Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).
Оценка 4.7

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
физика
7 кл
06.02.2018
Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).
Учебный предмет: физика Класс: 7 класс УМК: «Физика» Автор: А.В.Перышкин Тема урока: Плотность вещества Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «первоначальные сведения о строении вещества» Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: Содержательная: сформировать представление о новой величине “плотность” и единицах её измерения, научить вычислять плотность вещества, а так же массу и объем тела по известной плотности. Деятельностная: формировать новые способы деятельности (умения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, задавать и отвечать на действенные вопросы, обсуждать проблемные ситуации, оценивать свои действия и свои знания; расширение кругозора учащихся.Урок по физике "Плотность вещества ".
Проект и самоанализ урока физики в 7 классе по теме плотность.docx
Учебный предмет: физика Класс:   7  класс УМК:     «Физика»  Автор: А.В.Перышкин  Тема урока: Плотность вещества  Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «первоначальные сведения о строении вещества» Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: Содержательная:  сформировать  представление  о новой величине  “плотность”  и  единицах  её  измерения,  научить вычислять   плотность вещества, а так же массу и объем тела по известной плотности. Деятельностная: формировать новые способы деятельности (умения выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи, задавать и отвечать на действенные вопросы, обсуждать проблемные ситуации, оценивать свои действия и свои знания; расширение кругозора учащихся. Задачи урока: Образовательные: 1 Формировать умения анализировать, сравнивать,переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности. Сформировать понятия «Плотность» по обобщенному плану, обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся, заложить основы для дальнейшего изучения физики, показать социальную значимость изучаемого материала. ­ выяснить от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл;  ­охарактеризовать плотность вещества как физическую величину;  ­определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях;  Развивающие:  Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала,  развитие логического мышления. Воспитательные:   развитие познавательного интереса, логического мышления, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе. Планируемый результат: Личностные УУД(ЛУУД): 2 • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и  самообразованию;   • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со  сверстниками. • формирование устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. Регулятивные УУД(РУУД): • осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в  процессе урока; • формирование  умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.  Учащиеся получат возможность научиться:  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;   адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели. Коммуникативные УУД(КУУД): • организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, • использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов  и потребностей. • построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной  коммуникативной задачей; Учащиеся получат возможность научиться:  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;  участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД(ПУУД):   • построение логических рассуждений, включающих установление причинно­следственных  связей; Учащиеся получат возможность научиться:  ставить проблему, аргументировать её актуальность; 3  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи. ­Необходимое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, ореометр, емкости разного объема. Межпредметные Формы работы Ресурсы связи Биология Математика  Литература  Фронтальная  Групповая  Индивидуальная СТРУКТУРА И ХОД УРОКА  УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс,  М., «Дрофа», 2008. № Этап урока Деятельность учителя Деятельность  ученика Формируемые УУД Организационный момент 1. (1 мин) Приветствие. Проверка готовности  учащихся к уроку.     4 2. Мотивационный (3 мин)   Здравствуйте, ребята. Обратите  своё внимание на доску (слайд №1)  (Приложение №1) Слушают  стихотворение.   ЛУУД: осознание  личностного  значения изучения  темы Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам…,     ПУУД: умения  выдвигать гипотезы КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли ­ Потому что здесь  говорится про  открытия, а многие  открытия связаны с  физикой.   5 ­ Итак, для чего я прочитала вам  это стихотворение? ­ Да, это стихотворение  об  открытиях, а любой урок тоже  является открытием. Причем к  этому открытию вы придете сами.     Но вначале давайте немного  повторим теорию.  Заполните,пожалуйста, таблички  (табл.№1) , которые лежат у вас на  парте. Вспомните, изменяются или  нет качественные свойства тел в  различных состояниях.  3. Актуализация  знаний (3 мин) А теперь выполните самопроверку,  сверяясь с ответами в таблице на  Ученики отвечают на  вопросы,  контролируя друг  друга 6 РУУД: рефлексия  содержания  материала КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли 4. Изучение нового  материала (20 мин) доске (слайд № 2).   Посмотрите слайд №3 и сделайте  сравнительную характеристику тел, изображенных на рисунке.             Какой вывод можно сделать?   ­ Эти тела  объединяют такие  свойства как  одинаковые размеры,  одинаковые  агрегатные  состояния, но  отличают их  масса и  цвет.   ­ Тела, имеющие  одинаковые объемы,  имеют разные массы     7 РУУД: контроля и  оценки ПУУД: умения  сравнивать   КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли ПУУД: умения  делать выводы  ­ У тел одинаковая  масса, агрегатное  состояние. Различие  состоит в размере тел и их цвете.              ПУУД: умения  сравнивать КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли Теперь посмотрите на следующий  слайд и сделайте сравнительный  анализ (слайд 4)           Чтобы выяснить причину такого  различия, давайте «заглянем» во  внутреннее строение тела.  Рассмотрите следующий слайд и  Вывод можно сделать такой: тела, имеющие одинаковую массу,    8 сделайте вывод.(слайд №5) имеют разный объем.           ПУУД: умения  делать выводы         ­ Размеры  одинаковые,  отличаются  размерами молекул и  величиной  промежутков  между  ними. А если размеры молекул  отличаются, то чем они еще  отличаются?          Выдвигают гипотезы  и дают правильный  ответ –  массой.   9 ПУУД: умения  сравнивать КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли Одинаковое ли число молекул  помещается в данном объеме?           Отчего зависят различия веществ?           ­ Разное. Если  сравнивать первые  два тела, то в первом  теле молекулы  расположены более  плотно.   ­ От массы молекул,  следовательно, от  массы вещества и от  того насколько  плотно расположены  между собой  молекулы.     ПУУД: умения  выдвигать гипотезы    ПУУД: умения  сравнивать КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли   Дискутируют,  выдвигают гипотезы  и с помощью учителя  называют ее –  плотность вещества. ПУУД: умения  делать выводы   10 Как вы думаете, какую физическую величину нужно ввести для учета  выше изложенных выводов.           Запишем тему урока:  Плотность вещества. Сегодня на  уроке мы с вами будем изучать  плотность вещества. ( слайд №6)           1. Определение 2. Обозначение 3. Формула 4. Единицы  измерения 5. Способы  измерения         ПУУД: умения  выдвигать гипотезы КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли  РУУД:  целеполагание     11 6. Типичный признак Какие цели вы поставите перед  собой? Какие задачи нам предстоит осуществить? Представьте их в  виде плана изучения плотности  вещества.     1.От массы  молекул;  2. От того насколько плотно расположены  молекулы между  собой.                     Постараемся выполнить его. От чего зависит плотность  вещества?   ПУУД: умения  анализировать   Ученики выполняют задание письменно в  тетради, сравнивают  проделанную работу      12 в парах. Задают  вопрос: « Каким еще  способом можно  определить  плотность вещества?  Что за типичный  признак плотности?»   Давайте запишем физический  смысл плотности вещества: Плотность показывает, какая масса  вещества приходится на единицу  объёма тела. Теперь вы поработаете в парах по  изучению плотности вещества по  плану, используя текстовую  информацию в учебнике       ­ Плотность будет  одинаковая.     ­ Не будет, плотность не зависит от того  куда движется тело.   ­ Плотность  постоянна для одного и того же вещества,  13   РУУД: контроля и  оценки Если я возьму одно и то же  вещество массой 100 г и массой 50  кг, будет ли отличаться его  плотность?     Будет меняться плотность  является скалярной  величиной, т.к. не  зависит от  направления  движения. Делают  записи в тетради.              14 ПУУД: умения  сравнивать,  анализировать     КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли вещества, из которого состоит тело, если тело я буду перемещать то  влево, то вверх или вниз?       Берут измерительный цилиндр, наливают  воду и измеряют  плотность воды и  сравнивают с  табличными  данными. Делают  вывод. Следовательно, что специфично  для плотности вещества? Запишем в тетрадь информацию  изображенную на слайде. (слайд №7 )     15 ПУУД: умения  делать выводы ПУУД: умения  экспериментировать, наблюдать ПУУД: умения  сравнивать ПУУД: умения  делать выводы    Теперь,  выясним,  каким способом можно определить плотность  вещества. Существует прибор, с  помощью которого можно измерять плотность жидкости. Этот прибор  лежит на парте. Достаньте из чехла  и рассмотрите его. Этот прибор  называется ареометр.  Давайте  измерим плотность жидкости, а  именно, воды. Перед вами стоят  различные емкости, какие, на ваш  взгляд, подойдут для опыта?  Измерьте плотность воды и  сравните ее с табличными данными  и сделайте вывод.   16 Первичное  закрепление  знаний 5. (5 мин)   Давайте подведем итоги урока.  Ответьте на вопросы: 1. У какого из трех брусков,  сделанных из дуба, больше масса?( слайд №8) 2. У какого шарика меньше масса? (слайд №9)    ­ Отвечают на  вопросы №3. Плотность бетона равна 2200  кг/м3. Что это значит?   №4. Плотность керосина равна 8  г/см3. Что это значит? №5. Допишите равенства (слайд  №10)  РУУД: рефлексия  содержания  материала  КУУД: умения  грамотно выражать  речью свои мысли 6. Закрепление (8 мин) Посмотрите на доску (слайд № 11­ 12) и ответьте на вопрос: Отвечают на  вопросы.     1.Сможете ли вы самостоятельно  определить плотность своего тела? 1.Возможно, если  знать собственную  массу и вытесненный  вами объём  ПУУД: умения  17 жидкости. анализировать А теперь откроем учебники на стр.  50,51, перед нами таблицы  плотностей различных тел. 1.Определите по таблицам у какого тела самая большая плотность и  самая низкая.     2.В каких агрегатных состояниях  находятся эти тела?       Работа по учебнику. ­ Самая большая  плотность,  из  таблиц,  у золота,  самая  низкая у  водорода.  ­ Золото в твёрдом  состоянии, а водород в газообразном.               ­ Это связано с  молекулярным  строением тел в  различных  агрегатных  состояниях. В  твёрдом теле на 1  куб. см приходится  большее число  молекул, чем в  газообразном. 18 3.Почему плотность газов во много  раз меньше плотности твёрдых тел  и жидкостей?       Слайд № 13.  Отвечаем на вопросы Что означает запись: «Плотность  льда 900 кг/куб. м»? Что  показывает плотность?  ПУУД: умения  делать выводы                     1.Плотность льда  показывает, какая  масса льда в 1 куб. м 2.Кубик из чугуна  имеет больший  объём, т.к. его  плотность меньше,  чем у свинца. 3. Плотность будет  одинаковой. 4. Масса воды будет  больше, т.к.  плотность воды  больше плотности  нефти. 19 Два кубика – из свинца и чугуна  имеют одинаковую массу. Какой из них имеет больший объём? В одной мензурке налили 100 мл  чистой воды, а в другую – 250 мл  такой же воды. Одинакова ли  плотность воды в мензурках? Объём воды и нефти одинаковый.  Масса какой жидкости больше?  Почему?      Рефлексия деятельности: Оцените свою деятельность на  уроке, используя клише:   20 7. Рефлексия (2 мин)   РУУД: рефлексия  содержания  материала     РУУД: рефлексия  содержания  материала 8. Домашнее задание (3 мин) «Я…» «Мы…» «Дело…»   Рефлексия чувств, настроения,  эмоций: Сравните свои чувства в начале и в  конце урока. Менялось ли ваше  настроение, эмоции, чувства. Если  менялись, то почему? Спасибо ребята за урок! Мне было  приятно поработать в вашем  классе. Вы молодцы. Мы вместе  успели за урок очень много.  Давайте наш урок закончим  стихами, которыми мы урок начали Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Оценивают свою  деятельность Записывают в  дневник домашнее  задание.     21 РУУД: умения  контроля и оценки   РУУД: рефлексии       ЛУУД: осознание  личностного  значения изучения  темы Телевизору, голосу рации, Вентилятору на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Наш урок – был открытием. Все,  что вы сегодня узнали.вы узнали   самостоятельно,я лишь немного  помогла сделать вам эти открвтия.  (Слайд № 14) Выставление отметок. Всем  спасибо за урок. (Слайд № 15)   22 Самоанализ урока физики в 7 классе по теме «Плотность вещества»      Тема урока: «Плотность вещества». Цель урока: создание условий для понимания и применения учащимися понятия «плотность». Задачи урока:             Образовательные: ­ выяснить, от чего зависит плотность вещества и ее физический смысл; ­ охарактеризовать плотность вещества как физическую величину; ­ определить различия плотности вещества, находящегося в разных агрегатных состояниях.             Развивающие:  Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала,  развитие логического мышления.  способствовать развитию универсальных учебных действий: ­ познавательных УУД: умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезы, сравнивать, делать выводы; 23 ­ личностных УУД: осознание личностного значения изучения темы; ­ регулятивных УУД: целеполагания, рефлексии, контроля и оценки; ­ коммуникативных УУД: умения грамотно выражать речью свои мысли.             Воспитательные:  способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к физике.   Конспект урока физики в 7 классе соответствует  рабочему плану и программным требованиям программы «Физика 7 – 9 класс» для данного возраста. C целью пробуждения интереса к изучаемой теме и мобилизации  внимания всего класса, в начале урока было  прочитано стихотворение, после чего детям задавались вопросы. Ребята предлагали свои гипотезы, предположения, таким образом, на данном этапе происходило формирование ПУУД: умение выдвигать гипотезы и КУУД: умения грамотно выражать речью свои мысли. После создания мотивации учащиеся совместно с учителей определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где учитель помогал детям наводящими вопросами. Так как цели урока формулировались не одним учителем, а совместно с детьми, то дети поняли их, и приобретение знаний стало осознанным. Цели, предложенные детям на уроке, соответствовали программным требованиям. Содержание урока соответствовало  требованиям стандарта. Структура урока, предложенная выше, соответствует целям и типу  урока . Этапы урока были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги, делались выводы   совместно с учителем. Время распределялось на отдельные этапы  в зависимости от того, какой из них являлся основным. 24 На   этапе   актуализации   опорных   знаний   учащимся   было   предложено   вспомнить   важное   понятие,   которое   было использовано при объяснении нового материала: понятие массы. Также ребята вспомнили математическое понятие – объем тела. После этого шел основной этап урока – объяснение нового материала. Этот этап был главным, поэтому основное время было уделено именно ему. С целью активизации познавательной деятельности и разнообразия средств, применяемых на занятии, в течение урока    использовался мультимедиа проектор, с помощью которого был изложен новый   материал.   Презентация   выполнена   в   программе   PowerPoint.   Слайды   были   различны   по   своему   назначению: мотивационный, проблемный, обучающий. Этап  Актуализация  знаний  помогает  учащимся вспомнить  известный   им  учебный  материал, который необходим для открытия   новых   знаний.   Дети   отвечают   на   вопросы,   контролируя   друг   друга.   На   этом   этапе   урока   происходит формирование РУУД: рефлексия содержания материала, контроля и оценки и ПУУД: умение грамотно выражать свои мысли. После изучения нового материала было проведено закрепление   нового  понятия через работу с таблицей. Учащиеся работали с таблицами плотностей.  По этой таблице они учились находить плотность конкретного вещества, сравнивать плотности различных веществ. Через эту же работу они выясняли физический смысл понятия плотность. Изложение нового материала было логичным, грамотным, на высоком теоретическом и одновременно доступном для детей уровне. Главные мысли по теме всегда учителем выделяется. Эта работа позволяет формированию ПУУД: умения анализировать, умения делать выводы и РУУД: рефлексия содержания материала. В конце урока  было дано практическое применение плотности. На этапе Рефлексия была проведена рефлексия содержания учебного материала, используя следующие приемы: вставьте пропущенные слова, заполните кроссворд и определите ключевое слово, а также рефлексию деятельности: оцените свою деятельность на уроке, используя фразы: «Я …», «Мы…», «Дело…» и рефлексию чувств, настроения , эмоций. Содержание урока было оптимальным, методы обучения ­  словесный, экспериментальный. Формы работы – фронтальная, групповая, индивидуальная. Были использованы   приемы активизации познавательной деятельности – это постановка 25 проблемных вопросов, использование новых информационных технологий, использование фрагмента из художественного произведения, повторение по планам обобщенного характера. Используя   принципы   и   правила   гуманистической   педагогики,   на   уроке   был   создан   благоприятный   морально­ психологический климат, отношения с детьми строились на доверии и уважении. Такое   психологически­комфортное состояние учащихся на уроке способствовало повышению его эффективности, содействовало пониманию учащимися изучаемого учебного материала и помогало им не  испытывать затруднений  при изучении  данной темы. Планирование урока опирались на следующие принципы: ­принцип опоры на индивидуальные особенности каждого ученика; ­принцип саморазвития; ­принцип целостности: поощрение позитивных возможностей каждого ученика; ­принцип   гуманных   отношений   ­   доброжелательный   тон,   взаимопонимание,   содействие   ученику   в   разрешении поставленной задачи. Подведены итоги урока с анализом выполнения поставленных задач.   Список используемой литературы 1. Перышкин, А.В. Физика 7 класс. ­ М.: Дрофа, 2004. ­ С. 115­117, 124 ­ 125. 2. Громцева, О.И. Тесты по физике 7 класс. – М.: Экзамен, 2011 – С.73. 26 3. Д. Галенс, Н. Пир «Книга ответов для почемучек», Харьков 2007 г. изд. «Книжный клуб», 398 с. 4. «Планета чудес и загадок», Германия, 2006 г, изд. «Ридерз Дайджест», 432 с. 5. Брилев Д. В. «Физика», т.10, Москва 2006 г, изд. «Мир книги», 128 с.   27

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).

Методическая разработка по физике "Плотность вещества " (7 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2018