Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Оценка 4.9
Культурные мероприятия
doc
классное руководство
Взрослым
22.11.2017
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи". Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических величин.
методич разработка класс.часа..doc
Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж»
Методическая разработка
классного часа
на тему:
«Всё начинается с семьи»
Разработала: Г.М. Солдатова Пенза, 2017г.
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании МЦК физическая культура, Зам. директора
безопасность жизнедеятельности и
дополнительного образования ________/А.Н. Фомин/
Протокол №___ от «____» __________ 2017г.
Председатель ____________/C.С. Меньшова/ Введение
Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда
человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить
в трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием
человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В
некотором отношении каждая семья – это уникальная система,
обеспечивающая своим членам уникальную среду.
Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для
многих исследователей она является краеугольным камнем в понимании
личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно
является объектом изучения многих академических величин.
В основе семейных связей лежит кровное родство. Казалось, что может
быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в
каждой семье даже самые близкие люди понимают друг друга.
Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в
едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие
общие цели.
Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители
должны уметь максимально прилагать усилия для того, чтобы сформировать
у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами
своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно
член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного,
школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию
сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут
менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается
лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании
устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая –
ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.
Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных
обществах по параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу
наследования имущества.
Семья является предметом изучения многих общественных наук:
демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии,
экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее
представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее
одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.
Продолжительность: 45 мин.
Участники: студенты группы 15 ОУЗР 11, классный руководитель.
Цели:
формировать мотивацию к нравственному осознанному поведению и
уважительному отношению к семье и семейным традициям как базовой
ценности общества
приобщение к миру национальных традиций
Задачи:
Личностные:
формирование нравственного долга подростков перед родителями,
чувства гордости за свой род;
развитие положительных эмоций и чувств, связанных с заданной
проблемой;
развитие этических чувств: доброжелательности, отзывчивости,
понимания, сопереживания к чувствам других людей;
развитие коммуникативного общения.
Основные понятия: «семья», «род», « родословная»
Методы: словесный, наглядный, эвристический, частичнопоисковый.
Формы организации познавательной деятельности
коллективная;
фронтальная;
групповая;
ТСО: словари, компьютер, раздаточный материал.
Оборудование: карточки с заданиями;
высказывания великих людей о семье;
пословицы о семье. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
(Л. Н. Толстой)
«Семья – это маленький ковчег»
Пословицы:
1.«В гостях хорошо, а дома лучше».
2.«Не красна изба углами, а красна пирогами».
3.«Дом вести не бородой трясти».
4.«Не нужен клад, коли в семье лад»
Ход мероприятия.
Классный руководитель.
Добрый день, дорогие ребята!
Нашу встречу хочется начать с притчи:
Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу.
Улов был хорош. И к полудню трое мужчин готовы были вернуться
домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и
полностью скрыла береговую линию. А в это же самое время буря не
пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжёг дотла их жильё и
всё имущество. Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала
плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их
несчастье. Но рыбак и бровью не повёл. Жена возмутилась: «Муж, мы
потеряли всё, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил:
«Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане
указал нам дорогу к берегу».
(Классный руководитель задает вопрос слушателям)
1.Какие чувства вызывает притча у присутствующих?
2. Так что же такое дом?
Дом, как известно всем давно,
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом;
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвратиться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом,
Это твой дом. (Е. Куменко)
«Мой дом – моя крепость», гласит английская пословица. Оказывается,
это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам казалось, значение.
Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Но есть ценности, которые остаются
вечными и незыблемыми, и к ним принадлежит семья.
Какова роль семьи в современном мире? (Вопрос студентам)
Семья, дом – это крепость, которая не поддаётся волнениям самого лихого
времени. Это мир, где сохранились и царят в отношениях людей бескорыстие,
преданность, самопожертвование.
Сегодня мы поговорим о семейных традициях, укладах.
На доске:
Родословная – перечень поколений одного рода.
Род – ряд поколений, происходящий от одного предка.
Предок – это древний предшественник по роду.
Какова роль семьи в современном мире?
Издавна на Руси существует хорошая традиция: составлять свои
родословные. И в прошлые учебные годы вы приобщились к этой традиции,
составили родословную, рассказывали о своих предках. Конечно, у вас не
5000 исторических имён, как в родословной А. С. Пушкина. Пополняйте своё
дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из
поколения в поколение, и, может быть, в вашей семье зародится традиция. И
пусть это будет хорошей вашей семейной традицией.
Одной из традиций было также то, что люди гордились своими
знаменитыми предками.
И пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а
были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли
гордиться в своей семье.
Задание 1
Познакомьтесь с легендой:
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней
лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он
посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила,
император спросил у старшины семьи: «Как вам удаётся жить в мире
согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал
лишь одно слово.
Какое слово назвал старейшина? (Вопрос студентам) (Терпение) Составьте правило для себя и своих товарищей, выполнение которого
поможет вам регулировать свои отношения с родными.
(Научитесь владеть своими эмоциями, и это поможет вам регулировать свои
отношения с родными.)
А теперь скажите, какая у вас семья?
Задание 2. А теперь скажите, какая у вас семья?
На каждую букву слова семья вы пишите слово, характеризующее вашу
семью.
Задание 3. Написать на «кирпичиках» несколько этических понятий, которые
составляют «фундамент» ДОМА. Например: взаимопонимание,…. (Понятия,
которые необходимы для крепости семейных отношений).
Задание 4. Создайте «ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ» в конфликтных
ситуациях, которые, к сожалению иногда возникают.
Что Можно…..
Что Нельзя….
Задание 5. На «кирпичиках, предложенных вам, записать как можно больше
слов, которые приходят в голову» в связи с данным словом ДОМ. Например:
ДОМ – это ….. очаг, крепость…
Задание 6. «Сироту пристроить, что храм построить». Объясни, почему
народ сложил такую пословицу?
Классный руководитель: А теперь поговорим о следующей традиции.
Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались
одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных,
военных, строителей, артистов, учителей. А в ваших семьях есть династии?
(Называют)
Классный руководитель:
Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным
книгам в честь какогонибудь святого, чей праздник в том месяце, когда
родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или
модное в данный период, либо в честь когото из членов семьи. Поднимите
руки, кого назвали в честь родственников?
Расскажите, почему вам дали это имя? Многие писали о том, что навещают бабушек и дедушек. Заботиться о
престарелых родителях – это тоже одна из традиций в наших семьях.
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина».
Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с
любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в
любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся
замечательные и нежные плоды – это дети.
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет
тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось,
значит, семя дало положительные всходы.
Семья священный союз людей, поэтому все святые отцы
благословляли семейных людей и говорили о том, что у семьи есть
небесные, святые покровители. Кто они, когда отмечаются их дни,
мы сегодня и попытаемся узнать.
(демонстрация слайдов)
В первую очередь – это святые Петр и Феврония, ставшие в нашей
культуре олицетворением супружеской любви и верности.
Муромские чудотворцы Петр и Феврония, память которых чтят 8 июля,
издавна считаются покровителями семейного благополучия.
Князь и княгиня правили долго и счастливо, а в преклонных летах приняли
постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния. Они завещали
похоронить себя вместе в специально приготовленном гробу с тонкой
перегородкой посередине.
Скончались Петр и Феврония каждый в своей келье в один день и час 8 июля
(по старому стилю 25 июня) 1228 года. Вопреки воле усопших, их тела были
положены в разных обителях, но произошло чудо: уже на следующий день они
оказались вместе. Через три века Петр и Феврония были причислены Русской
православной церковью к лику святых. Сегодня их мощи покоятся в Свято
Троицком женском монастыре в Муроме.
8 июля у православных верующих принято молиться Петру и Февронии,
которые считаются покровителями семейного благополучия. В своих
молитвах молодые люди просят Бога об искренней любви, а люди постарше
о семейном согласии.
II. Семейный праздник Покров.
Еще один праздник, во время которого православные молятся о даровании
благополучной семейной жизни, это Покров Пресвятой Богородицы. Происхождение праздника связывают с событиями 910 года. Церковное
предание повествует о том, что на Константинополь напали сарацины, и
многие жители на коленях и со слезами молились, чтобы миновала беда.
Когда полчища врагов уже были готовы ворваться в город, произошло чудо:
Святой Юродивый Андрей увидел, что сама Божья Матерь спустилась с небес
по ступеням и, встав на колени, молилась со слезами на глазах о спасении
народов.
Вскоре после этого на Руси был принят праздник Покрова Пресвятой
Богородицы. С Покрова дня 14 октября начинали отмечать свадьбы, а
девушки в этот день ходили в церковь молиться, чтобы Господь послал им
хороших женихов. Они считали, что белый покров, это тот самый омофор,
которым Небесная царица, покрывает землю и защищает.
По примете, чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом
году.
III. Иоаким и Анна – родители Пресвятой Богородицы
Святыми покровителям семейного благополучия считается
благочестивая пара – Иоаким и Анна, в семье которых родилась Богородица.
В христианстве они выступают как идеальная супружеская чета, как наиболее
полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует
чудо.
Иоаким и Анна отличались праведной жизнью и добрыми делами, но
главной их скорбью была бездетность. В то время у израильтян считалось, что
если у семьи нет ребенка, значит, люди сильно прогневали Бога своими
грехами.
Но однажды, как повествует предание, Господь услышал молитвы
супругов и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она родит
девочку. И, действительно, вскоре Анна родила дочь, которую назвала
Марией, как повелел ей Ангел.
21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой
Богородицы. Этот праздник великое утешение для бездетных супругов.
Захоронены Иоаким и Анна вблизи будущей гробницы своей дочери, а также
могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой,
неподалеку от Иерусалима. Эти гробницы находились на краю Иосафатовой
долины, лежавшей между Иерусалимом и Елеонской горой.
Классный руководитель:
С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл
фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла
в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют
память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди
вынуждены были покидать дома, они брали с собой только самые ценные вещи
и среди них фотографии дорогих людей.
Демонстрация классных фотографий «По волнам моей памяти»
Классный руководитель.
А что дом делает домом, не похожим на другие дома, что вас окружает в
квартире? (Вещи)
Человек живёт, пользуется какимилибо вещами, которые ему дороги,
связаны с какимилибо событиями в его жизни. И вот уже нет человека, а вещь
остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома в гараже, в чуланчике,
на чердаке – хранится много старинных вещей.
Расскажите о них.
Эти реликвии интересны нам с исторической точки зрения как предметы
старины, культуры, быта, но они дороги и потому, что это память о родных.
История вещи – это история человека, история семьи, история народа.
История Отечества. Эта традиция есть во многих семьях.
Вывод: Наши семьи сильны памятью о предках, традициями, обычаями,
укладом.
Продолжите пословицы:
Не нужно клад, (когда в семье лад).
Дом вести, (не бородой трясти).
Не красна изба углами, а (красна пирогами).
В гостях хорошо, а (дома лучше).
Хозяюшка в дому, (что оладушек в меду).
Каково в дому, (таково и самому).
Классный руководитель: расскажите, что означают следующие пословицы.
1. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
2. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
3. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
4. Вся семья вместе, так и душа на месте.
5. Дерево держится корнями, а человек семьёй.
6. Намёки да попрёки семейные пороки.
7. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
8. В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
9. В хорошей семье хорошие дети растут.
10. На что клад, коли в семье лад. 11. Не прячь свои неудачи от родителей.
12. Согласье в семье богатство.
13. В гостях хорошо, а дома лучше.
14. В дружной семье и в холод тепло.
15. В семье разлад, так и дому не рад.
16. Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Рефлексия
Классный руководитель: Подведение итогов. Сегодня наш разговор был
посвящён семье и семейным традициям.
Заключение
Изучению семьи не сводится к пониманию семьи как подсистемы
общества, выполняющей специфические функции по рождению, содержанию и
социализации новых поколений. Семья как социальный институт активный
элемент и агент социальных изменений. Семейная жизнедеятельность
вплетена в социальную реальность — арену столкновения многообразных
социальных сил, участвующих в процессах социальной дифференциации и
специализации. Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни
отображается и в анализе семьи как малой социальной группы, в которой у
человека все начинается.
Отношения в семье, состояние каждого человека в ней, семейные роли влияют
не только на родственные связи, но и на стиль поведения, характер,
наклонности человека, растущего в семье. Общественный долг, прежде всего,
проявляется по отношению к тем членам общества, с которыми он
встречается раньше всего, родителями, братьями, сестрами и т.д.
В основе семьи лежат брачные отношения. Брак – совокупность обычаев,
которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. Брак –
институт, регулирующий отношения только супругов, а семья – институт,
регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями и детьми.
Важнейшими характеристиками семьи являются её функции, структура.
Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с
удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей.
Различают: репродуктивную, экономическую, воспитательную, хозяйственно
бытовую, функцию духовного общения, функцию эмоциональной поддержки,
досуговую и функцию социальной регуляции.
Структура семьи это число и состав членов семьи, а также совокупность
отношений между ними. Она тесно связана с функциями. Они взаимно влияют
друг на друга.
Но каждая семья характеризуется различной сопротивляемостью воздействие
проблем брака, т.к. обстоятельства могут быть самыми разными. Из этого
следует, что каждая семья индивидуальна и подлежит изучению со стороны
различных наук, отсюда актуальность и неисчерпаемость темы семьи.
Список используемой литературы
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи/А.И.Антонов, В.М.Медков.
М.: Издво МГУ: Издво Международного университета бизнеса и управления
("Братья Карич"), 2014 —304с. 2. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.метод. Материалы
к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя/С.В.
Ковалев.М.:Просвещение, 2008.208с.(Психол.наука школе).
3. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия/В.А.
Сысенко.М.: Мысль, 2009.210с.
4. Сысенко В.А. Супружеские конфликты/В.А.Сысенко. М.:Мысль, 2010.
280с.
5. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: заметки психолога/В.П.
Меньшутин.М.:Мысль, 2011.203с.
6. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония/И.В.Дорно.
М.:Педагогика,2010.272с.
7. Гурко Т.А. Актуальные проблемы семей в России/Т.А. Гурко. М.:Институт
социологии РАН, 2006.223с.
8. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья//СоЦис.2001.№2
С.6773.
9. Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи//СоЦис.2009.
№3С.109113.
10. Балабанов С.С. Типология мотивов иметь или не иметь детей// СоцИс.
2009.№7С. 129 136.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Вопрос: Кто такие бабушка и дедушка?
(Ответ: родители мамы или папы). 2. Вопрос: Как зовут сестру мамы или папы?
(Ответ: тётя).
3. Вопрос: А кто такой дядя?
(Ответ: брат мамы, папы или тёти).
4. Вопрос: Объясните, кто такие внук, внучка, племянник, племянница?
5. Вопрос: А есть ли среди учеников нашего класса дяди и тёти?
6. Вопрос: Может ли так быть, что дядя и племянница одновременно
учатся в одном классе?
7. Вопрос: Свекровь и свёкор. Кто это?
(Ответ: родители мужа)
8. Вопрос: Тесть и тёща. Кто это?
(Ответ: родители жены)
9. Вопрос: Кто такие шурин и свояченица?
(Ответ: брат жены и сестра жены)
10. Вопрос: А как называют брата мужа и сестру мужа?
(Ответ: деверь и золовка)
11. Вопрос: Кто такие свояки?
(Ответ: мужья сестёр)
12. Вопрос: Кто такие невестки?
(Ответ: жёны братьев)
13. Вопрос: Кого называют зятем?
(Ответ: мужа дочки, сестры или золовки)
14. Вопрос: К вам пришли невестка и сноха. Кто это?
(Ответ: это одно и тоже лицо, поскольку женщина может быть снохой только
для свёкра, остальной родне она невестка
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Методическая разработка классного часа "Все начинается с семьи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.