Отзыв
на открытый урок по физики.
Тема урока «Механические
волны» 9 класс
Учитель физики: Агабекова Э.А.
Оборудование: мультимедийньгй проектор, презентация на тему «механические волны», набор карточек.
Урок Агабековой Эльмиры Агабековны был организован на высоком методическом уровне. Ученики и учитель были подготовлены к началу урока. После проверки домашней работы, при анализе предложений, записанных на доске, ученики сами назвали тему и цели урока.
На протяжении всего урока прослеживается отчетливая целенаправленность урока. Темп урока посилен для учащихся. Эльмира Агабековна продемонстрировала отличное владение педагогическим мастерством и методикой преподавания. Во время урока речь учителя была понятной и доступной ученикам.
В течение всего урока поддерживается активность и внимание учащихся. Урок продуман и хорошо спланирован. Каждый этап урока реализован как по времени, так и по объему. Все этапы урока сопровождаются работой с презентацией.
Для снятия напряжения была предложена физкультминутка.. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность познавательного характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса.
Рефлексия, проведенная в форме самооценки, показала об отличном усвоении темы.
Цели урока были достигнуты.
Учитель:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 42 им. Н.Гаджимагомедова»
Ул.8-я Источная, д. 2, Махачкала, Республика Дагестан, 367014 Телефон: +7 (938) 781-32-44
![]() |
![]() |
||
Открытый урок на тему:
Выступила: Агабекова ЭЛ. учитель физики
Открытый урок на тему: «Механические волны» .
Урок проводится в 96 классе.
Цель урока:
Познакомить учащихся с условиями возникновения волн и их видами (продольная волна, поперечная волна).
На доске плакаты:
1.«Я мыслю следовательно, я существую». ( ДЕКАРТ)
2. Изображение волны.
Демонстрации:
1.06разование механических волн в демонстрационной ванне.
2.Движение волны в гибком шнуре.
Гости: Завуч — Османова П. И. Учитель — Керимова С. Ф.
1. Проверка домашнего задания
При повторении изученного материала основной упор следует сделать на более глубокое осмыиение явления резонанса. Важно акцентировать внимание учащихся, как на условие выполнения резонанса, так и на понимание этого явления.
При проверке решения домашних задач необходимо обратить внимание на правильное оформление задач и верность расчетов. Например, в задаче 103 речь идет о сравнении собственной частоты колебаний в системе и частоты действия внешней силы Т).
Если условие не выполняется, система не войдет в резонанс.
Так как для пружинного
маятника Т=2т
Отсюда: Т)собст
Так как частота обращения рукоятки
»=1Об/С, то и резонанса наблюдаться не будет. Заполнили кроссворд:
2. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
• Определение механических волн; Демонслраиия опытов;
• Физический смысл механической волны;
• Вплы механических волн.
1. Начать урок можно с вопроса классу:
Что такое волна, как вы понимаете? (Ответы учеников.)
Колебания, которые перемещаются в пространстве и времени, называется волной. Самым простым видом колебаний являются волн , возникающие на поверхности жидкости, и расходящийся из места возмущения в виде концентрических окружностей.
Проецируя на экран расходящийся волны в демонстрационной ванне (рис.), учитель подчеркивает „что их перемещение по всем направлениям равноправны.
Такое представление волны как чередование горбов и впадин достаточно наглядно : можно легко определить, как быстро меняется положение гребня, а, значит, оценить скорость волны.
Возникновение механической волны легко продемонстрировать на примере колебаний в гибком шнуре. Один конец шнура жестко укрепляют в точке А, а свободный конец хлыстовым движением перемещают в вертикальной плоскости. По шнуру начинает бежать, упругая волна к точке А. В данном случае источником возмущения упругой среды была рука.
2. Важно подчеркнуть. что волна возникаег лишь тома, когда вместе с внешним возмущением появляются силы в среде, противодействующие ему. Обычно это силы упругости.
Механические волны возникают и перемещаются лишь в упругих средах. Такие среды достаточно плотные и соударение частиц в них напоминает упругое соударение шаров. Именно это позволяет частицам в волне передавать избыток энергии соседним частицам. При этом частица ,передав часть энергии , возвращается в исходное положение. Этот процесс продолжается дальше. Таким образом , вещество в волне не перемещается . Частицы среды совершают колебания около своих положений равновесия.
Чем больше разрежена среда, тем быстрее затухает волна в ней, и тем меньше ее скорость.
З. В зависимости от того, в каком направлении часпплы совершануг колебания по отношению к направлению перемещения волны, различают продольные и поперечные волны.
В продольной волне частицы совершают колебания в направлениях, совпадающих с перемещением волны. Такие волны возникают в результатесжатия-раетяжения. Следовательно, они могут возникнуть и в газах, и в твердых телах, и в жидкостях. В поперечной волне частицы совершают колебания в плоскостях, перпендикулярных направлению перемещения волны. Такие волны — результат деформации сдвига. Значит, эти волны могут возникнуть лишь в твердых телах, ибо в газах и жидкостях такой вид деформации невозможен.
Любой физический процесс всегда описывается рядом характеристик, значения которых позволяют более глубоко понимать содержание процесса. Волновые явления в упругих средах также имеют определенные характеристики.
К ним можно отнести скорость волны (о), длину волны амплитуду колебаний в волне (А), период и частоту колебаний (Т,у):
— скорость ВОЛНЫ
Х — длина волны
— частота
А — амплитуда колебаний в волне
Т — период колебаний
Скорость механических волн, в зависимости от вида волны и упругих свойств сред.
Может меняться от сотен метров в секунду до 10-12нм/с.
Под длиной волны понимают то расстояние, которое проходит волна за время, равное периоду колебаний.
Совершенно очевидно, что для конкретной среды длина волны должна быть конкретной величиной:
Следует заметить, что частота колебаний в волне всегда совпадает с частотой колебаний источника волны.
При этом упругие свойства среды не сказываются на частоте колебания частиц. Лишь при переходе волны из одной среды в другую происходит изменение скорости и длины волны, а частота колебаний частиц остается по-прежнему постоянной.
4. Закрепление изученного.
С целью более глубокого закрепления материала в конце урока можно провести краткий опрос-беседу. Важно, чтобы в такой беседе принимали все учащиеся — высказывали свое мнение, исправляли ошибки, дополняли ответы.
• Каковы свойства механических волн?
•
Переносят ли
механические волны энергию? Вещество? Что может являться источником волн?
• На какие виды делят механические волны в зависимости от того, в каком направлении частицы совершают колебания?
Каковы отличия продольных волн от поперечных?
Затем Алибекова А. прочла доклад по данной теме.
Решили одну задачу для закрепления нового материала.
Задача: Частота колебаний в волне 10000Гц, а длина волны 2мм. Определить скорость волны.
Дано: ООООГЦ =2мм |
|
сиРешение:Вычисление:
7. , тоТ) = 2х104, х10000Гц= 2х1041v=iv=2Ом/с
Ответ: т) =20м/с.
Домашнее задание:
1440 учебника; вопросы и задания к параграфу;
2.Желающие ученики могут к следующему уроку подготовить доклады по темам «Землетрясения», «Цунами».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.