Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)
Оценка 5

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Оценка 5
Мероприятия
docx
классное руководство
9 кл
09.04.2018
Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)
классный час Кузнецова Т.Н. МБОУ Нижнесанарская СОШ (2).docx
МБОУ «Нижнесанарская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка классного часа для 5-9 класса «Лесные тайны» Выполнила: классный руководитель 9 класса Кузнецова Татьяна Николаевна, старший вожатый 2018 год Разгадывание кроссворда с элементами беседы, 5-9 классы Цели: привлечь ребят к изучению и охране леса, рациональному использованию его богатств; воспитать любовь и бережное отношение к родной природе; воспитать экологическую бдительность и ответственность.     Форма проведения: кроссворд с элементами беседы, придумать слоган или листовку     на тему защиты леса.     Классный руководитель:        Мы приступаем с вами к разгадыванию кроссворда, тема которого      зашифрована по горизонтали под № 9. Вопрос я хочу задать словами Л. Леонова: «Давно пора бы воздать ему хвалу, какой  Заслуживает этот милый дед, старинный приятель нашего детства, насмерть стоящий  Воин и безотказный поставщик сырья, кормилец рек и хранитель урожаев». О чем так емко, точно и уважительно сказал русский писатель? Правильно ­ это лес. И поговорим мы с вами о том, что такое лес, какой он ­ лес, кого можно встретить в лесу. Так, беседуя, разгадаем кроссворд. По горизонтали ­ 14.  В самом центре кроссворда задумано название науки о жизни и выращивании леса. Эта наука носит название ­ лесоводство. По вертикали ­ 6.  Отгадайте, какая наука изучает строение древесных пород, их свойства и  географическое размещение. Дендрология. Это слово греческого происхождения и состоит из двух слов  «дендрон» ­ дерево и «логос» ­ учение, наука. По вертикали ­ 2. Все вы знаете, что древесные породы отличаются  долголетней жизнью, своей величиной и древесным стеблем.  А как называется наиболее мощно развитый главный стебель дерева? Правильно ­ ствол. По вертикали ­ 1. Этот орган растениям очень необходим для питания:  мало того, он­то именно и доставляет главную, в количественном  и качественном отношении, пищу растению. Ну, конечно, это лист. По вертикали ­ 5. А как называются листья хвойных пород? Хвою имеют ель, сосна, пихта, кедр и многие другие хвойные деревья.  А вот у кипариса и туи листья преобразовались в чешую. По горизонтали ­ 4. Здесь зашифровано название дерева, из хвои  которого вырабатывают ценное эфирное масло для парфюмерной промышленности.        А ещё можно о нём сказать, что оно стройное, красивое, с узкой конической        кроной и заострённой вершиной. Шишки на этом дереве находятся только        на верхушках, их много, и стоят они торчком, как свечи в новогоднюю ночь. Если встретите пихту в лесу, обязательно обратите на это внимание. И объясняется  это просто: когда шишки пихты созревают, а созревают они в период «цветения»,  осенью, то рассыпаются на мелкие чешуйки. К каждой чешуйке прикреплено  по два семечка. Ветер разносит их в разные стороны. На ветках дерева остаются  одни стерженьки шишек. По горизонтали ­ 15. Как называется сосновый лес? Правильно ­ бор. Давайте совершим небольшое мысленное путешествие в этот лес: закройте  глаза и представьте себе ряды высоких, стройных сосен. Внизу каждое дерево  покрыто толстой красноватой коркой и глубокими бороздами. Прикоснёшься  нечаянно к ним, и на руке останутся чешуйки, которые тут же улетают, если  подставить ладонь ветру. Даже сквозь закрытые веки вы чувствуете тёплые  лучи солнца, они беспрепятственно господствуют в сосновом бору.  Здесь дышится легко, потому что сосновые иголочки выделяют в окружающую  среду полезные вещества ­ фитонциды, которые хорошо очищающие воздух. Отдохнули? А теперь вернёмся к кроссворду? По горизонтали ­ 10. Где у всех хвойных развиваются семена? В шишках. А вы знаете, у каких хвойных деревьев самые большие шишки?        У араукарии, растущей в Австралии. Шишки у неё величиной с человеческую голову. Что в лесу растёт? Конечно, деревья – это, во­первых; затем кустарники – это,  во­вторых, а в­третьих ­ множество трав и цветов. Итак, следующий вопрос. По горизонтали ­ 18. Крупное листопадное дерево с красивым названием.  В высоту достигает 30 метров, в обхвате свыше метра. Широко  распространён в смешанных и широколиственных лесах. Долговечен, может прожить  до 400 лет. Вяз ­ так называется это дерево. Это слово произошло от кельтского «elm»,  что в переводе означает и вяз, и ильм, и берест, и карагач, и ильмовик, но нужно  знать, что это названия различных видов, включённых в этот род. По горизонтали ­ 16. Листопадное дерево или кустарник семейства берёзовых. Для него характерно наличие на корнях особых клубеньков с  микроорганизмами, способными усваивать свободный азот воздуха и таким  образом удобрять почву. Это дерево предпочитает сырой грунт, богатый на  питательные вещества. Обладает очень высокой стойкостью к воде. Ольха. А вы знаете, что у этого дерева древесина имеет интересное свойство –  она краснеет на воздухе. Так как она лёгкая, то используется в производстве  мебели, тары, фанеры, как строительный материал в подводных и  подземных сооружениях. Применяется в таких ответственных изделиях, как  музыкальные инструменты. По горизонтали ­ 17. Это растение ­ представитель семейства губоцветных,  высотой 40 см, с приподнимающимися цветущими ветками, листья имеют  очень неприятный запах. Цветки мелкие, фиолетово­синие. Обитает в лиственных  лесах, а также на лугах, в садах, парках, на пустырях. Медонос. Будра. В народной медицине это растение считается  отхаркивающим, противовоспалительным и болеутоляющим средством.  Растение считается ядовитым. По горизонтали ­ 7. Кошачья ...! Это растение предпочитает светлые сухие  места с песчаной почвой. Поэтому в Европейской части России и Западной  Сибири её можно найти в сухих лишайниковых сосняках, а в Сибири и на  Дальнем Востоке ­ в светлых кедровниках. Многолетнее растение со  стелющимися укореняющимися побегами. От прикорневой розетки листьев  поднимается прямой цветоносный стебель до 20 см в высоту. Прикорневые  листья широкие, почковидные, стеблевые ­ линейно­ланцетные, прижатые.  Верхняя сторона листьев голая, нижняя ­ опушенная. Таким же опушением  покрыты стебли и побеги; оно защищает растение от пересыхания. Цветы  собраны в несколько корзинок на верхушке стебля. Мужские цветы ­ трубчатые  с белыми листочками обертки, женские ­ трубчатонитевидные с розовыми  листочками обертки. Цветет в начале лета. Плоды ­ летучие семянки с  хохолками ­ созревают в августе. Правильно, это растение называется кошачья лапка! По горизонтали ­ 3. Двулетнее травянистое растение из семейства  сложноцветных, с длинным стержневым корнем. Стебель мягковолосистый,  прямой, ребристый, достигает 0,6­1,8 м высоты. Листья крупные,  сердцевидно­яйцевидные, черешковые. Цветочные корзинки почти шаровидные,  собраны на концах ветвей в виде щитков. Венчик лилово­пурпуровый. Цветет  в июле ­ августе. Хороший медонос. Это известный нам лопух, или репей, как его ещё называют в народе. И хотя его  очень редко можно встретить в лесу, мы всё равно говорим о нём сегодня как  об очень полезном растении. В корнях найдены полисахарид инулин, протеины,  эфирное масло, жироподобные вещества, пальмитиновая, стеариновая  кислоты, дубильные, горькие и белковые вещества, смолистые и другие вещества.  В листьях содержатся эфирное масло, слизь, дубильные вещества,  аскорбиновая кислота. Фауна леса многообразна и связана с местными природными условиями,  возрастом и составом лесных насаждений, их подлеском, напочвенным  покровом, а также хозяйственной деятельностью человека. Животный мир  оказывает влияние на почву, рост и долговечность леса,  плодоношение, распространение семян, смену одних древесных пород другими. Но встречаются и вредители леса: некоторые насекомые ­ бабочки и жуки,  главным образом в стадии гусениц и личинок приносят огромный вред лесу.  Особенно опасны листогрызущие. По вертикали­11 зашифровано название группы  таких вредителей. Это так называемые шелкопряды. Насекомые этой группы чрезвычайно  прожорливы, встречаются на самых разнообразных лиственных и хвойных породах,  но главным образом на лиственных. Спасти от них могут только птицы, и мы  должны помнить об этом. По вертикали ­ 13. Эта птица деятельно уничтожает злейших врагов леса –  различных видов короедов, а также крупных личинок златок, усачей, обитающих  под корой и в древесине и недоступных для других птиц. Это всем известный дятел. По вертикали ­ 8. А эта птица добывает на стволах деревьев открыто  сидящих насекомых: жуков­долгоносиков, короедов, усачей. Это очень  живые и подвижные птицы, в поисках пищи они постоянно обследуют деревья  сверху донизу и поэтому играют большую роль в борьбе с вредителями леса. Это поползень. И как бы птица не называлась, и где бы она ни жила, она будет  приносить неоценимую услугу своему старшему товарищу ­ лесу. Недаром русский  народ говорил: лес без птиц и птицы без леса не живут. Давайте вспомним, какую  пользу птицы приносят всем нам. И не будем никогда об этом забывать ни сейчас,  ни потом, когда вырастете. По горизонтали ­ 1. Этот милый зверёк относится к млекопитающим семейства       куньих. Тело имеет тонкое и гибкое, которое помогает ему охотиться в лесах на        мелких грызунов. Ласка. Именно так зовут этого зверька. У нас осталось неразгаданным одно слово по вертикали ­ 12.  Здесь зашифровано название времени года, когда всё в лесу просыпается после  долгой спячки. Конечно ­ весна. В древние времена зорко охраняли леса, так как считали их священными, молились  им и жестоко расправлялись, вплоть до смертной казни, с губителями деревьев.  Дерево считали человеком, на которого рассердился бог, и потому тело его  обросло корой, ноги в землю вошли, и он говорить не может, только шепчет, но  душа в нём всё­таки осталась. Это ­ заколдованный человек­великан. Многие дикие племена перед рубкой дерева клали перед ним табак, еду и  приглашали духа дерева покурить и покушать. У некоторых народов считалось, что  духи деревьев, растущих в ближайших к селениям местах, вызывают созревание  хлебов, прибыль скота, повышают удои молока. Поэтому перед такими  деревьями трепетали, молились на них и охраняли. И мы с вами знаем, какую громадную пользу приносят нам леса. И сегодняшний  наш разговор ­ ещё одно напоминание об этом. В нашей стране родилась пословица: «Нет леса ­ посади, мало леса ­ не руби,  много леса ­ береги». Хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо  всегда помнить её. 2 задание:     Класс разбивается на 4 группы и получает задание. Придумать слоган,  листовку      на тему защиты леса.         В заключение классного часа, в качестве рефлексии, ребята делают вывод о том, что     именно каждый из них может сделать для сохранения лесов.          Классный руководитель благодарит учащихся за проделанную работу и участие в     классном часе. ПРИДУМАННЫЕ СЛОГАНЫ: Вырубка лесов - обычное явление. о будущем иного поколения! Задумайся На словах красиво, да гибнут дубы, березы, осины. * * * За день природу не спасти! * * * Хоть забудь про каравай, но не сори и убирай! * * * Чистые мысли – лучший помощник! ЛИСТОВКИ:

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)

Методическая разработка классного часа "Леса России" (9 класс, экология)+ презентация "Леса России"- 9 класс (экология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2018