Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 7 среднего общего образования
открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Методическая разработка по безопасности на железной дороге «Мы за безопасный путь».
Разработал:
воспитатель начальных классов
Константинова Елена Евгеньевна
Волгоград, 2016
Цель: формирование у младших школьников знания о правилах безопасного поведения на железнодорожном транспорте и около него.
Задачи:
Образовательные:
-закреплять, расширить и обобщить знания детей о железной дороге;
-активизировать словарь детей;
-уточнить знания о правилах безопасности на железной дороге;
-формировать умения применять полученные знания на практике.
Воспитывающие:
-прививать интерес к окружающему миру;
-воспитывать умения самостоятельно отвечать на вопросы;
-воспитывать умение работать в команде;
-развивать нравственные качества;
Развивающие:
-способствовать сплочению детского коллектива;
-развивать познавательные процессы;
Здоровьесберегающие:
-использовать здоровьесберегающие элементы (динамические паузы, физкультминутки);
-следить за выполнением санитарно-гигиенических требований.
Планируемые результаты:
-проявляет интерес к правилам безопасного поведения на ЖД;
-принимает активное участие в продуктивной деятельности;
-проявляет активность при ответе на вопросы в ходе мероприятия;
-может рассказать о правилах безопасного поведения на железной дороге;
-проявляет интерес к окружающему миру;
-выполняет задания.
Предварительная работа:
- чтение и заучивание стихов о железной дороге;
- отгадывание загадок;
- рассматривание иллюстраций;
- знакомство с работой на железной дороге;
- изготовление книжек-самоделок родителями с детьми на тему «Я выбираю безопасный путь»;
- рисование на тему «Знай правила безопаcности».
Учащихся необходимо разделить на 4 команды. Это лучше сделать с помощью игры. Предварительно следует подготовить четыре картинки паровоза, эти картинки разрезать на несколько частей. Каждый из учащихся выбирает себе часть картинки и с помощью магнита прикрепляет ее на доску. Таким образом, тот, кто собрал паровоз определенного цвета, оказывается в одной команде. Название команды ребята выбирают сами. Условием является то, что название должно совпадать с темой игры, «Мы за безопасный путь».
1. Организационный момент.
В
прекрасный ясный день,
Пойдем гулять все вместе.
Железная дорога рядом,
И знаем мы о том,
Что много интересного,
Найдем мы с ребятней!!!
- Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по безопасному пути?
(Ответы детей)
- Тогда, в добрый путь!
2. Основная часть
- Как вы думаете, для того чтобы наше путешествие было интересным, увлекательным и самое главное безопасным, что необходимо соблюдать?
(Ответы детей)
- В класс заходит начальник станции (пятиклассник в железнодорожной форме)
- Здравствуйте, ребята, я вижу, вы заняли свои места и очень торопитесь отправиться в путь. Но прежде, чем поезд тронется, предлагаю вам отгадать безопасные загадки.
Выходя
на улицу
Приготовь заранее
Вежливость и сдержанность ,
А главное - …
(Внимание.)
Вот
дорожная загадка:
Как зовется та лошадка,
Что легла на переходы,
Где шагают пешеходы?
(Зебра.)
Белый
треугольник, красная кайма.
Чудный паровозик,
С дымом у окна.
Этим паровозиком правит дед-чудак.
Кто из вас подскажет,
Что это за знак?
("Железнодорожный переезд без шлагбаума".)
Братцы
в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд, вагоны)
Молодцы! Смело можно отправляться в путь. Но будьте внимательны! На пути вам могут повстречаться те, кто не знают правила безопасного движения.
(Звучит песня «Голубой вагон», Проводник объявляет станцию).
- Станция « Мультляндия»
- На этой станции, я предлагаю вам посмотреть мультфильмы. Будьте внимательны и ответьте на вопрос: «Правильно ли поступают главные герои? И как бы в этом случае поступили вы?»
(Каждая команда по очереди смотрит свой мультфильм. После просмотра, обсуждается ситуация, сложившаяся в мультфильме. Выясняется понимание учащимися правил безопасного поведения, пути исправления ошибок).
- Молодцы, ребята, отправляемся дальше!
- Станция «Мы рисуем правила безопасности»
(Учащимся необходимо нарисовать свои правила безопасности и рассказать о них, пояснить, что они хотели показать своим рисунком).
- В класс забегает Петя Нарушалкин (ученик 5 класса)
- Привет, ребятня! Вы куда это ехать – то собрались??? Что это за рисуночки вы здесь нарисовали? (Ребята отвечают Пете на вопросы).
- Правила безопасности рисуете?? А может вы их еще и соблюдаете?? Какая скукотища. Я предлагаю вам отправиться совсем в другое путешествие…Там, куда я вас зову, такая красота!!! Рассказать? (Ответы детей).
- Я приглашаю вас туда, где сможем прыгать по рельсам, подлезать под поезда, ведь многие из них стоят так долго, что можно за шоколадкой сбегать и вернуться, а еще….если очень повезет, может и на крыше поезда прокатимся.
- Проводник: Петя, ты, кажется, не понимаешь того, что наши ребята не хотят нарушать правила. Они их соблюдают и хотят узнать как можно больше о том, как безопасно для себя и своих друзей находиться близ железной дороги. Разве ты сам не знаешь правила безопасности?
- Петя: Я правила, конечно, знаю, но это так скучно их соблюдать. Ребята, вы согласны? ( Ответы детей)
- Проводник: Тогда присядь и послушай, какие стихи подготовили для тебя ребята. Может быть тогда ты по – другому посмотришь на свои поступки.
Чтобы с тобой не случилась беда-
Знай и выполняй всегда
Правила несложные
Правила железнодорожные.
На платформе мы стоим
Поезда встречаем,
Но за линию ограничительную
Мы не заступаем.
Чтобы на вокзале тебе не потеряться
Надо за мамину руку держаться
Не шалить, не кричать
И окружающим не мешать.
Ты по рельсам не ходи!
Видишь - поезд впереди.
Машинист тут не поможет,
Быстро затормозить не сможет.
Дети с мячиком играли
И на рельсы забежали.
Знайте четко, ясно-
У путей играть опасно!
Даже если время нет
И спешишь ужасно
Под составом подлезать
Очень уж опасно!
Голубой вагон бежит, качается
Пассажиры заняли удобные места.
А на крыше поезда ехать запрещается,
Ведь случиться может страшная беда.
Проводник: Ну что, Петя, не передумал нарушать правила безопасного поведения на железной дороге?
Петя: Что – то я передумал приглашать вас, ребята, в такое опасное путешествие. Давайте – ка лучше поиграем здесь. Я знаю очень интересную железнодорожную паузу.
Динамическая пауза «Поезд»
Паровоз кричит: «Ду - ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте. На слова «Так-так-так!», ребята три раза хлопают в ладоши).
Проводник: Станция « Книжки – малышки»
- Чтобы не забыть правило безопасного поведения на железной дороге, ребята вместе с родителями подготовили книжки – малышки, в которых подробно описали и изобразили все те правила, с которыми они знакомы. А самое главное, то, что ребята никогда не нарушают эти правила.
Петя: Какие вы молодцы! Мне очень стыдно за то, что я такой взрослый, а правила безопасного поведения на железной дороге нарушаю. Да что скрывать, некоторые и не знаю совсем. Спасибо вам, ребята, за то, что рассказали и пояснили для чего необходимо знать соблюдать правила безопасного поведения. Я подготовил для вас небольшие подарки ( Петя вручает учащимся свидетельства «Знаток правил безопасного движения») и мультфильм, в котором мы еще раз можем увидеть все правила, о которых вы мне напомнили (Просмотр мультфильма. Приложение 1).
Проводник: Наше путешествие подошло к концу, но я очень надеюсь, что те правила, о которых вы сегодня рассказали, вы не забудете никогда.
Правила
запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым,
Знаешь – расскажи!
В добрый, а самое главное – безопасный путь, дорогие ребята!
(Дети исполняют песню «Голубой вагон»)
В разработке использованы стихи и загадки с интернет ресурсов.
sportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/10/knizhka-samodelka-pravila-povedeniya-na-zheleznoy-doroge-v
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.