Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
администрации
Взрослым
04.03.2018
Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"
Тема: Составление аналитических таблиц и проведение экономического анализа обеспе-ченности предприятия трудовыми ресурсами. Норма времени: 90 минут Тип занятия: комплексное применение знаний и умений. Вид занятия: практическое занятие. Цели учебного занятия: Дидактическая цель: создать условия для применения студентами знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях. Познавательная цель: осознать методику проведения анализа наличия и движения тру-довых ресурсов предприятия в рамках автоматизированного рабочего места аналитика. Развивающая цель: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), речь (грамотно использовать термины, понятия, определения); познавательный интерес, умение самостоятельно использовать имеющиеся знания на практике; навыки само-контроля и взаимоконтроля. Воспитательная цель: воспитывать интерес к учебным дисциплинам и профессиональ-ным модулям, навыки работы в коллективе, малых группах и самостоятельно, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности в расчетах по формулам, внимательности.Интегрированный урок по экономическому анализу
Конспект интегрированного урока.doc
Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. интегрированного урока по учебным  дисциплинам Конспект  «Экономический анализ»  и  «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Дата: __________ Преподаватель: Иванова М.Д. Группа: 3 зем А 9 Тема:   Составление   аналитических   таблиц   и   проведение   экономического   анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Норма времени:  90 минут Тип занятия: комплексное применение знаний и умений. Вид занятия: практическое занятие. Цели учебного занятия: Дидактическая цель: создать условия для применения студентами знаний и умений в знакомой обстановке и новых учебных ситуациях. Познавательная   цель:   осознать   методику   проведения   анализа   наличия   и   движения трудовых ресурсов предприятия в рамках автоматизированного рабочего места аналитика. Развивающая цель: развивать познавательные процессы (внимание, память,   мышление), речь   (грамотно   использовать   термины,   понятия,   определения);   познавательный   интерес, умение   самостоятельно   использовать   имеющиеся   знания   на   практике;   навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Воспитательная   цель:   воспитывать   интерес   к   учебным   дисциплинам   и профессиональным   модулям,   навыки   работы   в   коллективе,   малых   группах     и самостоятельно, воспитание доброжелательного отношения  друг к другу, аккуратности в расчетах по формулам, внимательности. Методы   и   приемы   обучения  –   репродуктивный,   частично–поисковый,   словесные (вопросы,   обсуждение),   наглядные   (записи   на   доске,   показ   электронной   презентации), самостоятельная работа. Формы организации познавательной деятельности  – фронтальная работа,   работа в группе. Средства обучения: 1. Доска ученическаяч. 2. Мультимедиа­проектор. 3. Электронная   презентация   «Анализ   наличия   и   движения   трудовых   ресурсов предприятия». 4. Персональные компьютеры. 5. Локальная компьютерная сеть. 6. Принтер. 7. Программное обеспечение: табличный процессор Microsoft Excel. 8. Инструкционные карты. 9. Годовые отчеты предприятий. Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. 10.Оценочные листы. Этапы учебного занятия 1. Оргмомент  2. Мотивация и  целеполагание 3. Актуализация  знаний и умений (с  целью подготовки к  практической работе) 4. Применение знаний (практическая работа с использованием  ПК) 5. Подведение итогов работы Структура учебного занятия Деятельность преподавателя Отмечает   отсутствующих,   проверяет готовность студентов к занятию, создает ситуацию успеха   трудовых   подводит Называет   тему   урока, студентов к постановке целей. Обобщает   ответы   учащихся,   четко формулируя цель урока Организует   работу   по   повторению алгоритма проведения анализа наличия и движения   ресурсов (используется предприятия демонстрация   электронной   презентации через мультимедиа­проектор) Проводит   инструктаж   по   выполнению практической   работы   с   использованием ПК: − изучение заданий по инструкционной карте; − инструктаж по технике безопасности; − инструктаж по заполнению оценочных листов  Контролирует правильность выполнения заданий. фронтальное Организует по формулирование результатам   проведенного   анализа, используя   демонстрацию   заполненных аналитических таблиц Подсчет баллов по оценочному листу  и выставление оценок  выводов           Информация   о 6. домашнем задании Предлагает   домашнее   задание:   на основании     провести письменный анализ наличия и движения   расчетов   Деятельность  студентов   Проверяют   готовность рабочего места, сообщают о готовности к занятию Высказывают мнение о цели урока свое   Дают   устные   ответы   на поставленные вопросы Выполняют практическую   работу   в программе  Microsoft Excel  в   соответствии   с инструкционной картой. Формулируют выводы по результатам проведенного анализа на основании   заполненных аналитических таблиц Подсчитывают количество   набранных баллов и оценивают свою работу Записывают   домашнее задание Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. 7. Рефлексия  (подведение итогов  урока) трудовых ресурсов Предлагает   сопоставить   задачи   и   цели занятия с уровнем достижений каждого студента,   оценить   успешность   работы каждого студента и группы в целом Самооценка   результатов своей деятельности Заполнение рефлексии успешности   карточек Содержание занятия 1. Приветствие. Проверка присутствующих. 2. Озвучивание темы урока.       Сегодня  мы проводим практическое занятие, на котором будет   охвачен материал двух учебных дисциплин – «Экономический анализ» и «Информационные технологии профессиональной деятельности». Тема  занятия  «Составление  аналитических  таблиц  и  проведение  экономического анализа обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами». (Слайд) 3. Постановка индивидуальных целей.    Что такое трудовые ресурсы?   Это ­ часть населения, располагающая знаниями, навыками   труда в соответствующей отрасли производства и может принимать участие в трудовом процессе.  Это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, работающие пенсионеры и подростки. Любой   анализ начинается с постановки целей и задач, поэтому   каждый из вас сейчас постарается сформулировать   цель своей деятельности на уроке, не забывая, что занятие сегодня интегральное.  Вместе. 4. Перевод индивидуальных целей в общую цель занятия. Цель занятия –  5. Актуализация.  Почему   очень важно для любого предприятия проводить анализ трудовых ресурсов?    (Достаточная обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное   использование   имеют   большое   значение   для   увеличения   объемов производства продукции и повышения эффективности производства). Любой   анализ   проводится   по   алгоритму,   т.е.   аналитик­экономист   выполняет определенные   действия   в   определенном   порядке.   Сейчас   мы     построим   алгоритм Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. проведения анализа наличия и использования трудовых ресурсов на предприятии.  Работа со слайдами. 2   части   в   проведении   анализа   –   анализ   наличия   и   анализ   движения   трудовых ресурсов. Что означает провести анализ наличия трудовых ресурсов – анализ состава, размера (численности),   структуры.   Отдельно   разбираем   каждую   составляющую.     Обратить внимание   на   распределение   работников   по   другим   признакам:   по   профессиям,   полу, возрасту,   стражу   работы,   образованию.   Анализ   движения   ­   характеризующих движение трудовых ресурсов.   расчет   показателей, Строим алгоритм  полностью. Какие способы и приемы анализа используются? Сравнение, расчет относительных показателей: структуры, интенсивности. Основной источник информации – годовой отчет, форма «Отчет о численности и заработной плате работников организации». 6.Проведение инструктажа по выполнению работы. Работа состоит из 4  обязательных заданий – построение 2­х аналитических таблиц (задание 1 и 2)   и графиков – задание 3 и 4.  Есть еще дополнительное задание, которое выполняют, те, кто очень быстро справится с основной работой.   Исходная информация для анализа берется в таблицах годового отчета сельскохозяйственного производственного кооператива «Выбор» Предгорного района Ставропольского края за 2015 и 2016 годы. Отчетный год – 2016, базисный – 2015.(написать на доске) В   таблицах   отчета   нет   информации   по   строке   020.   Но   мы   знаем,   что   значение среднегодовой   численности   работников,   занятых   в   сельскохозяйственном   производстве равно сумме строк 030, 040, 050. (написать на доске).   Обратить   внимание     какие   группы   выделены   в   инструкционной   карте.   Прочие работники – сумма строк 080, 090, 100, 110, 120.   Обязательно получить среднегодовую численность работников в целом по организации. Выводы будем делать вместе. После выполнения работы садимся за парты.  Инструктаж по ТБ, выполнению работы и заполнению  оценочного листа. 7. Рассаживаемся по рабочим местам и начинаем выполнять работу. Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. Преподаватель проверяет и выставляют баллы. 8. Работа закончена. Проводим анализ полученных результатов. Сначала   по   учебной   дисциплине   «Экономический   анализ».   Таблицы   на  экране  и беседуем   со   студентами.     Причины   снижения   численности   работников?     Вспомнить   о деятельности этого предприятия. Затем по «Инф. Технологиям».   9. Подведение итогов занятия. Достигли ли целей?  Какими приемами, способами? Лист рефлексии. 10. Подсчитываем баллы и выставляем оценки. 11. Домашнее задание. 1.   Провести   письменный   анализ   наличия   и   движения   трудовых   ресурсов предприятия. 2.   Провести   анализ   обеспеченности   предприятии   кадрами   наиболее   важных   Рассчитать   структуру   численности   работников   по   профессиональной профессий.   принадлежности. Сделать выводы по результатам анализа. Таблица 1 ­ Исходные данные, чел. Показатели 2015 г. 2016 г. Среднегодовая численность трактористов­машинистов Среднегодовая численность операторов машинного доения Среднегодовая численность скотников КРС Среднегодовая численность работников других профессий Среднегодовая численность работников в целом по предприятию 40 20 65 137 262 33 20 66 133 252 Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. Оценочный лист Ф.И.О.__________________________ Группа  3 зем А 9 Задания Всего баллов 1. Построение и проведение расчетов по таблице 1. 2. Построение и  проведение расчетов по таблице 2. 3. Построение гистограммы  4. Построение круговых диаграмм Итого Итоговая оценка Отдельно оценивается  выполнение дополнительного задания по 5­ бальной системе на усмотрение педагога 10 баллов    ­ задание выполнено полностью и правильно; 8 баллов      ­ есть незначительные ошибки при выполнении задания, которые  исправлены в процессе работы; 6 баллов      ­ задание выполнено не до конца или есть грубые ошибки при  выполнении задания. Итоговая оценка: «5»  ­   36 баллов и более; Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. «4»  ­   от 28 до 35 баллов; «3»  ­   от 19 до 27 баллов; «2»  ­   18 баллов  и менее. ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА по проведению  практического занятия  по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»  Тема:   «Составление   аналитических   таблиц   и   проведение экономического   анализа   обеспеченности   предприятия   трудовыми ресурсами» Цель занятия: освоить методику проведения анализа состава, размера, структуры   и   движения   трудовых   ресурсов   предприятия   в   рамках автоматизированного рабочего места аналитика. Приобретаемые  умения   и навыки:  проведение   анализа   наличия     и движения   трудовых   ресурсов   предприятия;   определение   показателей, характеризующих состав, размер, структуру и движения  трудовых ресурсов Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. предприятия   с   помощью   табличного   процессора  Excel,   графическое отображение результатов проведенных вычислений с помощью диаграмм. Место проведения: кабинет информационных технологий. Норма времени: 90 минут. Средства обучения:  11.Персональные компьютеры. 12.Локальная компьютерная сеть. 13.Принтер. 14.Программное обеспечение: табличный процессор Microsoft Excel. 15.Инструкционные карты. 16.Годовые отчеты предприятия. Содержание и последовательность работы 1.  На   основании   данных   годовых   отчетов   за   2015   и   2016   годы     определите состав,  размер,   структуру   трудовых   ресурсов   предприятия.   Результаты   анализа оформите таблицей. Рассчитайте   абсолютные   и   относительные   отклонения   по   численности   трудовых ресурсов и по их структуре, проанализируйте полученные результаты.  Для построения таблицы и проведения расчетов используйте табличный процессор Excel:  рабочий   документ   сохраните   в   Вашей   папке   под   именем   «Анализ   трудовых ресурсов»;  переименуйте Лист1 в Таблица1;  перед названием таблицы укажите Фамилии студентов, выполняющих работу;  проведите оформление построенной таблицы, учитывая обрамление границами и выравнивание в ячейках;  проведите необходимые вычисления по формулам;  установите числовой формат данных с необходимым количеством знаков после запятой;  поместите вашу таблицу на одном листе для дальнейшего распечатывания. Для этого   после   выполнения   команды  Файл/Параметры   таблицы…  в открывшемся окне установите переключатель  Разместить не более чем на 1 стр. в ширину и 1 стр. в высоту;  распечатайте построенную таблицу с помощью команды Файл/Печать… Таблица 1 ­ Состав, размер, структура трудовых ресурсов предприятия Таблица 1 ­ Состав, размер, структура трудовых ресурсов предприятия Среднегодовая численность Структура, % Абсолютные отклонения Относительные отклонения, % ГРУППЫ РАБОТНИКОВ работников, чел. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. По численно сти, чел. По структ уре, % По численно сти По структ уре Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. 1. Работники, занятые  в  сельскохозяйственном производстве В том числе:    ­ работники  постоянные    ­ служащие 2. Работники, занятые  в промышленных и  подсобных  производствах 3. Прочие работники Всего работников Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. 2.  На   основании   данных   годовых   отчетов   за   2015   и   2016   годы   определите показатели   движения   трудовых   ресурсов   предприятия.   Результаты   анализа   оформите таблицей. Рассчитайте   абсолютные   и   относительные   отклонения   по   показателям   движения трудовых ресурсов, проанализируйте полученные результаты, укажите причины изменения показателей движения.  Построение   таблицы   выполните   на   отдельном   листе   рабочей   книги   «Анализ трудовых   ресурсов»   аналогично   построению  Таблицы1.   Данные  среднегодовой численности   работников  за   каждый   год   получите   с   листа  Таблица1,   используя связывание листов. Распечатайте построенную таблицу.            Таблица 2 ­ Движение трудовых ресурсов предприятия Показатели 2015 г. 2016 г. Абсолютные отклонения (+,­) Относительн ые отклонения, % 15 25 23 19 22 18       численность Среднегодовая работников за год, чел. За год поступило на работу, чел. За год выбыло всего, чел.     в   т.ч.   по   приказу   (по собственному   желанию   и   за нарушение трудовой дисциплины) Коэффициент оборота рабочей силы по приему  Коэффициент оборота рабочей силы по выбытию  Коэффициент текучести  Коэффициент   общего   оборота рабочей силы  3.  Постройте   гистограмму   для   сравнения   данных   среднегодовой   численности работников за 2009 и 2010 годы по Таблице1. Гистограмму поместите на отдельном листе рабочей книги (лист с диаграммой назвать  Численность работников).  4.  Постройте круговые диаграммы по данным столбца  Структура  за 2015 и 2016 годы.   Диаграммы   поместите   на   отдельных   листах    Структура   работников   –   2015г., Структура работников – 2016 г.   При   построении   круговых   диаграмм   учитывать   данные     только   по   группам работников   (не   учитывать   разделение     в   1­й   группе   на   постоянных   работников   и служащих). Для этого при нажатой клавише  CTRL  выделить данные по каждой группе работников (всего будет выделено три ячейки). Иванова Мария Дмитриевна, ГБПОУ «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса», преподаватель экономических дисциплин. Конспект интегрированного  урока по учебным дисциплинам «Экономический анализ» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2018г. Дополнительное задание: На основании   данных годовых отчетов другого предприятия за 2016 и 2010 годы произвести   анализ наличия и   движения трудовых ресурсов, сравнивая показатели 2010 года и 2016 года. Для выполнения задания использовать   копирование листов с Таблицей 1 и Таблицей 2   и    изменить в скопированных таблицах исходную информацию: вместо информации   2015   года     копированием   занести   информацию   2016   года.   Дополнительно занести информацию 2010 года. справка:   листов   выполняется   командой Правка/Переместить/скопировать   лист…  В   открывшемся   окне     установить   галочку «Создавать копию», нажать Ок.  Копирование Краткая   Контрольные вопросы: 1. Назовите основные задачи анализа трудовых ресурсов предприятия. 2. Назовите основные источники информации для анализа трудовых ресурсов предприятия. 3. Как определить среднесписочную численность работников за год, квартал? 4. Перечислите   факторы,   влияющие   на   изменение   показателей   движения трудовых ресурсов. 5. Основные этапы построения таблиц в среде MS Excel. 6. Порядок проведения расчетов по формулам в среде MS Excel. 7. Назначение диаграмм. 8. Порядок построения диаграмм в среде  Порядок построения диаграмм в среде MSMS  Excel Excel..

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"

Методическая разработка "Интегрированный урок по дисциплине "Экономический анализ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018