Методическая разработка первого урока в 7 классе по теме Что изучает физика?
Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
физика
7 кл
26.02.2017
А сейчас я расскажу вам о новом учебном предмете, которым мы будем заниматься пять лет. Во время моего рассказа постарайтесь в тетради делать краткие записи, используя которые вы дома сможете ответить на вопросы, которые мы запишем позже. Итак…
Физика создана разумом и чувствами человека. «Как устроен Мир? Какое место я занимаю в нем?», - такие вопросы стали волновать человека с того момента, когда он встал с четверенек на две ноги и понял, что он – высшее млекопитающее!
Всю информацию о Мире человек получает через органы чувств. Зрение, слух, обоняние, осязание и вкус - вот пять окон, через которые наше собственное «Я» изучает окружающий Мир.От того, как пройдет первый урок, будет зависеть: ученики к новому предмету будут относиться увлеченно или нет!
МетодРазрУрок - рассказ.Физика и научно-технический прогресс( для Форума7) - копия.doc
Физика и научно – технический прогресс.
(методическая разработка для 1 урока по физике в 7 классе)
Майборода Иван Александрович, учитель физики
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 281,СПб
Тема урока: что изучает физика?
Тип урока: урок – рассказ
Цель урока: знакомство учащихся с новой наукой – физикой, изучающей природу и
простые, но наиболее общие изменения, происходящие с телами в окружающем нас Мире.
Оборудование урока: 1) иллюстрации механических, тепловых, электрических,
магнитных, звуковых, световых и др. явлений
2) иллюстрации «пяти окон в природу»: зрение (глаза), слух
(уши), обоняние (нос), осязание (подушечки пальцев), вкус (кончик языка)
3) видео ( фильм «Научно – технический прогресс»)
Учитель: запишите тему урока. А сейчас я расскажу вам о новом учебном предмете,
которым мы будем заниматься пять лет. Во время моего рассказа постарайтесь в тетради
делать краткие записи, используя которые вы дома сможете ответить на вопросы, которые
мы запишем позже. Итак…
Физика создана разумом и чувствами человека. «Как устроен Мир? Какое место я
занимаю в нем?», такие вопросы стали волновать человека с того момента, когда он
встал с четверенек на две ноги и понял, что он – высшее млекопитающее!
Всю информацию о Мире человек получает через органы чувств. Зрение, слух, обоняние,
осязание и вкус вот пять окон, через которые наше собственное «Я» изучает окружающий
Мир.
Мозг обрабатывает гигантское количество сигналов, исходящих от тел, и у человека
возникает ощущение тепла или холода, гладкости или шероховатости, цвета или яркости,
громкости или тишины, размеров и формы. Причем более 95 % всей информации дают
зрение и слух. А если человек родился слепоглухонемым? Как ему объяснить, что такое
красное или зеленое, если он никогда лучика света не видел? Как рассказать о прекрасных
звуках скрипки, если он никогда ни одного звука не слышал? Да, проблемы очень
грандиозные, но это уже другая тема.
Человек, в отличие от животных, способен улавливать неявные, скрытые свойства тел и
явлений, тем самым накапливать и передавать Знания. За тысячелетия человечество
накопило огромное количество знаний, и одному человеку впитать в себя их всю
совокупность невозможно. Поэтому люди специализируются в какой – нибудь достаточно
узкой области, а потом делятся плодами своих достижений.
«Наука – это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством
системы все познаваемые явления нашего мира», писал А.Эйнштейн.
Физика – одна из наук о Природе, о наиболее простых и вместе с тем наиболее общих
свойствах тел и явлений. Физики накопили значительное количество сведений, которые
понадобились и представителям других естественных наук. Именно эти науки, используя
знания физики, привели в ХХ и ХХ1 веке к состоянию, которое мы называем научно –
технической революцией или лучше – научно – технический прогресс!
Сегодня научно – технические знания, лежащие в основе научно – технического
прогресса, в принципе позволяют пяти процентам населения прокормить остальные 95
процентов и еще создавать излишки!
Могучие силы природы, освобожденные наукой для блага людей, требуют бережного,
взвешенного, продуманного обращения с ними. Поиск истины не может быть безнравственным. Безнравственными и несовершенными могут быть люди, пользующиеся
научными достижениями с той или иной целью. Поэтому обучение и воспитание
нравственного, умного, знающего, трудолюбивого и добросовестного человека является
главной задачей учителя физики!
«Создав атомную бомбу, человечество потеряло бессмертие. Если мы не добьемся ее
запрета, то подпишем смертельный приговор себе и своей науке!»(А.Эйнштейн).
«Две вещи наполняют мой дух вечно новым благоговением: звездное небо надо мной и
нравственный закон во мне» (Иммануил Кант).
Вот перечень разделов физики, которые внесли неоценимый вклад в научно –
технический прогресс:
1) механика: расчеты конструкций всех средств передвижения и маршрутов
транспортных средств, траекторий планет и космических кораблей;
2) оптика и квантовая физика: лазерная микрохирургия, голография, лазеролокация;
3) электричество: электро и радиотехника, компьютерная техника;
4) физика твердого тела, физика высоких давлений: искусственные алмазы;
5) электроника: буквенно – цифровые индикаторы (физика жидких кристаллов);
6) ядерная физика, физика элементарных частиц: энергетика, медицина,
биотехнология.
Физика : очевидная и невероятная!
В эпоху НТП что принесет она людям? Во многом этот зависит от нас!
Приложение.
Сегодня почти все, что нас окружает в городе, почти все, чем мы пользуемся, являются
элементами не природного, естественного, а научно – технологического, искусственного
мира.
А теперь давайте немного пофантазируем!
Предположим, что сто лет назад, не желая идти на войну, Карп Лыков убежал в тайгу, за
500 км от цивилизации и от нервных потрясений заснул летаргическим сном!
Его случайно находят геологи. Применив современные медицинские препараты, им
удается его разбудить. И выяснить, что его зовут Карп Лыков. И первое, что он спросил,
озадачило геологов. Как здоровье царя Николая Второго? Закончилась или нет Первая
мировая война?
Геологи по портативной рации сообщили в город, что нашли в тайге молодого человека
времен царствования Николая Второго и попросили помощи для доставки его в город.
Через пару часов прибыли корреспонденты «Вестей», во главе с Дмитрием Кисилевым.
Но их опередил телерепортер Пьяных из «Анатомии дня», спрыгнувший с реактивного
самолета на парашюте и успевший уже заключить с Карпом Максимовичем контракт на
несколько выступлений в программе «Анатомия дня», в 2320, ежедневно!
Прежде чем бедняга успевает, как следует прийти в себя, ему показывают в
иллюминатор реактивного самолета Москву сверху, в том числе с бесконечными потоками
автомобилей, движущихся по проспектам и улицам.
Приземление, медицинский осмотр в поликлинике. Карпа Лыкова рентгенируют, ему
измеряют давление, электроэнцефалограф исследует волны его мозга, электрокардиограф
проверяет работу его сердца, а «детектор лжи» правдивость рассказанной им истории.
Физиологи, офтальмологи, эндокринологи, гельминтологи, психологи и множество других
суетятся вокруг Карпа, стараясь исследовать его и даже просто прикоснуться к нему.
Скоростной лифт поднимает Карпа в телестудию, перед ним – искусственное Солнце.
Он видит себя на экране, видит всю историю доставки его в Москву. Потрясенный, он
чешет затылок, не подозревая, что каждый его жест, каждое его слово транслируются на
всю страну и даже за рубеж! Впервые в жизни он пробует мороженое, пищу, приготовленную в электропечи или
извлеченную из холодильника.
Карпа одевают в искусственную шерсть и нейлон, он ощущает запахи, которых не было
сто лет назад. Ему показывают на экране рентгеновский снимок его внутренностей,
предлагают сделать операцию на сердце, подремонтировать левый клапан.
По мобильному телефону он разговаривает с Президентом и желает ему здоровья.
Ему показывают электронный микроскоп и радиотелескоп, миниатюрный транзисторный
приемник, лазеры и ракету, стартующую на Марс.
Это наука, наука, наука. Всего этого не было сто лет назад.
Сто веков лошадь была самым быстрым средством передвижения. И только за один век
люди пересели с лошади на паровоз, на пароход, на автомобиль, на реактивный самолет, на
ракету.
Тысячекратно увеличилась скорость, с которой мы можем попадать из одного пункта в
другой. Новейшие телескопы тысячекратно увеличили нашу дальнозоркость, электронные
микроскопы – нашу способность видеть малое, благодаря новейшим энергетическим
установкам в тысячи раз возросла мощь человека!
На протяжении жизни одного – двух поколений точное знание выросло в решающий
фактор для судеб человеческой цивилизации. Если успехи науки будут использоваться для
блага человека, а не во вред ему, мы можем считать, что перед человечеством еще сотни
тысяч лет развитого движения к прекрасному будущему!
А сейчас мы посмотрим фильм, который был снят на киностудии Ленфильм «Научно –
технический прогресс». Постарайтесь во время просмотра фильма продолжать делать в
тетради краткие записи о просмотренном материале. Итак, смотрим…
А сейчас запишем вопросы, на которые вы дома в тетради письменно ответите.
При ответах используйте то, что вы сегодня услышали и увидели.
1) Что такое физика и что она изучает?
2) Что такое физическое явление и какие физические явления вы сегодня узнали?
3) Приведите примеры механических явлений.
4) Приведите примеры тепловых явлений.
5) Приведите примеры электрических явлений.
6) Приведите примеры магнитных явлений.
7) Приведите примеры звуковых явлений.
8) Приведите примеры световых явлений.
9) Приведите примеры физических приборов, о которых вы услышали или увидели.
При выполнении работы можете использовать выполненные карандашом пояснительные
рисунки. А в конце работы напишите, понравился ли вам сегодняшний урок? Что больше
всего понравилось?
А теперь запишите домашнее задание : * 1,2, задание в тетради
Методическая разработка первого урока в 7 классе по теме Что изучает физика?
Методическая разработка первого урока в 7 классе по теме Что изучает физика?
Методическая разработка первого урока в 7 классе по теме Что изучает физика?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.