества в другое). ?? Какие вещества участвуют в данном случае в диффузии.(Отходы  хим. реакций с водой).        Учитель географии: Восточная мудрость гласит: «Ты то, что ты ешь.»  Не меньшее значение для нас имеет вода,  которую мы пьём.   По данным ВОЗ ежегодно 350 тыс. россиян умирают от болезней, которые  возникают  из­за  некачественной питьевой воды.            В нашей школе  в апреле и октябре были проведены всероссийские экологические уроки: «  Вода России» и «Хранители воды». Мы на  уроках говорили о том, как нужно экономить воду и сохранять её чистой. Мы живём в удивительно красивом крае. Жителям Осетии очень повезло с водой: у нас самая   вкусная, холодная и  кристально чистая. Многие регионы страны, нам могут только завидовать. Я предлагаю вам, посмотреть небольшой фрагмент  фильма про Осетию, а также послушать  эссе, которое подготовила Анжелика.   Родной мой край!  Мой Иристон!  Моя Осетия!         Сколько восхищения всего в паре слов. Каждому человеку дорога его родная земля и   я не могу без моей маленькой Родины!  Это мой дом, где я родилась, её природа знакома мне с ранних лет. Белоснежные вершины гор, бездонные ущелья, ослепительная белизна  ледников  и стремительные водопады, бурные реки и лазурное небо! Природа Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39 очаровывает своей неповторимой красотой! Осетию не описать словами, всю эту  красоту надо видеть.        Мы в последнее время много  путешествуем, знакомимся с другими странами, но в моём сердце всегда живёт один ­ единственный уголок тепла и уюта. Моя Осетия! Мы  бережно должны относиться к природе родного края. Ведь Родина, природа и родник –  слова одного корня. Что мы оставим нашим потомкам? Мёртвые реки и озёра,  вырубленные  леса без щебетания птиц.… Говорят, прежде чем стать гражданином своей страны, надо быть гражданином своей школы, города и жить её жизнью и заботами. Ведь для человека нет ничего ближе и дороже родного края!!! ? классу: вы посмотрели фильм и послушали выступление.  Какие меры по охране водных ресурсов , вы можете предложить? (ввести  оборотную систему водоснабжения, т.е.отработанная  вода очищается и снова используется;   устанавливать  очистные сооружения на предприятиях ; элементарно  использовать  воду  рационально и экономно ,  и самое важное не загрязнять водоёмы). Какой вывод мы должны сделать из сказанного?    Что вода, это  исчерпаемый   но возобновимый ресурс, благодаря растворённому в ней  кислороду и деятельности некоторых бактерий, она обладает удивительной способностью к  самоочищению. Нет такого вещества на Земле, которое могло бы заменить воду,  и задача людей сохранить  её  для будущих поколений.   Учитель географии: Загрязнение вод ­ одна из глобальных проблем человечества. Если бы каждый человек  приложил усилия для сохранения чистой воды, катастрофа была бы  не такой  масштабной. А закончить урок, хочется всё- таки на позитивной ноте.        Жизнь нам дарящая, гордая, властная, Холодная, жгучая, в гневе могучая . В мир ты приходишь рекой, океанами, В доме встречаешь открытыми кранами,  Каплей росы, что укрыла трава, Слёзным дождём, что нам шлют небеса. Жизнь без тебя на Земле невозможна,  И будем действовать мы осторожно, Чтоб сохранилась твоя чистота­  Незаменимая наша вода!       Учитель физики: Давайте подведём итог: Сегодня на уроке вы вспомнили и обобщили то, что знали о воде, узнали много нового, интересного об этой загадочной стихии. Раскрыли значение воды и познакомились с ее физическими  свойствами. Заканчивая наш урок поднимите руки те, кому сегодня удалось расширить свои знания о воде? Цораева Н.Т. учитель географии СОШ № 39 Нарисуйте на кружочках смайлик, соответствующий вашему восприятию урока. Я рада, что у большинства из вас смайлики улыбаются, значит, вам понравился урок, посвященный самому удивительному веществу – ВОДЕ.            Ребята ! На уроке вы работали активно. Молодцы!                       Спасибо нашим  гостям. До, новых встреч! Д/ задание: 1.Какие физические приборы используются для исследования водных ресурсов, и их  назначение. 2.У нас сегодня был необычный урок, поэтому и д/з будет необычным, а творческим. Написать  небольшое сочинение на тему: « Где вода, там и жизнь». Рефлексия:  «Радуга настроения».  На столе у учащихся лежат карточки зелёного, красного и желтого цвета. С каким настроением Вы уходите с урока? Учащиеся поднимают «радугу настроения»: понимаю изученное –  зелёный, нужно поработать, чтобы полностью разобраться – жёлтый, ничего не понял.

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"

Методическая разработка интегрированного урока географии и физики "Самая удивительная на свете жидкость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2017