Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"
Оценка 4.9

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
химия
10 кл
15.05.2019
Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"
Внесение литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес студентов. Поэтому очень важно использовать на уроке различные литературные произведения. Это помогает студентам глубже понять изучаемый материал, а также создаёт атмосферу игры и соревнования на уроке. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление студентов, а также способствует их эвристической деятельности на уроке.
Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся.docx
Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся При изучении любого предмета крайне важной является межпредметная связь   с   другими   науками,   которые   изучают   учащиеся.   Так,   при   изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой,   биологией,   физикой   и   географией,   то   есть   предметами естественно­математического   цикла.   Однако   внесение   литературных отрывков, загадок или стихов в современный урок химии придаёт изучаемому материалу   особую   привлекательность   и   развивает   интерес   студентов. Поэтому   очень   важно   использовать   на   уроке   различные   литературные произведения. Это помогает студентам  глубже понять изучаемый материал, а также   создаёт   атмосферу   игры   и   соревнования   на   уроке.   Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление студентов, а также способствует их эвристической деятельности на уроке. При   изучении   темы   «Подгруппа   азота.   Азотная   кислота»   можно использовать   сказку   об   азотной   кислоте.   Студенты   ,   прослушав   сказку   в начале урока, угадывают, о каком веществе идёт речь, и какое соединение будет   изучаться   на   данном   уроке.   Благодаря   этому   внимание сосредотачивается на предстоящей новой теме, и появляется особый интерес к уроку. Особенно удачно можно использовать стихи и загадки на уроке химии при изучении темы « Вода – растворитель. Растворы». Постановке задачи и темы урока помогают строки: Безбрежная ширь океана И тихая заводь пруда, Струя водопада и брызги фонтана И все это – только вода!   Высокие гребни вздымая, Бушует морская вода. И топит, как будто играя, Большие морские суда.   В кружева будто одеты Деревья, кусты, провода. И кажется сказкою это, А в сущности – только вода!             На  уроке – обобщении  знаний   об  основных  классах  неорганических соединений     можно   вовлечь   студентов     в   путешествие   по   химическому лабиринту. Четыре основных типа неорганических соединений представляют в   качестве   жителей   разных   государств.   Название   каждого   государства учащиеся угадывают. Целесообразно использовать следующие строчки: Мы – жители непростые, Нас очень много на Земле! Особым даром обладая, Мы растворяемся в воде. А как на кожу попадём, Мы тут же сильно обожжем. Окрасим лакмус в синий цвет, Без нас нейтрализации нет. Без нас не обойдётесь тут! Скажите, как же нас зовут? (щёлочи) Для того чтобы студенты  верно ответили на вопрос, они должны вспомнить свойства оснований. При   знакомстве   с   солями   необходимо   напомнить   обучающимся   об   их практическом использовании: Хоть мы разные на цвет, Но важней нас в мире нет! И нитраты, и сульфаты, Карбонаты и фосфаты! Все важны и все нужны! Догадались, кто же мы?   Знают люди во всем мире КМnO4. Приключится вдруг беда Может с тобой иногда. Ты промоешь рану им, Будешь цел и невредим.   можно   заострить   внимание   на   самом Повторяя   класс   оксиды, распространенном   веществе   на   Земле   –   воде,   которое   тоже   относится   к данному классу: Я очень важный житель града, И это есть моя награда! Я растворяю вещества, Почти всегда и наверняка!   Все моря и океаны, Реки все и водопады! Их питаю я, друзья, Назовите же меня! (Вода, класс ­ оксиды) Особенно важным становится применение стихов и загадок при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.   И.   Менделеева».   После   изучения   структуры   периодической   системы необходимо   закрепить   знания   студентов   ,   их   умение   находить   любой химический   элемент   по   его   положению   в   периодической   системе.   Можно предложить такие загадки: Я в периодической системе Живу на третьем этаже. Хоть группа у меня седьмая, Но применяюсь я везде. Кислоты, соли есть повсюду, Даже в воде встречаюсь я. Я очень­очень счастлив буду, Коль назовёте вы меня. (хлор)       Интерес  студентов  к загадкам и стихам по химии настолько велик, что они не только с большим удовольствием отгадывают загадки в стихотворной форме, но и сами сочиняют стихи. Н2SO4 – это серная кислота! В одном только названии чувствуется острота. Если получим от нее ожог, Переступим мы медицинский порог. Например, о значении химии ребята высказываются так: Химия моя! Ты наука века! Обеспечила нитратами человека. Овощи ли ем, фруктами питаюсь, Всюду и везде с химией встречаюсь!             После   изучения   темы   «Кислород»   один   из   обучающихся     написал следующие стихи – загадку: Он бесцветен и невиден, Но в природе столь обыден, Ведь находится везде: В почве, воздухе, воде. Без него бы человек Не прожил бы и вовек. В общем, это элемент, Важней какого нет. Ну, а если кто решил, Что все это – водород, Тот, конечно, поспешил, Ведь загадан – ... (Кислород) Значение   стихотворных   загадок   при   изучении   химии   переоценить невозможно.   Каждое   используемое   на   уроке   стихотворение   несёт   в   себе определённую   учебную   цель   и   имеет   химический   смысл.   Их   применение придаёт   уроку   химии   особую   привлекательность   и   является   одним   из способов   развития   интереса   к   химии   как   к   науке,   а   также   способствует развитию логического мышления «Не   могу   представить   себе   химика,   не   знакомого   с   высотами   поэзии,   с картинами   живописи,   с   хорошей   музыкой.   Вряд   ли   он   создаст   что­либо значительное в своей области…» ­ писал академик А.Е. Арбузов. Многие   химики   были   не   только   великими   учеными,   но   и   одаренными музыкантами   и   поэтами.   Можно   вспомнить   имена   М.В.   Ломоносова,   Н.А. Морозова, А.П. Бородина, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У. Шекспира, Д. Байрона, И.Ф.   В.М.   Гюго   Шиллера,   И.В.   Гете,   а   также   В.А.   Жуковского   и   А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы   сам   писал   стихи.   Отдыхать   Менделеев   любил   за   чтением   авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов можно использовать на уроках химии, т.к. они изобилуют химическими описаниями. При первом знакомстве с химией важно показать огромную роль этой науки в жизни человека, в природе, обществе, истории. Очень образно и эмоционально о безграничной власти химии сказано одним из героев романа  У.Коллинза “Женщина   в   белом”  –   графом   Фоско:  “Химия   всегда   имела   для   меня неотразимую   привлекательность   благодаря   огромной,   безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества.   …Говорят,   разум   управляет   Вселенной.   Но   что   правит разумом? Тело находится во власти самого всесильного властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его   тело   до   такого   состояния,   что   его   перо   начнет   плести   самый несообразный вздор, который когда­либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит   Нерона   в   кротчайшего   из   людей,   а   утренний   завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом   же   появлении   врага.   Клянусь   своей   священной   честью, человечеству   повезло:   современные   химики   по   большей  части   волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…”.  Опыты алхимиков описаны в произведении Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». В средние века у алхимиков обязательной составной частью   «философского   камня»   и   выражением   одного   из   «основных   начал природы» была сера. В романе А.Дюма «Граф Монте­Кристо» герой­аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и ему для её лечения дали серу, которую предприимчивый аббат использовал для изготовления пороха. В далекие времена поваренная соль (хлорид натрия NaCl) представляла собой очень большую ценность, о чем рассказывается в таких произведениях как «Петр Первый» А.Н.Толстого, «Князь Серебряный» А.К.Толстого. При   изучении   способов   разделения   смесей,   методов   очистки   воды   можно использовать отрывок из сказки “Мороз Иванович”: “Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода­то знай проходит сквозь песок да сквозь угольки и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…”. Эту   же   сказку   можно   использовать   при   изучении  темы   «Кислородные соединения углерода» “–  А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься? –  А   я   затем   в   окошки   стучусь,   –   отвечал   Мороз   Иванович,   –   чтоб   не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже   и   совсем   умереть   от   угара   можно”.  (Вопросы:   Почему   нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара   можно   умереть?).   Речь   идет   о   сильном   яде   –   оксиде   углерода   (II), угарном газе (CO). Уравнение химической реакции образования угарного газа: C + CO2  В произведении А. Конан Дойл «Случай с переводчиком» используются тривиальные названия соединений углерода. « ­ Угарный газ! – вскричал Холмс.   –   Подождите   немного,   сейчас   он   уйдет.   Заглянув   в   дверь,   мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в   маленькой   медной   жаровне   посредине…   В   раскрытую   дверь   тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.» В   другом   произведении  В.   Короткевич.   «   Черный   замок   Ольшанский» используется еще одно тривиальное название химического вещества.  2CO – 175кДж ↔ «  ­ Вы  слышали  об  эффекте  «собачьей  пещеры»  в   Италии?  Есть  там такая   пещера   –   яма.   Человек   войдет   и   ходит,   а   собака   или   кролик погибают через несколько минут. ­ Почему? ­ Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее   воздуха,   то   остается   внизу.   Человеческая   голова   выше   этой зоны. Собачья­ нет… В   романе  А.   Конан   Дойла   «Маракотова   бездна»  есть   эпизод,   когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне   океана:  «Воздух   был   тяжелый,   спертый.   Он   так   был   пропитан углекислотой,   что   живительная   струя   сжатого   кислорода   с   трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха,   но   отравленная   зона   поднималась   все   выше   и   выше.»   Из критической   ситуации   исследователей   выручили   подводные   жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего   сверхъестественного,   ничего   противоречащего   законам   природы: один   из   ящичков   был,   несомненно,   оригинальным   источником   свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания.» Именно гидроксид кальция   был   применен   в   кислородных   аппаратах   закрытого   типа, используемых   альпинистами   в   Гималайском   плоскогорье.   Кроме   того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания.   Верна «Химической   энциклопедией»   можно   назвать   роман «Таинственный   остров».  Для   многих   учащихся   нелюбимыми   темами являются темы по производству неорганических и органических веществ. Но если обратиться к данному роману, то мы увидим, как писатель рассказывает в нём о таких химических понятиях как: Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь) Обработка стали. Получение серной кислоты. Получение стекла. Получение глицерина и нитроглицерина. Получение мыла. В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего « ­Какое топливо заменит уголь? ­Вода, ­ ответил инженер. ­Вода? Переспросил Пенкроф… ­Да, но вода, разложенная на составные части, ­ пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода   заменит   топливо;   водород   и   кислород,   из   которых   оно   состоит,  Ж. будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день,   друзья   мои,   и   в   тюрьмы   пароходов   станут   грузить   не   уголь,   а баллоны   с   двумя   этими   сжатыми   газами,   и   они   будут   сгорать   с огромнейшей тепловой отдачей…Вода – это уголь грядущих веков». Использование   отрывков   из   художественных   произведений   на   уроках способствует   пробуждению   и   поддержанию   познавательного   интереса   к химии.Студенты выполняют творческую, поисковую самостоятельную работу, находят   отрывки   из   художественной   литературы,   которые   содержат интересные   описания   тех   или   иных   химических   явлений,   физических   и химических свойств различных веществ и их применение в самых необычных ситуациях. Я   считаю,   что   произведения   художественной   литературы,   совершенствуя образное   мышление   ,   могут   оказать   благотворное   влияние   на   развитие   их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, т.е. тех качеств, которые необходимы для научного творчества. Чтение   отрывков   из   художественных   произведений   может   открыть   для обучающихся  не только новые и интересные стороны химической науки, как и   наоборот   знание   химии   позволит   глубже   понять   некоторые   моменты   в произведениях, в общем­то от химии далеких. Фрагменты   литературных   произведений,   используемые   на   уроках   химии, несут   эмоциональную   и   познавательную   нагрузку.   Цель   таких   уроков   ­   не только   обобщение   знаний,   но   и   установление   связей   между   химией   и литературой, историей, биологией, физикой.

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"

Методическая разработка "Нетрадиционные задания как средство развития познавательной активности обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2019