Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)
Оценка 4.8

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
русская литература
9 кл—11 кл
29.04.2017
Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)
Литературная игра позволяет в увлекательной форме повторить, обобщить знания учащихся об основных литературных направлениях 19 века, о произведениях школьной программы 1половины 19 века. Каждая из трех команд с помощью "литературной ромашки" определяет тему, по которой будет давать ответы по ходу мероприятия.Литературная игра содержит вопросы по произведениям А.С.Грибоедова "Горе от ума", А.С.Пушкина "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", Н.В.Гоголя "Ревизор"
Литературная игра ШАНС 9-11 классы.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Киселёвка   Ульчского  муниципального района  Хабаровского края Методическая разработка литературной игры «ШАНС» (для 9­11 классов) Разработка Власюк В.А.,  учителя литературы МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. с.Киселёвка, 2015г. Методическая разработка литературной игры «ШАНС» для 9­11 классов. Цели: 1) образовательные: углубить, упрочить и расширить полученные знания по  литературе 19 века; создать условия для заинтересовать учащихся в изучении  литературных произведений;           2) воспитать интерес к литературе как к искусству слова с помощью подобных  литературных игр; при помощи различных заданий развивать мышление, смекалку  учащихся;воспитывать у учащихся чувства прекрасного, любви, долга, умение  преодолевать трудные ситуации. 3) развитие познавательного интереса, логического мышления, расширение знаний  учеников о  литературном мире.  Оборудование: 1.Портреты писателей, произведения которых использованы в игре.                2. Вывеска с надписью «ШАНС».                            3. Кубики с буквами    4. Бумага, фломастеры    5.Видеофрагменты из киноспектакля «Горе от ума»    6.Литературная «ромашка» с названиями произведений для выбора. Описание игры. Литературная игра состоит и 5 конкурсов, в ходе которых из двух команд  старшеклассников  выявится победитель, кроме этого, жюри выявит и лучших игроков,  дававших наиболее полные, грамотные ответы. Жюри в составе учителя русского языка и  литературы, библиотекаря и ученика 11 класса. Ход игры. Ведущий. Добрый день, отважные игроки! Наша литературная игра посвящена писателям и поэтам 19 века, их судьбам и творчеству. 19 век, прекрасный и тревожный. Время, которое характеризуется такими образами, как звон шпор и брызги шампанского, манифесты и выстрелы, свист плётки и тихий шорох шаркающих ног. Шанс   ­   таким   ёмким   и   лаконичным   словом   обозначена   возможность   что­либо совершить,   как­то   проявить   себя.   И   опять­таки     именно   19   век   давал   каждому образованному   гражданину   России   сделать   это.   И   они   выбирали:   выйти   на   Сенатскую площадь или вести умные светские разговоры, заниматься реформами или замкнуться в своём имении, быть верным и преданным своему отечеству, отстаивать его свободу в боях с   врагом   или   просто   выращивать   крыжовник,   наслаждаясь   его   цветом,   сочностью   и вкусом… Шанс   есть   всегда   и   у   всех.   Шанс   есть   и   у   вас,   уважаемые   игроки.   Шанс   быть успешным, шанс выговориться, шанс укрепить свои позиции, взгляды на литературу, героя, на собственную позицию, что­то поменять в них. Итак, мы начинаем нашу игру.  Первый конкурс ­ представление команд. Кто начнет это первым, решат литературные загадки. 1) Мы рассказ сперва читали, После — просто повторяли. Больше прочитать не дали, — Что запомнили, писали. Нет, не сочинение. Писали...(изложение) 2) Ромбы и квадратики, Как будто в математике. 2 МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. Какая­то абстракция — К рассказу...(иллюстрация) 3) У доски стихотворенье Я читаю с выраженьем. Ничего не забываю, Все читаю да читаю. Но пришлось и постараться Передать все...(Интонации) 4) Если мы вдруг станем стары, То напишем...(мемуары) 5) Главное лицо рассказа, Мы его запомним сразу. В каждой книге друг он наш, Всех важнее...(Персонаж) 6) Если ее мы вдруг говорим, Явление метко определим. В ней поучения нет никакого — То выражение яркое, слово: «Зубы, — к примеру, — кладу я на полку». Я произнес только что...(Поговорку) 7) Это поучение в фольклоре нам встречается. В этом изречении смысл заключается (Пословица) 8) Короткие песенки это, стишки. Про ладушки, воду иль пирожки, Про солнышко, мышку или орешки Нам с детства рассказывают...(Потешки) 9) Ответьте без сомнения: то дрампроизведение, В театре постановки, слова все по ролям... Обычно стиль классический. Оно знакомо вам?(Пьеса) 10) С Колобком и Бармалеем,  С Золушкой и Златовлаской, С Белоснежкой и Кощеем  Всех нас познакомит...(Сказка) 11) Короткая фраза, где звуки похожи. Ее мы частенько промолвить не можем. Тренирует нам дикцию, с рифмой бывает. Как называется? Кто отгадает? (Скороговорка) 12) Мы рассказ большой читали, время вместе засекали. Кто в минуту уложился, кто на двух остановился. Учитель наш по чтению проверил...(Скорость чтения) 13) Рифмы подбираем, ищем вдохновение, Дружно сочиняем мы...(Стихотворение) 14) Это творчество такое, но оно ведь непростое. Сочинил его народ, до сих пор оно живет. Чаще только на словах, но бывает и в стихах, Музыке, архитектуре, отражается в культуре. 3 МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. И скажу я вам без спора — Нет «народнее»...(Фольклора) Автор пишет его сразу После повести, рассказа. 15) Подводя всему итог, Мы читаем...(Эпилог) 16) При слове есть определение, Что выразительность добавит. И слово это, без сомнения, Гораздо ярче и полнее станет (Эпитет) Команда, давшая большее количество правильных ответов, первой начинает приветствие. (Команды «Каламбур» и «Синквейн») Конкурс 2. «Литературная ромашка» «Лепестки»:  «Горе от ума»  «Евгений Онегин»  «Капитанская дочка»  Судьба и творчество писателя  Теория литературы   «Ревизор» Команда, вытянув конкретный лепесток, тем самым определяет круг вопросов. Розыгрыш вопросов по комедии «Горе от ума». 1. Сколько языков знал А.С.Грибоедов? Если можете, перечислите их. (А.С.Грибоедов знал  семь языков: французский, английский, немецкий, персидский, итальянский, турецкий,  латинский.) 2. Что сделал А.С.Грибоедов для России в ходе русско­турецкой войны? (А.С.Грибоедов был  дипломатом. Он добился заключения Туркманчайского мирного договора.) 3. Где происходит действие в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (Действие  происходит в Москве, в доме Фамусова.) Вопросы по образам: Фамусов 1.Господин Фамусов, поделитесь Вашим мнением о чтении. («И в чтенье прок­от невелик.») 2.Павел   Афанасьевич,   Вы   советуете   Александру   Андреевичу   Чацкому   послужить.   Кого   Вы приводите   в   пример?   Какой   поступок?   (В   пример   ставится   дядя   Максим   Петрович,   трижды нарочно упавший перед троном Екатерины.) 3.Павел Афанасьевич, не скажете ли нам, что запланировали Вы на будущую неделю? (Во вторник – обед у Прасковьи Фёдоровны; в четверг – погребенье Кузьмы Петровича; и как­нибудь на днях – крестины   у   докторши.   Лучший   ответ   –   чтение   наизусть   монолога   «Петрушка,   вечно   ты   с обновкой».) 4.Господин Фамусов, о чём печётесь Вы, когда уезжает Чацкий, “безумный”, моловший чепуху о тесте, о Москве? («Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!») О Чацком Как говорит Фамусов, Вы – “выкинули штуку! Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков”. Чацкий.) 1.Александр Андреевич, после долгого отсутствия, по приезде Вы оказались «не ко двору» в доме Фамусова. Не припомните, кто сказал о Вас: «Ах! Этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол!»? (София, дочь Фамусова.) 2.Александр Андреевич, раскройте тайну. О ком Вы сказали следующее:  (Александр Андреевич Кто       Вы?     4 МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. «Бывало, песенок где новеньких тетрадь Увидит, пристаёт: пожалуйте списать. А впрочем, он дойдёт до степеней известных, Ведь нынче любят бессловесных.»? (О Молчалине.) 3.Александр Андреевич, какие события подтолкнули Вас: «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!» ? (Чацкий наконец­то понимает, что попал в сети интриги, узнаёт правду о  Софье.) О Софье. 1. Вы молоды, влюблены; любите читать и играть на фортепиано. Вы себя узнали? (Софья Павловна Фамусова.) 2.Софья Павловна, не расскажете ли нам свой сон, «приснившийся» Вам накануне приезда  Чацкого? («Позвольте… видите ль… сначала Цветистый луг; и я искала Траву  какую­то, не вспомню наяву. Вдруг милый человек, один из тех, кого мы Увидим – будто век знакомы, Явился тут со мной; и вкрадчив, и умён, Но робок…» ) 3.Софья Павловна, как Вы думаете, что в Вас искал найти Чацкий? («Награду всех трудов»,  счастье, нежность.) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». 1.В   ноябре   1823  года   А.С.Пушкин   пишет   из   Одессы   П.А.Вяземскому:   «Что   касается   до  моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница…» О каком произведении идёт речь в письме? Как долго поэт работал над ним? (Это первое упоминание о романе «Евгений Онегин», работа над которым продолжалась свыше восьми лет – с весны 1823 года до осени 1831 года.) 2.Кто из русских критиков писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое   дитя   его   фантазии…Здесь   вся   жизнь,   вся   душа,   вся   любовь   его;   здесь   его   чувства, понятия, идеалы». (В.Г.Белинский.) 3.«Евгений Онегин» написан особой формой стихотворной строфы, специально созданной поэтом для   романа.   Как   называется   эта   стихотворная   композиция   и   в   чём   её   особенность?   (Это   так называемая “онегинская строфа”. Состоит из 14­ти строк четырёхстопного ямба, расположенных по   схеме:   три   четверостишия   (перекрёстной,   смежной   и   опоясывающей   рифмовки)   и заключительное двустишие смежной рифмовки. Обычно в первом катрене формулируется тема строфы, во втором даётся её развитие, в третьем – кульминация, в двустишии – афористический вывод.   Такое   построение   делает   стих   романа   чрезвычайно   гибким   и   разнообразным,   а   каждая строфа   становится   как   бы   самостоятельным   стихотворением.   После   Пушкина   использовалась крайне редко.) Вопросы по образам: Об Онегине “ В седьмом часу вставал он летом И отправлялся налегке К бегущей под горой реке; Певцу Гюльнары подражая, Сей Геллеспонт переплывал, Потом свой кофе выпивал, Плохой журнал перебирая, И одевался…” 5 МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. ­ Узнали свой образ жизни? Кто Вы? (Евгений Онегин.) 1.Какой недуг овладел Вами, господин Онегин, и что в связи с этим готовы Вы были предпринять? («…русская хандра им овладела понемногу»; «Онегин был готов… увидеть чуждые страны» вместе с автором, но, получив известие о близкой смерти дяди и желании последнего проститься, «тотчас на свиданье стремглав по почте поскакал».) 2.Евгений, что Вы предприняли, получив во владение имение дяди? («Ярем он барщины старинной оброком лёгким заменил».) 3.Кто такой Зарецкий и какую роль он сыграл в Вашей судьбе? (Зарецкий – «старый дуэлист; он зол, он сплетник, он речист…» Именно он «вручил записку от поэта», то есть привёз вызов на дуэль от Ленского.) 4.“Хотя мы знаем, что Евгений издавна чтенье разлюбил, однако ж несколько творений он из опалы исключил”. Какие же книги Вы читаете, Онегин? (Онегин читал «певца Гяура и Жуана (то есть Байрона) да с ним ещё два­три романа, в которых отразился век и современный человек изображён довольно верно».) О Ленском “Красавец в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт. Он из Германии туманной Привёз учёности плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёрные до плеч”. ­ Вы себя узнали? (Владимир Ленский.) 1. Вы поэт, из­под Вашего пера “текут элегии рекой”. А почему Вы не пишете оды? «Поклонник славы и свободы, В волненье бурных дум своих, Владимир и писал бы оды, Да Ольга не читала их».) 2. Владимир, Не припомните ли Вы, в чём причина вашей дуэли с Онегиным? (Ревность, вызванная поведением Онегина и Ольги на балу в честь именин Татьяны: «Ленский мой Всё видел: вспыхнул, сам не свой; В негодовании ревнивом…Выходит, требует коня И скачет. Пистолетов пара, Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его».) 3.   Как   Вы  провели   вечер   и  ночь   перед   дуэлью?   (Пытается   читать   Шиллера,   пишет   стихи,   «И наконец   перед   зарёю,   Склонясь   усталой   головою,   На   модном   слове   идеал   Тихонько   Ленский задремал».) “Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой... Задумчивость, её подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей… Ей рано нравились романы; Они ей заменяли всё… ” ­ Вы узнали себя? (Татьяна Ларина.) 1. Для чего Вы, покидая дом Онегина, “просили позволенья пустынный замок навещать”? («Чтоб книжки здесь одной читать».) 2. Вы замужем. Как Вы встретились в Петербурге с Онегиным? («У ней и бровь не шевельнулась; Не сжала даже губ она»; «…она  Сидит покойна и вольна».) 3. Какого цвета берет носите вы, замужняя дама?(малиновый) А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». 1.Назовите   сподвижников   Емельяна   Пугачёва.   (Хлопуша/   Афанасий   Соколов/,   беглый   капрал Белобородов.) 6 МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. Отец ещё до рождения записал Вас в Семёновский полк. И вот пришла пора служить. Вы 2.Какой эпиграф взял А.С.Пушкин к роману «Капитанская дочка»? («Береги честь смолоду». Это часть русской пословицы.) 3.От чьего лица ведётся повествование в этом произведении Пушкина? (Повествование ведётся от лица Петра Андреевича Гринёва.) Вопросы по образам. О Гринёве П.А. “Я   жил  недорослем,  гоняя  голубей  и  играя   в  чехарду   с  дворовыми  мальчишками.   Между  тем минуло мне шестнадцать лет…” Кто Вы? (Пётр Андреевич Гринёв.) 1. отправились в дорогу. В какой город приехали Вы в первую же ночь путешествия? (В Симбирск.) 2. Пётр Андреевич, почему Вам удалось избежать участи коменданта Белогорской крепости? (Если   помните,   того   повесили.)   (Гринёв   когда­то   подарил   Пугачёву   заячий   тулуп.   Савельич напоминает об этом Пугачёву.) 3. 4. неблагородное отношение Швабрина к Маше.) Жёлтая дорожка. Вопросы и задания. О Пугачёве “Лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде показывалась проседь.” Вы узнали себя? (Емельян Пугачёв.) 1.Ваше самозванство, не припомните ли Вы, при каких обстоятельствах впервые встретились с Гринёвым? (разыгралась метель, кибитка Гринёва затерялась в степи. Пугачёв вывел лошадей к деревне.) 2.Сколько  раз Вы встречались  с Петром Андреевичем  Гринёвым? (Четыре  раза:  1 – в степи в метель; 2 – в Белогорской крепости; 3 – Гринёв приехал за помощью; 4 – .) 3.«Государь  император»,  Вы  отпускаете   Гринёва  и  Савельича,   разрешаете  поехать  в   Оренбург. Вспомните, что пожаловали вы Гринёву? (Лошадь и овчинный тулуп.) Пётр Андреевич, за что Вас арестовали? (За будто бы дружбу с Пугачёвым.) Что послужило предметом вражды Вас и Швабрина? (причиной вражды послужило плохое, О Маше Мироновой Вам   лет   восемнадцать;   круглое,   румяное   лицо,   с   светло­русыми   волосами.   Ваше   имя?   (Мария Ивановна Миронова.) 1.Мария Ивановна, у кого скрывались Вы в день занятия крепости пугачёвцами? (У попадьи под видом больной племянницы.) 2.Мария Ивановна, к кому Вы обратились за помощью после ареста Петра Андреевича Гринёва? (Маша Миронова обратилась за помощью к самой государыне императрице Екатерине II.) 3. Почему вы, Марья Ивановна, не ответили на предложение  руки и сердца Швабрина? (Боялись его) Вопросы о  судьбе и творчестве писателей. 1.Именно   вы   подарили   А.С.Пушкину     свой   портет   с   надписью   «Победителю­ученику   от побежденного учителя» (В.А.Жуковский, в день выхода поэмы А.Пушкина «Руслан и Людмила») 2.Вы реформатор русского языка, основоположником  «теории 3­х штилей» (М.В.Ломоносов) 3. Вас воспитывала бабушка, фрейлина императорского двора (М.Ю.Лермонтов) 4.Вы   литератор,   совершивший   головукружительную   политическую   карьеру,   про   вас   сказано императрицей «Бунтовщик хуже Пугачёва»  (А.Н.Радищев) 5.О вас сказал А.С.Пушкин «…сатиры смелый властелин» (Д.И.Фонвизин). 6.В вашей судьбе были такие люди, как   Жорж Шарль Дантес и Константин Карлович Данзас. (А.С.Пушкин). 7.Вы   сторонник Н.М.Карамзина, отстаивавший живой разговорный язык поэзии.Вы автор поэм, баллад. (В.А.Жуковский) 8.   Вы   русский   историограф,   писатель,   реформатор   русского   языка.   Звание   историографа   вам даровано   Александром  I  в 1804 году. Вы автор 11 томов «Истории государства Российского» (Н.М.Карамзин) 7 МБОУ СОШ с.Киселёвка Литературная игра «Шанс» 9-1 классы Власюк В.А. Конкурс 3. Составь слово. Даны кубики с буквами, за 3 минуты необходимо собрать как можно больше названий тропов или литературоведческих терминов. Члены жюри  ведут учет. Конкурс 4. Нарисуй образ. Команды за 5 минут  должны нарисовать образ (символ), по которому можно было бы  понять, о каком произведении идет речь. Конкурс 5. Расшифруйте «ШАНС» Вариант: Ш­ шагая  А­ активно  по жизни, Н­ начинай С­с себя Жюри подводит итоги игры, выделяя лучшую команду и успешных игроков. Рефлексия  С   помощью   закладок   обозначить   в   книге   (справочник,   словарь литературных терминов) свой путь в читательском  мире.  8

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)

Методическая разработка литературной игры "ШАНС" (9-11 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017