СЦЕНАРИЙ «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. И наша задача сохранить память о подвигах наших дедов и прадедов.
Цели:
Районный конкурс педагогического мастерства по военнопатриотическому
воспитанию среди педагогов образовательных учреждений
Номинация: Организация и проведение торжественных мероприятий,
посвященных памятным военным событиям в истории России.
Методическая разработка
мероприятия, посвященного Великой Победе
СЦЕНАРИЙ «И ПОМНИТ МИР СПАСЕННЫЙ…»
Методическая разработка мероприятия, посвященного Великой Победе
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству,
стремление служить его интересам и готовность,
вплоть до
самопожертвования, к его защите. Патриотизм является нравственной
основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного
внутреннего мобилизующего ресурса развития общества,
активной
гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению
своему Отечеству. С каждым днём становятся всё дальше от нас героические
и трагические годы Великой Отечественной войны. И наша задача сохранить
память о подвигах наших дедов и прадедов.
Цели:
формирование активной гражданской позиции, патриотической
сознательности, чувства долга и гордости за свой город, за
подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
стимулирование интереса школьников к сохранению памяти о
героическом прошлом родного города;
воспитание уважения к поколению фронтовиков.
Форма проведения: литературномузыкальная композиция с театральным
представлением.
Место проведения: актовый зал школы.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, военная форма, свечи, цветы
для ветеранов и гостей, презентация «Опаленные войной».
Оформление: надпись на сцене «И помнит мир спасенный…».
Музыкальное сопровождение:
Фонограмма и песня «Священная война», сл. В. ЛебедевКумач,
муз. А. Александров;
Сводка Совинформбюро о нападении Германии на Советский
Союз;
Сводка Совинформбюро об окончании войны; Танго «Утомленное солнце», сл. И. Альвек, муз. Ежи
Петерсбурский;
Музыка Шумана «Грезы»;
Классическая и лирическая музыка для фона.
Отрывок из рокоперы Н. Рыбникова «Юнона и Авось» «ты меня
на рассвете разбудишь…»;
Фонограмма песни «Журавли», сл. Р. Гамзатов, муз. Я.
Френкель;
Песня «День Победы», сл. В. Харатонов, муз. Д. Тухманов ;
Запись падающих бомб и рокот самолетов.
Продолжительность: 80 минут
Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны,
педагогического труда.
Подготовительный период:
ветераны
Разосланы приглашения ветеранам войны и педагогического
труда, гостям мероприятия;
Выяснили заранее, кто из ветеранов будет выступать,
оговорили регламент выступления ветерана и гостей;
Подобрали музыкальное сопровождение и составили
презентацию;
Написали надпись «И помнит мир спасенный…» для
оформления сцены;
Поработали с книгой В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Сценарий мероприятия
«И помнит мир спасенный
Слова под звук метронома:
Тем, кто шел за Родину, выстоял и победил!
Тем, кто согревал близких своим дыханием в стужу блокадных ночей!
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей!
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень, ко дну!
Тем, кто на века безымянным канул в фашистском плену!
Тем, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!
Всем тем, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, посвящается….
Вед: Какими были они, наши ровесники, в сорок первом? Какими были они,
солдаты Великой Отечественной?
Вед: Какими были они, девушки и юноши весны сорок первого, призывники и
добровольцы?
Вед: Какие они, ребята поколения сороковых?
Картинка №1. Мирное время (звучит фонограмма «Утомленные
солнцем»). На сцене появляются главные герои – юноша и девушка.Девушка: Боже мой, как хорошо мы жили до войны! Я училась на первом
курсе, по вечерам работала в библиотеке, бегала на танцы. Я до сих пор
помню эти длинные летние вечера, свет фонарей в аллеях, запах сирени.
Жизнь казалась такой безоблачной и бесконечно длинной…
На сцене пары исполняют вальс.
Юноша: А я работал на фабрике, учился в техникуме в вечернюю смену. Мы
дружно жили: мама, я и мой младший брат. По выходным мы часто ходили в
парк. Мы любили с братом запускать воздушного змея. Мы отпускали его и
падали в траву, и смотрели, как он превращается в маленькую, едва
различимую точку и исчезает в вышине.
Звучит песня «Священная война», нарастающие звуки падающих бомб и
Девушка: Детство наше закончилось внезапно.
рокот самолетов (тихо).
Запись Левитана о нападении Германии на Советский Союз.
Звучит песня «Священная война», нарастающие звуки падающих бомб и
рокот самолетов (громче).
Девушка: Казалось, тревога разлита в самом воздухе. На улицах уже не
встретишь беззаботных прохожих, лица сосредоточенные, нахмуренные брови.
Страшно просыпаться, страшно засыпать. В нашем общежитии самое
популярное место – в коридоре, где черная тарелка репродуктора. Сводки с
фронтов идут каждый час.
Юноша: Я не узнаю свой город: окна домов залеплены белыми полосами, с
наступлением сумерек город погружается в кромешную тьму: так мы
спасаемся от воздушных налетов. Когда живешь, не зажигая света, почемуто
начинаешь шептать, будто бы фашистский летчик может тебя услышать.
Девушка: Мы с девчонками организовали дежурство по время бомбежек.
Часть из нас сопровождает людей в убежища, помогает им там, остальные в
это время тушат немецкие фугасы… Мы почти не едим: все на фронт, все для
Победы. Бывает, за день набегаешься так, что только перед сном
вспоминаешь, что забыла поесть. Родные волнуются за меня, когда я на
дежурстве. А я волнуюсь за них…
Юноша: Завтра с утра в эшелон и на фронт. С собой – вещмешок, сухой паек
и томик стихов Есенина… Прощай, мама! Береги себя и брата.
Звучит мелодия «Прощание славянки» (тихо).
Девушка:
Сороковые – роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые! (Д. Самойлов «Сороковые»)
Юноша: Большинство ребят с моего курса уже воюют. Какая это высокая
цель – спасти Родину от врага! Грудью встать на защиту родной земли от
фашистов…Звучит песня «Прощание славянки».
Картинка №2. На сцену выходят юноша и девушка в солдатской форме.
Девушка:
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите,
И всетаки
Постарайтесь вернуться назад.
Юноша:
Ах, война, что ж ты подлая, сделала:
Вместо свадеб – разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги – ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад. (Б. Окуджава)
Вед: Это звучало, как заклинание: «Постарайтесь вернуться назад…»
Вед: Но не всем было дано вернуться.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Вед: Они были наши ровесники, может быть, немного старше. Они, наверное,
были в чемто похожи на нас.
Юноша:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы. (Николай Майоров)
Девушка:Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать. (Юлия Друнина)
Девушка:
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (Юлия Друнина)
Юноша:
Я убит подо Ржевом,
Тот – еще под Москвой.
Гдето, воины, где вы,
Кто остался живой?
В городах миллионных,
В селах, дома в семье?
В боевых гарнизонах
На не нашей земле?
Ах, своя ли, чужая,
Вся в цветах иль в снегу…
Я вам жизнь завещаю,
Что я больше могу? (А. Твардовский «Я убит подо Ржевом»)
Картинка №3. Звучит музыка Р. Шуман «Грезы». На сцене девушка и
юноша, которые разыгрывают сценическую композицию по повести
В. Астафьева «Пастух и пастушка. Современная пастораль».
Она: (медленно двигаясь по сцене). И брела она по дикому полю,
непаханому, нехоженому, косы не знавшему. В сандалии ее сыпались семена
трав. Насколько охватывал взгляд – немая степь кругом. Людей не было.
Птиц не слышно. Поезда проходили редко. Ничто не тревожило пустынной
тишины. В глазах ее стояли слезы. Могилу затянуло полынью и татарником.
Она опустилась на колени перед могилой:
Как долго я искала тебя! Почему ты лежишь один посреди России?
Больше она ничего не говорила. Думала. Вспоминала.
Он: (выходит на сцену). О чем он думал? На что надеялся? Какие мечты у
него были? Встречу придумал – как все получится, какой она будет, эта
встреча? Приедет ли он в местечко, сядет на скамейку у ее дома и будет
ждать.Так вот все и вышло: сидит он на скамейке под тополями, а она, диводивное,
в том же платьице, в тех же туфлях… Неужели мимо пройдет?
Она: (медленно подходя к нему). Борька?! (Дотронулась до него, ощупала
его лицо, шею… Затем обеими руками обхватила его лицо). В самом деле,
Борька! ( Опустилась и припала к его ногам).
Он: Но ничего этого не было, и быть не могло (медленно уходит в глубь
сцены)
Звучит отрывок из рокоперы Н. Рыбникова «Юнона и Авось» «Ты меня на
рассвете разбудишь…»
Ты меня на рассвете разбудишь.
Проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
Я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Она: (медленно поднимаясь). А я вот живу. Ем хлеб, веселюсь по
праздникам. Господи! Один посреди России. Спи. Я пойду. Но я вернусь к
тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе. Там уж никто не в силах
разлучить нас.
Звучит мелодия «Журавли», выход ведущих.
1й:
На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают,
К ним ктото приносит букеты цветов
И Вечный огонь зажигает.
2й:
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы,
Все судьбы в единую слиты.
3й:
В Вечном огне виден вспыхнувший танк,
Горящие русские хаты,
Горящий Смоленск и горящий Рейхстаг,
Горящее сердце солдата.
4й:
На братских могилах нет плачущих вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,Но разве от этого легче? (В. Высоцкий «Братские могилы»)
Выходят два солдата.
Первый: Ребята, а ведь война действительно закончилась! Даже не верится.
Больше мы не услышим ни свиста пуль, ни воя падающих бомб. А дел у нас
сейчас будет невпроворот.
Второй: Все правильно. И работ, и забот у нас сейчас будет много. И девушки
нас ждут… Только вот нельзя нам… Нельзя в круговерти дел и событий
забывать о прошедшей войне…
Звучит песня «Журавли», выходят все участники мероприятия.
Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям павшим и живым.
Звучит голос Левитана о капитуляции Германии на фоне песни «День
Победы»
Список литературы:
2004 г. – 400 стр.
Виктор Астафьев. Пастух и пастушка. Повесть. Изд. Астрель,