Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
окружающий мир
3 кл
19.02.2018
Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Окружающий мир», авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков (образовательная программа «Школа России»). Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: - идея многообразия мира; - идея целостности мира; - идея уважения к миру. Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса. Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества. В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы. В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: - распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; - моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); - эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике. Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
окр 3 класс Лавр.docx
Пояснительная записка         Рабочая   программа   по   учебному   предмету   «Окружающий   мир»   составлена   на   основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету «Окружающий мир», авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешаков (образовательная программа «Школа России»).           Изучение   курса   «Окружающий   мир»   в   начальной   школе   направлено   на   достижение следующих целей: ­ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ценностного   осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. ­     Основными задачами реализации содержания курса являются: ­ формирование   уважительного   отношения   к   семье,   населённому   пункту,   региону,   в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; ­ ­ формирование   модели   безопасного   поведения   в   условиях   повседневной   жизни   и   в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; ­ формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.          Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный   характер,   соединяет   в   равной   мере   природоведческие,   обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально­гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.          Знакомство с началами естественных и социально­гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях   даёт   ученику   ключ   (метод)   к   осмыслению   личного   опыта,   позволяя   сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики,   химии,   биологии,   географии,   обществознания,   истории,   литературы   и   других дисциплин.   В   рамках   же   данного   предмета   благодаря   интеграции   естественно­научных   и социально­гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями   младшего   школьника   решены   задачи   экологического   образования   и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,   патриотизма,   опирающегося   на   этнокультурное   многообразие   и   общекультурное единство   российского   общества   как   важнейшее   национальное   достояние   России.   Таким образом,   курс   создаёт   прочный   фундамент   для   изучения   значительной   части   предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.       Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными   науками,   курс   вводит   в   процесс   постижения   мира   ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.   Курс   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного восприятия,   эмоционального,   оценочного   отношения   к   миру   природы   и   культуры   в   их единстве,   воспитывает   нравственно   и   духовно   зрелых,   активных,   компетентных   граждан, способных   оценивать   своё   место   в   окружающем   мире   и   участвовать   в   созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.          Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами   практико­ориентированных   знаний   о   человеке,   природе   и   обществе,   учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической грамотности   и   соответствующих   компетентностей   —   умений   проводить   наблюдения   в природе,  ставить   опыты,  соблюдать  правила   поведения   в  мире  природы  и   людей,  правила здорового   образа   жизни.   Это   позволит   учащимся   освоить   основы   адекватного   природо­   и культуросообразного   поведения   в   окружающей   природной   и   социальной   среде.   Поэтому данный  курс  играет наряду  с  другими  предметами  начальной  школы  значительную   роль  в духовно­нравственном   развитии   и   воспитании   личности,   формирует   вектор   культурно­ ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий   мир»   использует   и   тем   самым   подкрепляет   умения,   полученные   на   уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической   культуры,   совместно   с   ними   приучая   детей   к   рационально­научному   и эмоционально­ценностному постижению окружающего мира. Общая характеристика учебного предмета, курса      Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: ­ идея многообразия мира; ­ идея целостности мира; ­ идея уважения к миру.          Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно­научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется   знакомству   младших   школьников   с   природным   многообразием,   которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.       Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение  каждого  природного компонента  в жизни людей, анализируется  положительное  и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми   единства   природы   и   общества,   целостности   самого   общества,   теснейшей взаимозависимости   людей   имеет   включение   в   программу   сведений   из   области   экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.           Уважение   к   миру   —   это   своего   рода   формула   нового   отношения   к   окружающему, основанного   на   признании   самоценности   сущего,   на   включении   в   нравственную   сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.      В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно­поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения   с   применением   системы   средств,   составляющих   единую   информационно­ образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют   практические   работы   и   опыты,   в   том   числе   исследовательского   характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной   практической   деятельности   по   охране   среды   и   другие   формы   работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое  значение  для достижения  планируемых  результатов  имеет  организация  проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.     В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют   новые   для   практики   начальной   школы   виды   деятельности   учащихся,   к   которым относятся:  распознавание   природных   объектов   с   помощью   специально   разработанного   для начальной школы атласа­определителя;  моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);  эколого­этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм   и   правил,   которая   осуществляется   с   помощью   специально   разработанной   книги   для чтения по экологической этике.           Учебный  курс «Окружающий  мир»  занимает  особое  место  среди учебных  предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых. Межпредметные связи      Данный учебный курс интегрирует в себе как рационально­логические, так и эмоционально­ оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами: История  (Связь происходит практически на каждом уроке. При знакомстве с новыми терминами,   понятиями   обязательно   даётся   их   этимология   (происхождение,   перевод, значение). Взаимодействие человека и природы; государственная символика России). География (Рассмотрение   и   анализ   горных   пород;   При   изучение   природных   и общественных закономерностей, ознакомление с картой России; сезонные явления). Биология (на   конкретных   примерах   анализируют   зависимость   человека   от   чистоты окружающей среды. Знакомство с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха и воды; внутреннее и внешнее строение человека). Химия (рассказ   учителя   о   кислотных   дождях,   озоновых   дырах   позволяет   понять   и оценить последствия их для людей и среды их обитания.). Математика (моделирование   –   преобразование   объектов   из   чувственной   формы   в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами). ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Экономика (Экономика   ее   составные   части:   сельское   хозяйство,   промышленность, строительство, транспорт, торговля. Экономика родного края. Деньги.). Литература (Даёт  более глубокие знания по изучению тем, связанных с определенными истерическими периодами.).    Место предмета в учебном плане Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 2 г. Покачи на 2017 – 2018 учебный год на изучение предмета «Окружающий мир» в 3 классе отводится 2 учебных часа в неделю 68 учебных часов в год (34 учебные недели). Рабочая программа МАОУ СОШ № 2 по «Окружающему миру» составлена в точном соответствии с программой по «Окружающему миру» УМК «Школа России». Название раздела № п\ п По программ е (часов) Планируем ое количеств о часов В том числе на: уроки экскурсии практические работы Эта удивительная природа Как устроен мир 1. 2. 3. Мы и наше здоровье 4. Наша безопасность 5. 6. Чему учит экономика Путешествие по городам и странам Итого: 7 19 10 8 12 12 68 7 19 10 8 12 12 68 3 14 6 7 12 10 52 1 2 1 4 6 2 1 3 12 Ценностные ориентиры содержания курса Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука  как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к   познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Семья  как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог преемственности культурно­ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Здоровый   образ   жизни  в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое,   психическое, духовное  и социально­нравственное. Нравственный   выбор   и   ответственность  человека   в   отношении   к   природе,   историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Результаты освоения учебного предмета, курса (личностные,  метапредметные,  предметные) Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру; проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России; формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы; целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде; внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме; осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира; этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики; способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности; установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни; мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: ­ ­ ­ ­ ­ знаково-символических овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­ ­ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; ­ ­ находить на карте страны — соседи России и их столицы; ­ ­ ­ ­ ­ экологической безопасности в повседневной жизни; определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; ­ ­ проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; ­ ­ понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила ­ находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры; ­ ­ находить на карте страны — соседи России и их столицы; ­ определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире; осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе; различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества; ­ ­ проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование; исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе; классифицировать объекты живой природы ­ ­ пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов; обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе; ­ ­ ­ приводить примеры растений и животных из Красной книги России; ­ использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека; использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; ­ вырабатывать правильную осанку; ­ выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения ­ болезней; ­ понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать ­ правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа; соответствующие правила; ­ ­ ­ ­ соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать ­ дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям; ­ понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её; соблюдать правила безопасного поведения в природе; ­ ­ понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни; раскрывать роль экономики в нашей жизни; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам; различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними; ­ ­ понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран; объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны; ­ ­ ­ ­ понимать, как ведётся хозяйство семьи; ­ ­ обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы; рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника); ­ приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами; использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе. ­ Содержание учебного предмета, курса Как устроен мир (7 ч)      Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.          Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.           Общество.   Семья,   народ,   государство   –   части   общества.   Человек   –   часть   общества. Человечество.          Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.   Воздействие   людей   на   природу   (отрицательное   и   положительное).   Меры   по охране природы. Экскурсия: Что нас окружает? Проект: «Богатства, отданные людям»         Эта удивительная природа (19 ч)    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.       Воздух,   его   состав   и   свойства.   Значение   воздуха   для   живых   организмов.   Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.        Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.       Разрушение   твердых   пород   в   природе.   Почва,   ее   состав.   Живые   существа   почвы.   Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых   организмов.   Разрушение   почвы   в   результате   непродуманной   хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения,   их   разнообразие.   Группы   растений   (водоросли,   мхи,   папоротники,   хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.         Животные,   их   разнообразие.   Группы   животных   (насекомые,     рыбы,     земноводные,    пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)         Растительноядные,   насекомоядные,   хищные,   всеядные   животные.   Цепи   питания.   Сеть питания   и   экологическая   пирамида.   Размножение   и   развитие   животных.   Роль   животных   в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.     Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.      Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы­производители, организмы­ потребители, организмы­разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Экскурсии: Разнообразие растений. Разнообразие животных. Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 ч)          Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.        Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.     Опорно­двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.        Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.     Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.   предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья. Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (8 ч)        Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.         Правила   и   безопасность   дорожного   движения   (в   частности,   касающейся   пешеходов   и пассажиров   транспортных   средств).   Правила   безопасного   поведения   пешехода   на   улице. Безопасность  при   езде  на  велосипеде,  автомобиле,  в   общественном  транспорте.  Дорожные знаки,   их   роль   в   обеспечении   безопасного   движения.   Основные   группы   дорожных   знаков: предупреждающие,   запрещающие,   предписывающие,   информационно­указательные,   знаки сервиса.         Опасные   места   в   квартире,   доме   и   его   окрестностях:   балкон,   подоконник,   лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.        Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.      Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества. Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.   Закаливание   воздухом,   водой,   солнцем.   Инфекционные   болезни   и   способы   их металлургия,   машиностроение,   электроэнергетика, Чему учит экономика (12 ч)     Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.     Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.        Полезные  ископаемые,  их разнообразие, роль  в экономике.  Способы добычи  полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.      Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные   отрасли:   легкая промышленность, пищевая промышленность и др.     Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.     Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.        Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности   людей.   Загрязнение   моря   нефтью   как   пример   экологической   катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке. Практические   работы: Полезные   ископаемые.   Знакомство   с   культурными   растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (12 ч)     Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.     Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.     Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.        Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж­Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).         Бережное   отношение   к   культурному   наследию   человечества   –   долг   всего   общества   и каждого человека. Проект «Музей путешествий». Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Учебно-методические средства обучения: Для обучения используются учебники, принадлежащие системе учебников УМК «Школа России»: Учебники: Окружающий мир. Учебник 3 класс. В 2-х частях. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2013. Рабочие тетради: ­ Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Плешаков А.А. – М.: ­ Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся 3 класса Просвещение. – 2010. начальной школы. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2017. Дидактический материал: М.: Просвещение. – 2013. ­ Окружающий мир. 3 класс. Тесты. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – ­ Окружающий мир. 3 класс. Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями к учебнику. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2013. Методическая литература: ­ ­ Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты нового поколения / Научный руководитель учебно-методического комплекса, кандидат педагогических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2013. – 528 с. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 120 с. – (Стандарты второго поколения) Просвещение. – 2013. ­ Мир вокруг нас. Методическое пособие. 3 класс. Плешаков А.А. и др. – М.: ­ Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2013. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. – М.: Просвещение. – 2014. ­ ­ Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова. ­ Плешаков А.А., Гара Н.Н.,Назарова З.Д., Окружающий мир: Тесты: 3 класс –М.: Просвящение, 2014. ­ Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс / Н.Ю. Васильева.- М.: ВАКО, 2013. – 384 с. ­ Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.М. Белянкова, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2016. -63 с. ­ Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015. ­ Плешаков А.А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013. ­ Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. Компьютерные и информационно-комуникативные средства Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 3 класс. Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/ Учительский портал: http://www.uchportal.ru/ http://www.zavuch.info/ официальный сайт образовательной программы «Школа России»: school- russia.prosv.ru Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/ В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) ­ Научно-популярные, художественные книги для чтения; ­ Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.). Печатные пособия ­ Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения; ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т.п.); Географические и исторические настенные карты; ­ ­ Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток, гербарии и др). Технические средства обучения ­ Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц ­ Персональный компьютер. ­ Мультимедийный проектор. ­ Аудиопроигрыватель. ­ Интерактивная доска «SmartBoard» Экранно-звуковые пособия Видеозаписи и аудиозаписи в соответствии с содержимым обучения (в т.ч. и в цифровой форме). Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование ­ Термометры для измерения температуры воздуха, воды. ­ Термометр медицинский ­ Компас. ­ Лупа. ­ Лабораторное оборудование для проведения опытов в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса, изучения свойства звука, проведения наблюдения за погодой, по экологии. Часы с синхронизированными стрелками; Микроскоп (по возможности); Модели дорожных знаков; Муляжи фруктов. Натуральные объекты ­ Коллекция полезных ископаемых. ­ Живые объекты (комнатные растения). Игры и игрушки ­ Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» ­ Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования (лото, игры-путешествия и пр); Оборудование класса ­ Ученические одноместные столы с комплектом стульев. ­ Стол учительский. ­ Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. ­ ­ ­ ­ Календарно – тематическое планирование по окружающему миру  3 класс Тема урока Тип урока Вид деятельности учащихся Вид контроля ИКТ и Дата доп. материал Комбинирован ный Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Природа. Человек. Изучение нового материала Наши проекты: «Богатства, отданные людям» Защита проекта Как устроен мир – 4 часа Эта удивительная природа – 20 часов Как устроен мир – 4 часа Знакомятся с учебником и учебными пособиями по курсу  «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир». Понимают учебную задачу урока и стремятся ее  выполнить.  Доказывают,  пользуясь иллюстрацией учебника, что  природа удивительно разнообразна.  Раскрывают ценность природы  для людей, анализируют  текст  учебника, извлекать из него  необходимую информацию. Сравнивают  объекты неживой и живой  природы, предлагают  задание  к рисунку учебника и оценивают  ответы одноклассников, классифицируют  объекты живой природы,   осуществляют  самопроверку, работают в паре, формулируют   выводы из изученного материала, отвечают  на итоговые вопросы и  оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Находят сходство человека и живых существ и отличия его от животных,  различают внешность человека и его внутренний мир, анализируют  проявления  внутреннего мира человека в его поступках,  взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивают  богатство внутреннего мира человека,  моделируют ступени  познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,   работают в паре: наблюдают  и описывают  проявления внутреннего  мира человека, обсуждают ,  как возникает  богатство внутреннего  мира человека, формулируют  выводы из изученного материала,  отвечают  на итоговые вопросы и оценивают  достижения на уроке. Защищают проект, выступают  с подготовленными сообщениями,  иллюстрируют   их наглядными материалами, обсуждают   выступления учащихся,  оценивают достижения на уроке. Фронтальный ; индивидуаль ный Электронное  приложение к учебнику Фронтальный ; индивидуаль ный Индивидуаль ный Проект № п/п 1. 2. 3. 4. Общество. Народы Югры. Изучение нового материала 5. Что такое экология Комбинирован ный 6. 7. Природа в опасности. Охрана природы. Красная книга Югры. Комбинирован ный Проверка знаний Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа Проект о своей семье. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, определяют место человека в мире; характеризуют семью, народ, государство как части общества; обсуждают вопрос о том, почему семья является важной частью общества, сопоставляют формы правления в государствах мира, работают в группе: анализируют таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывают по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносят страны и народы, осуществляют самопроверку, рассуждают о многообразии и единстве стран и народов в современном мире, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Анализируют текст учебника, извлекают из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывают о них опираясь на схемы, работают в паре: анализируют схемы учебника, классифицируют экологические связи, моделируют связи организмов, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  устанавливают причинно – следственные связи между поведением  людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды,  различают положительное и отрицательное влияние человека на  природу, готовят  сообщение о заповедниках и национальных парках,  формулируют  выводы из изученного материала, отвечают на  итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к  учению, активность при изучении нового материала. Анализировать  свои переживания и поступки. Фронтальн ый Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный (тест) Фронтальн ый; индивидуа льный (тест) 8. 9. Тела, вещества, частицы Разнообразие веществ Изучение нового материала Изучение нового материала 10. Воздух и его охрана. Состав, свойства Изучение нового материала 11. 12. 13. Вода и жизнь. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Превращения и круговорот воды Комбинирован ный Изучение нового материала Берегите воду. Загадки и тайны Югорских болот.. Комбинирован ный Эта удивительная природа – 17 часов Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  Характеризуют  понятия «тела», «вещества», «частицы»,  классифицируют  тела и вещества. Приводят примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ, наблюдают опыт с растворением вещества, высказывают предположения, объясняющие результат опыта, доказывают на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц, работают в группе, моделируют процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, анализируют схему с целью определения состава воздуха, наблюдают опыт о свойствах воздуха, фиксируют результаты исследования в рабочей тетради, высказывают предположения, работают в паре: работают с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объясняют свойства воздуха, используя знания о частицах. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Практическая работа: исследуют свойства воды по инструкции учебника, фиксируют результаты исследования в рабочей тетради, наблюдают опыт фильтрация воды, высказывают предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные, доказывают на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам, работают в паре: работают с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объясняют свойства воды, проводят мини- исследование об использовании питьевой воды в семье, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный (тест) 14. Что такое почва Изучение нового материала 15. Разнообразие растений. Растительный мир Югры. Комбинирован ный 16. Солнце, растения и мы с вами Комбинирован ный 17. Размножение и развитие растений Изучение нового материала 18. Охрана Растений. Редкие растения Югры. Комбинирован ный Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  характеризуют  процессы образования и разрушения почвы,  анализируют  рисунок учебника, схему связей почвы и растения,  обсуждают вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ  «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете».   Приводят примеры, наблюдают опыт, высказывают предположения о  плодородии почвы, формулируют  выводы из изученного материала,  отвечают  на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Характеризуют  понятия «тела», «вещества», «частицы»,  классифицируют  группы растений,  приводят примеры разнообразия растений, работают в группе, определяют растения с помощью «Атласа- определителя», формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке Понимают  учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  характеризуют процессы питания и дыхания растений. Выявляют   роль листьев, стебля и корня в питании растений, доказывают, что без растений невозможна жизнь животных и человека, формулируют   выводы из изученного материала, отвечают  на итоговые вопросы и  оценивают достижения на уроке. Характеризуют условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Приводят примеры распространения семян в природе, выявляют роль животных в распространении семян, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга. Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»). Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику 19. Разнообразие животных. Животный мир Югры. Комбинирован ный 20. 21. 22. 23. Кто что ест. Цепи питания Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». Размножение и развитие животных Изучение нового материала Защита проекта Изучение нового материала Охрана животных. Редкие животные нашего края. Комбинирован ный Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют группы животных, классифицируют животных из предложенного списка, приводят примеры животных разных групп. Работают с электронным приложением к учебнику, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Защищают проект, выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами, обсуждают выступления учащихся, оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику индивидуа льный Проект Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют животных разных групп по способу размножения. Моделируют стадии размножения животных разных групп, приводят примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют факторы отрицательного воздействия человека на животный мир, обсуждают меры по охране животных, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику 24. В царстве грибов. Изучение нового материала 25. Великий круговорот жизни Изучение нового материала Комбинирова нный 26. Обобщение по разделу «Эта удивительная природа». Проверочная работа 27. Организм человека Изучение нового материала Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют понятия строение шляпочных грибов. Классифицируют съедобные, несъедобные, ядовитые грибы, приводят примеры грибов- двойников, наблюдают опыт, высказывают предположения и обсуждают материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне», формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Эта удивительная природа – 2 часа                     Мы и наше здоровье – 10 часов                     Наша безопасность ­  8 часов                     Чему учит экономика – 2 часа Эта удивительная природа – 2 часа Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют понятия организмы- производители, потребители, разрушители, приводят примеры круговорота веществ, наблюдают опыт, обсуждают опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Определять   цель   учебной   деятельности   с   помощью   учителя   и самостоятельно,  соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять   само­   и   взаимопроверку   работ.   Оценивать правильность   выполненного   задания     на   основе   сравнения   с предыдущими   заданиями   или   на   основе   различных   образцов   и критериев.  Мы и наше здоровье – 10 часов Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, характеризуют системы органов тела, обсуждают взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, работают в паре во время проведения опыта, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный В царстве грибов Фронтальн ый; индивидуа льный Великий круговорот жизни Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Организм человека 2 28. Органы чувств Комбинирован ный 29. Надежная защита организма Комбинирован ный 30. Опора тела и движение Изучение нового материала 31. Наше питание. Пищеваритель- ная система Комбинирован ный 32. Наши проекты: «Школа кулинаров» Защита проекта 33. Дыхание и кровообращение Изучение нового материала Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, формулируют правила гигиены органов чувств, работают в паре, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, характеризуют средства гигиены и уход за кожей, формулируют правила первой помощи при повреждениях кожи, работают в паре, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, характеризуют роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, доказывают необходимость правильной осанки для здоровья человека, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, характеризуют изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения, моделируют строение пищеварительной системы, приводят примеры правильного питания, составляют меню здорового питания, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают  учебную задачу урока и стремятся ее выполнить.  Характеризуют строение дыхательной системы и ее роль в  организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,  доказывают на основе опыта взаимосвязь кровеносной и  дыхательной системы, работают в паре, формулируют выводы из  изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают  достижения на уроке. Фронтальн ый Как мы воспринимаем окружающий мир Фронтальн ый; индивидуа льный Надежная защита организма Фронтальн ый Опора тела и движение Фронтальн ый; индивидуа льный Индивидуа льный Наше питание Проект О дыхании, о движении крови 34. Умей предупреждать болезни Комбинирован ный 35. Здоровый образ жизни. Комбинирован ный 36 Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье» Проверочная работа Комбинирован ный 37. Огонь, вода и газ Комбинирован ный 38. Чтобы путь был счастливым Комбинирован ный Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют факторы закаливания, приводят примеры факторов закаливания, составляют памятку, работают в паре: составляют инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме, доказывают на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы, работают в паре, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделируют их в виде ролевой игры, анализируют схему эвакуации, наизусть называют номера телефонов экстренных служб, родителей, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Наша безопасность ­ 8 часов Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделируют их в виде ролевой игры, анализируют схему эвакуации, наизусть называют номера телефонов экстренных служб, родителей, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают  учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  работают в группе, готовят сообщения о правилах поведения на  улице и в транспорте, обсуждают предложенные ситуации,  моделируют правила поведения, формулируют выводы из  изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают  достижения на уроке.   Фронтальн ый Закаляй свой организм Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Огонь, вода и газ Чтобы путь был счастливым Фронтальн ый; индивидуа льный 39. Дорожные знаки Комбинирован ный 40. Проект «Кто нас защищает» Защита проекта 41. Опасные места Комбинирован ный 42. 43. 44. Природа и наша безопасность Комбинирован ный Экологическая безопасность Комбинирован ный Комбинирован ный Обобщение по теме «Наша безопасность». Проверочная работа 45. Для чего нужна экономика? Изучение нового материала Понимают  учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  классифицируют дорожные  знаки, моделируют в виде схемы  безопасный путь в школу, формулируют выводы из изученного  материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке.   Защищают проект, выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами, обсуждают выступления учащихся, оценивают достижения на уроке. Понимают  учебную задачу урока и стремятся ее выполнить,  характеризуют понятия «тела», «вещества», «частицы»,  классифицируют, приводят  примеры, наблюдают  опыт,  высказывают  предположения, доказывают на основе опыта.  Работают  в группе, работают  в паре, формулируют выводы из  изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают  достижения на уроке.   Чему учит экономика – 2 часа Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, раскрывают понятия «экономика», «потребности», «товары» «услуги», различают товары и услуги, приводят примеры товаров и услуг, характеризуют роль труда в создании товаров и услуг. Работают с терминологическим словарём, работают в паре, формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Дорожные знаки Проект «Безопасность на дороге» Опасные места О молниях, змеях, собаках и прочем Экологическая безопасность Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый Для чего нужна экономика? Изучение нового материала 46. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Культура и быт коренного населения. 47. Полезные ископаемые. Изучение нового материала 48. Растениеводст во Изучение нового материала Фронтальн ый Электронное приложение к учебнику Фронтальн ый; индивидуа льный Полезные ископаемые Фронтальн ый; индивидуа льный Растениевод ство Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, раскрывают роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану, приводят примеры использования природных богатств и туда в процессе производства товаров, прослеживают взаимосвязь людей разных профессий, раскрывают роль науки в экономическом развитии. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Чему учит экономика – 10 часов  Путешествие по городам и странам –12 часов Чему учит экономика – 10 часов Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить, актуализируют знания о полезных ископаемых, определяют полезные ископаемые с помощью атласа-определителя, выявляют при производстве каких товаров, применяются изучаемые полезные ископаемые, характеризуют особенности добычи отдельных полезных ископаемых. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Актуализируют знания о дикорастущих и культурных растениях. Выполняют практическую работу по исследованию сельскохозяйственного растения, описывают его по плану, обсуждают, зачем люди занимаются растениеводством, определяют культурные растения с помощью атласа- определителя, выявляют связь растениеводства с промышленностью, исследуют, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. 49. Животноводст во Изучение нового материала Изучение нового материала 50. Какая бывает промышленно сть? Промышленно сть Югры 51. Наши проекты: «Экономика родного края» 52. Что такое деньги? Изучение нового материала Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Актуализируют знания о диких и домашних животных. Классифицируют домашних сельскохозяйственных животных. Характеризуют роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявляют взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности, исследуют, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносят продукцию и отрасли промышленности. Выявляют взаимосвязь отраслей. Характеризуют труд работников отраслей промышленности. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Защищают проект, выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами, обсуждают выступления учащихся, оценивают достижения на уроке. Индивидуа льный Животноводств о Фронтальн ый; индивидуа льный Какая бывает промышленност ь? Проект Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют виды обмена товарами (бартер и купля-продажа), моделируют ситуации бартера и купли-продажи, раскрывают роль денег в экономике, различают денежные единицы разных стран. Формулируют выводы из изученного материала. Оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный Что такое деньги? 53. Государствен ный бюджет Изучение нового материала 54. Семейный бюджет Изучение нового материала 55. 56. Экономика и экология Обобщение. Чему учит экономика Изучение нового материала Комбинированный 57- 59. Золотое кольцо России Изучение нового материала Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют государственный бюджет, его доход и расход. Определяют, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявляют взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделируют доходы и расходы. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Характеризуют семейный бюджет, его доход и расход. Определяют, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Выявляют взаимосвязь между доходами и расходами семьи. Моделируют семейный бюджет. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Актуализируют знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризуют вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду, раскрывают взаимосвязь между экономикой и экологией, обсуждают, почему при осуществлении любого экономического проекта осуществляется экологическая экспертиза, моделируют экологические прогнозы. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Путешествие по городам и странам –12 часов Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Прослеживают маршрут путешествия по карте в учебнике. Рассказывают о достопримечательностях городов Золотого кольца. Составляют вопросы к викторине по Золотому кольцу, с помощью Интернета готовят сообщение о любом городе Золотого кольца. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный Государственны й бюджет Фронтальн ый; индивидуа льный Семейный бюджет Фронтальн ый; индивидуа льный Фронтальн ый; индивидуа льный Экономика и экология Обобщение. Чему учит экономика Фронтальн ый; индивидуа льный Золотое кольцо России 60 Наши проекты: «Музей путешествий» Комбинирова нный Защищают проект, выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами, обсуждают выступления учащихся, оценивают достижения на уроке Индивидуа льный Проект 61. Наши ближайшие соседи Изучение нового материала 62. На севере Европы 63. Что такое Бенилюкс?* Изучение нового материала Наши ближайшие соседи На севере Европы Фронтальн ый Что такое Бенилюкс?* Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы. Обсуждают, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Работают в группе: самостоятельно изучают материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), готовят сообщение, защищают свою работу. Соотносят государства и их флаги. Узнают о достопримечательностях изучаемых стран. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Работают в группе: самостоятельно изучают материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), готовят сообщение, защищают свою работу. Составляют вопросы по странам Бенилюкса. Выясняют, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. 64. В центре Европы Изучение нового материала 65. Путешествие по Франции и Великобритании Изучение нового материала 66. На юге Европы Изучение нового материала 67. По знаменитым местам мира Изучение нового материала Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Работают в группе: самостоятельно изучают материал о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), готовят сообщение, защищают свою работу. Составляют вопросы по странам центра Европы. Выясняют, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Работают в группе: самостоятельно изучают материал о Франции и Великобритании, готовят сообщение, защищают свою работу. Составляют вопросы для викторины. Выясняют, какие товары поступают из Франции и Великобритании. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Работают в группе: самостоятельно изучают материал о Греции и Италии, готовят сообщение, защищают свою работу. Составляют вопросы для викторины. Выясняют, какие товары поступают из Греции и Италии. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы. Обсуждают, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный В центре Европы Путешествие по Франции и Великобритани и На юге Европы Фронтальн ый; индивидуа льный Электронное приложение к учебнику Обобщение 68. Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа Понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнить. Показывают на карте России её границы и пограничные государства, их столицы. Обсуждают, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Формулируют выводы из изученного материала, отвечают на итоговые вопросы и оценивают достижения на уроке. Фронтальн ый; индивидуа льный

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс

Рабочая программа. Окружающий мир 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018