Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Основы православной культуры Урок « Православное учение о человеке»
Оценка 5

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Основы православной культуры Урок « Православное учение о человеке»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
24.03.2017
Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)   Основы православной культуры  Урок « Православное учение о человеке»
Представленный урок в разделе «Основы религиозных культур и светской этики» дает возможность младшим школьникам попробовать осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности. Ключевые понятия урока: тело, душа, внутренний мир человека. Обучающая функция урока: узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека. Развивающая функция урока: научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека. Воспитывающая функция урока: понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям. Урок помогает развитию представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
разработка урока.docx

Управление образования Кадуйского муниципального района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Андогская средняя школа имени Героя Советского Союза А.А.Карташова

Кадуйского муниципального района

Вологодской области

село Никольское улица Садовая дом 14

8(1742)34192

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор…………………….....

Е.Н.Кострова

( печать)

 

 

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

 

Основы православной культуры

 

Урок « Православное учение о человеке»

 

 

 

 

4 класс

Князева Марина Павловна

учитель начальных классов

с. Никольское

                                                                      2017 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 


 

                                                                        Технологическая карта  урока. 

 

Тема

 «Православное учение о человек».

Цель урока

  Осмысление христианского представления о человеке: душе человека как его сущности.

Ключевые понятия урока: тело, душа, внутренний мир человека.

Задачи урока

Обучающая:  узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека.

Развивающая: научиться различать телесные и душевные свойства и качества человека.

Воспитывающая: понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдает себя другим людям.

 Развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Тип урока:

изучение нового материала

Формируемые УУД

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «ОРКСЭ», осознавать его значение; интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

-  находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации  (по необходимости совместно с учителем)

Коммуникативные:

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь: уважать другую точку зрения.

Планируемый результат

Предметные результаты:

   - Формирование представлений о нравственной ответственности человека за содеянное.

-Воспитание доброты и милосердия, доброжелательности, уважение  друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела

Личностные результаты:

способен к самооценке на основе критерия успешности; 

выявляет элементы общечеловеческих ценностей;

объясняет смысл пословиц и поговорок;

определяет значение слов; соотносит понятия с определениями;

соотносит текст с рисунком;

проявляет заботу о родных и близких, о нуждающихся в помощи людях.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

умеет ориентироваться в своей системе знаний;

отличает новое от уже известного с помощью учителя;

добывает новые знания;

 находит ответы на вопросы, используя учебник;

Регулятивные УУД:

Работает с карточками по определению терминов и понятий;

Работает по коллективно составленному плану;

Оценивает правильность выполнения действий.

Коммуникативные УУД:

умеет оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник -  А.В.Кураев.  Основы православной культуры

Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы православной культуры.

Музыкальное сопровождение: Ария князя Игоря опера А. Бородина Князь Игорь, М. Блантер  Когда душа поёт, очень грустная классическая мелодия.

Стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Высказывания Л.Н. Толстого: « Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе», «Доброта для души то же, что и здоровье для сердца».

И. Шмелёв  « Лето господне»

Бумага для письма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

 

Ресурсы

Вид УД

Форма

организации

Содержание

учебного материала

Формируемые УУД

1

Организационно- мотивационный момент

Цель:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

Книга И.Шмелёва «Лето господне»

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

фронтальная

Присоединение к обучающимся - Чтение отрывка из книги  И. Шмелёва « Лето Господне» о празднике Пасха.

Ангели поют на не-бе-си-и...
Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе -
на нем я могу улечься - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и
красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в
поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят
тревожно: "Ради Бога, не опрокиньте как!" Они отвечают успокоительно: "Упаси
Бог, поберегемся". Понесли святить в церковь.
Идем в молчаньи по тихой улице, в темноте. Звезды, теплая ночь,
навозцем пахнет. Слышны шаги в темноте, белеют узелочки.
В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах,
- утыканы изюмом. Редкие свечечки. Пахнет можжевельником священно. Горкин
берет меня за руку.
- Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать. А сам с
Василичем в Кремле, после и к нам приедет. А здесь командую я с тобой.
Он ведет меня в церковь, где еще темновато, прикладывает к малой
Плащанице на столике: большую, на Гробе, унесли. Образа в розанах. На
мерцающих в полутьме паникадилах висят зажигательные нитки. В ногах возится
можжевельник. Священник уносит Плащаницу на голове.
Горкин в новой поддевке, на шее у него розовый платочек, под бородкой.
Свечка у него красная, обвита золотцем.
- Крестный ход сейчас, пойдем распоряжаться. Едва пробираемся в народе.
Пасочная палатка - золотая от огоньков, розовое там, снежное. Горкин
наказывает нашим:
- Жди моего голосу! Как показался ход, скричу - вали! - запущай враз
ракетки! Ты, Степа... Аким, Гриша... Нитку я подожгу, давай мне зажигальник!
Четвертая - с колокольни. Митя, тама ты?!.
- Здесь, Михал Панкратыч, не сумлевайтесь!
- Фотогену на бочки налили?
- Все, враз засмолим!
- Митя! Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-согласный
переходи, с перезвону на трезвон, без задержки... верти и верти во все!
Опосля сам залезу. По-нашему, по-ростовски! Ну, дай Господи...
У него дрожит голос. Мы стоим с зажигальником у нитки. С паперти подают
- идет! Уже слышно -

...Ангели по-ют на небеси-и..!

 

Личностные:

сформированность мотивации к обучению и познанию

Коммуникативные:

уметь  формулировать собственное мнение, аргументировать его

 

2

Актуализация знаний. Повторение изученного материала – анализ прироста новых знаний.

Цель:

а) применение изученных знаний при решении учебной задачи;

б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

таблица

Беседа

Работа с таблицей

 

фронтальная

Возвратилось настроение предыдущего урока « Пасха».

 

-Давайте вспомним, что мы знали по этой теме, какие знания  мы получили на предыдущем уроке, какие знания добавились дома после работы со статьёй к уроку 8.

На доске таблица

 

 

 

 

 

 

 

 

Пасха

Знал

Например:

- приветствие « Христос воскрес..»

- крашеные яйца

- кулич

Узнал

- день празднования Пасхи

- пасхальная полночь

- пасхальный гимн  и т. д.

 

Хотел бы ещё узнать

 

Регулятивные:подготовка учащихся к  «открытию нового знания».

Познавательные: дать понятие слову «добро»;

Коммуникативные:уметь принимать решение и давать конкретный ответ.

 

3.

Введение в тему урока « Православное учение о человеке (ДУША)» . Открытие новых знаний.

 

 

 

 

диск

беседа

Групповая, фронтальная

Работа по отдельности с каждым словом темы урока «Православное учение о человеке»

Какое слово наиболее понятное в теме урока?

2.1.1.Человек.

Чем человек отличается от животного?

Ответ на этот вопрос можно найти, решив задание с диска. Работать будем в четвёрках. В конце работы: обсуждение, проверка, выводы

Распределите слова/выражения на две группы: говорят, чувствуют боль, сомневаются, сострадают, творят, беспокоятся, боятся, помогают ближним, ищут истину, подвластны совести, кушают, философствуют, создают что-то новое, думают, сорадуются.

 

2.1.2. ДУША

Один из выводов предыдущего задания   - У человека есть ДУША. Отсюда – следующий вопрос – Что такое душа?

Объяснить трудно. Давайте попробуем почувствовать – есть ли у каждого из нас душа.

Слушание трёх видов мелодий грустной, радостной и тревожной. Что чувствовали, что работало сейчас (ДУША).

Отличие понятий ТЕЛО и ДУША   - чтение отрывка текста учебника « Душа»  с. 32, 33 34.

Что удивило при чтении текса? Кто хочет рассказать на эту тему случаи из своей жизни?

Вывод: душа – это внутренний мир человека.

2.1.3. УЧЕНИЕ  - следующее слово темы урока. Как должны жить вместе тело и душа?

Понять это, запомнить и применять в жизни одна из главнейших задач сегодняшнего урока.

 2.1.4. ПРАВОСЛАВНОЕ.

Из Библии

И сказал БОГ: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и да владычествует он над зверями и над всею землёю. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его  дыхание жизни, и стал человек душою живою. И сотворил Бог человека по образу Своему: мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им: плодитесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.

Чем Бог одарил человека?

Прочитайте этот отрывок  ещё раз в учебнике и выпишите ответы на этот вопрос.

Это и получился внутренний мир человека, его ДУША. Так учит православие.

 

Удивительные свойства ДУШИ.

Обсуждение в четвёрках высказываний Л.Н. Толстого о душе.

             «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе»,

             «Доброта для души  то же, что и здоровье для сердца».

            Вывод:    Чем больше душа отдаёт, тем становится богаче.

3.2.Стихотворение « Круговая порука добра» как правило, по которому нужно                  

            жить.

 

Что бы в жизни ни ждало вас, дети,

В жизни много есть горя и зла,

Есть соблазна коварные сети

И раскаянья жгучего мгла.

Всё же вы не слабейте душою,

Как придёт испытаний пора –

Человечество живо одною

Круговою порукой добра!

Где бы сердце вам жить ни велело:

В шумном свете иль в сельской тиши –

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души!

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой!

 

3.3.Можно ли по внешнему виду человека понять, что у человека на душе,  или какая у него душа.

Рассматривание репродукций: В. Васнецов. Иван Грозный,

А. Дейнека. Автопортрет. Обсуждения в четвёрках. Высказывания.

 

 

Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные: умение работать с текстовой информацией

Коммуникативные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

4.

Первичное  закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:  организация деятельности учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов.

Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи

 

 

 

 

3..4. Работа в парах. Обдумывание смысла словосочетаний, подбор примеров   

              - « чистая душа»

              - « грязная душонка»

             - « спасти душу»

             - « голубиная душа»

             - « мёртвая душа»

            Остановиться на понятии « мёртвая душа». Можно ли вылечить душу? Как?     Возвращение к высказыванию Л. Толстого «Доброта для души  то же, что и здоровье для сердца».

 

Регулятивные: уметь предвидеть конечный результат.

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью к товарищу или учителю.

 

5..

Рефлексия

 

 

 

Самооценка.

Оценка достижений

 

индивидуальная

Итог урока - обобщение .

 « О душе подумай» - говорят мудрые люди. « Образ Божий в человеке таится в силах и свойствах его души» - говорит православие . Вывод. К чему нужно стремиться? Что возьмёте с урока?

Ответ напишите кратко (техника синквейн)

 по плану:

Существительное  - ДУША

Прилагательные  - Какая?

Глаголы  - Что делать?

Предложение – пожелание.

 

Регулятивные: осознание  учебной деятельности.

Познавательные: самооценка результатов своей деятельности  и  класса.

Коммуникативные: доброжелательное отношение к товарищам.

6.

Итог урока.

 

 

 

 

    5.Благодарность за урок. В подарок от учителя  - стихотворение как памятка Н. Заболоцкий « Не позволяй душе лениться».

 

 

 



 

Управление образования Кадуйского муниципального района муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Андогская средняя школа имени

Управление образования Кадуйского муниципального района муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Андогская средняя школа имени

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Основы православной культуры Урок « Православное учение о человеке»

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)   Основы православной культуры  Урок « Православное учение о человеке»

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Коммуникативные : - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь: уважать другую точку зрения

Коммуникативные : - использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь: уважать другую точку зрения

Планируемый результат Предметные результаты: -

Планируемый результат Предметные результаты: -

Этапы урока Ресурсы

Этапы урока Ресурсы

Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать

Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать

Все, враз засмолим! - Митя! Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-согласный переходи, с перезвону на трезвон, без задержки

Все, враз засмолим! - Митя! Как в большой ударишь разов пяток, сейчас на красный-согласный переходи, с перезвону на трезвон, без задержки

Беседа Работа с таблицей фронтальная

Беседа Работа с таблицей фронтальная

ДУША Один из выводов предыдущего задания -

ДУША Один из выводов предыдущего задания -

ПРАВОСЛАВНОЕ. Из Библии И сказал

ПРАВОСЛАВНОЕ. Из Библии И сказал

Вывод: Чем больше душа отдаёт, тем становится богаче

Вывод: Чем больше душа отдаёт, тем становится богаче

А. Дейнека. Автопортрет. Обсуждения в четвёрках

А. Дейнека. Автопортрет. Обсуждения в четвёрках

Работа в парах. Обдумывание смысла словосочетаний, подбор примеров - « чистая душа» - « грязная душонка» - « спасти душу» - « голубиная душа» -…

Работа в парах. Обдумывание смысла словосочетаний, подбор примеров - « чистая душа» - « грязная душонка» - « спасти душу» - « голубиная душа» -…

Итог урока. 5

Итог урока. 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017