Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»
Оценка 4.8

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
информатика +1
5 кл—11 кл
29.01.2018
Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»
В данной разработке представлены методические приемы, которые можно использовать на уроке учителем с учетом индивидуальных особенностей класса, типа учебного занятия. Прием является составной частью метода. В разных ситуациях методические приемы на уроке могут осуществляться путем использования разнообразных приемов. Выбираемые методические приемы должны сопровождаться эффективными наглядными материалами, современными техническими средствами
Методическая разработка_НестероваЛН.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» муниципального образования города Братска  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока» Методическая разработка                                                                            Нестерова Людмила  Николаевна, учитель информатики  МБОУ «СОШ № 1», Иркутская область, город Братск БРАТСК, 2017 Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока Методический прием в переводе с греческого языка означает «вариант достижения поставленной цели». Это определенная система взаимосвязанных последовательных действий учащихся и учителя, благодаря которым происходит полноценное усвоение нового учебного материала.  Методический   прием   является   многоаспектным   и   многомерным   понятием.   Педагогическая   наука   не   содержит   какого­то   одного определенного подхода к выявлению методов. При этом каждый методический прием обладает множеством разновидностей, помогающих успешно справляться с любыми дидактическими задачами.  Методические приемы на уроке используются учителем с учетом индивидуальных особенностей класса, типа учебного занятия. Прием является   составной   частью   метода.   В   разных   ситуациях   методические   приемы   на   уроке   могут   осуществляться   путем   использования разнообразных приемов.  Выбираемые методические приемы должны сопровождаться эффективными наглядными материалами, современными техническими средствами. Во время урока должна быть полноценная обратная связь между учащими и учителем. Для максимальной результативности применяемых   методических   приемов,   они   должны   сочетаться   с   педагогическими   средствами.   Подбирая   методические   приемы,   нужно ориентироваться на те, которые помогут мотивировать школьников на усвоение нового материала. Рассмотрим некоторые методические приемы, которые можно использовать на различных этапах урока информатики. №  п/ п Методический прием и его описание Организационный момент 1. Фантастическая добавка.  2.   Учитель переносит учебную ситуацию   на фантастическую планету; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего человека… "Ледокол", или Как "растопить лед" между учениками.  Чаще всего прием «Ледокол» применяется в первые месяцы обучения, когда происходит знакомство одноклассников. Рекомендуется использовать метод и в давно скомпонованных классах для поднятия настроения и снятия напряжения.  Упражнение «Добрые слова». Урок начинается  с доброжелательных слов педагога, адресованных ученикам: «Давайте подарим улыбку друг другу, пожелаем удачи, внимательности и отличного результата!». Затем ученики делятся пожеланиями друг с другом.  Упражнение   «Легкий   разговор»  проводится   перед   объявлением   темы   урока.   Цель   упражнения   —   раскрепостить стеснительных учащихся, помочь им обрести уверенность в общении, попрактиковаться в поддержании беседы. Ученики разбиваются по парам и ведут непринужденный диалог на заданную тематику, спустя минуту партнеры и ключевая составляющая беседы меняются.  Упражнение «Хочу поделиться!». После объявления темы урока педагог просит учеников поделиться друг с другом своими ожиданиями, переживаниями и сомнениями, испытываемыми перед изучением нового материала. Важно: высказывания не оцениваются и не критикуются. Эмоциональное вхождение в урок Учитель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.  3. 4. Пословица­поговорка 5. 6. Учитель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока. Высказывание великих Учитель начинает урок с высказывания выдающегося человека (людей), относящегося к теме урока.  Эпиграф Учитель начинает урок с эпиграфа к данной теме. 7. Проблемная ситуация Создаётся   ситуация   противоречия   между   известным   и   неизвестным.   Последовательность   применения   данного   приема   такова: – Самостоятельное решение – Коллективная проверка результатов – Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения – Постановка цели урока. 8. Интеллектуальная разминка Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два­три не слишком сложных вопроса на размышление. С традиционного устного короткого   опроса   —   простого   опроса,   ибо   основная   его   цель  —   настроить   учащегося  на   работу,   а   не   устроить   ему  стресс   с головомойкой.  9. Нестандартный вход в урок Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Постановка целей урока, мотивация учебной деятельности 1. Тема­вопрос Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, 2. 3. 4. 5. тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам Учитель или выбранный учащийся, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.    Удивляй! Удивить ребят желательно сразу,  в начале урока. Причем  сделать  это можно не только фрагментом текста  или  демонстрацией коллекции монет. Иногда можно задать неожиданный вопрос («Почему Сталин не стал воевать с Наполеоном?») или даже изобразить немую сценку, используя язык жестов. Неожиданность вызовет желание не только проанализировать увиденное, но и подмечать, а в старших классах и формулировать противоречие. Работа над понятием Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".  Яркое пятно Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание   концентрируется   на   выделенном   предмете.   Совместно   определяется   причина   обособленности   и   общности   всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.   Группировка Ряд   слов,   предметов,   фигур,   цифр   предлагается   учащимся   разделить   на   группы,   обосновывая   свои   высказывания.   Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. 6. Домысливание Предлагается тема урока и слова "помощники": Повторим; Изучим; Узнаем; Проверим.  С помощью слов "помощников" учащиеся формулируют цели урока.                  7. Необъявленная тема Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.  Пример: Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.  Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине урока: почему рука отказалась записать тему урока?  Данный вопрос записывает в уголке классной доски.  Учитель:  Ребята,  вам   предстоит   проанализировать   и  доказать,  с   точки  зрения  полезности,  отсутствие  темы   в  начале  урока!  Но начинать урок нам все равно надо, и начнем с хорошо знакомого материала…  Актуализация знаний 1. Интеллектуальная разминка Что лишнее? Обобщить – что это … Что пропущено – логическая цепочка  Какое слово скрывается и так далее. Можно   начать   урок  с  интеллектуальной   разминки   —   два­три   не   слишком   сложных   вопроса   на   размышление.  Разминку   можно проводить по­разному:      Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске или оформляются в виде мультимедийной презентации и учащимся задаются вопросы. Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.  2. Лови ошибку! Объясняя  материал, Учитель намеренно допускает ошибки. Сначала учащиеся заранее предупреждаются об этом. Иногда им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Научите учащихся мгновенно пресекать ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться!   Учащийся   получает   текст   (или   скажем,   разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».  3. Идеальный опрос Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю . Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо... Своя опора ­ шпаргалка Форма   учебной   работы,   в   процессе   подготовки   которой   отрабатываются   умения   «сворачивать   и   разворачивать   информацию»   в определенных   ограничительных   условиях.   Учащийся   может   отвечать   по   подготовленной   дома   «шпаргалке»,   если:   1) «шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4; 2)   в   шпаргалке   нет   текста,   а   информация   представлена   отдельными   словами,   условными   знаками,   схематичными   рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга; 3) количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий)   Лучшие  «шпаргалки»  по  мере  их  использования  на  уроке вывешиваются  на  стенде.  В конце  изучения   темы  подводятся итоги, происходит награждение победителей. Кроссворд Кроссворды на уроке – это актуализация и закрепление знаний, привлечение внимания к материалу, интеллектуальная зарядка в 4. 5. 6. 7. 1. 2. умение объединять объекты по общему значению признака;  умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;  умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;  умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.  занимательной форме. Учащиеся любят разгадывать загадки, ребусы и кроссворды. Я беру тебя с собой Приём, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.  Формирует:      Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Учащиеся пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто­то из ребят не определит, по какому признаку собирается множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.  Корзина идей Это   прием   организации   индивидуальной   и   групповой   работы   учащихся   на   начальной   стадии   урока,   когда   идет   актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме.   «Открытие» новых знаний  Удивляй Приём,   направленный   на   активизацию   мыслительной   деятельности   и   привлечение   интереса   к   теме   урока.   Формирует:   умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные   факты   становятся   загадкой.   Хорошо   известно,   что   ничто   так   не   привлекает   внимание   и   не   стимулирует   работу,   как удивительное.  Эвристическое исследование Эвристическое исследование предусматривает активную роль ученика в процессе добычи новых знаний. Учитель является неизменным помощником, но не более того. Лишь только небольшую, ключевую часть нового материала он может дать вербально, с подробными пояснениями. Далее   ученики   должны   действовать   самостоятельно.   Не   исключено,   что   для   добычи   новых   знаний   им   придется   использовать дополнительные   ресурсы   и   свой   личный   опыт.   Отдельные   сведения   могут   быть   получены   от   учителя,   но   в   целом   ученикам предоставляются проблемные задания, в ходе которых они делают мини­открытия. Существует множество форм проведения исследования: олимпиада, деловая игра, погружение,  «вживание», символическое видение, 3. 4. 5. открытость — даже учитель заведомо не знает, какой результат получат ученики; опора на креативность учащихся; постановка актуальной проблемы или наличие противоречия придумывание, мозговой штурм. Задания каждого метода имеют частично­поисковый характер и направлены на развитие творчества ученика. Эвристическое исследование имеет 3 главных признака:    «Коллективная запись»  Для использования приема «Коллективная запись» необходимо разделить учащихся на несколько групп. Каждая группа получает белый лист бумаги и цветной маркер. Порядок работы с приемом  Озвучивается общая проблемная ситуация или вопрос, предлагается общая информация на тему.  Группам дается время на обсуждение и выработку рекомендаций по заданной теме. Те тезисы, которые покажутся членам группы наиболее убедительными и найдут поддержку среди большинства, необходимо записать на листе бумаги.  Они должны быть краткими и конкретными.  несколько минут должны огласить свои предложения.   Ключевые термины Из текста выбираются четыре­пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им предстоит изучить. После чтения текста, проверить, в этом ли значении употреблялись термины.  Вопрос к тексту К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов ­ суждений: ­ Почему? ­ Как доказать? ­ Чем объяснить? ­ Вследствие чего? ­ В каком случае? По истечении времени все записи нужно разместить на доске. Каждая группа делегирует представителей, которые в течение Происходит коллективное обсуждение всех услышанных тезисов. Принимается общее решение. 6. умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;  умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);  умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.  ­ Каким образом? Схема с перечнем вопросов­суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 7 вопросов за 7 минут, получает отметку “5”; 6 вопросов – “4”. Прочитав   абзац,   учащиеся   выстраивают   суждения,   составляют   вопрос   и   записывают   его   в   тетрадь.   Этот   прием   развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь. Хорошо­Плохо Приём,   направленный   на   активизацию   мыслительной   деятельности   учащихся   на   уроке,   формирующий   представление   о   том,   как устроено противоречие.  Формирует:     Вариант 1      Учитель задает объект или ситуацию. Учащиеся (группы) по очереди называют «плюсы» и «минусы».  Вариант 2  Учитель задает объект (ситуацию). Учащийся описывает ситуацию, для которой это полезно. Следующий учащийся ищет, чем вредна эта последняя ситуация и т. д.  Вариант 3      Учащиеся делятся на продавцов и покупателей. И те и другие представляют каких­то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – покупателя.  Вариант 4      Учащиеся делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).  7. Жокей и Лошадь Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый   «жокей»   должен   найти   свою   «лошадь».   Эта   игрушка   применима   даже   на   уроках   изучения   нового   материала.   Самая неприятная её черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по аудитории, это требует определённой сформированности культуры поведения.  Выполнение упражнений и решение задач 1. Своя опора Учащийся составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Этот   приём   уместен   в   тех   случаях,   когда   Учитель   сам   применяет   подобные   конспекты   и   учит   пользоваться   ими   ребят.   Как ослабленный вариант приёма можно рекомендовать составление развёрнутого плана ответа. 2. Игра  «ДА­НЕТКА» Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Учащиеся пытаются найти ответ,  задавая вопросы. На эти вопросы педагог отвечает только словами: "да", "нет", "и да и нет". 3. Игра «Тренинг» Эта игра приходит на помощь в трудный момент — чтобы растворить скуку однообразия... 1. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, Учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. 2. Учащиеся соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего. Глухие интеллект­карты Учащимся раздаются распечатанные интеллект – карты с отсутствующими связями, понятиями. Ребята восполняют интеллект­кату. Прием эффективен, если Учитель при объяснении нового материала демонстрировал полностью заполненную интеллект­карту. Реставратор Учащиеся восстанавливают текстовый фрагмент, намеренно «поврежденный» преподавателем. Работа с иллюстративным материалом Методика работы с иллюстративным материалом во многих случаях включает два этапа. На первом этапе создается представление об изображенном,   осуществляется   запоминание,   на   втором   —   деятельность   учащихся   направляется   на   .усвоение   связей   между понятиями, на использование знаний в подобной и новой ситуациях. Наиболее простая и эффективная форма работы с иллюстрациями — выполнение определенных заданий.  Создай портрет Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.  4. 5. 6. 7. 8. Вопросительные слова Прием, направленный на формирование умения задавать вопросы, а также может быть использован для актуализации знаний учащихся по   пройденной   теме   урока.   Учащимся   предлагается   таблица   вопросов   и   терминов   по   изученной   теме   или   новой   теме   урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Пример: Вопросительные слова Основные понятия темы Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Каким образом? Какая взаимосвязь? Из чего состоит? Каково назначение? 1. Тест Учащиеся получают задание выбрать из предложенных вариантов правильный ответ. Обобщение изученного материала 2. Микрофон Прием может применяться в начале или конце урока. Это способ дать понять каждому ученику, что он может из урока что­нибудь полезное для себя, показать, что можно смело высказывать собственное мнение, говорить, как о личных успехах, так и неудачах. Суть приема — ученики по очереди дают ответы на вопросы. Для разрядки ситуации можно использовать игрушечный микрофон или передавать любой предмет, договорившись, что он будет играть роль громкоговорителя. Желательно, чтобы каждый ученик имел возможность высказаться. Вопросы можно разбить по уровням сложности, сначала используя сильных учеников и постепенно переходя к более слабым детям и легким вопросам.   Можно дать по вопросу каждому ряду или варианту или предоставить ученикам возможность самостоятельно выбирать, о чем они хотят рассказать. 3. 4.   «Концептуальная таблица»  Способ построения таков: по горизонтали записываются основные характеристики, по которым сравнивается явления или объекты, а по вертикали — отличительные свойства, по которым происходит сравнение. Перед уроком на доске рисуется таблица­шаблон или готовится раздаточный материал. В дальнейшем ученики могут сами выбирать объекты для сравнения. Ученики фиксируют свои   суждения,   дополняют,   исправляют   и   сравнивают   информацию.   Чтобы   лучше вникнуть в суть вопроса и правильно заполнить таблицу, используйте наглядный материал. Концептуальную таблицу рассматривают как стратегию ведения урока в целом или на стадии рефлексии. В ходе данной работы формируются и развиваются такие умения:     Кластер Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями в виде:  обобщать пройденный материал; сравнивать и анализировать; умение выделять главное и проводить аналогии; создавать целостное представления об изучаемых объектах. понятие е 5. Ителлект­карты Интеллект­карты   отражают   процесс   ассоциативного   мышления.   Они   отражают   связи   (смысловые,   ассоциативные,   причинно­ следственные и др.) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области которую мы рассматриваем. Интеллект карты эффективны при развитии памяти, генерировании ассоциаций, мозговом штурме, при сотворении общей картины, указании взаимосвязей, планирования. Интеллект­карты позволяют легко понять, запомнить и работать со сложной по структуре и объему информацией. Правила создания интеллект­карт следующие:  Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т.д.  Основная идея, проблема или слово располагается в центре.  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.  Каждая ветвь имеет свой цвет.  Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.  Ветки должны быть изогнутыми.  Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.  Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями. Специальные информационные технологии позволяют составлять интеллект­карты при помощи специальных программ. Интеллект­ карту удобно сочетать с таблицей ЗХУ (Знал, узнал, хочу знать). При составлении интеллект­карты  учащимися самостоятельно должно соблюдаться условие: текст с которым работают учащиеся, должен быть небольшим, т.к. данная работа занимает много времени. 6. Повторяем с контролем Учащиеся разрабатывают списки контрольных вопросов ко всей ранее изученной теме.  провести контрольный опрос по одному из списков и т.п. Возможен   конкурс   списков.   Можно 7. Повторяем с расширением Учащиеся   разрабатывают   списки   вопросов,   ответы   на   которые   позволяют   дополнить   знания   по   всей   ранее   изученной   теме.   На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем не обязательно на все. 8. Пересечение тем 9. Учащиеся подбирают (или придумывают) свои примеры, задачи, гипотезы, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной преподавателем. Силовой анализ Прием, который может быть использован для проведения анализа конкретной ситуации, проблемы, произошедшего события. Удобнее всего при проведении анализа заполнять таблицу: Сегодняшняя ситуация Желательная ситуация Противодействующие факторы Действия по уничтожению или ослаблению Поддерживающие силы и факторы (на что можно опереться) Действия по усилению 1. Опрос по цепочке Контроль изученного материала Рассказ   одного   учащегося   прерывается   в   любом   месте   и   продолжается   другим   учащимся.   Прием   применим   в   случае,   когда предполагается развернутый, логически связный ответ. 2. Программируемый опрос 3. Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом. 4. Идеальный опрос Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю . Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо... Блиц­контрольная Контроль   проводится   в   высоком   темпе   для   выявления   степени   усвоения   простых   учебных   навыков,   которыми обязаны   овладеть   учащиеся   для   дальнейшей   успешной   учебы.  По темпу блиц­контрольная сходна  с фактологическим диктантом. Включает в себя 7—10 стандартных заданий. Время — примерно по минуте на задание. Технология проведения: до: условия по вариантам открываются на доске или на плакате. При возможности условия распечатываются и кладутся на парты тек­ стом вниз. По команде — переворачиваются. во время: на парте — чистый лист и ручка. По команде учащиеся приступают к работе. Никаких пояснений или стандартного оформ­ ления задания не делается. По истечении времени работа прекращается по четкой команде. после: работы сдаются преподавателю или применяется   вариант самопроверки:  а) Учитель диктует правильные ответы или, что лучше, вывешивает таблицу правильных ответов. Учащиеся отмечают знаками "+" и "—" свои результаты;  б) небольшое обсуждение по вопросам учащихся;  в) задается норма оценки. Например: из 7 заданий 6 "плюсиков" — отметка "5", 5 "плюсиков" — "4", не менее трех — отметка "3";  Релейная контрольная работа Контрольная проводится по текстам ранее решенных задач.  Вы задаете д/з массивом. Избыточным массивом: не все задачи решать обязательно.  Но зато проводите релейные работы. Задания этих контрольных формируются из массива. Можно включить и когда­то разобранные в классе. Чем больше задач     нарешал, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.  Три предложения Учащиеся должны передать содержание темы тремя предложениями. 5. 6. 7. 1. Выбери верное утверждение Рефлексия деятельности Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение 1) Я сам не смог справиться с затруднением; 2) У меня не было затруднений; 3) Я только слушал предложения других; 4) Я выдвигал идеи…. Схемотизация Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы. Табличка «ЗУХ» Фиксация знания и незнания о каком­либо понятии (может быть расположена как горизонтально, так и вертикально. 2. 3. Понятие  Знал  Узнал  Хочу узнать 4. Пометки на полях Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: «+» ­ знал, «!» ­ новый материал (узнал), «?» ­ хочу узнать  5. Продолжи фразу Карточка с заданием  «Продолжить фразу»:      Мне было интересно… Мы сегодня разобрались…. Я сегодня понял, что… Мне было трудно… Завтра я хочу на уроке… 6. Лесенка «Мое состояние» Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки. Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно 7. Итоговая рефлексия Как бы вы назвали урок? • Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…? Какова тема сегодняшнего урока? Какова цель урока? Чему посвятим следующий урок? Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке? Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или кого­то из одноклассников? • • • • • • • • Хочу спросить Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»  Рюкзак Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть ­ зафиксировать свои продвижения в учебе,   а   также,   возможно,   в   отношениях   с   другими.   Рюкзак   перемещается   от   одного   учащегося   к   другому.   Каждый   не   просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".  8. 9. 10. Синквейн­способ творческой рефлексии ­ «стихотворение», написанное по определенным правилам Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: 1. Объясняются правила написания синквейна. 2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов. 3. Задается тема синквейна. 4. Фиксируется время на данный вид работы. 5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников. Синквейны полезны ученику в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. Учителю ­ в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн ­ резюмирует информацию, излагает сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Использовать синквейны можно при изучении любого предмета. Использование синквейнов возможно фактически на каждом уроке, как в его начале, как начальная рефлексия, так и в качестве завершения урока. 11. Прием «Написание эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную   тему,   в   котором   ценится   самостоятельность,   проявление   индивидуальности,   дискуссионность,   оригинальность   решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. На уроках в рамках данной программы этот прием удобно использовать в плане итоговой рефлексии, когда была рассмотрена важная учебная тема или решена серьезная проблема, как вариант когда на устную рефлексию в конце урока не хватает рабочего времени. «Общее — уникальное»  Ученик должен подобрать необходимые для сравнения элементы (или, на стадии обучения методике, это может сделать учитель), вычленить в них общее и уникальное, свойственное только этому конкретному элементу, и распределить их и их качества в схему. Ее простейший вид такой: 12. Разумеется, в зависимости от количества элементов (персоналий, понятий, географических объектов и проч.), количество кругов может быть различно.    1. Бутурлакина Т. Ю. Методическое пособие по созданию современного урока по ФГОС. Армавир 2013 г. 2. Методические приемы (http://pedsovet.su/metodika/priemy?page3) Список литературы

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»

Методическая разработка  «Методические приемы обучения, используемые на разных этапах урока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018