Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Оценка 5

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Оценка 5
Иллюстрации +3
doc
русская литература
11 кл
03.11.2019
Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
.проанализировать эпизоды повести и оценить, что происходит с человеком в условиях реально происходящих событий (ученик); 2.выяснить и аргументировано доказать, какие нравственные качества определяют память как лично значимую ценность (учитель); Ничто не определяет нас так, по Бунину, как род нашей памяти. Она стоит водном ассоциативном ряду с нравственными категориями (см. на запись на доске).
Мет.разработка урока.doc
Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел образования Администрации  муниципального района Зилаирский район»     Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина.          Тема памяти народа в повести В.Распутина                       «Прощание с Матёрой».                                                         Выполнила      Булатова З.А.                                                          учитель МОБУ «СОШ д.Юмагужино» 2011 год. Оборудование:       компьютер с проектором, , аудиомагнитофон, музыкальное оформление слайдовая презентация (портрет, тема, цели урока, репродукции картин  А.Пластова, иллюстрации,  опросный лист­задание, тексты (эпизоды) для работы с пометкой; алгоритмы работы, пакет материалов для самостоятельной домашней  работы; повесть В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»; выставка «Жизнь и творчество В.Распутина». I. Организационный этап. 1. Эмоциональное погружение и психологическая подготовка учащихся к  общению.  Музыкальная заставка.  Слово учителя (выразительное чтение наизусть). Родину, как и  родителей, не выбирают, она даётся нам вместе с рождением и  впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли,  независимо от того, большой это город или маленький посёлок где­ нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу,  мы присоединяем к центру все новые и новые края, можно сменить  место жительства, но центр по­прежнему там, на нашей "малой" родине. Её сменить нельзя.  Итак, сегодня урок по творчеству Валентина Распутина. Я рада вас видеть и  очень хочу работать с вами!  II. Мотивация. Этап актуализации субъектного опыта учащихся. 1. Показ социально­нравственной значимости изучаемого и актуализация  ценностного опыта учащихся.  Построение ассоциативного ряда. К чему, ребята, обращается человек в переломные и критические моменты своей жизни, к чему он взывает?  (В.Распутин). Запись на доске (по мере того, как называют): «малая» родина, совесть, вера, ответственность, нравственность,  человечность, любовь, память. 2.0рганизация совместной деятельности по уточнению темы и принятию целей урока. Мотивация. Рассказ ученика о писателе. Писатель, сопредседатель Русского национального собора (РНС), бывший  член Политсовета Фронта национального спасения, член Президиума  Координационного совета общероссийского общественного движения  «Народно­патриотический союз России»; родился 15 марта 1937 г. в с. Усть­ Уда Иркутской области; в 1959 г. окончил историко­филологический  факультет Иркутского государственного университета; в 1986 г. был избран  секретарем правления Союза писателей СССР и секретарем правления Союза  писателей РСФСР; Герой Социалистического Труда; награжден двумя  орденами Ленина; дважды лауреат Государственной премии СССР; в 2000 г.  был удостоен единственной в России частной литературной премии — премии А. Солженицына; избирался народным депутатом СССР (1989); член  редколлегий журнала «Наш современник», газеты «День», иркутской газеты  «Русский Восток»; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV  степени (2002); женат, имеет детей. Общественной деятельностью начал заниматься в первой половине  80­х годов, став инициатором кампании за спасение озера Байкал от  стоков Байкальского целлюлозно­бумажного комбината. Активно  выступал против проекта поворота северных и сибирских рек (проект был отменен в июле 1987 г.). Во время выборов Президента России в  июне 1991 г. был доверенным лицом Н. Рыжкова. В феврале 1992 г.  на учредительной конференции Русского Национального Собора  (РНС) был избран сопредседателем РНС, на первом Соборе (съезде)  РНС был переизбран сопредседателем. В октябре 1992 г. вошел в Оргкомитет Фронта национального спасения (ФНС). Неоднократно  заявлял, что не считает себя политическим деятелем, так как  «политика — дело грязное, порядочному человеку там делать нечего; это не значит, что в политике не бывает порядочных людей, но они, как правило, обречены». Премия А. Солженицына была присуждена В. Распутину с формулировкой «за пронзительность выражения поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской природой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении добрых начал». Учитель.   Да,   о   нём   говорили   и   говорят   в   литературе. Именно   к   таким   понятиям,   как   ответственность, человечность,   нравственность,   любовь,     возвращает   нас   и Валентин Распутин.   Правда   в   памяти.   У   кого   нет   памяти,   у   того   нет жизни. Выступления   учащихся.   Валентин Распутин о повести «Прощание с Матерой» 1. «Я не мог не написать «Матеру», как сыновья, какие бы они ни были, не   могут   не   проститься   со   своей   умирающей   матерью.   Эта   повесть   в определенном смысле рубеж в писательской работе».  2. «Моя последняя работа – повесть «Прощание с Матёрой». Она о тех изменениях,   которые   происходят   в   жизни   сегодняшней   Сибири,   об изменениях,   на   которые   я   смотрю   глазами   не   постороннего   человека, приехавшего покорять и, так сказать, преобразовывать этот суровый и дивный край, а глазами коренного сибиряка, в этом краю живущего и любящего его истинной   любовью,   думающего   о   нем   не   только   как   о   гигантской строительной площадке, но и как о родине, о земле, на которой жили его предки и станут жить его дети и внуки. 3.   Кор.:   В   «Матёре»   Петруху   называют   «обсевком».   Эта   оценка принадлежит только Дарье или же и Вы ее разделяете? ­ Разумеется, не разделяю. Для писателя нет и не может быть человека конченого. Да, я уверенно говорю: мы должны судить или оправдывать. Или – или… Но не забывай судить, а потом оправдывать: то есть старайся понять, постичь душу человеческую. Пока жив человек, каким бы плохим ни был он, есть надежда, что точка еще в его судьбе не поставлена… 4.   «Матера   –   это   название   деревни,   и   повесть   ­   о   тех   изменениях, которые  происходят  в  Сибири   в  связи  со   строительством   ГЭС,  созданием искусственных морей. Люди переезжают в поселок городского типа, жизнь их круто меняется, возникает масса проблем – и нравственных, и социальных. Для   молодых   такое   переселение   естественно,   а   для   пожилых   –   зачастую ломка всей жизни. Обо всем этом я попытался написать, и в первую очередь  о потерях – нравственных и этических, ­ которые происходят при прощании с деревней».  ­ Запись темы урока.  Тема памяти народа в повести В.Распутина «Прощание с Матёрой» ­ Формулировка целей в действиях учащихся. Почему так называется остров и деревня? Прочитайте эпизод из 4­ой главы (после чтения ученика появляется слайд). И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная  земля, что имела она четкие границы, сразу за которыми начиналась уже не  твердь, а течь. Но от края до края, от берега до берега хватало в ней и  раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре ­ всего,  отделившись от материка, держала она в достатке ­ не потому ли и назвалась  громким именем Матёра?  Учитель. Да,её корень питается и бездонно гулким звучанием «матери­сырой  земли» и матёрой крепостью натурально­родового уклада жизни. А каков истинный , по­вашему, объём образа Матёры? «Не прощание это с  деревней в буквальном смысле», ­ написал в журнал «Литературное  обозрение» один из читателей. А о чём? На этот и другие вопросы нам  предстоит ответить. 4. Уточнение целей урока. Учитель. Вы сможете 1.проанализировать эпизоды повести и оценить, что происходит с человеком в условиях реально происходящих событий (ученик); 2.выяснить и аргументировано доказать, какие нравственные качества  определяют память как лично значимую ценность (учитель); Ничто не  определяет нас так, по Бунину, как род нашей памяти. Она стоит водном  ассоциативном ряду с нравственными категориями (см. на запись на доске). ­ структурировать информацию с соответствующей записью в тетрадь в форме сложного плана, т.е. к концу урока мы посмотрим ваши  варианты плана; ­ подобрать материал для своей суперобложки к повести «Прощание с Матёрой». ///Этап изучения нового. 1. Обеспечение восприятия и осмысления изучаемого (и философское осмысление) Учитель. Ключевое слово в теме? (память). Уточните его лексическое  значение в словаре. Учащийся. Память (по толковому словарю) ­ способность сохранять и  воспроизводить в сознании прежние впечатления. Учитель. Характеризуя качества памяти по значимости (модальности)  сохраняемых образов, психологи выделяют эмоциональную (образную)  память: зрительную, слуховую, двигательную, чувственную и т.д. Память (по Далю и Ушакову)  Эмоциональная (образная) память по значимости сохранённых образов  ­зрительная, слуховая, двигательная и др. 2. Организация внимания, создание условий философского осмысления учащимися изучаемого. Чтение отрывка учителем. Я прочитаю вам о том, что мне очень близко.  Послушайте (читает учитель). Июль вышел на вторую половину, когда  держалась ясная сухая и т.д. глава 11, стр.200. Нам, сельским жителям, это знакомо? Да, чувствуется запах сена: «Эх,  пахнет­то, пахнет­то!» Слайд ­Сенокос Вы верите В.Распутину? ... Почему? Вспоминаем, «...и видит Дарья... (как  видит? ­ на память) лес и царь­дерево, поля за лесом с высокими осиновыми  переборами, луг, что облюбовала деревня для праздников, а /Слайды (лес, луг, берёзы,)/ молодёжь для своих игрищ, берёзы, высокие чистые богатые,  стоящие просторно и весело, словно и расставленные для какой­то игры по  три­четыре вместе» ­ всё это знакомые картины и помнит их с раннего детства и видит их на память не только Дарья. Образная память ­ лично значимая ценность. «Малая» родина ­ это не только природа в деревне и история в городе, но ещё  и человеческие отношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и  вера, и определённые склонности, вынесенные из самой земли вместе с её  солью. Это " родимые" пятна каждого человека. Выступление учащегося. В. Распутин О Сибири ­ Для меня Сибирь – не отвлеченное понятие. Есть вопросы, которыми я занимаюсь, и, наверное, всегда буду ими увлечен. Кор.: Нельзя ли их перечислить? ­ Назову главные и основные. Прежде всего, меня, как и всех, беспокоит судьба Байкала. Уже сейчас пресная вода – величайшая ценность. Байкал – мирового масштаба вместилище пресной воды. Сберечь эту воду – наша величайшая задача. Если мы не проявим хозяйской распорядительности, потомки нам не простят. Сибирь невозможна без величайшей Ангары, ­ об этой реке мы должны заботиться постоянно. Сибирский лес также нуждается в тщательной охране и уходе, ­ многое в этом важнейшем деле оставляет желать лучшего. Словом, все это проблемы охраны окружающей среды, вопросы всенародной и государственной важности. Писатель не может равнодушно проходить мимо того, что волнует всех. Это его гражданственный и литературный долг. 3. Обеспечение осмысления учащимися методов, приёмов анализа (прочтения) художественного произведения для содержательных выводов по теме урока. Послушаем учащихся. выступления Валентин Распутин о героях произведений     ­ Меня всегда привлекали – об этом я уже говорил – образы простых женщин,   отличающихся   самоотверженностью,   добротой,   способностью понимать   другого.   В   человеке   многое   зависит   от   его   отношения   к окружающим.   Отчуждение   –   самое   опасное,   что   может   проявиться   в человеческом   характере,   попавшем   в   определенные   условия.   Как   часто приходится,  увы,   сталкиваться   с   тем,   что   один   не   слышит   или   не   желает слышать другого… Женщины обладают поразительной чуткостью к чужой беде, ­ об этом хотелось мне писать и рассказывать. В   сибирских   деревнях   постоянно   встречаю   женщин   с   сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки. У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт. Перед их глазами   проходили   посевы   и   жатвы,  зима   сменялась   весной,   осень   роняла листву… О молодежи Наша молодежь ровно такая и ровно в тех качествах, в каких мы ее  воспитали. Пользуясь выражением Шукшина, никто ее нам на парашюте не  забрасывал. Лучшее в ней от лучшего в нас, худшее  от фальшивого тона и неискреннего, с которыми мы вели свои наставления.  В некоторой части молодежи меня беспокоит одна (разумеется, не   одна, но я говорю сейчас о ней) вещь: неразвитый и недостаточный  патриотизм, отношение к патриотизму, как к казенному и неподвижному  понятию. Ощущение родины как животворного вещества в человеке  должно быть изначально. Будет оно – будет, несмотря ни на что, и человек  вырастет потребитель и духовный нахлебник. О совести А слово это – совесть – мы употребляем слишком часто. Еще чаще – не по назначению. Совесть понимают как долг. А что есть долг? Это ответственность перед другим. Совесть же – это стыд. Ответственность перед собой. … Опасны крайности, но не менее опасно и другое: когда смысл важных понятий подправляется подчас в угоду житейским обстоятельствам. Долг ли – учиться в институте? Честь ли – обязательно, непременно занимать «высокую» должность? Все ли решают в жизни деньги? А так считает немалое число людей. Иной человек «смещается» к дурному постепенно, незаметно. Успокоенные этим, мы порой уступаем и уступаем. И забываем, что малый шаг – тоже шаг. Ведь отступление проходит при нашем участии. Стало быть, приходится не только подчиняться этому смещению, но и оправдывать его, ссылаясь, как всегда, на  наше стремительное и так далее время.  "Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и  страдания ­ он это и есть, его и запомните". Покажите на примере выбранного эпизода в форме обобщённого вывода,  какие нравственные качества, определяющие память как лично значимую  ценность, и как проявляются в действиях и поступках персонажей (пока  работают в группе, раздать цели урока). Работа в группах (5 мин.). Алгоритм работы вам знаком, задания предложены. Можно пользоваться  учебником. Первая группа ­ Разорение кладбища, гл. 3 1. 2. 3.     Подберите нужные реплики для диалога без слов автора, чтобы  противопоставить героев повести и развести их по разные стороны. Прочитайте по ролям. Обобщите ваши размышления и выскажите (1 мин.) Мне приказали, я делаю. Нужны мне ваши покойники. А ну­ка марш отседова, нечистая сила!.. Мы­то что? Мы­то что? Вы поймите. Нам дали указание... Мы не сами. Поганая твоя душа! Могилы зорить... А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя здесь лежат? Ребята лежат? Не было у тебя, поганца, отца с  матерью. Ты не человек! У какого человека духа хватит? ­ Товарищи! Тут с вашей стороны недопонимание... Есть специальное  постановление... Прежде чем пускать воду, следует навести в зоне затопления  порядок, подготовить территорию... ­ А о нас вы подумали?.. Мы живые люди, мы пока здесь живём. Вы загодя о туристах думаете, а я счас мамину  фотокарточку на земле ... подобрала. Это как? Где я теперь её могилку стану  искать?.. Почему действие в повести собственно и начинается с разорения кладбища? Вторая группа ­ «Обсевки», поджог избы ­гл. 5,8 1. Найдите свои примеры к названным приёмам, которые выражают авторское отношение к персонажам:   авторское описание ­ характеристика, меткое авторское слово­оценка,   антитеза, речевая деталь и др. 2. Сделайте вывод, как изображены антиподы "старинных" старух и их роль в повести (1 мин.) ( история Петрухи с именем, Клавка Стригунова, метался ­ молча стоящие, извини­подвинься и др.) 3. Постарайтесь начать свой ответ с установления  связи (согласны, возражаем и т.д.) между тем, что сказали предыдущие  выступающие, и тем, что хотите сказать вы. Третья группа ­ Сцены прощания Дарьи с могилами близких и избой – гл. 18,  20 1. 2. 3. Подберите соответствующие аргументы для доказательства тезисов. Обобщите материал и охарактеризуйте нравственные качества Дарьи ( 1 мин.) Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны,  возражаем и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и  тем, что хотите сказать вы. ­ Писатель показывает в Дарье сильный, полный величия и достоинства характер, характер человека, несущего в себе связь времён и ответственность за весь свой род. Дарья ­ воплощение совести, народной нравственности, её  хранительница. Дарья не только не боится смерти, но и считает её неотъемлемой частью природного круговорота, страшит её только беспамятство.    Последний свой долг Дарья видит в том, чтобы по­родному, по­свойски проводить Матёру. Это образ праведницы, без которой "не стоит село". ­ Дарья ­ настоящий "философ" со своей глубоко оригинальной  мировоззренческой интуицией и системой ценностей. Какой приём использует автор, чтобы показать мысли и чувства героев  (внутренний монолог Дарьи, Павла гл.13, 18 ­ индивидуальные задания). Как  характеризует это Дарью? А может это "несчастное создание, весь век просидевшее в глухом углу и не вкусившее плодов цивилизации?" Ответ не предполагается. _____________________________________________________________ Прочитайте монолог Павла. Гл 9, стр. 189. Как монолог характеризует Павла? Четвёртая группа ­ Образы­символы. 1. 2. 3. 4. Назовите образы­символы. Составьте схему­опору «Память в образах­символах» и дайте её устное  описание. Каков истинный объём образа Матёры? Постарайтесь начать свой ответ с установления связи (согласны,  возражаем, и т.д.) между тем, что сказали предыдущие выступающие, и  тем, что хотите сказать вы. Прощание, даже если оно необходимая ступень в развитии, как мы видим и  чувствуем, не проходит без боли и трагедии. Чем просветлён финал повести? ( И опять наступила весна... , но видела, видела Дарья... , видела Дарья на  памяти дальше, ворвавшийся поток солнечного света обрывает мысли Дарьи о смерти; дождь, вначале освеживший знойный воздух, потом затапливает всё и  отстаёт ­ и пахнуло откуда­то лёгким воздухом, жизнью). "Листвень" ( гл. 19­ индивидуальное задание). Каково символическое значение образа? 4.Этап закрепления знаний. Слайд ­ Суперобложка. Посмотрите на мой незаконченный вариант суперобложки. Какую Основную мысль мне хотелось выразить? (Символ продолжающейся жизни). V. Подведение итогов. В повесть искусно включены метафоры, сообщающие повествованию  художественную многозначность. Выразите главную идею нашего урока проблемным вопросом. (Почему  реально происходящее событие, далеко не радостное, превращается в повести в сложную метафору всепобеждающей жизни?)  Прощание с Матёрой ­ сложная метафора всепобеждающей жизни  (бессмертие, любовь, память). "Смерть кажется страшной, но она же, смерть, засевает в души живых щедрый и полезный урожай, и из семени тайны и тлена созревает семя жизни и  понимания". Домашнее задание: 1. Сочинение­миниатюра на тему "Память и её нравственные проявления в  юношеском возрасте. Андрей и я". 2. Доработать предложенный вариант или разработать и защитить устно свою  суперобложку к повести В.Распутина «Прощание с Матёрой». Произведения В.Г.Распутина(обложки )

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина

Методическая разработка к уроку по творчеству В.Г.Распутина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2019