Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Интерактивна игра по финансовой грамотности»
Клинова О.В., преподаватель истории и обществознания
ГБПОУ «ВЭТК», Волгоград
Пояснительная записка
Сегодня мало у кого остаются сомнения в необходимости формировать у
молодёжи знания по финансовой грамотности. Получая фундаментальное
образование, дети практически не знакомы с основами грамотного обращения
с финансами, как следствие отсутствие умения планировать личный, а позднее
и семейный бюджет. Не делают сбережений на случаи непредвиденного
снижения уровня дохода или возникновения непредвиденных расходов,
поэтому, не задумываясь о последствиях, накапливают кредитные
обязательства. Дополнительный риск, связанный с невысоким уровнем
финансовой грамотности, заключается в том, что часто люди, взявшие
кредиты, в силу своей финансовой неграмотности могут оказаться не в
состоянии их отдать.
В настоящее время во многих странах мирах осуществляется процесс
разработки и внедрения национальных программ и стратегий формирования
финансовой грамотности населения, который активно поддерживается
Всемирным банком, Организацией экономического сотрудничества и развития
и рядом других международных организаций.
Финансовая грамотность нужна всем категориям населения, следовательно,
чем раньше человек столкнётся с этими вопросами, тем проще ему будет
потом. Для детей и подростков оптимальной формой её усвоения является,
как мне кажется, игра. Почему, спросите вы. Ответ прост – всё, что связано с
финансами скучно, сложно и не интересно. Без прочной мотивации тратить
время на то, что выходит за пределы школьной программы дети и подростки
не спешат. Следовательно, организация таких (дополнительных) занятий
должна быть интересной. А что любят все, независимо от возраста?
Правильно, играть!Что нам даёт игра: возможность освоить сложное через простое. В процессе
игры лучше усваиваются правила и понятнее роли. Финал игры позволяет
увидеть успешность или неуспешность выбранной стратегии. То есть, в
несерьёзной форме игра позволяет производить серьёзные ситуации. Но для
того, чтобы всё получилось именно так, с пользой для играющих, подготовка
требуется особо кропотливая. Казалось бы, куда как проще просто прочитать
лекцию, задать вопросы на понимание и на том успокоиться с чувством
выполненного долга. Однако, что останется после такой работы? Процентов
двадцать информации, в лучшем случае. А игра? Действительно ли она
позволит сохранить больше? Психологи убеждены, что да!
Игра интерактивна, она позволяет выстроить весь цикл обучения: участники
получают опыт «здесь и сейчас», обсуждают его, делают выводы и обобщения
и могут продумать, как применить полученные знания и навыки в своей
практической деятельности.
Какие у игры достоинства? Она дает каждому возможность участвовать.
Предоставляет участникам разнообразный по спектру и содержанию опыт,
помогает выявить установки, типы поведенческих реакций, используемые
техники и технологии, имеющиеся навыки. Позволяет участникам в
значительной степени влиять на ход, содержание, процесс, темп игры;
обеспечивает быструю и качественную обратную связь, поскольку позволяет
получить конкретный материал (действия участников) и на его основе
выстраивать обсуждение. Нельзя сбрасывать со счетов и эффект
соревновательности, он заставляет учиться друг у друга.
Однако, говоря о преимуществах игры, не следует забывать о недостатках. Об
одном я уже сказала – огромная трудоёмкость на этапе подготовки. Но если
вы думаете, что на этом проблемы закончатся, вы очень ошибаетесь. Дело в
том, что дети не всегда ведут себя по правилам, а ещё имеют склонность
увлекаться и нарушать регламент. И здесь надо уметь так поставить всё наместо, чтобы не получилось авторитарного давления и, как следствие, потери
интереса к дальнейшей игре.
Из собственного опыта могу сказать, что для того чтобы игра максимально
приносила пользу недостаточно сыграть разокдругой. Здесь важна система,
постоянство. И результат тоже будет не мгновенным. Терпение и только
терпение. Уже через месяц регулярно проводимых игровых занятий вы
увидите разницу: участники перестанут перетягивать инициативу на себя,
научатся действовать по правилам и в рамках игры. Вам станет проще её
контролировать. А вот тогда и начнёт давать о себе знать весь позитивный
потенциал игры.
Цель: формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной
финансовой безопасности.
Задачи:
Обучающая: познакомить учащихся с основными понятиями: вклад,
финансовый план, мошенничество, капитал, финансовая ловушка и другими.
и др.
Развивающая: развитие внимания, речи, логического мышления, умения
анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.
Воспитательная: формировать навыки коллективной работы, ответственности
в финансовых отношениях.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Финансовая игра:
Где логика?»
Форма мероприятия: интерактивная игра
Присутствуют: студенты первого курса.
Дата проведения:31.10.2017 г.
Ход внеклассного мероприятия.
Вступление.Рано или поздно любой человек, задается вопросом – как мне правильно
обращаться с моими финансами? Т.е. человек задумывается над тем, как
повысить финансовую грамотность.
Этот термин finansia возник в XIIIXV вв.переводится с латинского как
наличные средства, доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал
любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное
распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой
денежных отношений между населением и государством по поводу
образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы —
это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов.
Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на
счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и
использование этой информации для принятия разумных решений,
способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений
о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов,
планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например,
получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных
вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать,
как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать
богаче и счастливее?
Я предлагаю вам сыграть в игру по мотивам телевизионного шоу «Где
логика?» Вашему вниманию будут предложены логические задачи,
изложенные в картинках. Вам надо разгадать зашифрованные финансовые
термины и пояснить их.
Игра проходит в три тура: в первом надо найти общее между тремя
картинками и объяснить найденное, во втором разгадать ребус, в которомзашифрован финансовый термин, в третьем расшифровать поговорку или
крылатое выражение, связанное с финансами.
За ходом игры следит специальное жюри. Побеждает команда, набравшая
наибольшее количество баллов. Можно также провести и личное первенство.