Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)
Оценка 4.6

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
4 кл
22.02.2018
Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)
Программа предназначена для обучающихся 4 класса МОУ «Ферзиковская СОШ», что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с возрастом обучающихся. Содержание рабочей программы формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организаций, отличных от урочной системы обучения. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Я-гражданин России.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области «Рассмотрено» Руководитель МО  учителей   нач.   кл.   МОУ «Ферзиковская СОШ» _________/ Чибова О.В./ Протокол № ____ от «___»  августа  2016 г. «Согласовано» Заместитель   директора   по УВР   МОУ   «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» ______________/ З.А.Мовтян / «___»  августа  2016 г. «Утверждаю» Директор МОУ «Ферзиковская средняя   общеобразовательная школа» _____________/ Е. К. Романова / Приказ  № ___  от «___»  августа  2016 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса на 2016­2017 учебный год курс «Я – гражданин России» (духовно­нравственное направление)                                                                              Составитель  программы                                                                               учитель начальных классов                                                         Чибова О.В.,                                                 высшая                                                                                         квалификационная категория Пояснительная записка 2016год Авторская   программа   «Я   –   гражданин   России»  разработана  на   основе     Концепции духовно­нравственного воспитания российских школьников, ООП  НОО МОУ «Ферзиковская СОШ», с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».  Программа предназначена для обучающихся 4 класса МОУ «Ферзиковская СОШ», что достигается особенностью включённых в неё знаний, их отбором в соответствии с возрастом обучающихся.  Содержание   рабочей   программы   формируется   с   учетом   пожеланий обучающихся   и   их   родителей   (законных   представителей)     и   осуществляется   посредством различных форм организаций, отличных от урочной системы обучения. Данная   программа   представляет   собой   определенную   систему   содержания,   форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.   Программа  ориентирована    на   осознание   ответственности   младших   школьников     за судьбу   страны,   формирование     гордости     за   сопричастность   к   деяниям   предыдущих поколений, осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров. Обучающиеся   получат   ценный   жизненный   опыт.   Кроме   того,   получат   дополнительную информацию   по   изучаемым   школьным   предметам   (литературе,   окружающему   миру, технологии). Актуальность программы В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-патриотический и другие аспекты. культурно-исторический, Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.  В   Концепции   ДНР   сформулирована   высшая   цель   образования   ­   высоконравственный, творческий,   компетентный   гражданин   России,   принимающий   судьбу   Отечества   как   свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.                   На   основе   национального   воспитательного   идеала   формулируется   основная педагогическая   цель   ­   воспитание   нравственного,   ответственного,   инициативного   и компетентного гражданина России. Воспитание гражданина страны ­ одно из главных условий национального   возрождения.   Функционально   грамотный   гражданин   ­   это   человек,   любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «гражданственность»  предполагает освоение  и реализацию ребенком своих  прав и обязанностей   по   отношению   к   себе   самому,   своей   семье,   коллективу,   к   родному   краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя.   Формируя   гражданина,   мы,   прежде   всего,   должны   видеть   в   нем   человека. Поэтому   гражданин   с  педагогической  точки зрения  ­   это   самобытная   индивидуальность, личность, обладающая единством духовно­нравственного и правового долга. Понятие «гражданственность» трактуется как освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Программа направлена на  системный подход  к формированию гражданской позиции школьника,   создание   условий   для   его   самопознания   и   самовоспитания.   При   этом   важно использовать   педагогический   потенциал   социального   окружения,   помочь   учащимся   освоить общественно­исторический   опыт   путем   вхождения   в   социальную   среду,   выработать   свой индивидуальный   опыт   жизнедеятельности.   Данная   программа   представляет   собой определенную систему  содержания, форм, методов  и приемов  педагогических  воздействий, опирается   на  принципы  индивидуализации,   взаимодействия   личности   и   коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа «Я ­ гражданин России» предполагает формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости   за   свою   страну;   воспитание   личности   гражданина   ­   патриота   России,   способного встать   на   защиту   интересов   страны;   формирование   комплекса   нормативного,   правового   и организационно­методического   обеспечения   функционирования   системы   патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа   включает   мероприятия   по   усилению   противодействия   искажения   истории Отечества.     Рекомендует   привлекать   малолетних   узников   тыла,   ветеранов   труда,   воинов­ афганцев   в   целях   сохранения   преемственности   славных   боевых   и   трудовых   традиций; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие   музеи   и   библиотеки;   дискуссии,   инсценированные   представления,   устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия);   собирать   материалы   для   музейного   уголка   «Операция   «Поиск»;   а   также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей. Цель программы  создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями,   взглядами,   ориентациями,   установками,   мотивами   деятельности   и   поведения; совершенствование   системы   патриотического   воспитания,   формирование   у   учащихся гражданственности   и   патриотизма   как   качеств   конкурентоспособной   личности,   воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи      дать элементарные представления о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны; о символах государства – Флаге, Гербе России;   формировать интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;  способствовать развитию стремления активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;  воспитывать любовь к школе, своему городу, народу, России, уважение к защитникам Родины;  способствовать   развитию   умения   отвечать   за   свои   поступки;   формировать отрицательное   отношение   к   нарушениям   порядка   в   классе,   дома,   на   улице,   к невыполнению человеком своих обязанностей;  создавать   условия   для   эффективного   гражданского   и   патриотического   воспитания школьников;   формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающую оптимальные   условия   развития   у   каждого   ученика   верности   Отечеству,   готовности приносить пользу обществу и государству; утверждать   в   сознании   и   чувствах   воспитанников   гражданских   и   патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; развивать   системы   гражданского   и   патриотического   воспитания   через   интеграцию урочной   и   внеурочной   деятельности,   обновление   содержания   образования,   переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; воспитывать уважительное отношение к героическому прошлому Родины ее истории, традициям   через   поисково­краеведческую   работу,   совместную   деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; повышать   качество   патриотического   воспитания   через   организаторскую пропагандистскую   деятельность   с   целью   дальнейшего   развития   патриотизма,   как стержневой духовной составляющей гражданина России.      Объем часов, отпущенных на проведение занятий в неделю        Организация работы по программе «Я ­ гражданин России» в 4­м классе рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.                              Принципы обучения Важнейшими   дидактическими   принципами   обучения   являются:   сознательность   и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Принцип   сознательности   и   активности  предусматривает   воспитание   сознательного отношения к занятиям. Принцип   активности  предполагает   умение   учащихся   быстро   принимать   и   уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировки и живым, интересным её проведением. Принцип   наглядности  предполагает   образцовый   показ   изучаемых   действий,   образцовое, доходчивое объяснение и использование разнообразных наглядных пособий. Принцип доступности и индивидуальности предусматривает постановку  посильных задач и подборку   средств для их решения. Принцип   систематичности   и   последовательности  предусматривает   последовательность  в обучении,   регулярные   занятия,   логическую   связь   предыдущего   учебного   материала   с последующим, постепенное увеличение нагрузки. Принцип   прочности  предусматривает   усвоение   знаний,   умений,   навыков.   Основным условием   реализации   этого   признака   является   многократное   повторение   упражнений, приемов, действий. Минимакса (обучающийся может узнать максимум, но должен (под руководством учителя)  освоить минимум. При обучении все изложенные выше принципы применяются во взаимосвязи. Программа   направлена   на  системный   подход  к   формированию   гражданской   позиции школьника,   создание   условий   для   его   самопознания   и   самовоспитания.   При   этом   важно использовать   педагогический   потенциал   социального   окружения,   помочь   учащимся   освоить общественно­исторический   опыт   путём   вхождения   в   социальную   среду,   выработать   свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Формы  и методы  организации внеурочной деятельности  Форма организации работы по программе в основном ­ коллективная, а также используется  групповая и индивидуальная формы работы. № п/п Ключевые компетенции Организация воспитательного процесса Методы и формы работы Используемые технологии 1. Коммуникативная ­ работа в парах, в группах; 2. Информационная 3.  Организационная     и ­  ролевые игры; ­ творческие работы учащихся; ­ внеклассная работа; ­ диалог;  ­ метод упражнений ­ поиск обработка информации   в   различных источниках; ­ исследовательские   работы учащихся с презентациями; ­ индивидуальные   групповые формы работы; ­ работа с текстом ­ построение   занятия   по стадиям погружения; ­ проблемное урока; ­ поиск   путей   решения проблемной ситуации; ­ взаимопроверка  построение и   4. Нравственная различные   виды групповой работы; ­ взаимопроверка, взаимопомощь; ­ коллективные   формы   технология   «критического ­ мышления»; ­ технология «погружения»; ­   деятельностный   подход   к обучению; ­ информационные технологии ­ проектная деятельность; ­ технология мышления»; ­ технология «погружения»; ­деятельностный обучению; ­информационные технологии «критического  подход   к   «критического   ­ проблемно­диалогическое обучение; ­ технология мышления»; ­ технология «погружения»; ­ деятельностный обучению; ­ информационные технологии ­ технология мышления»; ­ технология «погружения»; ­ деятельностный подход к обучению;    подход   к «критического работы; ­ экскурсия ­информационные технологии 5.  Компетенция  личностного   самоопределения ­ ролевые игры; ­ анализ и синтез; ­ групповые формы работы;  ­соревнования ­ технология погружения; ­ проектная деятельность; ­ мышления»   технология   «критического Кроме перечисленного выше могут быть использованы и другие формы работы, например: Теоретические занятия (урочные, внеурочные, внешкольные): • беседы; • предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО); • классный час; • встречи с интересными людьми; • литературно­музыкальные композиции; •  просмотр и обсуждение видеоматериала; •  экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)   Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): •  творческие конкурсы; •  выставки декоративно­прикладного искусства; • коллективные творческие дела; • соревнования; • показательные выступления; • праздники; • викторины; • интеллектуально­познавательные игры; •трудовые дела; • тренинги; • наблюдение учащихся за событиями в   стране; • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; •  заочные путешествия; •  акции благотворительности, милосердия; •  творческие проекты, презентации; •  проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров; •  сюжетно­ролевые игры гражданского и историко­патриотического содержания (урочная,  внеурочная, внешкольная).  Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования. Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы. Результаты освоения курса Планируемые результаты   Личностные результаты:  осознание   себя   членом   общества   и   государства,   самоопределение   своей   российской гражданской   идентичности,   чувство   любви   к   своей   стране,   выражающееся   в   интересе   к   ее истории и культуре;  осознание   личной   ответственности   за   судьбу   страны,   потребность   быть   деятельным участником в общественной, трудовой и досуговой сферах жизни;  формирование   гордости   за   свою   Родину,   гордости   за   сопричастность   к   деяниям предыдущих поколений; понимание   учащимися   ценности   человеческой   жизни,   справедливости,   бескорыстия, уважения   человеческого   достоинства,   милосердия,   доброжелательности   и   способность руководствоваться ими в практической деятельности; осознание   своей   этнической   и   культурной   принадлежности   в   контексте   единого   и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России; уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России; уважение   к   людям   других   национальностей,   вероисповедания,   культуры   на   основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;  любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранением мира на Земле; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.                 Метапредметные результаты: способность   регулировать   собственную   деятельность   (в   том   числе   учебную,  направленную на познание закономерностей социальной действительности; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; способность использовать историко­литературные источники художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории;  совершенствование   логичности,   доказательности   суждений,   умозаключений,   выводов, установление причинно­следственных связей, закономерностей; приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе); совершенствование   в   умениях   чтения,   слушания   обществоведческой   литературы, историко­художественной и историко­популярной литературы, документалистики;  в   анализе   своего   пересказа   полученных   знаний   (слышать   себя),   рассказа   учителя   и ответов товарищей (слышать других). Предметные результаты:  усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли  человека в нем;  владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.  Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека,    религия,   вероисповедание,   социальная   помощь,  Конституция,   Декларация   и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.  Знание (на уровне обобщенных представлений  и первоначальных понятий) значения  ключевых слов,   раскрывающих   курс:  человек,   личность,   общество,   гражданин   России,   его   права   и обязанности; искусство, культура; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники,   народы,   населяющие   Россию   (в   отдельных   примерах);   гражданин   мира, международное   сотрудничество,   общечеловеческие   проблемы   и   ценности;   история, предыстория.  знание  (на   уровне   обобщенных   представлений)   поворотных   моментов   в   истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России;  умение   рассказывать   о   важнейших   событиях   в   истории   России;   находить   на исторической и современной картах России места исторических событий;  умение пользоваться картой  для  определения границ России, её крупнейших  городов, рассказывать о родной стране, столице, называть Основной закон нашей страны, приводить примеры важнейших исторических и культурных памятников страны, других стран, родного края;  овладение   основами   правовой   грамотности,   правилами   правового   и   нравственного поведения;  сформировано   представление   о   том,   что   настоящий   мужчина   обладает   умом, решительностью, смелостью, благородством;   сформировано   представление   о   том,   что   настоящая   женщина   отличается   добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Программа   «Я   ­   гражданин   России»   включает  шесть  направлений,  связанных  между  собой логикой формирования подлинного гражданина России. В результате реализации программы ожидается: • развитие творческих способностей; • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; •   способность   к   самореализации   в   пространстве   российского   государства,   формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; •  осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность  руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; •  порядочный; • самодисциплинированный; •  уверенный; • терпимый (толерантный); • самостоятельный; • ответственный; • целеустремленный (особенно к знаниям); • внимательный к сверстникам; • аккуратный; • уважительный; • интеллектуальный; • здоровый; • общительный; • любознательный; •сопереживающий; • воспитанный; • трудолюбивый; •  активный; •  коммуникабельный; В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом. Содержание программы Программа  «Я ­ гражданин России»  включает  шесть направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина своей Родины. Общий годовой план работы составляет 34 часа, из них:  теоретических  – 13,5 часов, практических – 20,5 часов. Направления программы 1.«Я  и   я»  (4   часа).  Формирование   гражданского   отношения   к   себе.  Поговорим   о толерантности.   Кто   я?   Какой   я?   Откуда   я   родом.   «Хочу»   и   «надо».   Тест   «Познай   себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.  Конкурс на лучшее письмо. Диагностика. 2. «Я и семья» (5 часов). Формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях ­ дело совести   каждого.   Фотовыставка   «Я   и   моя   семья».   Моя   семья.   Игры   с   младшим   братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини­проект. Оформление фотовыставки. 3. «Я и культура» (3 часа). Формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты Калужского края. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные   превращения.   Музыкальный   калейдоскоп   «Угадай   мелодию».   Как   встречают Новый год в разных странах.  Конкурс знатоков песен. 4. «Я и школа» (5 часов). Формирование гражданского отношения к школе. Изучаем Устав школы. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика.  5. «Я и мое Отечество» (11 часов). Формирование гражданского отношения к Отечеству. Геральдика ­ наука о гербах. Символика России. Символы Калужского края. Государственный праздник ­ День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».   Наше   право   и   наш   интерес.   От  вершины   к   корням.   Из   истории   появления   законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я ­ гражданин России. Герои России. Есть такая профессия ­ Родину защищать. Мы ­ россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда ­ моя победа. Герои Великой Отечественной войны.  Конкурсы сочинений. Мини­проекты, презентации. Оформление альбома. Подготовка и рас­ сылка праздничных открыток. 6. «Я и планета»  (6 часов).  Формирование гражданского отношения к планете Земля.  В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я ­ житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов. Календарно­тематическое планирование курса «Я ­ гражданин России» (34 часа) Дата №  № Тема занятия Всего Теория Практи п/п напрвл ения програ ммы часов ка 06.09. 13.09. 20.09. 27.09. 04.10. 11.10. 18.10. 25.10. 08.11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 15.11. 10 22.11. 11 29.11. 12 06.12. 13 13.12. 14 20.12. 27.12. 17.01. 15 16 17 24.01. 18 31.01. 19 07.02. 20 14. 02. 21 21. 02. 22 28. 02. 23 1 5 4 4 2 1 4 5 5 3 2 6 1 5 4 6 2 6 2 1 5 5 6 1  1  1  1  1  Поговорим о толерантности. Кто я? Какой  я? Беседа с творческим заданием Символика России. Геральдика ­ наука о  гербах. Беседа. Символы нашего края Зачем нужно учиться в школе? Изучаем  Устав школы. Наши классные обязанности.  Выпуск буклетов Школьный двор. Десант чистоты и порядка  1  День пожилого человека. Акция «Доброта  1  души»  «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры. Тест «Познай себя» Я и мой класс. Конкурс рисунков. Мой  лучший школьный друг.  Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши  права, дети»  Государственный праздник ­ День Согласия  и примирения  Знаменитые писатели и поэты Калужской  земли. Моя семья. Мини­проект. Песни бабушек.  Конкурс песен В ответе за тех, кого приучили. Беседа с  элементами игры  Правила жизни. Беседа с элементами игры.  Правила счастливого человека.  Психологический практикум Основной закон жизни нашего государства.  Беседа 1  Зачем нужно учиться в школе. Диспут  Новый год шагает по планете. Презентация  1  Я и моя семья. Фотовыставка.  Откуда я  1 родом. Презентация Панорама добрых дел. Покормите птиц  зимой. Мастерская кормушек Забота о родителях ­ дело совести каждого.  Игры с младшим братом (сестрой) «Можно» и «нельзя» в жизни. Игра­ упражнение. Письмо самому себе. Конкурс  на лучшее письмо  От вершины к корням. Из истории  появления законов. Путешествие в страну  Законию. Викторина Есть такая профессия ­ Родину защищать.  Конкурсная познавательная программа  Тропы природы. Волшебный мир руками  детей. Изготовление поделок из бросового  материала  1  1  1  1  1  1 1  1  1  1 1  1 1  1  1        0,5   1      1   1 1  0,5 1    0,5  0,5 1   0,5  0,5 1        0,5   1   0,5   1   0,5 0,5 1  1  1 1   0,5 1  0,5  1 07.03. 24 14.03. 25 21.03. 26 04.04. 27 11. 04. 28 18. 04. 29 25. 04. 30 02.05. 31 09.05. 32 16.05. 23.05. 33 34 5 3 2 4 3 6 5 5 5 6 5 О подвигах женщин в военное время.  Просмотр и обсуждение фильма  Музыкальные превращения. Музыкальный  калейдоскоп «Угадай мелодию» Мои семейные обязанности. Проигрывание  сюжетов. Мир моих интересов. Беседа с  творческим заданием Мой лучший школьный друг. Письмо другу О красоте, моде и хорошем вкусе Семь чудес света. Просмотр видеоролика.  Знаешь ли ты страны мира? Викторина Земляки – Герои Советского Союза.  Оформление альбома  Победа деда ­ моя победа. Мини­проекты о  своих героических родственниках  Герои Великой Отечественной войны. Герои  России. Урок Мужества  Я ­ житель планеты Земля. Круглый стол  Я ­ гражданин России. Игра­викторина. Мы ­ россияне. Анкетирование 1  1 1  1 1  1  1  1  1  1  1  1   0,5   1      1  1    1 0,5 1 1    1  1      1 Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  Печатные пособия. Учебная литература для учителя № Автор, год издания И.А. Атапов, 2006.   1. Антонов, В. В. М.: Вита­Пресс,  1998 2. Жиренко О.Е.,Лапина Е.В., Киселёва Т.В. 2007   3. Дик Н.Ф. 2008 Название пособия «Мы  патриоты!», Москва «Вако»  Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав Человека Гражданское и патриотическое воспитание. Москва «Вако», 2007. Внеклассная работа в начальных классах. Ростов – на – Дону Феникс, 2008. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Дереклеева Н.И. 2005 Педагогика, психология, уп­равление Москва «Вако», 2005. Дик Н.Ф. 2010 Сердце отдаю детям. Ростов – на – Дону. Феникс, 2010. Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Кулинич Г.Г. 2006 Права   ребёнка: правовые документы   Нормативные Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2006. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. 2012 Мозаика детского творчества Москва «Вако», 2012. Гамаль Е.В. Герб, Флаг и Гимн России, Ростов на Дону, «Феникс», 2015. 10. Игонина Г.С., Горелова Н.А. Наша Родина – Россия М «Просвещение», 2007 Наглядные пособия: Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». Демонстрационные таблицы «Герб, флаг, гимн области, города». Буклет «Герб, флаг, гимн Российской Федерации». Портрет президента РФ. Географические карты РФ, Калужской области Технические средства обучения. компьютер,  проектор,  DVD­проектор и др. Вид пособия Печатное пособие Печатное пособие Классные часы по  этическому и  эстетическому  воспитанию Фольклорные  праздники,  конкурсно­ игровые  программы Справочник  классного  руководителя Классные часы и  нестандартные уроки в 3­4 классах Печатное пособие Сценарии  общешкольных и  клубных  мероприятий Внеклассные  мероприятия 3­4  класс Методические  рекомендации для  учителей. Кроссворды, ребусы Цифровые образовательные  ресурсы «Первое сентября» http://www.1september.ru/index.htm . Единая коллекция ЦОР http://school­collection.edu.ru/ Pro Школу.ru http://www.proshkolu.ru/user/labosLena3/file/2844823/ Сеть творческих учителей. http://www.problems.ru/ Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой  Диагностическая таблица уровней нравственной воспитанности (УНВ) отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:  Приложение 1  Отношение к обществу, патриотизм  Отношение к умственному труду  Отношение к физическому труду  Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)  Саморегуляция личности (самодисциплина) По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3­ го   уровня   до   нулевого   уровня).   Баллы   по   каждому   показателю   независимо   друг   от   друга выставляют   учитель   и   родители.   Полученные   в   ходе   диагностики   баллы   суммируются   по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по   каждому   показателю   вносятся   в   сводный.   Затем   средние   баллы   по   всем   показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:  Невоспитанность  (от  0  до  10  баллов)  характеризуется   отрицательным   опытом   поведения ученика,   которое   с   трудом   исправляется   под   влиянием   педагогических   воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции. Низкий   уровень   воспитанности   (от   11   до   20   баллов)  представляется   слабым,   еще неустойчивым   опытом   положительного   поведения,   которое   регулируется   в   основном требованиями   старших   и   другими   внешними   стимулами   и   побудителями,   при   этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Средний уровень воспитанности (от 21 до 40 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.  Высокий   уровень   воспитанности   (от   31   до   40   баллов)  определяется   устойчивой   и положительной   самостоятельностью   в   деятельности   и   поведении   на   основе   активной общественной, гражданской позиции.    Таким образом формируется   оценка нравственных качеств  личности. Необходимо,  однако, помнить, что средний балл, выявляемый с помощью «сводного листа», помогает лишь выделить тенденцию, общую характеристику положения дел в классе и предусмотреть целенаправленную работу   как   с   классом   в   целом,   так   и   с   отдельными   детьми.   Напомним,   что   управление процессом воспитания предполагает обсуждение и анализ итогов диагностики. Такой анализ необходимо   осуществлять   на   педагогическом   консилиуме,   на   родительском   собрании,   в индивидуальной беседе с учащимися, коллективно с классом, с группой учащихся, т.е. в разной форме и разными методами. Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника Основные Показатели воспитанности   отношения Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3­го уровня до нулевого уровня) Отношение к обществу 1. Патриотизм 1. Отношение к родной природе 2. Гордость за свою страну 3. Служение своими силами 4. Забота о своей школе Отношение к умственному труду 2. Любознательность 5. Познавательная активность 6.   Стремление   реализовать   свои интеллектуальные способности 7. Саморазвитие 8. Организованность в учении 3   ­   любит   и   бережет   природу,   побуждает   к   бережному отношению других; 2 ­ любит и бережет природу; 1   ­   участвует   в   деятельности   по   охране   природы   под руководством учителя; 0 ­ природу не ценит и не бережет. 3   ­   интересуется   и   гордится   историческим   прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 ­ интересуется историческим прошлым; 1 ­ знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 ­ не интересуется историческим прошлым. 3 ­ находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 ­ находит дела на службу малому Отечеству; 1 ­ участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0   ­   не   принимает   участия   в   делах   на   пользу   малому Отечеству 3 ­ участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 ­ испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 ­ в делах класса участвует при побуждении; 0 ­ в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. 3   ­   сам   много   читает   и   знает,   обсуждает   с   друзьями узнанное; 2 ­ сам много читает; 1 ­ читает при побуждении взрослых, учителей 0   ­   читает   недостаточно,   на   побуждения   учителя   не реагирует 3 ­ стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 ­ стремится учиться как можно лучше 1 ­ учиться при наличии контроля; 0 ­ плохо учится даже при наличии контроля 3   ­   есть   любимое   полезное   увлечение,   к   которому привлекает товарищей; 2 ­ есть любимое полезное увлечение; 1 ­ нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности   участвует   при   наличии   побуждения   со стороны учителя; 0 ­ во внеурочной деятельности не участвует. 3   ­   работу   на   уроке   и   домашнее   задания   выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2   ­   работу   на   уроке   и   домашнее   задания   выполняет внимательно, аккуратно 1­   Работу   на   уроке   и   домашнее   задания   выполняет   под контролем; 0   ­   на   уроках   невнимателен,   домашнее   задания   не выполняет 3 ­ находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 ­ находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1   ­   участвует   в   полезных   делах   в   классе,   в   школе, организованных другими; 0 ­ в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. 3 ­ хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 ­ сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 ­ трудится при наличии контроля; 0 ­ участия в труде не принимает 3   ­   бережет   личное   и   общественное   имущество, стимулирует других; 2 ­ бережет личное и общественное имущество; 1   ­   требует   контроля   в   отношении   к   личному   и общественному имуществу; 0 ­ небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 3 ­ осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 ­ осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 ­ не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 ­ не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. 3   ­   уважает   старших,   не   терпит   неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 ­ уважает старших; 1   ­   к   старикам   не   всегда   уважителен,   нуждается   в руководстве; 0 ­ не уважает старших, допускает грубость. 3 ­ отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 ­ отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1  ­  проявляет  дружелюбие,   нуждается  в   побуждении   со Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие 9.  Инициативность   и  творчество   в труде 10. Самостоятельность   Бережное   отношение   к 11. результатам труда 12. Осознание значимости труда Отношение к людям 4. Доброта и отзывчивость 13.   Уважительное   отношение   к старшим 14.   Дружелюбное   отношение   к сверстникам 15. Милосердие 16.   Честность   в   отношениях   с товарищами и взрослыми Отношение к себе 5. Самодисциплина 17.  Самообладание и сила воли   Самоуважение, 18. правил культуры поведения   соблюдение   Организованность 19. пунктуальность   и 20. Требовательность к себе   больным, стороны товарищей и старших; 0 ­ груб и эгоистичен 3   ­   сочувствует   и   помогает   слабым, беспомощным и настраивает на это других; 2 ­ сочувствует и помогает слабым, больным; 1   ­   помогает   слабым,   больным   при   условии   поручения, наличия контроля 0 ­ неотзывчив, иногда жесток 3 ­ честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 ­ честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 ­ не всегда честен; 0 ­ нечестен 3   ­   проявляет   самообладание   и   силу   воли   в   добрых поступках,   стремится   развивать   ее,   побуждает   к   этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 ­ развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 ­ силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 3 ­ добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 ­ добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1   ­   нормы,   правила   поведения   соблюдает   при   наличии контроля; 0 ­ нормы и правила не соблюдает 3   ­   своевременно   и   качественно   выполняет   любое   дело, требует этого от других; 2 ­ своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 ­ при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 ­ начатые дела не выполняет 3 ­ требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2   ­   требователен   к   себе,   стремится   проявить   себя   в хороших делах и поступках; 1 ­ не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 ­ к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. Приложение 2 Анкета «Необитаемый остров» Цель: выявление межличностных отношений и направленности личности. 1. Каким вы представляете себе необитаемый остров, как бы вы его назвали? 2. Какие три вещи вы взяли бы с собой? 3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове? 4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь? 5. Кого бы из своих знакомых вы хотели взять на этот остров и почему? 6. Хотели бы вы вернуться домой? 7. Хотели бы вы, чтобы на этом острове была школа? Если да, то какой вы ее представляете? 8. Ваши любимые предметы в школе и почему? 9. Ваши нелюбимые предметы и почему? 10. Что вы прочитали за последние два месяца? 11. Ваш любимый герой (из художественной литературы, кино, жизни)? 12. На кого хотели бы быть похожим? 13. Какие качества характера вы цените а) в себе, б) в людях? 14. Что вы презираете а) в себе, б) в людях? 15. В чем вы видите смысл жизни, т.е. для чего люди живут? 16. Чем вы занимаетесь в свободное время? 17. Чем бы вы хотели заниматься? Бланки с напечатанными вопросами предлагаются каждому ребенку индивидуально. Можно анкеты   не   подписывать,   чтобы   ответы   были   откровеннее.   Это   зависит   от   морально­ психологического климата в классе. Но необходимо очень корректно подходить к сообщению результатов   анкеты.   Детям   предлагается   обобщенная   картина,   в   которой   они   узнают   о названиях острова, о том, что берут с собой и т.д. Но главная задача – выявить тех, кого выбирают и кого не выбирают, чтобы корректировать морально­психологическую атмосферу в группе   школьников.   В   основном   результаты   анкеты   подвергаются   качественному содержательному анализу. Методика определения самооценки   (Т.В.Дембо, С.Я.Рубинштейн) Приложение 3 Исследование самооценки с самого начала проводится в форме свободной беседы. Ребенку объясняется следующая инструкция. Ниже   нарисованы   лесенки,   обозначающие   здоровье,   умственное   развитие,   характер   и счастье. Если условно на этих лесенках расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые здоровые», а на нижней – «самые больные», по аналогичному принципу расположатся люди и на остальных лесенках. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.  1. Самые здоровые  2. Очень здоровые  3. Здоровые     4. Более или менее здоровые.  5. Среднего здоровья  6. Более или менее больные   7. Больные   8. Очень больные  9. Самые больные 1. Самые умные 2. Очень умные  3. Умные           4. Более, менее умные         5. Среднего ума                              6. Более, менее неумные          7. Неумные  8. Глупые                             9. Самые глупые     1. С прекрасным характером  2. С хорошим характером  3. С более или менее хорошим характером  4. С неплохим характером 5. С обычным характером  6. С неважным характером 7. С плохим характером 8. С очень плохим характером 9. С тяжелым характером 1. Чрезмерно счастливы 2. Очень счастливы 3. Счастливы 4. Более или менее счастливы 5. Не очень счастливы 6. Мало счастливы 7. Несчастливы 8. Очень несчастливы 9. Самые несчастные После разметки испытуемым шкал начинается следующий этап опыта ­ экспериментально  спроецированная беседа, начиная со шкалы «счастье». Ее последовательность и план примерно  таковы:  1. Каким образом Вы оцениваете себя «по счастью» (желательно добиться четкой словесной оценки).   Это   важно   с   двух   точек   зрения:   во­первых,   важно   насколько   она   коррелирует   с обозначенной на шкале точкой, во­вторых, словесная оценка позволяет перейти к выяснению ее содержательной части. 2. Чего Вам не хватает, чтобы быть самым счастливым? 3. Что нужно изменить, чтобы достичь этого состояния? 4. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые счастливые и почему? 5. Какие люди, с Вашей точки зрения, самые несчастные и почему? Если   испытуемый   дает   низкую   оценку   по   этой   шкале,   необходимо   уточнить:   «Кто   виноват   в сложившейся ситуации?». Важно понять, кого испытуемый обвиняет в причине несчастья ­ себя или окружающий мир, необходимо при этом определить, какие свойства мира имеет в виду испытуемый.  Аналогичная процедура беседы проводится и при наличии очень высокой отметки на шкале. Вслед за беседой по поводу шкалы «счастье» переходят к обсуждению показателей других основных шкал: характеристике ума, здоровья. В целом план беседы по каждой шкале всегда строится примерно в следующей последовательности. 1. Выяснение содержания актуальной оценки. 2. Выяснение полюсов шкалы. 3. Выяснение содержания желаемой оценки, способа ее достижения. Дети   с   адекватной   самооценкой,   как   правило,   отмечают   «свое   место»   на   4­5   ступеньках   лесенки. Завышенная самооценка проявляется в выборе «своего места» на 1­2 ступеньках, дети с заниженной самооценкой отводят себе место на последних, 7­9 ступеньках лесенки. Сравнение самооценок ребенка по   разным   шкалам   дает   возможность   определить   сферу,   в   которой   он   чувствует   себя   достаточно уверенно,   психологически   комфортно   (адекватная   самооценка),   и   сферы,   вызывающие   у   ребенка напряжение и проблемы (неадекватная самооценка Изучение самооценки личности младшего школьника Приложение 4 Цель:  нахождение   количественного   выражения   уровня   самооценки   методом   набора слов, соответствующих «идеалу» и «антиидеалу». Инструкция: Перед вами ­ ряд положительных качеств и ряд отрицательных (по 10 качеств в каждом столбце). Перепишите их с доски и подчеркните те, которые у вас есть.       «Идеал»                                  «Антиидеал» Хвастовство грубость лень трусость зависть лживость жадность драчливость жестокость обидчивость Смелость   доброта  любознательность трудолюбие вежливость усидчивость честность правдивость настойчивость   активность Лучше, если каждый ряд будет состоять из 10 слов, так как находить коэффициент самооценки проще. Если в графе «Идеал» подчеркнуто 8­9 качеств, то коэффициент равен 0,9 или 0,8. Это свидетельствует о завышенной самооценке. Если по «Антиидеалу» такая картина, то это говорит о заниженной самооценке.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности для  4 класса по курсу «Я – гражданин России» (духовно-нравственное направление)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018