Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Оценка 4.9

Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Оценка 4.9
Научные работы
doc
физика
8 кл
23.09.2018
Методическая разработка  «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Объяснить физическое явление-это значит на основе имеющихся знаний выявить тот закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определяют механизм его протекания .Вместе с тем объяснение можно рассматривать как компонент, вид учебно-познавательной деятельности учащихся.Чтобы научить школьников объяснять физические явления, необходимо ознакомить их с общими правилами проведения этой процедуры. Рассмотрим структуру данного процесса.Объяснить физическое явление-это значит на основе имеющихся знаний выявить тот закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определяют механизм его протекания .Вместе с тем объяснение можно рассматривать как компонент, вид учебно-познавательной деятельности учащихся.Чтобы научить школьников объяснять физические явления, необходимо ознакомить их с общими правилами проведения этой процедуры. Рассмотрим структуру данного процесса.
«Обучение учащихся уметь объяснять физические явления».doc
Введение    Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход к образованию.  Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности  человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю  психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом,  личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером  организации их деятельности, в первую очередь учебной. Методическая разработка  «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений»     Объяснить физическое явление­это значит на основе имеющихся знаний выявить тот  закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определяют механизм  его протекания .Вместе с тем объяснение можно рассматривать как компонент, вид  учебно­познавательной деятельности учащихся.Чтобы научить школьников объяснять  физические явления, необходимо ознакомить их с общими правилами проведения этой  процедуры. Рассмотрим структуру данного процесса. Объяснение разбиваем на шесть взаимосвязанных последовательных шагов. I шаг ­ знакомство с его видимыми особенностями. Осуществляется оно через изложение  материала учителем, чтение  текста из учебника, постановку опыта ,демонстрацию модели,  просмотр фильма, рассмотрение рисунка. Этот шаг связан с чувственным восприятием. II шаг – составление рассказа об увиденном или услышанном.После знакомства с  «внешними» признаками явления и тем, как оно протекает, ученик должен своими словами  пересказать, что он увидел, услышал, прочел. Этот шаг – усвоение исходных данных.Он  осуществляется на основе речевых действий. III шаг – выделение взаимодействующих объектов (тел, частей тела, частиц) и  установление  их состояний. В процессе этого шага осознается, какие объекты участвуют в  протекании явления и что протекает к каждым объектом. Это шаг ­  мыслительное  действие, а именно анализ. IV шаг – раскрытие механизма протекания явлений. Требуется вначале разделить это  явление  на последовательно происходящие процессы и назвать каждый из них, а затем  выяснить, как и почему они протекают (при этом отталкиваются от физической теории,  законов) и каков его результат. Закончив «цепочку» анализа первого процесса, переходят  ко второму, а потом к третьему и т.д. Так последовательно раскрывается механизм  протекания явления. Этот шаг тоже анализ; он опирается на логическое мышление.  Выделенные процессы записываются тоже в столбик, а их причины и характеристики  протекания­ в соответствующие строки. V шаг – краткое суммирование ( с выделением главного) результатов , полученных в IV  шаге. Для выполнения этой работы требуется произвести следующие мыслительные  операции: синтез знаний. Вычленение основного материала. VI шаг – общий вывод. Формулируется краткое заключение о сути объяснимого явления.  Правильность суждений проверяется на опыте. Пример .Урок  физики 8 класс Задание. Объясните, как и почему происходит нагревание воздуха в комнате от батареи  центрального отопления. I шаг ­ знакомство с его видимыми особенностями.  II шаг – составление рассказа об увиденном. II шаг  ­ выделение взаимодействующих объектов:    батарея вода внутри нее воздух в комнате. Анализ состояния  каждого из них:    батарея – твердое тело, нагретое до 80­90С вода – горячая жидкость воздух – газ. Температуры воды и батареи одинаковы, а воздуха меньше. IV шаг – раскрытие механизма протекания явлений: нагретая вода передает свою энергию  батарее, последняя нагревается; воздух, соприкасающийся с батареей, тоже постепенно  нагревается. И вследствие этого происходит его тепловое расширение. На нагретый воздух  действуют две силы : архимедова, направленная вертикально вверх, и сила тяжести,  направленная вниз. Но архимедова сила больше, чем сила тяжести, так как плотность  холодного воздуха больше плотности  теплого. Поэтому теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный. Этот холодный воздух тоже нагревается от батареи,  поднимается вверх, уступая место следующей порции холодного воздуха и т.д. В  результате комнате образуются два воздушных  потока ( вверх и вниз), благодаря которым  воздух постепенно нагревается, т.е. получается конвекция. V шаг – краткое суммирование результатов анализа: воздух, прилегающий к батарее,  нагревается и вследствие этого расширяется. На теплый воздух со стороны холодного  действует архимедова сила, которая больше. Чем сила тяжести.Благодаря этому теплый  воздух поднимается вверх, его место занимает холодный; образуется конвекция.  VI шаг –вывод: распространение теплоты в комнате объясняется конвекцией, которая  происходит по трем причинам :  из­за нагревания при соприкосновении  теплового расширения тел  действие архимедовой силы. В практике преподавания можно использовать два способа работы:  вначале разобрать все задания «словесно», по шагам, как было изложено выше, а потом предложить оформить рассуждения письменно в виде схемы.  Разобрать сначала первый шаг устно и тут же записать результаты анализа в схему, то  же сделать со вторым шагом и т.д., после этого изложить все выполненные операции в  виде рассказа. Оба приема полезны на начальной стадии обучения, когда только формируется  умение объяснять физические явления. Предложенная схема обладает свойством широкого переноса и работа с ней может  быть отнесен к числу общеучебных умений. Иными словами, ее использование возможно и  целесообразно и на занятиях по другим естественным дисциплинам – географии, химии,  биологии. Структура процесса объяснения физических явлений I) II) Знакомство с явлением (слуховое, зрительное, чувственное восприятие) Рассказ об увиденном или услышанном (речевое действие) Выделение III) взаимодействующих объектов (тел) IV) Раскрытие механизма протекания явления Название объекта I II III N Название процесса I II III N Анализ состояния каждого объекта Анализ каждого процесса Состояние I II III N Причины, характер протекания результат I II III N Краткое суммирование главных результатов анализа Общий вывод V) VI) Опытная проверка правильности высказывании

Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка  «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка  «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка  «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)

Методическая разработка  «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018