Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»
Оценка 4.6

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Оценка 4.6
Книги
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
06.06.2019
Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»
Книга – результат сотворчества писателя и художника - иллюстратора. Писатель написал литературное произведение, художник проиллюстрировал. Необходимо чтобы учащиеся в детской школе искусств попробовали ощутить себя в роли художников-иллюстраторов и создали красочные иллюстрации к своим любимым литературным произведениям. Итогом изучения книжной графики в ДШИ является иллюстрирование книги и подготовка её к полиграфическому изданию. Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам книги.
Методическая разработка по книжной графике..docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования    «Детская школа искусств  Починковского  района» Стодолищенское обособленное подразделение Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»   Автор­составитель: Казакова Инна Викторовна, преподаватель художественного отделения МБУ ДО «ДШИ      Починковского района» 2018 год 1 Аннотация       Книга   –   результат   сотворчества   писателя   и   художника   ­     иллюстратора.   Писатель   написал литературное произведение, художник проиллюстрировал.  Необходимо   чтобы   учащиеся   в   детской   школе   искусств   попробовали   ощутить   себя   в   роли художников­иллюстраторов   и   создали   красочные   иллюстрации   к   своим   любимым   литературным произведениям. Итогом   изучения   книжной   графики   в   ДШИ   является   иллюстрирование   книги   и подготовка её к полиграфическому изданию.  Специфической   чертой   детской   книжной   графики   является   выделение   в   иллюстрации   самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам книги. 2 Содержание:   Введение………………………………………………………………………4 Учебно­тематический план………………………………………………….5 Основная часть……………………………………………………………….5  Требования к уровню подготовки учащихся……………………………….9  Методическое обеспечение учебного процесса………………………….12 Описание материально­технических условий реализации учебного   предмета……………………………………………………………………...13 Список литературы………………………………………………………….14 Приложение………………………………………………………………….15 3 Введение выявление   одаренных   детей   в   области   изобразительного   искусства   и   подготовка   их   к расширение представления детей о книге, показать, что иллюстрация книги ­ это искусство. формирование   у   одаренных   выпускников   мотивации   к   продолжению   профессионального         Программа учебного предмета «Станковая композиция» разработана на основе и с учетом федеральных   государственных   требований   к   дополнительным   предпрофессиональным общеобразовательным   программам   в   области   изобразительного   искусства   «Живопись».     Данная методическая   разработка   может   быть   использована   преподавателями   художественных   отделений ДШИ на уроках по станковой композиции при  изучении книжной графики  с использование ЭОР .    Цели: • поступлению в образовательные учреждения. • • обучения. Задачи обучающие: • времени, в котором живут действующие лица произведения; • • содержание произведения; Задачи развивающие: • художественно­эстетическое   развитие   личности   учащегося   на   основе   приобретенных   им   в процессе   освоения   программы   учебного   предмета   «Композиция   станковая»   художественно­ исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков • Задачи воспитывающие: • научить понимать основные изобразительные закономерности, характерные для определенного научить выделять основные действующие лица и подчинять им все сопровождающие детали; найти живые, доходчивые образы и такие средства и выражения, которые яснее раскрывали бы развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству. привить учащимся любовь к книге и чтению, конкретно ­ к русской классической литературе.    Книга­неотъемлемая   часть   жизни   каждого   человека,   но   в   последнее   время,   с   развитием технологий, она отошла на второй план. Знакомство же обучающихся с книжной графикой привлечет дополнительное внимание к книге. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований   к   уровню   подготовки   обучающихся   данного   возраста.   Последовательность   заданий   в разделе   выстраивается   по   принципу   нарастания   сложности   поставленных   задач.   Некоторые   темы предполагают   введение   краткосрочных   упражнений,   что   позволяет   закрепить   полученные   детьми знания, а также выработать необходимые навыки.     Обучение   детей   иллюстрированию   должно   основываться   не   только   на   знании   литературных произведений,   важны   знания   структурных   элементов   книги,   приемов   и   методов   работы   ведущих художников — иллюстраторов, жанровых особенностей книги.  Специфической   чертой   книжной   графики   является   выделение   в   иллюстрации   самого основного, особая цельность и четкость ее композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги. 4 Иллюстрации   не   самостоятельны   по   сюжету.   Ребенку,   чтобы   точно   передать   особенности литературного   произведения,   порой   необходимо   изобразить   характерные   детали   быта,   костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения, портрет эпохи.  Содержание учебного предмета «Композиция станковая» и в частности «Книжная графика» тесно связано с содержанием учебных предметов «Живопись» и «Рисунок».     В   каждом   из   данных   предметов   поставлены   общие   исполнительские   задачи:   в   заданиях   по академическому   рисунку   и   живописи   обязательны   требования   к   осознанному   композиционному решению листа, а в программе по композиции станковой ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  1 класс Наименование раздела,темы Форма занятия Общий объём времени в часах Максимальная учебная нагрузка Самостоятель­ ная работа Аудиторные занятия № 1 2 3 15 15 20 16 36 30 24 22 9 9 12 10 20 20 16 12 6 6 8 6 16 10 8 10 Иллюстрация к фантастической сказке Иллюстрация к  рассказу о природе Иллюстрация к повести на современную тему 1 Композиция пейзажа на  тему «Осень» (по произведениям русских писателей) урок урок урок урок 2 класс 3 класс 1 Цикл иллюстраций к  урок классическому  литературному  произведению 1 Иллюстрирование  исторического  произведения Работа над графическим  циклом 2 1 Иллюстрирование  литературного  произведения 4 класс урок 5 класс урок ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ  (СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ) В содержание изучения книжной графики входит:  Знакомство с основными элементами композиционного строя книги и умения применять их на практике. 5 Знакомство со шрифтовыми композициями и применения их на практике.   Умение соединять в единую композицию все элементы книги.  Работая над иллюстрацией четкое представление себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги.  Образное раскрытие литературного текста с помощью рисунков. Книга – предмет, в сущности, технически готовая форма, заданная художнику извне, из мира полиграфического производства. Художник же может ее обогатить и украсить, внести и разместить в ней свои рисунки, узоры, знаки.   Первый год обучения В   первый   год   обучения   книжной   графике   учащиеся   изучают   строение   книги,   её   составляющие: обложка,   форзац,   фронтиспис,   титул,   заставка,   концовка.   Графика   подразделяется   на   станковую, книжную   и   прикладную.       Если   станковую   графику   можно   рисовать   совершенно   свободно,   то   в книжной графике художник является соавтором писателя и должен иллюстрировать текст, дополняя его   зрительными   образами,   помогая   читателю   понять   замысел   писателя.   Работа   начинается   с выполнения простых заданий – иллюстрация к фантастической сказке, иллюстрация к  рассказу о природе,   иллюстрация   к   повести   на   современную   тему.  Перед   иллюстрированием   учащиеся выполняют   упражнения:   одним   движением   линии   выразить   эмоциональное   состояние,   например: «Печаль»,   «Радость»,   «Раздражение»,   «Улыбка».   Лучшие   образцы   подобного   жанра   содержат ассоциативный намек. Они открывают простор для фантазии и вовлекают художника и зрителя в процесс сотворчества. (Формат листа А4, материалы: простой карандаш, маркер, кисть, акварель или гуашь.) Дальше идет серия упражнений, где обучающиеся используют не только линию, но и пятно. Учащимся необходимо   передать   движением   линий,   по   средствам   ее   формам   и   характера,   эмоциональное состояние или настроение, не прибегая к конкретному изображению предметов, т.е. учащиеся должны выполнить   абстрактную   композицию.   Толщина   линий   не   должна   быть   обусловлена   толщиной карандаша,   она   должна   быть   живой,   такой,   какой   ее   захотел   сделать   художник.   Варианты   тем: «Зимняя ночь», «Детство», «Воздух», «Радость», «Плач», «Смех», «Признание», «Любовь». (Формат листа А3, материалы: простой карандаш, маркер, кисть, акварель или гуашь, тушь, перо.) После выполнения серии этих заданий начинается более глубокое знакомство с книжной графикой. И следующим заданием становится знакомство обучающихся со шрифтовыми композициями. Шрифт – это произведение искусства и важнейший элемент полиграфического изображения. Для освоения этой темы дети выполняют «Буквицу».( формат А­3, цветной карандаш). К  иллюстрации     фантастической   сказки  обучающиеся   приступают   уже   технически подготовленными.   Они   уже   знают,   что   важно   в   композиции:   целостность,   контрасты,   новизна, подчиненность всех средств композиции идейному замыслу, соотношение изображения к краям листа, выбор формата .В данном задании можно использовать смешанные техники. Формат А­3, смешанная техника). Иллюстрации к рассказу о природе учащиеся рисуют, прослушав аудиозаписи произведений русских писателей.  Небольшие рассказы М. М. Пришвина, К.Г. Паустовского, В. Бианки, И. Тургенева ­ это 6 этюды о природе, наблюдения за растениями и животными, короткие очерки из жизни леса в разное время года. (Формат А­3, акварель).  Иллюстрации   к   повести   на   современную   тему  учащиеся   выполняют   к   произведениям   Нины Дашевской, Марии Аромштам, Натальи Евдокимовой. На уроке просматриваются видео­интервью писательниц, где они вкратце повествуют о содержании своих книг. Работа выполняется в технике графических зарисовок. (Формат А­2). Второй год обучения Композиция пейзажа на тему «Осень» (по произведениям русских писателей) ­ тема второго года обучения   книжной   графике.   На   уроках   используется   видеофильмы   с   произведениями   русских художников   под   музыку   П.И.   Чайковского   и   А.   Вивальди.   Обучающиеся   осваивают   технику «Монотипия». Задание делится на две части: нарисовать осенний пейзаж, затем на основе рисунка выполнить на стекле и отпечатать монотипию, используя  гуашь.(Формат А­3). Третий год обучения Тема   третьего   года   обучения   книжной   графике   ­  цикл   иллюстраций   к   классическому литературному   произведению.  На   уроках   приводится   ряд   примеров   цикла   иллюстраций   В. Васнецова,     И.   Билибина,     Д.   Шмаринова.   Необходимо   найти   правильное   соотношение   между иллюстрациями   и   текстом,   гармонично   и   последовательно   скомпоновать   все   элементы   и   ясно выразить основную идею литературного произведения. Для этого нужно научиться фиксировать жизнь в   набросках,   этюдах   с   натуры,   рисовать   по   памяти,   по   воображению.   Учащимся   предлагается проиллюстрировать   произведения   А.   С.   Пушкина.   Этапы   иллюстрирования:   эскизы,   работа   над рисунком,   выполнение   в   цвете,   шрифтовая   композиция.   Важным   фактором,   определяющим   роль чувств в изобразительной деятельности, является эмоциональное переживание ребенком в процессе иллюстрирования,   включающие   в   себя   три   наиболее   существенных   компонента:   эмоциональное переживание   от   объекта   изображения;   эмоциональное   переживание   от   самого   процесса иллюстрирования; общее эмоциональное состояние ребенка.(Формат Ф­2, акварель, гуашь, пастель). Четвёртый год обучения Четвёртый год обучения связан с  иллюстрированием исторического произведения и работой над графическим циклом.  Иллюстрирование   исторического   произведения  –   работа   сложная,   требующая   много   времени   и мастерства   исполнения. Обучающимся   предлагается   проиллюстрировать «Бородино»   М.   Ю. Лермонтова. Последовательность выполнения рисунка  ­ предварительный рабочий, самый общий, эскиз;  ­ более проработанный и законченный схематичный эскиз;   ­ выполнение набросков и зарисовок с натуры объектов (старинные         дома,         одежда, военная форма, оружие и др.), которые могут быть использованы в исторической композиции;  ­ подбор костюмов для действующих лиц согласно 1812 года;  ­ линейное выполнение рисунка тематической композиции;  ­ пробные варианты различной техники выполнения;   ­ завершение работы над композицией выбранными изобразительными         средствами (акварель и цветные карандаши или тушь, акварель). Задача исторической композиции     ­ решение пространства, среды,   движения.   Титульный   лист,   заставка   и   концовка   должны   составлять   единое   целое   с 7 иллюстрациями. В них можно  изображать фигуры действующих лиц. Это могут быть рисунки баталий , изображение Москвы, Смоленска.   Работа   над   графическим   циклом  делится   на   два   этапа:       разработка   и   выполнение   личного экслибриса. (Формат листа А5, используемые материалы: кисть, перо, тушь, гелевая ручка) и цикл иллюстраций к стихам русских поэтов в технике цветной  монотипии. Графика бывает черно­белой и цветной. Есть и такие художники, для которых черный цвет ­ главнее всех других. Непревзойденным мастером черно­белой графики был Владимир Андреевич Фаворский. Богатство цветовых  оттенков он заменял тональными оттенками. На первый  взгляд,  изображение вроде бы обедняется, но впоследствии понимаем, сколько тончайших чувств и состояний природы способен выразить тоном умелый художник. Для учащихся  перед тем, как преступать к выполнению  экслибриса,   необходимо познакомиться с приемами   стилизации.   Нужно   рассказать   и   наглядно   показать   три   вида   экслибрисов:   гербовые, вензелевые  и сюжетные. Экслибрис — это еще один повод полюбить книгу, и чтение.                    Цикл   иллюстраций   к   стихам   русских   поэтов  в   технике   цветной                 монотипии предусматривает иллюстрирование, оформление книги и подготовка её к полиграфическому изданию. Цель   :   коллективное   создание   иллюстрированного   сборника   стихотворений   на   тему   «Природа   в стихах русских поэтов». Вначале обучающиеся выполняют рисунки к стихотворениям, затем печатают цветную монотипию (гуашь, масло), работают над дизайном книги (выполняют презентации, используя программу PowerPoint 2016), изучают требования к полиграфическому изданию. Итог коллективного труда ­  издание книги с иллюстрациями учащихся.   Результатом  изучения книжной графики   стал макет   книги,   где       выполнены:   обложка,   титульный   лист,   11   иллюстраций   к   стихам.   Работы оформлены   в   папку   с   файлами   и   были   отданы   в   издательство   для   склейки   макета   книги. Немаловажной   стороной   искусства   книжной   графики   является   обязательный   учет   особенностей полиграфической   структуры   книги.   Кроме   литературного   текста   в   виде   шрифтового   набора,   в оформление входят другие обязательные текстовые элементы (заголовочные и издательские данные). Облик  современной  книги слагается из  множества элементов ­ от обложки  до наборного текста. Исходя   из   обязательного   формата,   художник   определяет   объем   книги,   количество   и   вид изобразительных  элементов, их  распределение  по всей  книге, для  него должно быть ясно, каким шрифтом будет набран текст, каковы пропорции полосы набора и полей страницы.   отставание     пропустивших     предотвращают   Существует   большое   количество   программ   для   создания   электронных   ресурсов.   Для получения макета книги я с обучающимися использовала программу PowerPoint 2016. В настоящее время невозможно представить себе современный урок без наглядности.         Электронные  ресурсы сокращают   время освоения,   оптимизируя   учебную   деятельность   за   счёт   структурирования, чёткости   заданий,     занятия,   предоставляют дополнительные материалы для повышения уровня развития желающих,   усиливают   мотивацию   за счёт     индивидуальных     настроек,   адаптации,     разных     видов     эмоционального     восприятия информации;   формируют       информационную   культуру,   создают   возможности   для   контроля   и коррекции   образовательного   процесса.   Несмотря   на   наличие   огромного   количества   бесплатных электронных образовательных ресурсов, в практической деятельности каждого учителя возникают ситуации,   когда   готовый   ресурс   не   всегда   отражает   задуманное:   хочется   применить   свою методическую идею урока, по­другому представить его технически. Поэтому необходимы навыки самостоятельного создания ЭОР.    Теория  и  практика  показывают,  что  значительный  потенциал профессионального   и личностного   роста   участников   педагогического процесса   заключен       в умелом  и  успешном  использовании  современных инновационных технологий в школе. Пятый год обучения 8 Пятый год обучения связан с  иллюстрированием литературного произведения. Обучающимся предлагается выбрать писателя и его книгу ( А. Грин «Алые паруса», Н. В. Гоголь «Шинель», Н. С. Лесков «Левша», А. П. Чехов «Рассказы», Б. Васильев «А зори здесь тихие…», и т. д.).  Необходимо понять форму, содержание, стиль литературного произведения, чтобы правильно наметить характер композиции иллюстраций. Нужно хорошо знать произведение и глубоко, до тонкостей изучить те отрывки,   которые   будут   иллюстрировать.   Осмыслив   содержание   и   стиль   произведения,   ребята передают   их   в   художественных   иллюстрациях,   добиваются   выразительности   и   завершенности   в исполнении,   стремятся   создать   образы,   показать   их   жизненность.   Учащиеся   для   выполнения иллюстраций   используют   те   знания,   которые   они   получают   в   беседах   с   преподавателем   по теоретическим вопросам композиции, в том числе и по графическому искусству. Вопросы теории предстоит   тесно   увязать   с   практикой   художественной   работы.   Выполнение   иллюстраций   к литературному   произведению   ,   является   итоговой   композицией   в   5   классе   художественного отделения   школы   искусств.   Преподаватель   умело   направляет   каждого   ученика   на   выполнение доступной ему композиции. Учащиеся, приступая к работе, должны проявить творческую инициативу, последовательно   проработать   задание   от   первого   эскиза­замысла   до   окончательного   исполнения композиции, широко и умело пользоваться натурой, наблюдать, делать нужные зарисовки, этюды. Наблюдения   дают   богатый   материал   для   восприятия,   для   зрительной   памяти,   обогащают   юного художника новыми впечатлениями. А накопление свежих впечатлений дает толчок к возникновению новых идей, мыслей. Именно такая разносторонняя творческая работа позволит успешно разработать и завершить итоговую композицию. Методы обучения: Программа   составлена   в   соответствии   с   возрастными   возможностями   и   учетом   уровня   развития обучающихся.   Для   воспитания   и   развития   навыков   творческой   работы   обучающихся   в   учебном процессе применяются следующие основные методы:  Объяснительно ­ иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);  Частично­поисковые (выполнение вариативных заданий);  Творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах, выставках);  Практические(последовательность в работе);  Эмоциональные (подбор ассоциаций, образов, художественных впечатлений). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Результатом освоения учебного предмета «Композиция станковая» и в частности «Книжная графика» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: •   знание   основных   элементов   композиции,   закономерностей   построения   художественной   формы, структуры книги; • знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла; •   умение   применять   полученные   знания   о   выразительных   средствах   композиции   ­   ритме,   линии, силуэте,   тональности   и   тональной   пластике,   цвете,   контрасте   ­   в   композиционных   работах, иллюстрациях; • умение использовать средства живописи и графики, их изобразительно­выразительные возможности; 9 • умение находить живописно­пластические решения для каждой творческой задачи; • навыки работы по книжной графике. Требования к уровню подготовки обучающихся на различных этапах обучения 1 год обучения ­ знания: • понятий и терминов, используемых при работе над книжной графикой; • тональной, цветовой, линейной композиции; • о движении в композиции; • о ритме в станковой композиции; • о контрастах и нюансах; ­ умения: • уравновешивать основные элементы в листе; • четко выделять композиционный центр; • собирать материал в работе над сюжетной композицией; ­ навыки: • владения техниками работы акварелью, гуашью,   графическими техниками; • поэтапной работы над сюжетной композицией;  2 год обучения ­ знания: • понятий и терминов, используемых при работе над книжной графикой; • о развитии пластической идеи в пространственной композиции; о трехмерном пространстве, • о перспективе (линейной и воздушной); • о плановости изображения; • о точке зрения (горизонт); ­ умения: • передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета; • последовательно поэтапно работать над сюжетной композицией в    иллюстрации; • работать над индивидуальной трактовкой персонажей; • передавать стилистику, историческую достоверность деталей в иллюстрации; • трансформировать и стилизовать заданную форму; 10 ­ навыки: • перехода на условную плоскостную  трактовку формы предмета; • анализировать схемы построения композиций великих художников; • работы с ограниченной палитрой, составление колеров; • создания  чёрно­белой и цветной монотипии. 3 год обучения ­ знания: • о пропорциях, об основах перспективы; • о символическом значении цвета в композиции; • о влиянии цвета и тона на формирование пространства условной картинной плоскости; • об эмоциональной выразительности и цельности композиции в иллюстрации; ­ умения: • ориентироваться в общепринятой терминологии; • доводить свою работу до известной степени законченности; • обрабатывать поверхность листа, передавать характер движения людей и животных; • собирать дополнительный материал для создания композиции; ­ навыки: • разработки сюжета; • использования пленэрных зарисовок и этюдов в композиции; • приобретение опыта работы над  циклом иллюстраций. 4 год обучения ­ знания: • применения основных правил и законов станковой композиции; • основных пропорций фигуры человека; • соразмерности фигур человека, животного и частей интерьера; ­ умения: • выполнения живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом; • организации структуры композиции с помощью применения; несложных композиционных схем;  подготовка иллюстраций и текста к полиграфическому изданию 11 ­ навыки: •   создания   эмоциональной   выразительности   листа   и   подчинения   всех   элементов   композиции основному замыслу; • правильной организации композиционных и смысловых центров; • создания целостности цветотонального решения листа. 5 год обучения ­ знания: • законов композиции и схем композиционного построения листа; ­о плановости, перспективном построении пространства; • о стилизации форм; ­ умения: • самостоятельно грамотно и последовательно вести работу над сюжетной композицией с соблюдением всех подготовительных этапов, включая работу с историческим материалом; • самостоятельно тонально выдержанно и колористически грамотно решить плоскость листа; • самостоятельно выразить идею композиции с помощью графических средств ­ линии, пятна; • самостоятельно выявить и подчеркнуть форму цветом, тоном, фактурой; ­ навыки: • работы различными живописными и графическими техниками; • самостоятельного изучения материальной культуры; • применения визуальных эффектов в композиции; • создания графической конструктивно­пространственной композиции с архитектурными элементами. Критерии оценок По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». 5 (отлично) ­ ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом. 4   (хорошо)   ­   ученик   справляется   с   поставленными   перед   ним   задачами,   но   прибегает   к   помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки. 3 (удовлетворительно) ­ ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя. 12 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору натурного материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения композиции станковой: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Обзорная беседа о предлагаемых темах. Выбор сюжета и техники исполнения. Сбор подготовительного изобразительного материала и изучение материальной    культуры. Тональные форэскизы. Упражнения по цветоведению, по законам композиции, по техникам исполнения. Варианты тонально­композиционных эскизов. Варианты цветотональных эскизов. Выполнение картона. Выполнение работы на формате в материале. Работа над сюжетной композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий, ввиду небольшого количества аудиторных часов, отведенных на предмет «Композиция станковая». Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр классических аналогов, создание форэскизов, цветовых и тональных эскизов, индивидуальная работа с каждым учеником. Итогом каждого из двух полугодий должна стать, как минимум, одна законченная композиция в цвете или  графическая,  может быть  и  серия  цветовых  или  графических  листов.  Техника  исполнения  и формат работы обсуждается с преподавателем. Педагог должен помочь детям выбрать тему итоговой работы. При всей углубленности и широте задачи, она должна быть вполне доступна именно данному ученику. После выбора основной темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым обучающимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе   по   искусству.   Полезно   делать   зарисовки,   эскизы,   этюды,   даже   копии   с   произведений мастеров,   выстраивая   графический   ряд,   затем,   если   итоговая   работа   задумана   в   цвете,   ­   ее колористическое решение. Организация  самостоятельной работы обучающихся Самостоятельные работы по книжной графике просматриваются преподавателем  еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, картон, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно­просветительской деятельности образовательного учреждения. Дидактические материалы 13 Для успешного результата в освоении программы по композиции станковой и в частности книжной графике необходимы следующие учебно­методические пособия: ­ ­ ­ таблица по цветоведению; таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией; наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам; репродукции произведений классиков русского и мирового искусства; работы учащихся из  ­ методического фонда школы; ­ ­ ­ таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции; интернет­ресурсы; презентационные материалы по тематике разделов.  ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ  РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ­ материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; ­ наглядно­плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; ­ демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели; ­ электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; ­ аудиовизуальные: слайд­фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Мария Чапкина. Московские художники детской книги . М.: Контакт­Культура, 2008. 2. Артур Л. Гаптил редактор Сьюзан Е. Меййер «Работа пером и тушью» (с) Перевод .Издание на русском языке. Оформление ООО «Попури» 2001г. (с) 1997 bu Watson­Guptill Publications. 3. Н.А. Курочкина «Детям о книжной графике» издательство Детство – пресс 2004г. 4. Г.Г. Григорьева «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» издательство «Академия» 2000г. 5.   Г.Г.   Григорьева   «Практикум   поизобразительной   деятельности   школьников»   издательство «Академия» 2001г. 6. Б.М. Неменский «Познание искусством» Москва издательство «УРАО» 2000г. 7.   Московский   комитет   образования   «Искусство»   Сборник   научно­методических   материалов   по проблемам неприрывного художественного образования. Ответственный редактор Л.Е. Курнешова. ГОМЦ «Школьная книга» 2000г. 14 9. Голербах Э. История гравюры и литографии в России. –М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 240   10. Зорин Л.Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам ­ М.: ООО «Издательство АСТ»:ООО «Издательство Астрель», 2004. – 110[2] с.: ил. 11.   Кулакова   О.В.   Иллюстрирование   в   общеобразовательной   школе   –   статья   в   журнале: «Изобразительное искусство в школе» М.2006.№5. https://portal.ivedu.ru/dep/mouogp/gavriloposadrn_school1/doc/ES/Программы    образования  Книжная Графика 2016.pdf дополнительного http://www.ghpa.ru/component/content/article?catid  книжная графика и дизайн книги   кафедра   книжной   и   станковой   графики   &id http://shikardos.ru/text/metodicheskie­rekomendacii­po­discipline­knijnaya­grafika­dlya/ http://desdhsh.ru/content/shulakova­e­d­pechatnaya­grafika­v­   hudozhestvennoy­shkole Приложение 15 16 17 18 19 20 21 22

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка «Изучение книжной графики на уроках станковой композиции в ДШИ»

Методическая разработка  «Изучение книжной графики на уроках   станковой композиции в ДШИ»
Скачать файл