Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Оценка 5
Иллюстрации +3
doc
русская литература
11 кл
03.11.2019
.проанализировать эпизоды повести и оценить, что происходит с человеком в условиях реально происходящих событий (ученик);
2.выяснить и аргументировано доказать, какие нравственные качества определяют память как лично значимую ценность (учитель); Ничто не определяет нас так, по Бунину, как род нашей памяти. Она стоит водном ассоциативном ряду с нравственными категориями (см. на запись на доске).
Мет.разработка урока.doc
Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел образования Администрации
муниципального района Зилаирский район»
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина.
Тема памяти народа в повести В.Распутина
«Прощание с Матёрой».
Выполнила Булатова З.А.
учитель МОБУ «СОШ д.Юмагужино» 2011 год.
Оборудование:
компьютер с проектором, , аудиомагнитофон, музыкальное оформление
слайдовая презентация (портрет, тема, цели урока, репродукции картин
А.Пластова, иллюстрации,
опросный листзадание, тексты (эпизоды) для работы с пометкой;
алгоритмы работы, пакет материалов для самостоятельной домашней
работы;
повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»;
выставка «Жизнь и творчество В.Распутина».
I. Организационный этап.
1. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к
общению.
Музыкальная заставка.
Слово учителя (выразительное чтение наизусть). Родину, как и
родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и
впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли,
независимо от того, большой это город или маленький посёлок где
нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу,
мы присоединяем к центру все новые и новые края, можно сменить
место жительства, но центр попрежнему там, на нашей "малой" родине.
Её сменить нельзя.
Итак, сегодня урок по творчеству Валентина Распутина. Я рада вас видеть и
очень хочу работать с вами!
II. Мотивация. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
1. Показ социальнонравственной значимости изучаемого и актуализация
ценностного опыта учащихся.
Построение ассоциативного ряда. К чему, ребята, обращается человек в
переломные и критические моменты своей жизни, к чему он взывает?
(В.Распутин).
Запись на доске (по мере того, как называют):
«малая» родина, совесть, вера, ответственность, нравственность,
человечность, любовь, память.
2.0рганизация совместной деятельности по уточнению темы и принятию целей
урока. Мотивация.
Рассказ ученика о писателе.
Писатель, сопредседатель Русского национального собора (РНС), бывший
член Политсовета Фронта национального спасения, член Президиума
Координационного совета общероссийского общественного движения
«Народнопатриотический союз России»; родился 15 марта 1937 г. в с. Усть
Уда Иркутской области; в 1959 г. окончил историкофилологический
факультет Иркутского государственного университета; в 1986 г. был избран
секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза
писателей РСФСР; Герой Социалистического Труда; награжден двумя
орденами Ленина; дважды лауреат Государственной премии СССР; в 2000 г.
был удостоен единственной в России частной литературной премии — премии
А. Солженицына; избирался народным депутатом СССР (1989); член
редколлегий журнала «Наш современник», газеты «День», иркутской газеты
«Русский Восток»; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV
степени (2002); женат, имеет детей.
Общественной деятельностью начал заниматься в первой половине
80х годов, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от
стоков Байкальского целлюлознобумажного комбината. Активно
выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект
был отменен в июле 1987 г.). Во время выборов Президента России в
июне 1991 г. был доверенным лицом Н. Рыжкова. В феврале 1992 г.
на учредительной конференции Русского Национального Собора
(РНС) был избран сопредседателем РНС, на первом Соборе (съезде)
РНС был переизбран сопредседателем. В октябре 1992 г. вошел в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). Неоднократно
заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как
«политика — дело грязное, порядочному человеку там делать нечего;
это не значит, что в политике не бывает порядочных
людей, но они, как правило, обречены». Премия
А. Солженицына была присуждена В. Распутину с
формулировкой «за пронзительность выражения
поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с
русской природой и речью, душевность и целомудрие
в воскрешении добрых начал».
Учитель. Да, о нём говорили и говорят в литературе.
Именно к таким понятиям,
как ответственность,
человечность, нравственность, любовь, возвращает нас и
Валентин Распутин.
Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет
жизни.
Выступления
учащихся.
Валентин Распутин о повести «Прощание с Матерой»
1. «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были,
не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в
определенном смысле рубеж в писательской работе».
2. «Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех
изменениях, которые происходят в жизни сегодняшней Сибири, об
изменениях, на которые я смотрю глазами не постороннего человека,
приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый и дивный
край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его
истинной любовью, думающего о нем не только как о гигантской
строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его
предки и станут жить его дети и внуки.
3. Кор.: В «Матёре» Петруху называют «обсевком». Эта оценка
принадлежит только Дарье или же и Вы ее разделяете?
Разумеется, не разделяю. Для писателя нет и не может быть человека
конченого. Да, я уверенно говорю: мы должны судить или оправдывать. Или –
или… Но не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять,
постичь душу человеческую. Пока жив человек, каким бы плохим ни был он,
есть надежда, что точка еще в его судьбе не поставлена… 4. «Матера – это название деревни, и повесть о тех изменениях,
которые происходят в Сибири в связи со строительством ГЭС, созданием
искусственных морей. Люди переезжают в поселок городского типа, жизнь их
круто меняется, возникает масса проблем – и нравственных, и социальных.
Для молодых такое переселение естественно, а для пожилых – зачастую
ломка всей жизни. Обо всем этом я попытался написать, и в первую очередь о
потерях – нравственных и этических, которые происходят при прощании с
деревней».
Запись темы урока.
Тема памяти народа в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»
Формулировка целей в действиях учащихся.
Почему так называется остров и деревня? Прочитайте эпизод из 4ой
главы (после чтения ученика появляется слайд).
И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная
земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не
твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и
раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре всего,
отделившись от материка, держала она в достатке не потому ли и назвалась
громким именем Матёра?
Учитель. Да,её корень питается и бездонно гулким звучанием «материсырой
земли» и матёрой крепостью натуральнородового уклада жизни.
А каков истинный , повашему, объём образа Матёры? «Не прощание это с
деревней в буквальном смысле», написал в журнал «Литературное
обозрение» один из читателей. А о чём? На этот и другие вопросы нам
предстоит ответить.
4. Уточнение целей урока. Учитель. Вы сможете
1.проанализировать эпизоды повести и оценить, что происходит с человеком в
условиях реально происходящих событий (ученик);
2.выяснить и аргументировано доказать, какие нравственные качества
определяют память как лично значимую ценность (учитель); Ничто не
определяет нас так, по Бунину, как род нашей памяти. Она стоит водном
ассоциативном ряду с нравственными категориями (см. на запись на доске). структурировать информацию с соответствующей записью в
тетрадь в форме сложного плана, т.е. к концу урока мы посмотрим ваши
варианты плана;
подобрать материал для своей суперобложки к повести «Прощание
с Матёрой».
///Этап изучения нового.
1. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого (и философское
осмысление)
Учитель. Ключевое слово в теме? (память). Уточните его лексическое
значение в словаре.
Учащийся. Память (по толковому словарю) способность сохранять и
воспроизводить в сознании прежние впечатления.
Учитель. Характеризуя качества памяти по значимости (модальности)
сохраняемых образов, психологи выделяют эмоциональную (образную)
память: зрительную, слуховую, двигательную, чувственную и т.д.
Память (по Далю и Ушакову)
Эмоциональная (образная) память по значимости сохранённых образов
зрительная, слуховая, двигательная и др.
2. Организация внимания, создание условий философского осмысления
учащимися изучаемого.
Чтение отрывка учителем. Я прочитаю вам о том, что мне очень близко.
Послушайте (читает учитель). Июль вышел на вторую половину, когда
держалась ясная сухая и т.д. глава 11, стр.200.
Нам, сельским жителям, это знакомо? Да, чувствуется запах сена: «Эх,
пахнетто, пахнетто!» Слайд Сенокос
Вы верите В.Распутину? ... Почему? Вспоминаем, «...и видит Дарья... (как
видит? на память) лес и царьдерево, поля за лесом с высокими осиновыми
переборами, луг, что облюбовала деревня для праздников, а /Слайды (лес, луг,
берёзы,)/ молодёжь для своих игрищ, берёзы, высокие чистые богатые,
стоящие просторно и весело, словно и расставленные для какойто игры по
тричетыре вместе» всё это знакомые картины и помнит их с раннего детства
и видит их на память не только Дарья. Образная память лично значимая ценность.
«Малая» родина это не только природа в деревне и история в городе, но ещё
и человеческие отношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и
вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её
солью. Это " родимые" пятна каждого человека.
Выступление учащегося.
В. Распутин О Сибири
Для меня Сибирь – не отвлеченное понятие. Есть вопросы,
которыми я занимаюсь, и, наверное, всегда буду ими увлечен.
Кор.: Нельзя ли их перечислить?
Назову главные и основные. Прежде всего, меня, как и всех,
беспокоит судьба Байкала. Уже сейчас пресная вода – величайшая
ценность. Байкал – мирового масштаба вместилище пресной воды. Сберечь
эту воду – наша величайшая задача. Если мы не проявим хозяйской
распорядительности, потомки нам не простят.
Сибирь невозможна без величайшей Ангары, об этой реке мы
должны заботиться постоянно. Сибирский лес также нуждается в
тщательной охране и уходе, многое в этом важнейшем деле оставляет
желать лучшего. Словом, все это проблемы охраны окружающей среды,
вопросы всенародной и государственной важности. Писатель не может
равнодушно проходить мимо того, что волнует всех. Это его
гражданственный и литературный долг.
3. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа (прочтения)
художественного произведения для содержательных выводов по теме урока.
Послушаем
учащихся.
выступления
Валентин Распутин о героях произведений
Меня всегда привлекали – об этом я уже говорил – образы простых
женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью
понимать другого. В человеке многое зависит от его отношения к
окружающим. Отчуждение – самое опасное, что может проявиться в
человеческом характере, попавшем в определенные условия. Как часто
приходится, увы, сталкиваться с тем, что один не слышит или не желает
слышать другого…
Женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде, об этом
хотелось мне писать и рассказывать.
В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными
характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться,
просить поддержки. У старух меня особенно поражает спокойное отношение
к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт. Перед их
глазами проходили посевы и жатвы, зима сменялась весной, осень роняла
листву…
О молодежи
Наша молодежь ровно такая и ровно в тех качествах, в каких мы ее
воспитали. Пользуясь выражением Шукшина, никто ее нам на парашюте не
забрасывал. Лучшее в ней от лучшего в нас, худшее от фальшивого тона и
неискреннего, с которыми мы вели свои наставления.
В некоторой части молодежи меня беспокоит одна (разумеется, не
одна, но я говорю сейчас о ней) вещь: неразвитый и недостаточный
патриотизм, отношение к патриотизму, как к казенному и неподвижному
понятию. Ощущение родины как животворного вещества в человеке
должно быть изначально. Будет оно – будет, несмотря ни на что, и человек
вырастет потребитель и духовный нахлебник.
О совести
А слово это – совесть – мы употребляем слишком часто. Еще чаще –
не по назначению. Совесть понимают как долг. А что есть долг? Это
ответственность перед другим. Совесть же – это стыд. Ответственность
перед собой.
… Опасны крайности, но не менее опасно и другое: когда смысл
важных понятий подправляется подчас в угоду житейским
обстоятельствам. Долг ли – учиться в институте? Честь ли – обязательно,
непременно занимать «высокую» должность? Все ли решают в жизни
деньги? А так считает немалое число людей. Иной человек «смещается» к
дурному постепенно, незаметно. Успокоенные этим, мы порой уступаем и
уступаем. И забываем, что малый шаг – тоже шаг. Ведь отступление
проходит при нашем участии. Стало быть, приходится не только
подчиняться этому смещению, но и оправдывать его, ссылаясь, как всегда, на
наше стремительное и так далее время.
"Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и
страдания он это и есть, его и запомните".
Покажите на примере выбранного эпизода в форме обобщённого вывода,
какие нравственные качества, определяющие память как лично значимую
ценность, и как проявляются в действиях и поступках персонажей (пока
работают в группе, раздать цели урока).
Работа в группах (5 мин.). Алгоритм работы вам знаком, задания предложены. Можно пользоваться
учебником.
Первая группа Разорение кладбища, гл. 3
1.
2.
3.
Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы
противопоставить героев повести и развести их по разные стороны.
Прочитайте по ролям.
Обобщите ваши размышления и выскажите (1 мин.)
Мне приказали, я делаю. Нужны мне ваши покойники.
А нука марш отседова, нечистая сила!..
Мыто что? Мыто что? Вы поймите. Нам дали указание... Мы не сами.
Поганая твоя душа! Могилы зорить... А ты их тут хоронил? Отец, мать у
тебя здесь лежат? Ребята лежат? Не было у тебя, поганца, отца с
матерью. Ты не человек! У какого человека духа хватит?
Товарищи! Тут с вашей стороны недопонимание... Есть специальное
постановление... Прежде чем пускать воду, следует навести в зоне затопления
порядок, подготовить территорию... А о нас вы подумали?.. Мы живые люди,
мы пока здесь живём. Вы загодя о туристах думаете, а я счас мамину
фотокарточку на земле ... подобрала. Это как? Где я теперь её могилку стану
искать?..
Почему действие в повести собственно и начинается с разорения кладбища?
Вторая группа «Обсевки», поджог избы гл. 5,8
1. Найдите свои примеры к названным приёмам, которые выражают
авторское отношение к персонажам:
авторское описание характеристика,
меткое авторское словооценка,
антитеза,
речевая деталь и др.
2. Сделайте вывод, как изображены антиподы "старинных" старух и их
роль в повести (1 мин.)
( история Петрухи с именем, Клавка Стригунова, метался молча стоящие,
извиниподвинься и др.) 3. Постарайтесь начать свой ответ с установления
связи (согласны, возражаем и т.д.) между тем, что сказали предыдущие
выступающие, и тем, что хотите сказать вы.
Третья группа Сцены прощания Дарьи с могилами близких и избой – гл. 18,
20
1.
2.
3.
Подберите соответствующие аргументы для доказательства тезисов.
Обобщите материал и охарактеризуйте нравственные качества Дарьи ( 1
мин.)
Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны,
возражаем и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и
тем, что хотите сказать вы.
Писатель показывает в Дарье сильный, полный величия и
достоинства характер, характер человека, несущего в себе связь
времён и ответственность за весь свой род.
Дарья воплощение совести, народной нравственности, её
хранительница.
Дарья не только не боится смерти, но и считает её неотъемлемой частью
природного круговорота, страшит её только беспамятство.
Последний свой долг Дарья видит в том, чтобы породному, посвойски проводить Матёру. Это образ праведницы, без которой "не стоит село".
Дарья настоящий "философ" со своей глубоко оригинальной
мировоззренческой интуицией и системой ценностей.
Какой приём использует автор, чтобы показать мысли и чувства героев
(внутренний монолог Дарьи, Павла гл.13, 18 индивидуальные задания). Как
характеризует это Дарью?
А может это "несчастное создание, весь век просидевшее в глухом
углу и не вкусившее плодов цивилизации?" Ответ не предполагается.
_____________________________________________________________
Прочитайте монолог Павла. Гл 9, стр. 189. Как монолог характеризует Павла?
Четвёртая группа Образысимволы.
1.
2.
3.
4.
Назовите образысимволы.
Составьте схемуопору «Память в образахсимволах» и дайте её устное
описание.
Каков истинный объём образа Матёры?
Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны,
возражаем, и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и
тем, что хотите сказать вы.
Прощание, даже если оно необходимая ступень в развитии, как мы видим и
чувствуем, не проходит без боли и трагедии. Чем просветлён финал повести?
( И опять наступила весна... , но видела, видела Дарья... , видела Дарья на
памяти дальше, ворвавшийся поток солнечного света обрывает мысли Дарьи о
смерти; дождь, вначале освеживший знойный воздух, потом затапливает всё и
отстаёт и пахнуло откудато лёгким воздухом, жизнью).
"Листвень" ( гл. 19 индивидуальное задание). Каково символическое значение
образа? 4.Этап закрепления знаний.
Слайд Суперобложка.
Посмотрите на мой незаконченный вариант суперобложки. Какую
Основную мысль мне хотелось выразить? (Символ продолжающейся жизни).
V. Подведение итогов.
В повесть искусно включены метафоры, сообщающие повествованию
художественную многозначность.
Выразите главную идею нашего урока проблемным вопросом. (Почему
реально происходящее событие, далеко не радостное, превращается в повести
в сложную метафору всепобеждающей жизни?)
Прощание с Матёрой сложная метафора всепобеждающей жизни
(бессмертие, любовь, память).
"Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый
и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и
понимания".
Домашнее задание:
1.
Сочинениеминиатюра на тему "Память и её нравственные проявления в
юношеском возрасте. Андрей и я".
2.
Доработать предложенный вариант или разработать и защитить устно свою
суперобложку к повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Произведения В.Г.Распутина(обложки )
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.