Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Оценка 4.9
Научные работы
doc
физика
8 кл
23.09.2018
Объяснить физическое явление-это значит на основе имеющихся знаний выявить тот закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определяют механизм его протекания .Вместе с тем объяснение можно рассматривать как компонент, вид учебно-познавательной деятельности учащихся.Чтобы научить школьников объяснять физические явления, необходимо ознакомить их с общими правилами проведения этой процедуры. Рассмотрим структуру данного процесса.Объяснить физическое явление-это значит на основе имеющихся знаний выявить тот закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определяют механизм его протекания .Вместе с тем объяснение можно рассматривать как компонент, вид учебно-познавательной деятельности учащихся.Чтобы научить школьников объяснять физические явления, необходимо ознакомить их с общими правилами проведения этой процедуры. Рассмотрим структуру данного процесса.
Введение
Стандарты второго поколения опираются на деятельностный подход к образованию.
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности
человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю
психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом,
личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером
организации их деятельности, в первую очередь учебной.
Методическая разработка
«Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений»
Объяснить физическое явлениеэто значит на основе имеющихся знаний выявить тот
закон или их совокупность, которые управляют данным явлением, определяют механизм
его протекания .Вместе с тем объяснение можно рассматривать как компонент, вид
учебнопознавательной деятельности учащихся.Чтобы научить школьников объяснять
физические явления, необходимо ознакомить их с общими правилами проведения этой
процедуры. Рассмотрим структуру данного процесса.
Объяснение разбиваем на шесть взаимосвязанных последовательных шагов.
I шаг знакомство с его видимыми особенностями. Осуществляется оно через изложение
материала учителем, чтение текста из учебника, постановку опыта ,демонстрацию модели,
просмотр фильма, рассмотрение рисунка. Этот шаг связан с чувственным восприятием.
II шаг – составление рассказа об увиденном или услышанном.После знакомства с
«внешними» признаками явления и тем, как оно протекает, ученик должен своими словами
пересказать, что он увидел, услышал, прочел. Этот шаг – усвоение исходных данных.Он
осуществляется на основе речевых действий.
III шаг – выделение взаимодействующих объектов (тел, частей тела, частиц) и
установление их состояний. В процессе этого шага осознается, какие объекты участвуют в
протекании явления и что протекает к каждым объектом. Это шаг мыслительное
действие, а именно анализ.
IV шаг – раскрытие механизма протекания явлений. Требуется вначале разделить это
явление на последовательно происходящие процессы и назвать каждый из них, а затем
выяснить, как и почему они протекают (при этом отталкиваются от физической теории,
законов) и каков его результат. Закончив «цепочку» анализа первого процесса, переходят
ко второму, а потом к третьему и т.д. Так последовательно раскрывается механизм
протекания явления. Этот шаг тоже анализ; он опирается на логическое мышление.
Выделенные процессы записываются тоже в столбик, а их причины и характеристики
протекания в соответствующие строки.
V шаг – краткое суммирование ( с выделением главного) результатов , полученных в IV
шаге. Для выполнения этой работы требуется произвести следующие мыслительные
операции: синтез знаний. Вычленение основного материала. VI шаг – общий вывод. Формулируется краткое заключение о сути объяснимого явления.
Правильность суждений проверяется на опыте.
Пример .Урок физики 8 класс
Задание.
Объясните, как и почему происходит нагревание воздуха в комнате от батареи
центрального отопления.
I шаг знакомство с его видимыми особенностями.
II шаг – составление рассказа об увиденном.
II шаг выделение взаимодействующих объектов:
батарея
вода внутри нее
воздух в комнате.
Анализ состояния каждого из них:
батарея – твердое тело, нагретое до 8090С
вода – горячая жидкость
воздух – газ.
Температуры воды и батареи одинаковы, а воздуха меньше.
IV шаг – раскрытие механизма протекания явлений: нагретая вода передает свою энергию
батарее, последняя нагревается; воздух, соприкасающийся с батареей, тоже постепенно
нагревается. И вследствие этого происходит его тепловое расширение. На нагретый воздух
действуют две силы : архимедова, направленная вертикально вверх, и сила тяжести,
направленная вниз. Но архимедова сила больше, чем сила тяжести, так как плотность
холодного воздуха больше плотности теплого. Поэтому теплый воздух поднимается вверх,
а его место занимает холодный. Этот холодный воздух тоже нагревается от батареи,
поднимается вверх, уступая место следующей порции холодного воздуха и т.д. В
результате комнате образуются два воздушных потока ( вверх и вниз), благодаря которым
воздух постепенно нагревается, т.е. получается конвекция.
V шаг – краткое суммирование результатов анализа: воздух, прилегающий к батарее,
нагревается и вследствие этого расширяется. На теплый воздух со стороны холодного
действует архимедова сила, которая больше. Чем сила тяжести.Благодаря этому теплый
воздух поднимается вверх, его место занимает холодный; образуется конвекция.
VI шаг –вывод: распространение теплоты в комнате объясняется конвекцией, которая
происходит по трем причинам :
изза нагревания при соприкосновении
теплового расширения тел
действие архимедовой силы.
В практике преподавания можно использовать два способа работы: вначале разобрать все задания «словесно», по шагам, как было изложено выше, а потом
предложить оформить рассуждения письменно в виде схемы.
Разобрать сначала первый шаг устно и тут же записать результаты анализа в схему, то
же сделать со вторым шагом и т.д., после этого изложить все выполненные операции в
виде рассказа.
Оба приема полезны на начальной стадии обучения, когда только формируется
умение объяснять физические явления.
Предложенная схема обладает свойством широкого переноса и работа с ней может
быть отнесен к числу общеучебных умений. Иными словами, ее использование возможно и
целесообразно и на занятиях по другим естественным дисциплинам – географии, химии,
биологии.
Структура процесса объяснения физических явлений I)
II)
Знакомство с явлением
(слуховое, зрительное,
чувственное восприятие)
Рассказ об увиденном
или услышанном
(речевое действие)
Выделение
III)
взаимодействующих
объектов (тел)
IV)
Раскрытие механизма
протекания явления
Название
объекта
I
II
III
N
Название
процесса
I
II
III
N
Анализ
состояния
каждого
объекта
Анализ
каждого
процесса
Состояние
I
II
III
N
Причины,
характер
протекания
результат
I
II
III
N
Краткое суммирование
главных результатов
анализа
Общий вывод
V)
VI)
Опытная проверка
правильности
высказывании
Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Методическая разработка «Обучение учащихся уметь объяснения физических явлений» ( 8 класс,физика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.