Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кулле - Киминская средняя общеобразовательная школа имени Сибгата Хакима» Атнинского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка
на тему: «Добро и Зло»
|
|
Аннотация
Методическая разработка предназначена для учителей истории и обществознания .
Я предлагаю один из вариантов проведения урока по теме «Добро и зло».
Данная разработка может использоваться при подготовке к уроку, внеклассному мероприятию. Задачи этого урока:
Формировать нравственную позицию учащихся.
Учить видеть и анализировать поступки окружающих.
Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету.
Воспитывать коллективизм и умение работать в группе.
Закреплять коммуникативные навыки.
Мы живем в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Изучая тему «Добро и зло» , дети смогут понять, что нужно делать, чтобы стать добродетельным, что значит признание ценности других людей. Как писал Аристотель: «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Тема. ДОБРО И ЗЛО
Цели и задачи урока:
- формировать у учащихся правильное представление об основных понятиях этики;
- формировать ценностное отношение к морали, ее общечеловеческим нормам и идеалам;
- содействовать выработке элементов нравственной культуры путем усвоения определенного круга этических знаний;
- содействовать формированию первоначальных основ гражданской культуры личности;
- обобщить уже накопленные учащимися знания;
- учить логично и последовательно излагать свои мысли, уважительно относиться к мнению одноклассников.
Основные понятия: добро, зло
Ход урока:
1. Опрос по домашнему заданию.
1. В чем смысл притчи о старательном дровосеке? Какой вывод вы бы для себя сделали?
2. Что такое высшие ценности? Какая моральная ценность для вас является высшей?
3. Творческое задание: Какие священные книги вы знаете? В чем общечеловеческая ценность священных писаний?
4. Задания по карточкам (тестам).
5. Задание на доске: Распределите ценности по группам: 1.- относительные, т.е. живущие короткое время; 2.- вечные, особозначимые.
Модная одежда, человеческая жизнь, личный автомобиль, мир на Земле, вкусная пища, свобода, квартира, семья.
2. Изучение новой темы.
- Что, значит, быть человеком?
- Как стать человеком?
Найти ответ на эти вопросы необходимо для каждого. Ведь века и тысячелетия ставят перед человечеством, казалось бы, простые, но вечные вопросы: Что такое человек? Для чего он живет? Куда идет?
Ответы на эти вопросы пытались дать философы с древнейших времен. Эти ответы были очень разнообразны:
- человек – творение Божье;
- человек - венец природы;
- человек является ошибкой эволюции.
Русский философ Бердяев сказал так: «Человек – существо: высокое и низкое, слабое и сильное, свободное и рабье…»
- Как вы понимаете это высказывание Бердяева о человеке?
- Что такое мораль? (один из способов регулирования жизни человека в обществе)
- Что такое идеал? (высшая форма ценности)
Носителем моральных качеств является только человек. Вне человека, т. е. личности морали нет. Многие мыслители убеждены, что не наличие разума – он есть и у животных, а наличие морали, т. е. возможности различать добро и зло, делает человека человеком.
Сегодня на уроке мы рассмотрим основные понятия этики – добро и зло. Докажем, что добро – это нравственная высшая ценность. Рассмотрим, что такое зло и каковы личины зла. Что является основным критерием морали?
Все, что противоположно добру, есть зло.
- Что для вас есть зло? (т.е. все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть преодолено людьми.)
В этике существует традиционное разграничение между злом моральным и злом физическим.
Задание: Попробуйте привести примеры:
Зло физическое (порождаемое природой) |
Зло моральное (порождаемое людьми) |
Стихийные бедствия, лесные пожары, болезни, смерть. |
Убийство, терроризм, вредные привычки, зависть, трусость, клевета, рабство, тунеядство, взяточниство. |
- Какой вывод можно сделать?
Выводы:
· физическое зло вызывается объективными, независящими от сознания и воли человека, естественными причинами;
· моральное зло связано с поступками самого человека, с состоянием его души, его нравственности.
«Зло порождает зло…»
- Посмотрите на таблицу и скажите, в какие сферы жизни общества проникает зло?
- Объясните, почему моральное зло начинается там, где начинается человек?
В старинной притче «Об Ангеле и Дьяволе» говорится:… Дьявол диктует, а Ангел советует. С дьяволом нужно бороться. Многие мыслители придерживались мысли: «Спасение человека (и вообще человечества) – главный смысл его жизни – в утверждении добра над злом в себе и вокруг».
Задание:
- Приведите примеры различного употребления слова «ДОБРЫЙ»
Слово имеет моральный смысл |
Слово имеет качество вещи |
Добрый человек, доброе слово, добрые пожелания |
Добрый хлеб, добрый молодец, свое добро |
И все-таки, если вдуматься, все различные значения понятия «добро» имеют общее происхождение и обозначают, что-то хорошее для человека.
Но! Добрым можно быть, только сознательно и старательно делая добрые дела, полезные людям дела.
- Можно ли четко разграничить добро и зло? Провести грань между ними?
Пример: Учащийся дал списать домашнюю работу… («Медвежья услуга»)
- Что поможет сделать правильный выбор? (СОВЕСТЬ)
Нужно помнить, что зло очень коварно, оно не выступает от своего имени, не кричит: «Я - зло! Я - аморально! Я - безнравственность!»
Оно часто прикрывается под маской добра.
При таком обмане встает перед нами вопрос: как различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? Такая мерка есть – гуманизм.
Итак, наличие или отсутствие гуманизма, уважение к человеческому достоинству в реальных делах и поступках (а не словах) – вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло.
Пословицы и поговорки о добре, доброте
Без худа добра не бывает.
Бывает добро, да не всякому дано.
Во всяком хлебе не без мякины.
Все добро, да не все на пользу.
Всяк добр, да не до всякого.
Где хлебно да тепло, там жить добро.
Далеко шел, а добра не нашел.
Делай добро и жди добра.
Добра желаешь — добро и делай.
Добра ищи, а худо само придет.
Добра не смыслишь — так худа не делай.
Добро на худо не меняют.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Добро и во сне хорошо.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро не лихо — ходит тихо.
Добро помнится долго, а лихо — вдвое.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добро творить — себя веселить
Закрепление: - Что, значит, быть добрым человеком?
3.Итог урока.
Чтение учителем стихотворения .
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если когда-то кому-то поможет
Улыбка твоя и твоя доброта
Ты счастлив, что день не
Напрасно был прожит
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.