Методическая разработка "Первые школьные отметки"
Оценка 5

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Оценка 5
Памятки +1
docx
воспитательная работа +1
2 кл
24.02.2017
Методическая разработка "Первые школьные отметки"
Родительское собрание. Конспект Тема: Первые уроки школьной отметки» Задачи собрания: 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. 2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Данная разработка -это помощник в организации родительского собрания для родителей второго класса в первом полугодии. буду рада помочь коллеги!Родительское собрание. Конспект Тема: Первые уроки школьной отметки»
родительское собрание Значение первых отметок.docx
Родительское собрание. Конспект Тема: Первые уроки школьной отметки» Задачи собрания: 1. Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка. 2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребенка. Ход собрания: 1. Вступительное слово классного руководителя. ­ Здравствуйте, уважаемые родители! Начать наше собрание я хотела бы со  стихотворения. Послушайте, пожалуйста, его и постарайтесь сформулировать тему  собрания. Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит  С тройкой, Раздается три звонка.  Если вдруг у нас  В квартире Начинается трезвон ­  Значит, пять  Или четыре Получил сегодня он.  Если он приходит С двойкой ­  Слышу я издалека: Раздается два коротких, Нерешительных  Звонка.  Ну, а если  Единица, Он тихонько  В дверь стучится. ­ Как думаете , о чём сегодня пойдёт разговор на нашем родительском собрании? ­ Уважаемые папы и мамы! С 3 четверти наши дети станут получать оценки. Сегодня мы  собрались поговорить о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни  вашего ребенка и вашей семьи; именно школьная отметка часто является яблоком  раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.  Сегодня мы построим свое собрание так, чтобы больше проиграть те ситуации, которые  связаны со школьной отметкой. Это поможет вам избежать часто встречающихся  ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой. 2. Педагогический тренинг. ­ А что для вас значит школьная отметка вашего ребёнка? Упражнение первое. Родители, сидя в круге, отвечают на вопрос классного руководителя: «Что значит для  вас школьная отметка вашего ребенка?». Классный руководитель записывает на доске  мнения родителей, которые наиболее часто повторяются; затем эти мнения  обсуждаются совместно. ­ Кто из вас помнит свою первую школьную отметку? Упражнение второе. Родители обсуждают свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками.  Они осмысливают их со своей теперешней родительской позиции. Родительский лекторий ­ Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том, что стоит за отметками учеников. Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам, взрослым, относиться к  отметкам наших детей?  Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учатся  они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому  нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать  его особых заслуг и способностей. А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было  упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я  ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у  других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто,  эта скромная “3”­ свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша, заслуживает  похвалы. Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она  необходима. Подобное “усердие” под вашим нажимом, дорогие родители, это вы знаете  сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению. Нет,  не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”. Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из­за своего  честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”. Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка  появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5”  вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь  его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма.  Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать, вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5­6 раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада,  сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут  всю работу (например, заполняют дневник) Помните, что, наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его  нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и  грубым.  В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий. Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными  переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не  оценки, необходимо определиться, прежде всего нам самим. Отношение ребенка к  оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе,  прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на  плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.  Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы  спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас  интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают  ребенку понять, что главное в школе – учение и общение. Это вам на будущее. Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю  хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих, от внешней оценки.  Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него  что­то не получается, но он сам при этом не становится плохим.  Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а результаты его  деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты  думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".  Если ребенок болезненно переживает из­за оценок, можно помочь ему, используя слово "зато", то есть постараться найти в работе какое­то достоинство. Хорошо, если это не  просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например,  это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато  у тебя получилось очень красивые цифры" Как помочь ребенку? а). Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять. Напротив, излишняя  строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит  успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и  определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответственные. б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём  всегда­невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности­ например, к  музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить  положительное отношение к себе. в) Помнить о том, что отличная оценка­ не показатель знаний и не самоцель. Культ  пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни. Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к  оценочной деятельности нужно нам с вами:  1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их  поведении, изменения их работоспособности. 2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.  Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё  3. Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся  ситуации.  3. Педагогический тренинг. Упражнение третье. Родителям предлагается обсудить в группах типичные ситуации, связанные со  школьной отметкой и выработать коллективно стратегию поведения взрослых в  предложенной ситуации. Это поможет родителям в решении ситуаций подобного типа,  которые могут сложиться в их семье: • ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы; (уже надо приучать к самостоятельности, пусть пробует сначала  сделать сам, а вы потом проверьте) • ребенок выполняет домашнее задание, но учитель оценивает выполненное задание  плохой отметкой; (поработать над ошибками, разобраться, что сделано не так) • во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки,  неохотно доводит начатое дело до конца; (может устал, дать отдохнуть, двигательную  паузу, или переключиться на выполнение домашнего задания по предмету, который ему  больше нравится) • ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет; (прогнозировать заранее, перед работой надо ставить цель – напиши аккуратно) • ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой; (сигнал родителям, что есть  проблема, не ждать пока учитель сам позвонит , а придти, позвонить, поговорить с  учителем, как поработать над проблемой) • ребенок получает плохую отметку, но говорит родителям, что получил отличную  отметку. Это повторяется достаточно часто; (проверьте дневник) • ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний. (узнать  нормы оценок у учителя) ­ И в конце нашего разговора я хочу предложить вам памятки «Как относиться к  отметкам ребёнка?» Познакомьтесь с ними дома. Надеюсь они вам помогут Памятка для родителей. "Как относится к отметкам ребенка." • Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах  хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться,  чтобы быть в ваших глазах хорошим. • Сочувствуете своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда  невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны  знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. • Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего  душевного спокойствия. • Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради  положительного результата в виде высокой отметки. • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему  ребенку оценки вслух. • Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. • Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой,  над своей ленью. • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и  плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок  получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой. • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось  вам подражать. Итог: Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их  названия говорят сами за себя: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка",  равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица".  Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти  отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной  положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности  в себе, мешают развитию интереса к учению.  Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько  реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в  получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в  учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему  реальную помощь в учебе. Актуальность темы. При индивидуальном общении с родителями учеников моего класса выяснилось, что часть детей  испытывают затруднения при выполнении домашнего задания: большой объем, который требует много  времени. Я задалась вопросом, отчего это происходит, с чем это связано, хотя заданий больше задавать не стала по сравнению с прошлым годом. Почему другие дети с этими же заданиями в данном классе не  испытывают трудности и дефицита времени? Данная проблема натолкнула меня на то, чтобы спланировать и провести родительское собрание на  тему “Садимся за уроки”. Форма проведения: круглый стол. Подготовка: 1. Знакомство с психолого­педагогической литературой по теме собрания 2. Подборка книг и журналов для выставки. 3. Анкетирование учащихся и родителей класса.   Ход собрания На столе лежат картонные кружочки, с обратной стороны которых изображение яблока, груши,  апельсина. Родители при входе на собрание выбирают карточку. Такие же эмблемы лежат на столах. Родитель занимает стол соответственно выбранной карточке.  Таким образом сложились три рабочих группы. Приветствие: Ждала я этой встречи не случайно Он говорит о самом дорогом Нам важно чтобы потом нечаянно Не пожалеть не приходилось нам о том Что гдето чтото мы не досказали, Что чашу чувств не выпили до дна А оглянувшись вспоминали лишь сказанные добрые слова! Добрый день, уважаемые родители.  Наше собрание хотелось бы начать с добрых слов во время  знакомства  По кругу мы будем произносить свое И.О. и желать друг другу красивые доьрык слова  (Знакомство) Введение в тему собрания: Учитель ведет рассказ по сказке Ш. Перро “Красная Шапочка”. ­ Жила­была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше ее и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идет она лесом,  цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки­то не сделала, а солнце к вечеру  клонится… Задание для родителей: продолжить сказку, составив 1­2 предложения по цепочке. Основная часть Работа в микрогруппах. Решение педагогических ситуаций. 1) А мы делаем домашнее задание по литературе так… 2) Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не  заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные  проблемы решает сама. Что на понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и  получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?  Как вы оцениваете поведение родителей?  Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?  Ваши действия на “двойку” за домашнее задание? 3) Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание? ­ Как вы думаете, выполнение домашнего задания должно происходить сначала в черновом варианте, а  потом – в тетради? Примечание: в ходе работы микрогрупп классный руководитель дает пояснения, опираясь на  психолого­педагогическую литературу; приводит данные анкет. (Приложение № 2) Беседа учителя. ­ Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную  самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают  своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!”  Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В  первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает  качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что  все будет сделано хорошо и без особых усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления  домашних заданий. Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта  задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы. Выделить место для  занятий. Определить наилучший порядок приготовления уроков, а с другой стороны, воспитать у него  стойкую привычку садиться за уроки вопреки желаниям поиграть или погулять, сформировать умение  быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе. Малейшая внутренняя  ненастроенность ребенка или какие­то внешние неудобства могут оказаться серьезной помехой. Мне хочется привести пример вот такой работы выполнения домашнего задания: “Мой Петя сидит за уроками 3­4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание  сохранилось у него до десятого класса”. Но ведь во 2­м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора­двух часов. Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки. Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда­то  подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут… Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось  попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика… На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:     дважды встал из­за стола и ходил на кухню пить воду; один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать. Не началась ли программа мультфильмов; дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате; один раз доставал из стола альбом с марками и листал его. Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и  тетради… Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано  с толком, сколько и положено ученику 2­го класса. ­ Большую роль в организации учебного труда школьника и грает режим дня. Специальные  исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления  уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час  приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий  времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима  занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги,  чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на  расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми  книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм  усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что  если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться  учебным трудом. Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с  трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос. Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25  минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить  несколько физических упражнений. “Родительские советы” Каждая микрогруппа дает совет по выполнению домашнего задания.  Можно с юмором;  Строками из художественных произведений;  Высказыванием мыслителя­философа;  Афоризмом. Ребенок может все! Для этого важно не запрещать ему что­то делать, а лучше перевести его внимание  на более привлекательное и полезное. Научите ребенка видеть и слышать прекрасное. Рефлексия. Под музыкальное сопровождение родители передают свечу, заканчивая фразу: ­ Я сегодня благодарен себе за то… Решение родительского собрания: 1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание; 2. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних  заданий; 3. Хвалить за малейшее достижение. Список литературы. 1. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1986. 2. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М., 1988. 3. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1989. 4. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. М., 1994.

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"

Методическая разработка "Первые школьные отметки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017