Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
администрации
Взрослым
09.06.2017
Данный мастер-класс проводился с целью ознакомления коллег с технологией развития критического мышления. На мастер классе была представлена полная структура технологии, а также наглядно были продемонстрированы некоторые приёмы и методы технологии развития критического мышления. Была полностью продемонстрирована трёхфазовая структура урока: : вызов, осмысление, рефлексия.Данный мастер класс проводился с целью ознакомления преподавателей колледжа с технологией развития критического мышления.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
мастер -класс.docx
Министерство образования и науки Красноярского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Канский технологический колледж»
Методическая разработка мастер – класса
по дисциплине «Статистика»
тема: «Статистическое наблюдение»
Автор: преподаватель Зарековская Л. В.
Канск 2015г. Содержание
Введение....................................................................................................................3
Тема цели, задачи, занятия...................................................................................4
Цели урока:................................................................................................................4
Технологическая карта урока по технологии развития критического
мышления...............................................................................................................5
Этапы занятия........................................................................................................7
Литература..............................................................................................................12
Приложение 1..........................................................................................................13 Введение
Данный мастер класс проводился с целью ознакомления преподавателей
колледжа с технологией развития критического мышления.
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией,
анализировать различные стороны явлений и др.).
Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление,
рефлексия.
Технология развития критического мышления представляет собой
целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение
и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приёмов,
направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём
исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия
для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые
знания.
Важным условием является применение данных приёмов в контексте
трёхфазового построения урока, полное воспроизведение трёхфазового
технологического цикла: вызов, осмысление, рефлексия.
Первая стадия (фаза) вызов. Задача этой фазы и деятельность
преподавателя не только активизировать,
заинтересовать учащегося,
мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания,
либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет
серьёзным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей
работы.
Деятельность учащихся на данной стадии: ученик «вспоминает», что ему
известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует
информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить
ответ.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой
стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы
технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика,
сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме
при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение
от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя
предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или
ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление). На этой стадии
информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Тема цели, задачи, занятия
Тип – урок открытия и первичного закрепления новых знаний.
Вид: проблемная лекция.
Цели урока:
Общедидактическая: восприятие и первичное осознание студентами
нового материала, осмысление форм, видов, структуры объекта изучения;
Образовательная: обеспечить изучение статистического наблюдения, как
средства сбора первичной информации
Развивающая: способствовать развитию умения организовывать учебную
деятельность (целеполагание); умения анализировать, выделять главное и делать
выводы при работе с информацией; развивать и обеспечить в ходе урока
самостоятельность и критичность мышления,
Воспитательная: способствовать развитию: способности брать на себя
выстраивать
ответственность; участия в совместном принятии решения,
конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умения сотрудничать
Технология – технология критического мышления.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы работы: частичнопоисковый, репродуктивный, объяснительно
иллюстративный
Оборудование: карточки с текстом лекции, макет таблицы
Актуальность теоретических знаний по данной теме заключается в их
практическом применении при подготовке учебных работ связанных с
исследованием с выходом во внеучебную деятельность при подготовке к
научнопрактической конференции. Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления
Стадия (фаза)
Стадия вызова
10
15
15
Деятельность
преподавателя. Задачи
данной фазы
Деятельность студентов
Возможные приемы и методы
Время
Вызов уже имеющихся
знаний по изучаемому
вопросу, активизация
учащихся, мотивация для
дальнейшей работы.
Студент вспоминает, что ему
известно по изучаемому
вопросу, задает вопросы, на
которые хотел бы получить
ответ.
Систематизация и фиксация
материала
верные и неверные
утверждения;
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в группах
Стадия осмысления
(реализации)
Стадия рефлексии
Сохранение интереса к
теме при
непосредственной работе с
новой информацией,
постепенное продвижение
от знания «старого» к
«новому»
Обучающийся читает текст,
используя предложенные
преподавателем активные
методы чтения, делает пометки
на полях или ведет записи по
мере осмысления новой
информации
Методы активного чтения:
– маркировка с использованием
значков «v», «+», «», «?» (по
мере чтения ставятся на полях
справа);
– поиск доказательств на
поставленные в первой части
урока утверждений
Непосредственный контакт с новой информацией (лекция), работа ведется индивидуально
Вернуть обучающихся к
первоначальным
записям, ,внести
изменения, дополнения,
Дать практические
задания на основе
изученной информации.
Учащиеся соотносят «новую»
информацию со «старой»,
используя знания, полученные
на стадии осмысления
– Возврат к верным и неверным
утверждениям;
– Ответы на поставленные
вопросы;
Использование метода тонких
и толстых вопросов Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в группах Этапы занятия
1. Организационный момент.
На данном этапе слушателям сообщается тема занятия, цель занятия,
система оценивания. Слушатели разбиваются на группы.
2. Фаза 1 «Вызов»
На фазе 1 «Вызов» происходит актуализация имеющихся знаний.
Приводятся верные и неверные утверждения, студенты выбирают верные
утверждения, аргументируя свой ответ, целью является необходимость в
изучении нового материала.
3. Фаза 2 Осмысление
Даёт возможность познакомиться с новой информацией,
отслеживая своё понимание, через чтение текста с маркировкой.
активно
4. Фаза 3 Рефлексия
Позволяет слушателям осмыслить всё, то, что они изучали на уроке в
собственном контексте, выразить это своими словами.
5. Подведение итогов урока:
Завершающим этапом занятия является ответы на вопросы. Сообщается
количество баллов, набранное за урок.
6. Домашнее задание:
Составление таблицы, при использовании маркировки I. Организационный момент. (2 мин)
Для проведения занятия аудиторию разбивается на группы по 45 человек в
каждой;
Проверка готовности к занятию;
Сообщение темы и цели занятия;
Тема нашего урока «Статистическое наблюдение»
Цель урока: изучить основные виды статистического наблюдения.
Эти знания вам пригодятся в вашей профессиональной деятельности при
подготовке учебных работ связанных с исследованием с выходом во внеучебную
деятельность, при подготовке к научнопрактической конференции.
Оценки за данное занятие будут состоять из двух частей:
:первая за ответы на вопросы, (за простой ответ 0,5 балла, за полный,
развёрнутый ответ 1);
вторая за выполненное домашнее задание.
Прежде чем приступить к изучению нового материала я предлагаю вам
Фаза 1 Вызов
несколько утверждений:
1. Любой сбор данных можно назвать статистическим наблюдением.
2. Статистическое наблюдение это получение информации только из
отчётов.
3. Статистическое наблюдение не требует тщательной, продуманной
подготовки.
4. Статистическое наблюдение необходимо завершать контрольной
проверкой собранных данных.
Итак, для подтверждения либо опровержения ваших утверждений я
предлагаю вам прочитать текст, но не просто, а с маркировкой.
«V» уже знал
«+» новое
«» думал иначе
«?» не понял, есть вопросы
Время на прочитывание текса с маркировкой 15 минут, текст необходимо
прочитать не менее двух раз.
Фаза 2 – Осмысление
Лекция
Статистическое наблюдение (сбор первичного статистического материала) это
предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой
планомерный, научно организованный учёт (сбор) первичных статистических данных о
массовых социальноэкономических явлениях и процессах. Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение будет
статистическим, вопервых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов в
соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, вовторых когда
носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления
того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные,
которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в
целом.
Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:
а) проводиться непрерывно и систематически;
б) учёт массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота
данных, но и учитывалось их постоянное изменение;
в) данные должны быть максимально достоверны и точны;
г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую ценность.
Статистическое наблюдение состоит из трех основных этапов:
подготовка статистического наблюдения;
организация и производство наблюдения;
контроль полученных первичных данных.
На этапе подготовки статистического наблюдения определяется цель, устанавливаются
объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и программа наблюдения.
Общей целью статистического наблюдения является получение достоверной информации о
тенденциях развития явлений и процессов. Она должна быть конкретной и четкой. Нечетко
поставленная цель может привести к сбору не тех данных, которые необходимы для решения
конкретной задачи.
Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения
совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены.
Единица наблюдения это первичный элемент объекта статистического наблюдения,
который является носителем признаков, подлежащих регистрации.
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной называют такую
единицу, от которой поступают отчетные данные. Она может совпадать или не совпадать с
единицей наблюдения.
Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных
признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности
излагаются в программе статистического наблюдения. Обычно программой наблюдения
называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения.
На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического
наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам
конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды
наблюдения и способы получения статистической информации.
Все многообразие форм, видов и способов наблюдения можно представить следующим
образом.
По форме организации статистического наблюдения:
отчетность;
специально организованное статистическое обследование перепись;
регистры.
По видам статистического наблюдения:
по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное
периодическое, единовременное);
по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное основного массива,
выборочное, монографическое).
По способам получения статистической информации:
непосредственное наблюдение; документальный способ;
опрос (экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация).
Основной формой статистического наблюдения является отчетность.
Отчетность официальный документ, который скрепляется подписями лиц,
ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается
органами государственной статистики.
К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись.
На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений,
незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.
Перепись наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей
которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности,
но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями.
Формой непрерывного статистического наблюдения является регистровое наблюдение
регистр), объектами которого являются долговременные процессы, имеющие фиксированное
начало, стадию развития и фиксированное время завершения. В статистической практике
различают регистры населения и регистры предприятий.
Рассмотрим виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов.
Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение это систематическая регистрация
фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Например,
регистрации актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), регистрация
страховыми компаниями всех несчастных случаев и других неблагоприятных событий по мере
их возникновения.
Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое. Первое
есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или
процесса в момент его исследования. Периодическое наблюдение проводится через
определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию. Например,
периодическое исследование пассажиропотоков в общественном транспорте, периодическая
регистрация цен производителей по отдельным товарам.
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и
несплошным. Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности
(например, общая перепись населения). В свою очередь, несплошное наблюдение охватывает
только часть исследуемой совокупности. В зависимости от того, как выбрана эта часть,
несплошное наблюдение можно подразделить на выборочное (основано на принципе
случайного отбора), метод основного массива (исследуются самые существенные или
наиболее крупные единицы изучаемой совокупности) и так называемое монографическое
наблюдение (подробное исследование отдельных единиц изучаемой совокупности с целью
выявления намечающихся тенденций).
Что касается способов получения статистической информации (способов
статистического наблюдения), то здесь выделяют три основных способа: непосредственное
наблюдение, документальное наблюдение и опрос.
Достаточно надежным источником данных является непосредственное наблюдение,
когда можно установить факт, подлежащий регистрации.
Другой надежный способ документальный, основанный на использовании в качестве
источника информации различных документов учетного характера и способствующий
получению точной информации.
Способ наблюдения, при котором источником сведений являются слова респондентов,
анкетный,
устный (экспедиционный),
называют опросом.
корреспондентский, явочный опрос и саморегистрация.
Его разновидности:
На третьем этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Как
показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении
встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных.
Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в
статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения
различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки
не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов
(перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра).
При обобщении массового материала эти ошибки взаимопогашаются.
Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут либо
завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к искажению
действительного положения.
Если ошибки регистрации свойственны любому наблюдению (сплошному и
несплошному), то ошибки репрезентативности только выборочному наблюдению. Ошибки
репрезентативности также могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки
возникают, если неправильно установлен объект наблюдения. Систематические ошибки
репрезентативности могут возникать, если нарушен сам принцип случайности отбора единиц
из исходной совокупности. Для выявления ошибок используется счетный контроль, особенно
для проверки итоговых сумм. Помимо счетного используется и логический контроль,
который может поставить под сомнение правильность полученных данных, поскольку основан
на логической взаимосвязи между признаками.
Фаза 3 Рефлексия.
Для закрепления первичных знаний, я предлагаю вам пересмотреть свои
утверждения и на основании полученного текста выявить неверные ответы, а
также составить по три вопроса: два простых, и один сложный.
Пример: Сколько этапов содержит статистическое наблюдение (ответ: из трёх)
Ошибки репрезентативности свойственны какому виду наблюдения (ответ:
выборочному)
Перечислите способы получения статистической информации. Какой из них, по
вашему мнению, наиболее доступный и распространенный? (ответ: Выделяют три основных
способа получения информации: непосредственное наблюдение, документальное наблюдение
и опрос. На мой взгляд наиболее доступным и распространённым является опрос, при
котором источником сведений являются слова респондентов)
Подведение итогов урока:
Наше занятие подходит к концу и я хотела бы вас попросит письменно
ответить на следующие вопросы:
«Какая информация привлекла Ваше внимание?»
«Какой информации вам не хватило?»
«Что Вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного
текста?»
В качестве домашнего задания я предлагаю вам на основании вашей
маркировки составить таблицу, графы которой будут иметь следующее
оглавление
«V» уже знал
« +» новое
«» думал иначе
«?» не понял, есть
вопросы
Вот и подошёл к концу наш урок большое спасибо за работу. Литература
Основная
1. Статистика: электрон. учебник / под ред. М.Г. Назарова. – Электрон. дан. –
М.: КНОРУС, 2009. – 1 электрон. опт. диск: зв., цв.
2. Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика [Текст]:
учеб. пособие / В.Е. Гмурман. – 12е изд., перераб. и доп. – М.: Юрацт, 2011.
Дополнительная
1. Айвазян С. А. Прикладная статистика в задачах и упражнениях : учебник для
ВУЗов / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007. – 270с.
2. Балинова В. С. Статистика в вопросах и ответах : учеб. пособие / В. С.
Балинова. М.: Проспект, 2010. – 344с.
3. Громыко Г. Л. Теория статистики : практикум / Г. Л. Громыко. 3е изд. доп. и
перераб. М.: ИНФРАМ, 2006. – 204с.
4. Годин А. М. Статистика : учебник / А. М. Годин. – 2е изд., перераб. – М.:
Дашков и К, 2009. – 427с.
5. Елисеева И. И. Общая теория статистики: учебник / И. И. Елисеева, М. М.
Юзбашев. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. –
480с
6. Ефимова М. Р. Общая теория статистики : учебник / М. Р. Ефимова, Е. В.
Петрова, В. Н. Румянцев. 3е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРАМ, 2010. –
416с.
7. Орлов А. И. Прикладная статистика : учебник / А. И. Орлов. – М.: Экзамен,
2006. – 671с.
8. Практикум по теории статистики : учеб. пособие / под ред. Р. А. Шмойловой.
– М.: Финансы и статистика, 2009. – 416с. Приложение 1
Лекция
Любое экономикостатистическое исследование начинается со статистического
наблюдения. Статистическое наблюдение (сбор первичного статистического материала) это
предварительная стадия статистического исследования, которая представляет собой
планомерный, научно организованный учёт (сбор) первичных статистических данных о
массовых социальноэкономических явлениях и процессах.
Не всякий сбор данных можно назвать статистическим наблюдением. Наблюдение
будет статистическим, вопервых, когда оно сопровождается регистрацией изучаемых фактов
в соответствующих учетных документах для дальнейшего их обобщения, вовторых когда
носит массовый характер. Это обеспечивает охват значительного числа случаев проявления
того или иного процесса, необходимого и достаточного для того, чтобы получить данные,
которые касаются не только отдельных единиц совокупности, но и всей совокупности в
целом.
Статистическое наблюдение должно отвечать ряду важнейших требований:
а) проводиться непрерывно и систематически;
б) учёт массовых данных должен быть таким, чтобы не только обеспечивалась полнота
данных, но и учитывалось их постоянное изменение;
в) данные должны быть максимально достоверны и точны;
г) исследуемые явления должны иметь не только научную, но и практическую
ценность.
подготовка статистического наблюдения;
организация и производство наблюдения;
контроль полученных первичных данных.
Статистическое наблюдение состоит из трех основных этапов:
o
o
o
На этапе подготовки статистического наблюдения определяется цель,
устанавливаются объект и единица наблюдения, разрабатываются инструментарий и
программа наблюдения. Общей целью статистического наблюдения является получение
достоверной информации о тенденциях развития явлений и процессов. Она должна быть
конкретной и четкой. Нечетко поставленная цель может привести к сбору не тех данных,
которые необходимы для решения конкретной задачи.
Цель определяет объект статистического наблюдения. Объект наблюдения
совокупность единиц, сведения о которых должны быть получены.
Единица наблюдения это первичный элемент объекта статистического наблюдения,
который является носителем признаков, подлежащих регистрации.
Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной называют
такую единицу, от которой поступают отчетные данные. Она может совпадать или не
совпадать с единицей наблюдения.
Обоснование цели, выбор единиц наблюдения, отчетных единиц, отбор существенных
признаков, период времени проведения статистического наблюдения, формы отчетности
излагаются в программе статистического наблюдения. Обычно программой наблюдения
называют перечень вопросов, которые подлежат регистрации при проведении наблюдения.
На втором этапе решаются важнейшие организационные вопросы статистического
наблюдения. Они заключаются в том, чтобы выбрать соответствующие целям и задачам
конкретного статистического наблюдения организационные формы наблюдения, виды
наблюдения и способы получения статистической информации.
Все многообразие форм, видов и способов наблюдения можно представить следующим
образом.
По форме организации статистического наблюдения:
отчетность;
специально организованное статистическое обследование перепись;
регистры.
По видам статистического наблюдения:
по времени регистрации фактов (текущее или непрерывное; прерывное
периодическое, единовременное);
по охвату единиц совокупности (сплошное; несплошное основного массива,
выборочное, монографическое).
По способам получения статистической информации:
непосредственное наблюдение;
документальный способ;
опрос (экспедиционный, анкетный, явочный, корреспондентский, саморегистрация).
Основной формой статистического наблюдения является отчетность.
Отчетность официальный документ, который скрепляется подписями лиц,
ответственных за предоставление и достоверность собранных сведений, и утверждается
органами государственной статистики. Кроме годовой может иметь место ежедневная,
недельная, двухнедельная, месячная и квартальная отчетность. Отчетность может быть
представлена по почте, телеграфу, телетайпу, факсу.
К специально организованному статистическому наблюдению можно отнести перепись.
На практике проводится перепись населения, материальных ресурсов, зеленых насаждений,
незавершенных строительных объектов, оборудования и т.д.
Перепись наблюдение, повторяющееся через равные промежутки времени, задачей
которого является не только определение численности и состава исследуемой совокупности,
но и анализ количественных изменений в период между двумя обследованиями.
Формой непрерывного статистического наблюдения является регистровое наблюдение
регистр), объектами которого являются долговременные процессы, имеющие фиксированное
начало, стадию развития и фиксированное время завершения. В статистической практике
различают регистры населения и регистры предприятий.
Рассмотрим виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов.
Непрерывное (текущее) статистическое наблюдение это систематическая регистрация
фактов или явлений по мере их поступления с целью изучения их динамики. Например,
регистрации актов гражданского состояния (рождения, браки, смерти), регистрация
страховыми компаниями всех несчастных случаев и других неблагоприятных событий по мере
их возникновения.
Видами прерывного наблюдения являются единовременное и периодическое. Первое
есть разовое сплошное наблюдение для сбора количественных характеристик явления или
процесса в момент его исследования. Периодическое наблюдение проводится через
определенные промежутки времени по схожим программе и инструментарию. Например,
периодическое исследование пассажиропотоков в общественном транспорте, периодическая
регистрация цен производителей по отдельным товарам.
По охвату единиц совокупности статистическое наблюдение бывает сплошным и
несплошным. Сплошное наблюдение охватывает все единицы исследуемой совокупности
(например, общая перепись населения). В свою очередь, несплошное наблюдение охватывает
только часть исследуемой совокупности. В зависимости от того, как выбрана эта часть,
несплошное наблюдение можно подразделить на выборочное (основано на принципе
случайного отбора), метод основного массива (исследуются самые существенные или
наиболее крупные единицы изучаемой совокупности) и так называемое монографическое
наблюдение (подробное исследование отдельных единиц изучаемой совокупности с целью
выявления намечающихся тенденций).
Что касается способов получения статистической информации (способов
статистического наблюдения), то здесь выделяют три основных способа: непосредственное
наблюдение, документальное наблюдение и опрос. Достаточно надежным источником данных является непосредственное наблюдение,
когда можно установить факт, подлежащий регистрации.
Другой надежный способ документальный, основанный на использовании в качестве
источника информации различных документов учетного характера и способствующий
получению точной информации.
Способ наблюдения, при котором источником сведений являются слова респондентов,
анкетный,
устный (экспедиционный),
называют опросом.
корреспондентский, явочный опрос и саморегистрация.
Его разновидности:
На третьем этапе собранный статистический материал должен пройти контроль. Как
показывает практика, даже при четко организованном статистическом наблюдении
встречаются погрешности и ошибки, которые требуют исправления. Поэтому целью этого
этапа является как счетный, так и логический контроль полученных первичных данных.
Расхождение между расчетным и действительным значениями исследуемой величины в
статистике называют ошибкой наблюдения. В зависимости от причин возникновения
различают ошибки регистрации и ошибки репрезентативности.
Ошибки регистрации могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки
не имеют определенной направленности и возникают под действием случайных факторов
(перестановка цифр, смещение строк и граф при заполнении статистического формуляра).
При обобщении массового материала эти ошибки взаимопогашаются.
Систематические ошибки регистрации имеют определенную направленность, могут
либо завышать, либо занижать конкретное значение показателя, что в итоге приводит к
искажению действительного положения.
Если ошибки регистрации свойственны любому наблюдению (сплошному и
несплошному), то ошибки репрезентативности только выборочному наблюдению. Ошибки
репрезентативности также могут быть случайными и систематическими. Случайные ошибки
возникают, если неправильно установлен объект наблюдения. Систематические ошибки
репрезентативности могут возникать, если нарушен сам принцип случайности отбора единиц
из исходной совокупности. Для выявления ошибок используется счетный контроль, особенно
для проверки итоговых сумм. Помимо счетного используется и логический контроль,
который может поставить под сомнение правильность полученных данных, поскольку основан
на логической взаимосвязи между признаками.
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Методическая разработка мастер – класса по дисциплине «Статистика» тема: «Статистическое наблюдение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.