Дидактические материалы по информатике
для формирования функциональной грамотности (информационной, математической, финансовой, читательской и др.)
Красько Наталия Анатольевна,
учитель информатики ГУО «Средняя школа № 11 г. Пинска»
Информатика как предмет уже давно вышла за рамки "знаний о компьютере". Сегодня она охватывает множество аспектов, таких как обработка и анализ информации, решение прикладных задач, финансовая грамотность, критическое мышление и многие другие важные компетенции.
Эти знания дают ученикам возможность не только освоить теорию, но и научиться применять её на практике.
Это основа для формирования у них функциональной грамотности.
Для формирования функциональной грамотности нужны качественные и методически продуманные дидактические материалы.
Они должны быть направлены на развитие у школьников навыков работы с информацией:
поиска,
анализа,
оценки
и создания.
На примерах из различных дисциплин – от математики до экономики – можно обучать основам работы с данными и моделями, что способствует развитию критического мышления и математической грамотности.
Информационная грамотность: задачи и кейсы на поиск информации, оценку её достоверности и анализ с использованием цифровых инструментов.
Здесь крайне важны интерактивные задания, позволяющие детям учиться работать с большими объемами данных, сортировать и фильтровать их по разным признакам.
Математическая грамотность: задачи на моделирование, анализ числовых данных, работу с формулами и вычислениями, которые могут использоваться для решения реальных задач.
Такие материалы могут включать задачи по созданию и анализу алгоритмов, а также логические головоломки, направленные на развитие аналитических способностей.
Какие материалы помогают развивать функциональную грамотность?
Финансовая грамотность: моделирование и задачи на управление финансами, работу с банковскими продуктами, кредитами и инвестициями.
На уроках информатики такие темы можно реализовывать через программы, в которых ученики учатся составлять бюджеты, планировать расходы, сравнивать банковские предложения и выбирать оптимальные.
Читательская грамотность: материалы, направленные на развитие способности понимать, анализировать и интерпретировать тексты.
Здесь полезны задачи, в которых ученики работают с текстами инструкций, справочных материалов, и пытаются находить ответы на вопросы, исходя из прочитанного.
Практическая ориентированность.
Каждое задание должно быть связано с реальной жизнью.
Это могут быть проекты на тему «Личные финансы", «Экологический мониторинг Брестской области", «Анализ потребления энергии нашей семьей" и другие.
Интерактивность.
Использование интерактивных заданий позволяет сделать уроки информатики увлекательными и вовлекающими, что мотивирует учеников.
Доступность и адаптивность.
Дидактические материалы должны быть доступны ученикам с разными уровнями подготовки и подходить под их индивидуальные потребности и темп обучения.
Какими качествами должны обладать
дидактические материалы по информатике?
Задача «Анализ текстов и инструкций»
Проект "Создание личного бюджета с помощью таблиц"
Цель: Научить школьников планированию бюджета и использованию цифровых инструментов для финансового учета.
Описание: Ученикам предлагается условная сумма (например, месячное пособие) и задача распределить её по категориям (питание, транспорт, развлечения, сбережения). Они создают электронную таблицу, вносят данные, рассчитывают итоговые суммы и остаток. Также можно добавить задачи на планирование накоплений и составление таблиц доходов/расходов.
Инструменты: Excel или Google Таблицы, калькуляторы.
Курс «Основы кибербезопасности»
Учебная игра "Алгоритмы в реальной жизни"
Кейс: Фейковые новости
Карточки с кластерами
"Составляем алгоритмы анализа"
Описание: Карточки, на которых описаны пошаговые действия для анализа текста: например, как найти основную идею, определить факт, оценить достоверность источника. Карточки можно объединять в кластеры для построения собственного алгоритма анализа.
Применение: Учащиеся могут выбрать нужные карточки и составить алгоритм, который они будут использовать для анализа конкретного текста. Это помогает систематизировать процесс анализа и запомнить его основные этапы.
Описание
Определите главную мысль текста. Спросите себя: о чём этот текст? Какую идею пытается донести автор?
Подсказка
Посмотрите на заголовок и заключительные предложения, чтобы найти основную идею.
Основная идея
Описание
Факты или мнение?
Описание
Проверка достоверности
Описание
Ключевые детали
Описание
Цель текста
Описание
Анализ стиля
Описание
Связь с другими знаниями
QR-коды «Обучение финансовой грамотности»
Описание: Каждая карточка с QR-кодом может вести на видео или статью по финансовым темам (например, «Как работает сложный процент», «Принципы финансовой безопасности» и т.п.). Учащиеся могут отсканировать QR-код, чтобы быстро получить информацию по определённой теме.
Наглядность: Физические карточки с QR-кодами, которые можно использовать на занятиях или как часть домашнего задания.
Карточка "Как управлять личным бюджетом?"
Узнай, как грамотно распределять свои доходы и расходы, чтобы накопить на свои цели!
Сканируй QR-код и научись распределять свои доходы и расходы с помощью простого метода «50/30/20»!
Цель:
Научить учеников основам управления бюджетом
QR-код: Ведет на короткое обучающее видео или интерактивный веб-сайт, где описаны основные шаги управления личными финансами:
как составить бюджет;
как отслеживать расходы;
как откладывать деньги на крупные покупки.
Управление личным
бюджетом
Карточки с QR-кодами позволяют ученикам получить доступ к актуальной информации и ресурсам в интерактивной форме, что особенно полезно при самостоятельном изучении финансовых вопросов.
Как защитить данные: основы кибербезопасности
Чтение и анализ данных с помощью электронных таблиц
Алгоритм создания бюджета в электронных таблицах
Электронные таблицы для анализа финансовой информации
Моделирование и визуализация данных в информатике
Алгоритм поиска информации в интернете
Распознавание фактов и мнений в тексте
Как защитить свои данные в интернете?
Возможные темы для разработки карточек с использованием QR-кода
Сегодня перед нами стоит
задача научить детей не просто решать учебные задачи, а подготовить их к жизни в условиях цифрового общества,
где требуется быстрое ориентирование, грамотное использование информации, финансовая и критическая грамотность.
Качественные дидактические материалы помогут нам в этом, сделав уроки информатики увлекательными и полезными для реальной жизни.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.