Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"
Оценка 4.9

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
окружающий мир
3 кл
28.06.2018
Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"
Методическая разработка посвящена вопросу использования информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. Дети в современном обществе подвластны игре на компьютере, но мало кому из них приходит в голову, что существуют технологии обучения с использованием компьютерных игр. А подвластно ли учителю начальных классов компьютеризировать процесс обучения и сделать его интересным и захватывающим?
ЧОУ ДПО - копия.docx
Дипломная работа на тему:  «Информационные технологии в системе образования» СОДЕРЖАНИЕ  Современный период развития общества характеризуется достаточно сильным   влиянием   компьютерных   технологий,   проникающих   во   все   сферы человеческой   жизни,   обеспечивающих   распространение   информационных потоков в обществе и образующих глобальное информационное пространство. Главной   составляющей   частью   этих   процессов   является   компьютеризация образования. В настоящий период времени в России идет становление новой   ориентированной   на   вхождение   в   мировое системы   образования, информационно­образовательное пространство. Этот процесс сопровождается также   существенными   изменениями   в   педагогической   теории   и   практике учебно­воспитательного   процесса,   связанными   с   внесением   изменений   в содержание   технологий   обучения,   которые   должны   быть   адекватны современным   техническим   возможностям,   и   способствовать   гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.  Именно компьютерные технологии должны стать не дополнительным   а   неотъемлемой   частью   целостного приобретением   в   обучении, образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. За последние годы число детей, свободно владеющих компьютером, значительно   увеличилось.   Эти   тенденции   будут   ускоряться   независимо   от школьного образования. Но можно с уверенностью сказать, что дети знакомы в   основном   с   игровыми   компьютерными   программами,   используют компьютерную   технику   только   для   развлечении,   а   вот   познавательные,   в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят далеко не на   первом   месте.   Поэтому,   для   решения   познавательных   и   учебных   задач компьютер используется не в полном объеме. Еще   не   так   давно,   мы   могли   бы   обвинять   в   этом   учителей, недостаточно владеющих компьютерными технологиями, но и образование не стоит на месте и в данный момент времени в школах остается все меньше и меньше учителей, не владеющих компьютером и иной оргтехникой.  Но,   только   ли   в   этом   дело?   Уроки   с   применением   компьютера   в настоящее   время   ведут   все   учителя,   но,   каждый   ли   сможет   использовать компьютер   не   только,   как   средство   аудио   и   видео   показа   определенной информации? А вместе с тем именно компьютер открывает перед каждым учителем   и   каждым   учеником   весь   потенциал   развивающего   обучения, позволяет упростить работу учители и, одновременно с этим, заинтересовать детей   определенным   предметом   или   просто   отдельной   темой.   Именно поэтому проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования   в   последнее   десятилетие   вызывает   повышенный   интерес   в отечественной педагогической науке. Целью   написания   дипломной   работы   –  стало   рассмотрение   условий применения   школьной   компьютерной   сети   в   целях   обучения   и   развития учеников, а также в целях эффективного управления школьным коллективом учителей. Для   достижения   поставленной   цели   необходимо   выполнение следующих задач: 1. Определение сущности информационных технологий. 2. Выяснение   отрицательного   и   положительного   влияния информационных технологий на учебный процесс в целом. 3. Апробировать   систему   компьютеризации   обучения   предмету «Окружающий мир», применив ее для обучения учеников второй параллели. 4. Проанализировать   эффективность   использования   данной информационной технологии для обучения детей. Объектом   исследования   выступит   учебно­воспитательный   процесс   в школьном   образовании,   ориентированный   на   применение   информационных технологий в обучении. Предметом   исследования:   способы   применение   информационных технологии в образовании и управлении школьным коллективом. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  1.1. Понятие информационной технологии История   информационных   технологий   начинается   задолго   до   Они возникновения   (информационные технологии) связаны с изучением методов и средств сбора, современной   дисциплины   информатика. обработки и передачи данных с целью получения информации нового качества о   состоянии   объекта,   процесса   или   явления.   Человек   всегда   испытывал потребность   в   обработке   и   хранении   большего   объема   знаний,   именно   по этому средства получения информации совершенствовались и изменялись в своей   эволюции     от   ранних   механических   изобретений   до   современных компьютеров. Не будем забывать, что в рамках развития информационных технологий   идёт   и   развитие   сопутствующих   математических   теорий, формирующих современные концепции развития науки в целом. Термин   «информационные   технологии»   в   его   современном   смысле впервые   появился   в   статье   1958   года,   опубликованной   в   Harvard  Business Review (Гарвард Бизнес); авторы  Гарольд Дж. Ливитт и Томас  Л. Уислер прокомментировали,   что   «у   новой   технологии   еще   нет   единого установленного   имени.   Мы   будем   называть   это   информационными технологиями»[].   Их   определение   состоит   из   трех   категорий:   методов обработки,   применения   статистических   и   математических   методов   для принятия   решений   и   моделирования   мышления   более   высокого   порядка   с помощью компьютерных программ. Основываясь   на   используемых   технологиях   хранения   и   обработки, можно   выделить   четыре   отдельных   этапа   развития   информационных технологий:   предварительные   механические   (3000   до   н.   э.   —   1450   н.   э.),   электромеханические   (1840—1940)   и механические   (1450—1840), электронные (1940) — настоящее время)[]. Таким   образом,  можно   заключить,  что   информационные   технологии начали   активно   развиваться   с   1960­х   годов,   совместно   с   появлением   и развитием первых информационных систем. Развитие  сети Интернет, а также инвестиции   в   инфраструктуру   и   сервисы   вызвали   бурный   рост   отрасли информационных технологий в самом конце 1990­х годов. Итак, информационные технологии это: ­   способы   получения,   передачи,   кодирования,   обработки   и воспроизведения   информации,   заданной   в   произвольной   форме   на   любых доступных для пользователя носителях. ­ система научных и инженерных знаний, методов и средств, которая используется   для   создания,   сбора,   передачи,   хранения   и   обработки информации. ­   педагогическая   технология,   использующая   специальные   способы, программные и технические средства для работы с информацией. Информационные   технологии   обучения   ­   это   педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства для обучения и развития детей.  Педагогическими целями использования информационных технологий выступают: ­   развитие   личности   (мышление,   эстетическое   воспитание,   развитие умений   экспериментально­исследовательской   деятельности,   формирование информационной культуры); ­ выполнение социального заказа (общая информационная подготовка пользователя, подготовка специалиста в определенной области); ­   интенсификация   учебно­воспитательного   процесса   (повышение эффективности   и   качества   обучения,   обеспечение   мотивов   познавательной деятельности,   углубление   межпредметных   связей   за   счет   интеграции информационной и предметной подготовки). Основными направлениями применения информационных технологий в учебном процессе современной школы являются: • разработка   педагогических   программных   средств   различного назначения; § § • разработка web­сайтов учебного назначения; разработка методических и дидактических материалов; осуществление поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её сбора, накопления, хранения, обработки и передачи; создание электронных библиотек; организация интеллектуального досуга учащихся. • • Современные   технологии   и  телекоммуникации   позволяют   не   только изменить   характер   организации   учебно­воспитательного   процесса,   но   и полностью   погрузить     ученика   в   информационно­образовательную   среду, повысить   качество   образования,   мотивировать   процессы   восприятия информации   и   получения   знаний.   Новейшие   информационные   технологии создают   среду   компьютерной   и   телекоммуникационной   поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе и в образовании. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы   привести   содержание   образования   в   соответствие   с   современным уровнем   научного   знания,   повысить   эффективность   всей   учебно­ воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому именно информационные технологии   становятся   неотъемлемым   компонентом   содержания современного обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного   процесса,   а   также   способствуют   реализации   многих   принципов развивающего обучения. Современная система обучения обязательно должна:  Сформировать у обучающегося желание учиться и цель обучения.  Поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности.  Дать   каждому   учащемуся   возможность   занятий   по   индивидуальному графику.  Непрерывно оценивать результаты обучения. В последнее время многие учителя создают и внедряют в обучение авторские   педагогические   программные   средства,   в   которых   отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её  изучения,  обеспечиваются   условия   для   осуществления   различных   видов   Типология   используемых   в   образовании учебной   деятельности. педагогических   программных   средств   очень   разнообразна:   обучающие; тренажеры; диагностирующие; контролирующие; моделирующие; игровые. Новый   импульс   для   информатизации   образования   дает   развитие информационных   телекоммуникационных   сетей.   Глобальная   сеть   Internet обеспечивает   доступ   к   гигантским   объемам   информации,   хранящимся   в различных   уголках   планеты   Земля.   Многие   эксперты   рассматривают технологии   Internet   как   революционный   прорыв,   превосходящий   по   своей значимости появление персонального компьютера.  Инструментальные  средства компьютерных коммуникаций  включают несколько   форм:   электронную   почту,   электронную   конференция   связь, видеоконференцсвязь,   Именно   эти   средства   позволяют преподавателям   и   обучаемым   совместно   использовать   информацию,   Internet. сотрудничать   в   решении   общих   проблем,   публиковать   свои   идеи   или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении. Электронная   почта   (e­mail)   —   это   асинхронная   коммуникационная среда, что означает: для получения сообщения не требуется согласовывать время и  место  получения  с отправителем, и  наоборот.  Электронная  почта может использоваться и для связи между двумя абонентами, и для соединения одного и многих получателей. Эти особенности работы электронной почты целесообразно   использовать   для   установления   обратной   связи   между преподавателями или обучающими программами и одним или несколькими обучаемыми независимо от их физического расположения. Электронная почта широко применяется также для координации и установления обратной связи в дистанционном и открытом обучении, а также для общения и обучения детей­ инвалидов. Электронная   конференцсвязь   —   асинхронная   коммуникационная среда,   которая   подобно   электронной   почте   может   использоваться   для   являясь плодотворного   сотрудничества   обучаемых   и   педагогов, пользователям   неким   структурированным   форумом,   на   котором   можно   в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников. Участие в тематических электронных конференциях сети Internet   очень   плодотворно   для   самообразования   педагогов   и   обучаемых. Электронные конференции могут быть организованы и в пределах локальной сети отдельного учебного заведения для проведения семинаров, протяженных по   времени   дискуссий   и   т.п.   Асинхронный   режим   работы   обучаемого способствует   рефлексии   и,   соответственно,   продуманности   вопросов   и ответов, а возможности использования файлов любого типа (графика, звук, анимации) делают такие виртуальные семинары весьма эффективными[]. Видеоконференцсвязь   —   в   отличие   от   предыдущей   формы   имеет синхронный характер, когда участники взаимодействуют в реальном времени. Здесь возможно общение типа один на один (консультация), один ко многим (лекция), многие ко многим (телемост). Эта коммуникационная  технология в настоящее время используется преимущественно   в   высших   учебных   заведениях,   имеющих   разветвленную сеть   филиалов.   Основное   препятствие   для   широкого   использования   — дорогое   оборудование,   которое   не   всегда   доступно   в   локальных   учебных центрах (филиалах) головного учебного заведения. WWW   технология.   Компьютерные   коммуникации   выступают   также как средство доступа к такой технологии Internet, как WWW (Word Wide Web),   или   Всемирной   Паутине,   состоящей   из   сотен   миллионов информационных   сайтов,   связанных   гиперссылками.   ФЖЖ   поддерживает наряду с текстами, графикой и мультимедийные страницы. С точки зрения образовательных   возможностей   это   отнюдь   не   пассивный   ресурс,   а   среда, стимулирующая   активность   и   самостоятельность   обучаемых.   В   ней   можно заниматься поиском информации, но результаты зачастую непредсказуемы и зависят от находчивости и инициативности пользователя. WWW позволяет вступать   в   контакт   с   другими   людьми   (в   синхронном   или   асинхронном режиме) или интерактивными программами, отвечая на вопросы или заполняя специальные   формы   на   Web­страницах.   Наконец,   можно   стать   одним   из миллионов   «строителей»   Всемирной   Паутины,   создавая   Web­страницы   и размещая их в WWW.[] Целью   современного   образования   не   заключена   в   насыщение обучающегося   огромным   количеством   готовых,   строго   отобранных, соответствующим   образом   организованных   знаний,   умений   и   навыков. Современные дети должны сами знать где и уметь как добывать необходимые знания.   Для   решения   этой   задачи   подходят   именно   современные информационные технологии. Одним из преимуществом использования информационных технологий в обучении является дистанционное обучение. Согласно его определению, это ­   образовательный   процесс,   во   время   которого   преподаватель   и   ученики находятся   в   различных   географических   точках.   Таким   образом, педагогический   процесс   дистанционного   обучения   выходит   за   рамки традиционных   ограничений   на   единство   времени   и   места.   Дистанционное обучение   ­   это   современная   разновидность   заочного   образования, использующая   в   максимальной   степени   современные   информационные технологии     и   средства   обучения  (компьютеры,  телекоммуникации,  аудио­ визуальные средства). Основополагающий  принцип дистанционного обучения ­   не   учащиеся   должны   двигаться   к   знаниям,   а   знания   ­   к   учащимся! Использование   методов   данного   вида   обучения   позволяет   получать качественное   образование   в   отдаленных   районах,   учиться   без   отрыва   от основной   работы,   обучать   лиц   с   физическими   недостатками,   значительно снизить транспортные расходы для учащихся и т.д. Современные компьютеры вслед за информационными технологиями прошли   свой   далекий   путь   развития.   Именно   производительность современных   персональных   компьютеров   сделала   возможным   и   широкое применение   технологий   мультимедиа,   а   также   систем   виртуальной реальности. Можно заметить, что, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа (англ. multimedia — многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном   процессе.   Изобразительный   ряд,   включая   образное   мышление, помогает   ученику   целостно   воспринимать   предлагаемый   материал. Появляется   возможность   совмещать   теоретический   и   демонстрационный материалы.   Тестовые   задания   с   выбором   ответа   уже   не   ограничиваются словесной формулировкой, они могут представлять собой целый видеосюжет. Таким   образом,  можно   подвести   итог:   информационные   технологии позволяют   современному   учителю   планировать   и   осуществлять   процесс образования, обучения и воспитания детей ярко, запоминающе, эффективно, динамично   и   результативно.   Невозможно   переоценить   применение дистанционного обучения не только для обучения детей, но и для подготовки и   переподготовки   работников   школы.   Использование   информационных технологий позволяет учителю заинтересовать, вовлечь ребенка в мир науки и искусства. Но все ли так положительно в использовании информатизации в образовании? 1.2.   Плюсы   и   минусы   использования   информатизации   в образовании Использование   информационных   технологий   в   образовательном процессе   сегодня   осложнено   в   основном   тем,   что   преподаватели,   а   также взрослые   учащиеся   сталкиваются   с   проблемой   временного   несовпадения, возникающего   из­за   различий   между   старшим   и   младшим   поколениями   в степени оперативности освоения информационного пространства. Кроме того, дети в своем стремлении к изучению компьютерных (в том числе Интернет) и прочих технологий больше ориентированы на развлекательную составляющую информационного процесса, нежели учебную. Многим из них даже в голову не приходит, что данные технологии применимы в обучении. Сложно   объяснить   современному   ребенку,   что   главной   целью   его деятельности   должно   остаться   образование,   мотивировать   учеников достаточно   сложно.   И   тут   на   помощь   преподавателю   приходят информационные   технологии,   позволяющие   перевести   материал   в   форму «удобную» для усвоения детьми. Но многие педагоги Рассмотрим   плюсы   и   минусы   использования   информационных технологий в пространстве образовательного учреждения. Плюсы: 1.Временная эффективность учебного процесса. Данный факт не мог не   сказаться   на   эффективности   работы   педагога.   Любой   материал   с использованием   информационных   технологий   становится,   прежде   всего, мобильным. Педагог приобретает объем свободного времени.  2.Повышение   эффективности   контроля   качества   процесса   обучения. Информационные   технологии   позволяют   нам   отслеживать   эффективность обучения. Уровни достижения детей могут быть просмотрены педагогом в любой момент времени, а, главное, быть доступным самому ребенку, который при   выполнении   той   иной   работы   сразу   же   получает   независимую   оценку своих знаний.  3.Формирование   партнерских   отношений   между   преподавателем   и учащимися.     Многие   дети   хотя   бы   однажды,   но   даже   самого   «хорошего» преподавателя подозревали в умысле «поставить мне 2». В условиях, когда все или большинство работ проверяет компьютер и именно он, а не учитель, дает полную картину правильности или ложности ответов, возникает фактор доверия и уверенности. Кроме этого, наблюдая свои изменения в оценках, каждый ребенок может пересмотреть свои действия и предпринять меры для повышения качественного уровня своего образования.  4.Возможность   получения   «конвертируемого   (качественного) образования».   Уникальные   технологические   навыки,   которые   учащийся приобретает   сегодня   определенный   гарант   его   профессиональной востребованности на рынке труда завтра. Минусы: 1.Негативное воздействие на организм и психику человека. Чрезмерная работа   за   компьютером   провоцирует   развитие   таких   заболеваний   как: гипертония,   заболевание   опорно­двигательного   аппарата,   устойчивая близорукость, ишемическая болезнь сердца, заболевание почек и мочеполовой системы, а также импотенция и фригидность. Среди психических заболеваний первое место занимает депрессия.  2.Затушевывание   личностного   фактора,   связанного   с   внутренним потенциалом   преподавателя.   Техническая   компонента   начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном процессе. Ни одна, даже самая лучшая, информационная технология не заменит ребенку живого преподавателя, живого общения и человеческого контроля, поэтому при применении любого варианта обучения не стоит делать процесс обучения однобоким.  3.Дополнительный   доступ   к   информации,  не   имеющей   отношения   к учебному   процессу.   Подавляющее   большинство   учащихся,   не   достигших совершеннолетнего   возраста,   отдает   свое   явное   предпочтение развлекательной,   но   не   образовательной   составляющей   информационных технологий. 4.Отсутствие непосредственного контакта. Ученик предоставлен сам себе,   его   образовательную   деятельность   не   отслежена.   Педагогический процесс как таковой утрачивает воспитательную направленность как одну из основных компонент формирования полноценной личности. Таким   образом,   разработка   и   переход   к   использованию информационных   технологий   в   учебном   процессе   должен   быть   выверен   и продуман. Каждый  учитель  должен  стать  примером  для  ученика, а  значит быть   не   только   наравне,   но   и   выше   в   процессе   информатизации   нашего общества. Стоит заметить, что как и все методы и приемы, используемые в обучении,   образовании   и   воспитании   детей,   информационные   технологии имеют   свою   плюсы   и   минусы   применения.   Важно   помнить,   что информатизация не заменяет образования, она лишь делает его качественней, интересней и эффективней.

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"

Методическая разработка на тему "Использование информационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.06.2018