Содержание:
1. АННОТАЦИЯ ________________________________ стр. 1
2. Ведение ____________________________________стр. 2
3. История Гамсутля _______________________ стр. 4
4. ОДИНОКИЙ ЖИТЕЛЬ ________________________ стр. 5
5. ГАМСУТЛИНСКИЕ ДОМА ____________________ стр. 6
6. ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕГО АУЛА__________________ стр. 7
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ _______________________________ стр. 8
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ______________________ стр. 9
АННОТАЦИЯ
Аннотация к исследовательской работе «Село-призрак» подразумевает результат изучения одного из древних аулов Республики Дагестан – Гамсутль.
Проблема исследования: сохранение неповторимых самобытных, культурных ценностей, а также освещение вопроса об уникальном географическом расположении аула Гамсутль.
Целью исследования является описание древнего аула Гамсутль, древнего зодчества и удивительной архитектуры.
Методы исследовательской работы: наблюдение, самостоятельный поиск, анализ и обобщение фактов.
Результатом исследования является свидетельство о том, что Гамсутль вместе с Дербентом и Чубутлем – самые древние поселения в Дагестане.
Практическое применение: так
как Гамсутль является одним из древнейших историко-культурных памятников
Республики Дагестан должен стать «Музеем под открытым небом». Рекомендован как
туристический объект.
Введение
Не могу не вспомнить стихи Расула Гамзатова, так как они наводят на мысль о многоликом и уникальном уголке моего края.
МОЙ ДАГЕСТАН
Когда я, объездивший множество стран,
Усталый, с дороги домой воротился,
Склонясь надо мною, спросил Дагестан:
"Не край ли далекий тебе полюбился?"
На гору взошел я и с той высоты,
Всей грудью вздохнув, Дагестану ответил:
"Немало краев повидал я, но ты
По-прежнему самый любимый на свете.
Я, может, в любви тебе редко клянусь,
Не ново любить, но и клясться не ново,
Я молча люблю, потому что боюсь:
Поблекнет стократ повторенное слово.
И если тебе всякий сын этих мест,
Крича, как глашатай, в любви будет клясться,
То каменным скалам твоим надоест
И слушать, и эхом в дали отзываться.
Когда утопал ты в слезах и крови,
Твои сыновья, говорившие мало,
Шли на смерть, и клятвой в сыновней любви
Звучала жестокая песня кинжала.
И после, когда затихали бои,
Тебе, Дагестан мой, в любви настоящей
Клялись молчаливые дети твои
Стучащей киркой и косою звенящей.
Веками учил ты и всех и меня
Трудиться и жить не шумливо, но смело,
Учил ты, что слово дороже коня,
А горцы коней не седлают без дела.
И все же, вернувшись к тебе из чужих,
Далеких столиц, и болтливых и лживых,
Мне трудно молчать, слыша голос твоих
Поющих потоков и гор горделивых".
Дагестан – страна гор и загадок! Мой таинственный край издревле славится своим гостеприимством, богатством обычаев, умиротворяющей красотой живописных горных пейзажей.
В нашей республике много уголков, обросших легендами, куда не часто ступает нога человека. Одним из них является селение Гамсутль Гунибского района, именуемое «селом-призраком». Именно там я хотела бы жить. Именно поэтому село вызвало у меня огромный интерес что бы начать свое исследование, пока по интернет-ресурсам. В этом я вижу актуальность в моей исследовательской работе.
Итак, виртуальное путешествие в село-призрак Гамсутль.
Все двери в селе Гамсутль, как и много лет назад, по закону гор, открыты для каждого путника. Когда-то здесь находилось большое аварское поселение, высеченное из скал, самодостаточное и неуязвимое для завоевателей. В ауле были детский сад, школа, поликлиника и даже роддом. Сегодня найти дом единственного жителя этого аула не так уж просто. В остальных постройках Гамсутля время давно остановилось, а вместо крыши над головой — лишь синее небо. Эта пустота, мрак и безлюдье вызывает тревогу и печаль.
Цель и задача моей работы привлечь общественность для восстановления историко-культурного памятника, чтобы рекомендовать как туристический объект.
Село-призрак Гамсутль, как древняя сказка, живущая где-то высоко в горах Дагестана. И этим привлекает и призрачно манит всех путников. Без подсказки путник никогда не заметит небольшое заброшенное село на склоне кавказских гор. Заброшенный горный аул Гамсутль расположен на высоте 1418 метров над уровнем моря. Из далека сельские дома напоминают гнезда ласточек. Не верится, что люди могли жить на такой высоте. Сейчас до высокогорного аула можно добраться только пешком и сложно поверить, что еще каких-то тридцать лет назад сюда вела автомобильная дорога. Сегодня от нее осталась только тропинка, которой пользуются туристы что бы попасть в этот загадочный аул.
Древний неприступный аул хранит в себе различные истории и легенды.
Данная работа состоит из введения, основной части, разделенной на четыре части, заключения и использованной литературы.
Основная часть
2.1 История Гамсутля
Аул появился в глубокой древности. Судя по названию эти места приглянулись одному из ханов завоевателей, чье имя и сохранилось в веках. Гамсутль в переводе с аварского языка означает «у подножия ханской башни». Вероятно, основатель села жил на самой вершине горы, рядом обосновалось его войско и постепенно аул стал разрастаться. Это место для жилья хан выбрал не случайно, отсюда хорошо просматриваются все окрестности. Во времена частых набегов противника можно было увидеть издалека, а крутой подъем и пропасть делали аул практически не приступным. (см. иллюстрации в приложении стр. 1-2)
К тому же недалеко от поселения находился лес богатый дичью, а совсем рядом несколько родников. Рядом с Гамсутль бьет чудо-родник. О целебной силе этого источника ходят легенды.
Догожитель Магомед в старину рассказывал жителям и гостям села, что это живая вода, обладает омолаживающим эффектом и наделяет невероятной силой. И именно благодаря этой воде жители Гамсутля всегда славились своим долголетием. Этот родник в округе называют «куаниц». В переводе с одного из дагестанских языков, а их более 40, это значит «съедобная вода». Ледяная вода из источника ни разу не становилась причиной простуды. Однако не крутые скалы, ни чудо родник не смогли спасти людей от эпидемии. Холера буквально истребила гамсутлевцев. Из 3000 жителей аула уцелело всего 40 человек.
Исследовав численность населения, я пришла к выводу, что в древности холера погубила жителей, а в 1980-1990 годы – «перестройка» полностью искоренила почти все население, кроме одного жителя.
В 1970 году в ауле проживало 209 человек, в 1983 году – 10 человек, к 2010 году – в ауле осталось 3 жителя, к 2015 году -1житель – Абдулджалил Абдулджалилов.
2.2 Одинокий житель
Долгие годы
население Гамсутля состояло из одного человека - Абдулджалила Абдулджалилова. Очень
печально, что в прошлом году и его не стало. Адулджалил Абдулджалилов, единственный житель аула. Когда-то
он покидал родные места в поисках лучшей жизни, но вскоре вернулся назад. Более
20 лет Абдулджалил жил здесь отшельником. В шутку себя называл «мэром» и
«президентом» Гамсутля. Еду отшельник готовил на дровах, воду приносил из
родника. Единственный признак цивилизации в доме старенький радиоприемник. Его
Абдулджалил любил слушать по вечерам. Днем он читал книги и газеты, которые
приносил из соседнего села Чох. Ближайший к селу магазин находится в селе
Согратль. Дорога к нему занимает полчаса, а путь лежит по тропинке вдоль
отвесной горы. Единственными собеседниками Абдулджалила были пчелы. Этот житель аула был прекрасным
экскурсоводом. (см. в приложении стр.7-10)
По словам Адулджалила в Гамсутле были две улицы. Одна из них разрушилась во время
оползня, а вторая частично сохранилась.
До наших дней часть села, построенная на
скале существует как исторический памятник.
Были и времена, когда земля в Гамсутле ценилась больше всего. Метр за метром аульчане отвоевывали у гор
земли, обустраивая их для пашни, а дома строили на скалах.
Но сегодня аул в развалинах в надежде, что кто-то обратит на него внимание
и вновь воссоздаст. Я считаю, что наше поколение не должно забыть традицию
прошлого, ведь землю наши предки берегли как зеницу ока. Сакли, храмы,
молельные дома, мечети – все это священно.
2.3 Гамсутлинские дома
Назвать жилища гамсутлинцев удобными или роскошными нельзя. Одной из стен дома становилась гора, так экономили строительный материал. Если скалу не удавалось приспособить под одну из стен, ее дробили. А затем из этих осколков и строили дома. Чем ровнее был обтесан камень, тем богаче считался владелец жилища. О состоятельности хозяев судили и по количеству этажей. Двух и даже трех этажные строения могли позволить себе только богатые горцы. А вот кровли домов в Гамсутле были у всех одинаковые. Крыши домов устилали бревнами, а сверху утрамбовывали землю. Обильные дожди часто смывали подобную кровлю. Поэтому обновлять земляной настил приходилось снова и снова.
По древним законам горцев, гость ни в чем не должен нуждаться. Во многих домах до сих пор есть одежда, предназначенная только для гостей.
Больше всего в Гамсутле удивляет архитектура. Остается только догадываться, как древним зодчим удавалось возводить подобные арочные своды. В стенах многих домов есть небольшие углубления, напоминающие полки. Скорее всего их использовали в качестве подставки для лучины, чтобы освещать улицы ночного Гамсутля.
За свою историю Гамсутль сменил три религии. Ислам пришел сюда после зороастризма и христианства. На стенах домов сохранились надписи на арабском языке. А вот надпись на древнем надгробии, которое было найдено в окрестностях аула, здесь прочесть не смогли. Плиту отвезли в Иран, где ученые определили, что надпись сделана на древнеиранском языке, а надгробию около двух тысяч лет. (см. иллюстрации в приложении стр. 3-6)
2.4 Легенды древнего аула
О том, что Гамсутль вместе с Дербентом и Чубутлем – самые древние поселения в Дагестане, свидетельствуют и записи в иранских архивах.
Если предположить, что Гамсутль ровесник Дербента, то ему около шести тысяч лет.
О более поздней истории Гамсутля может поведать скала, напоминающая зуб. Ее так и прозвали «зуб-скала». Предание гласит, что в середине XIX века именно здесь имам Шамиль встречал русские войска.
Из истории мне известно, что в Гамсутль русские так и не вошли, высокогорный аул показался им совершенно не приступным. Аул как крепость, с откидным мостом, запирался на ночь, крутой склон, сплошной лес, чем-то напоминающий крепость Нарын-кала. Позднее имам Шамиль приказал построить в Гамсутле казармы для своих воинов, конюшни и даже тюрьму.
Аул Гамсутль как сказочный средневековый замок. С трудом верится, что когда-то он был одной большой тюрьмой. Говорят, что имам Шамиль ссылал сюда преступников. В те времена, аул даже прозвали «Шамилевской Сибирью». Сюда обычно попадали те, кто заслужил смертную казнь, однако по разным причинам прощенные великим имамаом.
За всю историю Гамсутль никто не смог завоевать. Причиной тому служили неприступные скалы и хорошо обученные военачальники.
По преданию в военный совет аула входила женщина-полководец, единственная за всю военную историю Дагестана. Она слыла очень мудрой женщиной. Однажды хитростью заманила войско противника к пропасти. Легенды говорят, что вода на дне пропасти три дня была красной от вражеской крови. С тех пор водоем прозвали красной рекой.
Сегодня находиться в древнем ауле не безопасно, стены башен рушатся от малейших сотрясений. Однако по закону гор двери домов открыты для путников даже в заброшенных селениях.
Заключение
Историки еще в прошлом веке
назвали Гамсутль «Музеем под открытым небом», но официального статуса село еще
не получило. Гамсутлинцы живут везде, но очень, что не в родном селе. Вернуться
назад быть может хотелось многим, но встает проблема восстановление села, что
стоит не дешево. А жить без условий, привыкшие к комфорту вряд ли кто сможет. Хочется
сделать выводы, подвести итог исследования и обратиться к
выходцам из Гамсутля, а также к общественности нашей республики:
1.Сохраните в памяти все, что касается этого замечательного аула.
2. Вспомните свою жизнь там, рассказы ваших родителей и людей старшего возраста, которым довелось ходить по древним гамсутлинским улицам. Важна каждая деталь, каждая мелочь.
3. Ведь это наш долг как перед нашими предками, так и перед нашими детьми.
Вот и закончилось моё виртуальное путешествие по высокогорным вершинам дедушки ДАГЕСТАНА. Но каждый день мучает воспоминание об этом селе и я задаюсь вопросом: «Неужели все так и останется?!»
Кто не безразличен к своей истории, к своим корням, к родному языку спешите, сохраните то, что ещё можно сохранить. Хотя бы в памяти, ведь только она бессмертна.
Список литературы:
1. Интернет-ресурсы:
ok.ru›group53721846448241/topic/65848810108273
2. Статья в газете «Дагестанская правда» (Гамсутль - земля предков)
№№ 198-199
Информаторы:
1. Абдулджалилов Абдулджалил – единственный житель села Гамсутль.
2. Исрапилова Сабина – журналист газеты «Дагестанская правда»
3. Рассказ туристов из «Турагентство» г. Махачкалы, побывавших в ауле Гамсутль (впечатления).
4. Сайпулла Салихов, директор МУП «Гунибснаб».
Источник: http://dagpravda.ru/rubriki/obshchestvo/27457926/ © Дагестанская правда
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.