Мы ученицы 3 класса и уже три раза выбирали портфели в магазине. Выбор огромный. И мы задумались, а как правильно надо выбирать портфель?Ведь портфель – символ взрослой жизни и надёжное хранилище для атрибутов школьника. Наконец, это предмет особой гордости. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. Ученик в течение года, каждый день смотрит, открывает, носит свой портфель.Выбирая его, родители и дети нередко обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество материалов и прочность швов, дизайн и цену.Интересно, а какие портфели были у наших мам и бабушек? А какие они будут через много лет? Для того чтобы разобраться в данных вопросах и помочь другим, мы разработали проект «Портфель: вчера, сегодня, завтра».
ПОРТФЕЛЬ проект 3 Б кл.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Орган местного самоуправления
«Управление образования города Каменска – Уральского»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Тема: Портфель: вчера, сегодня, завтра.
Исполнители:
Борзенков Денис,
Павлова Анастасия
Седова Александра,
учащиеся 3 «Б» класса
Руководитель:
Фотеева Елена Николаевна,
учитель начальных классов
1 Каменск – Уральский
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Раздел 1. Портфели бабушек и дедушек.
1.1. Портрет слова «портфель» ………………………………………….. 4
1.2. Портфели в прошлом веке в СССР …………………………………. 7
Раздел 2. Современные портфели
2.1. Требования СанПиН ………………………………………………….. 10
2.2. Сравнение веса портфелей учащихся 3 «Б» класса ………………… 12
2.3. Памятки о портфеле …………………………………………………… 13
Раздел 3. Портфель будущего
3.1. Интересные сведения …………………………………………………. 15
3.2. Портфель глазами детей (рисунки) …………………………………... 16
Заключение ………………………………………………………………….. 16
Список использованных источников и литературы
Приложение
2 Введение.
Мы ученицы 3 класса и уже три раза выбирали портфели в магазине. Выбор
огромный. И мы задумались, а как правильно надо выбирать портфель?Ведь
портфель – символ взрослой жизни и надёжное хранилище для атрибутов
школьника. Наконец, это предмет особой гордости. Хочется, чтобы он был
удобен, красив и вместителен. Ученик в течение года, каждый день смотрит,
открывает, носит свой портфель.Выбирая его, родители и дети нередко
обращают внимание только на количество карманов и отделений, качество
материалов и прочность швов, дизайн и цену.Интересно, а какие портфели были
у наших мам и бабушек? А какие они будут через много лет?
Для того чтобы
разобраться в данных вопросах и помочь другим, мы разработали проект
«Портфель: вчера, сегодня, завтра».
Цель проекта:
Выяснить, какие портфели были раньше, правильность выбора современного
портфеля и какие они будут в будущем.
Задачи:
проанализировать данные в интернет ресурсах по теме проекта;
узнать какие гигиенические требования предъявляются к современному
школьному портфелю;
исследовать и проанализировать состояние школьных портфелей учащихся
3 класса с точки зрения гигиенических требований;
сделать вывод, в виде памяток, на основе проведённых наблюдений;
пофантазировать и нарисовать портфель в будущем.
Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, сбор информации из книг,
Интернета, эксперимент.
Объект исследования:ученики 3 класса.
3 Предмет исследования: портфели учащихся 3 класса.
Гипотеза:существует прямая связь между школьным ранцем и здоровьем. Если
мы будем знать гигиенические требования, предъявляемые к школьному
портфелю, то научимся правильно его выбирать.
Раздел 1. Портфели бабушек и дедушек.
1.1. Портрет слова «портфель»
Что означает слово портфель? Слово французского происхождения.
Состоит из двух частей: «порт» несу, «фель» листы. Дословно переводится
ношу листы.
ПОРТФЕЛЬ, я, м. I. Род жесткой прямоугольной сумки с закидывающейся
крышкой и запором для ношения бумаг, книг. Кожаный п. 2. О должности
министра в некоторых странах. Распределение портфелей. Министр без
портфеля (название особой министерской должности). 3. перен. Рукописи,
принятые к напечатанию издательством, редакцией, а также вообще заказы,
принятые к производству предприятием. П. издательства. В портфеле завода
много заказов. || прил. портфельный, ая, ое (к 1 знач.).
В словаре В.И. Даля «Иллюстрированный толковый словарь русского
языка» ранец – жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся
крышкой и запором (ученический ранец, солдатский ранец). В словаре С.И.
Ожегова «Словарь русского языка» рюкзак – заплечный вещевой мешок с
карманами (туристский рюкзак).
Мы решили обобщить изученный материал, и пришли к следующим
выводам:
Школьный ранец – это изделие для переноса школьных принадлежностей
на спине, имеет твердый корпус, плечевые ремни и ортопедическую спинку.
Ранец имеет несколько отделений, удобную широкую ручку, которая
предотвращает натирание и затекание кисти. Светоотражающие элементы
4 заботятся о безопасности, делая ранец и его хозяина видимым на дороге даже в
сумерках.
Школьный портфель – не имеет плечевых ремней и предназначен для
переноса школьных принадлежностей в руке.
Школьная сумка изделие, имеющее различные формы. Сумка сделана из
прочного, легкого, водоотталкивающего материала без резких запахов и
5 качественной фурнитуры. Предназначена она для ношения в руке или на одном
плече.
1 Лексическое значение слова «портфель»:
1 Вид жёсткой прямоугольной сумки с закидывающейся крышкой и с
замком для ношения бумаг, книг.
2 Заказы, принятые к производству предприятием.
2 Однокоренные слова: портфель, портфельный, портфельчик.
3 Синонимы: портфель, саквояж, сумка, кошель, чемодан.
Кредитный портфель (финансовые документы для банка).
4 Сочетаемость слова: мужской, финансовый, кредитный, ценный.
5 Загадка:
Носят все ученики
В сумочках учебники.
Не авоська, не кошель
Не рюкзак, а что? (Портфель)
6 Предложение с этим словом.
Уходя на работу, папа взял свой ценный портфель.
Стих.
Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой портфель.
Ученики начальных классов привыкли в речи употреблять слово
«портфель», имея в виду ранец.
1.2. Портфели в прошлом веке
6 В Россию ранец вместе с названием занесли к нам как «заплечный мешок»
ІІ веке. Лет через 150–200
наёмные немецкие солдаты московских царей в
ΧΥ
слово перешло на ученическую сумку, так же носимую на спине. За сто лет
школьный ранец изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России
делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать
военным рюкзакам. Носить все это на плечах было весьма удобно. Во времена
СССР ранцы были тяжелые и неудобные, имели всего пару отделений.
История школьного портфеля весьма интересна, можно сказать, что ее
начало лежит с тех самых пор как еще пещерные люди делали себе нечто
похожее на сумки из кож диких животных. Совершая раскопки в Альпийских
горах, учёныеархеологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал
портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из
кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.
Прогресс не стоит на месте, и спустя время подобные портфелисумки
начали изготавливать из ткани. Ткань должна быть достаточно прочной, для
того чтобы выдержать груз, который находился в сумке, немаркой и
водонепроницаемой. Через какое то время начали изготавливать подобные
сумки из натуральной кожи животных. Это делало их более практичными для
ежедневного использования.
И только в XIX веке во Франции человечеству был представлен портфель
таким, каким мы видим его сегодня. Первыми пользователями портфеля были
мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора. И это
вполне разумно, так как именно люди этих профессий имели дело с
документами и бумагами. И именно им был необходим портфель, так как был
довольно вместительным и позволял носить с собой все самые необходимые
вещи.
7 Позже такой портфель приобрел популярность среди студентов и вообще
людей, которые ежедневно носили с собой, будь то бумаги и книги или же
какие то личные вещи.
В портфелях книги и тетради начали носить в
послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды
полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников.
Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через
плечо.
В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец
при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель:
8 съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на
место.
Все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого
кожзаменителя, чаще всего темнокоричневого цвета. Промышленные дизайнеры
утверждали, что цвет не должен отвлекать детей от учебы, но в
действительности в СССР не выпускали белых или розовых ранцев по
единственной причине: разработчиков просили сделать так, чтобы было
практично и не марко. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару
отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные
картонки, разделяя учебники и тетради по предметам.
В 90ые годы в школу ходили ещё с дипломатами.
9 Сегодня ассортимент велик. В супермаркетах, универмагах и магазинах
огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у будущих
первоклассников, но и у родителей. Теперь ранцы не только делают из
облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками,
колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе
ношу.
Мы посетили музей в школе № 14, где посмотрели и потрогали портфель,
значки, галстуки, перья, журналы и ещё много других школьных
принадлежностей, которые были в прошлом веке у наших бабушек и дедушек.
10 Раздел 2. Современные портфели
2.1. Требования СанПиН
Постановлением от 28 июня 2010 г N 72.регламентированы санитарные
требования к школьным принадлежностям. Пункт 2.8.1. гласит: «Вес портфелей,
школьных ранцев и аналогичных изделий (далее изделия) для обучающихся
11 начальных классов должен быть не более 600 700 грамм, для обучающихся
средних и старших классов не более 1000 грамм».Такое жесткое
регламентирование веса школьного портфеля связано с тем, что ношение
чрезмерных тяжестей негативно влияет на здоровье школьника.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее.
Исследования,
проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников
начальной школы, как правило, достигает 4–5 кг, что в 2–2,5 раза превышает
допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением
количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и
учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических
рекомендаций в отношении веса изданий.
С 1 сентября 2011 года вступили в силу новые Санитарно–эпидемиологи
ческие правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110, подписанные главным
санитарнымврачом Г.Онищенко 29.12.2010 года. По данным правилам и нормам
вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не
должен превышать для учащихся:
1 2х классов более 1,5 кг,
3 4х классов более 2 кг,
5 6х более 2,5 кг,
7 8х более 3,5 кг,
9 11х более 4,0 кг.
Мы решили взвесить наши учебники. Во вторник по расписанию у нас все
главные предметы.
Результат взвешивания учебников:
математика 250 г
русский язык 250 г
литературное чтение 250 г
12 окружающий мир 250 г
английский язык 300 г
дневник 200 г
рабочая тетрадь по окружающему миру 100 г
рабочая тетрадь по английскому языку 100 г
К сожалению, только 35% учебников для начальной школы сегодня
полностью соответствуют гигиеническим требованиям, предъявляемым к их
объему и весу. Половина книг имеет превышение веса на 20% и более — он
нередко составляет 520570 г при норме 300 г.
В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для
начальных классов иметь два комплекта учебников: один для использования на
уроках в общеобразовательном учреждении, второй для приготовления
домашних заданий. Наша школа не может обеспечить нас двойным комплектом.
Значит, мы нарушаем требования СанПиН и калечим своё здоровье.
2.2. Сравнение веса портфелей учащихся 3 «Б» класса
У нас в третьем классе ранец с учебниками должен весить 2 кг 600 г 2 кг
700 г.
Мы провели взвешивание портфелей учащихся в 3 классе. Данные записали
в таблице. (Приложение 1)
Мы увидели, что у пяти одноклассников вес ранца превысил
гигиеническую норму. Ранцытяжеловесы могут стать причиной различных
патологий в развитии опорнодвигательной и сердечнососудистой систем.
2.3. Памятки о портфеле.
По результатам наших теоретических и практических исследований мы
составили памятки. (Приложение 2)
13 Рекомендации родителям
Выбирайте ранец, чтобы равномерно распределить нагрузку
на
позвоночник ребёнка.
Не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого
ранца для ученика (3 класса) начальной школы – 700г.
Покупайте ранец с твёрдой спинкой.
Научите ребенка правильно укладывать ранец тяжелые предметы надо
класть так, чтобы они оказались на дне и как можно ближе к спине, тогда
вес содержимого будет равномерно распределяться по лямкам.
Не гонитесь за красотой портфеля, думайте об осанке ребёнка, о его
здоровье!
Рекомендации учителям и работникам школ
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом,
профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся
можно несколькими путями:
использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую
экспертизу;
найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников
(один – в школе, один – дома);
при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к
весу ежедневных учебных комплектов;
спортивного инвентаря,
организовать хранение сменной обуви,
принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства и т.п. в
помещении школы;
организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного
чтения.
14 Рекомендации ученикам
Помни: «правильный» портфель весит пустым 300 700 граммов.
Не носи лишнего в школьных ранцах.
Проверяй ранец ежедневно и не забывай убрать из него ненужные
учебники и принадлежности.
Осанка вырабатывается в детстве. Чтобы выработать хорошую осанку, быть
здоровым, нужно выполнять правила, многие из которых вы уже знаете.
Правиладля поддержания правильной осанки
Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки.
Не носить ранец или портфель в одной руке.
Не перегружать портфель.
Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
Спать необходимо на жесткой постели с невысокой подушкой.
Стоять и выполнять различную работу следует с выпрямленной спиной.
Раздел 3. Портфель будущего
3.1. Интересные сведения о ранце
Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой
способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных
ранцев компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники,
тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы.
15 Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти
устройства постепенно заменят традиционные печатные книги.
Их
преимущества не столько в малом весе (10дюймовый планшетный ПК имеет
массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с
несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком
компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками,
учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и
раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски,
передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться
между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это,
задания им придется давать только индивидуальные).
Сегодня ассортимент ранцев очень велик. Но если присмотреться к
мировому опыту, мы поймем: мы, как всегда, безнадежно отстали. В западных
странах уже выпустили бронированные ранцы и рюкзаки, которые защищают
16 даже от пуль. А в Японии родители покупают своим чадам портфели с GPS
навигацией, чтобы всегда быть в курсе их перемещений.
А в селе Венгерова Белгородской области установлен Памятник портфелю.
3.2. Портфель глазами детей (рисунки)
Мы решили пофантазировать. Каким может быть ранец в будущем и на
уроке изобразительного искусства предложили одноклассникам эту тему.
Рисунки получились разнообразные. (Приложение 3)
Заключение
Работая над данным проектом, мы узнали много интересного из истории о
портфелях. Проведя исследование, мы обнаружили, что у пяти учеников нашего
17 класса вес ранца не соответствует требованиям СанПиН. Предложили памятки
по выбору ранца и посоветовали не перегружать его лишними предметами.
Узнали об электронных школьных ранцах – компьютерах. Научились находить
информацию в интернете и копировать картинки.
Список использованных источников и литературы
1 «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и
начального профессионального образования» 1998. – 120 с.;
2 Лопанин А. Б. Тяжелая ноша–http
:// timix
. nios
. ru / archives
/6862;
3 На что стоит обращать внимание при покупке портфеля
19.
stbur
:// school
первоклассника. Интернетресурс – http
. ru / index
. php
?
18 newsid
=69;
4 Такая важная вещь ранец http
:// www
. schooler
. ru / ranez
. php
5 http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/blog/31227/
6 http://12.rospotrebnadzor.ru/directions/nadzor/22030/
7 . С.И.Ожегов Словарь русского языка. М«Русский язык» 1990г.;
8 .
«Правда о школьном портфеле».
Статья в Интернете:
сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.
Приложение 1
Анализ взвешивания портфелей
19 № учащегося
по списку
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Масса ранца с учебниками
Соответствие нормам
Не соответствует
Не соответствует
Не соответствует
Не соответствует
Не соответствует
(кг)
3
2
2
2
2
2
2
2
3
2
3
2
3
2
2
2
2
2
2
3
2
2
2
2
Приложение 2
Буклет (продукт проекта)
20 Приложение 3
Рисунки учащихся
21 Автор рисунка: Седова Александра
22 Автор рисунка: Хафизова Дарина
23 Ав
24 Автор рисунка: Гарипова Вероника
25 Автор рисунка: Пшеницын Михаил
26 Автор рисунка: Шахматов Егор
Автор рисунка: Тронин Евгений
27
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.