Классный час "Большие права маленького человека" (4 класс)
Оценка 4.9

Классный час "Большие права маленького человека" (4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
4 кл
25.03.2017
Классный час "Большие права маленького человека" (4 класс)
Используя предлагаемый материал классного часа учитель сможет через знакомство с правами и обязанностями ребенка, со Всеобщей Декларацией прав человека работать над воспитанием правовой культуры учащихся. На данном мероприятии предполагается обобщить знания детей об основных правах ребенка. Учащиеся смогут познакомиться с документами, регламентирующими их права и обязанности.
кл. час. 4. Большие права маленького человека.docx

Классный час

Большие права маленького человека

Чибова О. В.,

учитель начальных классов

МОУ «Ферзиковская СОШ»

Калужской области

 

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитание правовой культуры учащихся.

Задачи:

1.      Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Познакомить учащихся с документами, регламентирующие их права и обязанности;

2.      познакомить с Всеобщей Декларацией прав человека.

3.      Обобщить знания детей об основных правах ребенка.

4.      Развивать положительное отношение к законам и  стремление действовать в соответствии с законами жизни.

5.      Воспитывать уважение к правам других людей. Осмыслить ситуации, в которых права другого человека могут нарушаться.

6.      Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

7.      Способствовать формированию активной жизненной позиции.

8.      Совершенствовать навыки работы в группе.

 

Оборудование:

1.Права и обязанности учащихся  школы.

2. Карточки для составления темы урока.

3.Тексты для обсуждения.

4.Материал для работы в группах (карточки к игре «Юридическая консультация»,

карточки с ситуациями из жизни литературных героев).

5. Презентация «Большие права маленького человека».

6. Памятка «Мои права и обязанности» (на каждого ребенка).

7. Компьютер, проектор. 

 

Форма проведения: Классный час с использованием интерактивных методов.

Используемая литература:

  1. Андрей Усачёв. Приключения маленького человечка.
  2. Конституция РФ.
  3. Конвенция «О правах ребенка»
  4. Внеклассная работа в школе № 12-2005 г.
  5. А. В. Давыдова «Классные часы. 5 класс»., Москва, 2008
  6. Л. Е. Пахомова «С любовью к детям. Материалы к родительским собраниям»., Волгоград, 2008
  7. Т. И. Диденко «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону, 2005
  8. «Я – гражданин России» классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию. О. Е. Жиренко, Е. В.Лапина, Т. В. Киселева.

 

 

 

 

Ход классного часа

1.Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему, но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.      

Представьте, что существуют 2 государства: Можно и Нельзя. Они живут по разным законам. У каждого свои порядки. В государстве Можно – всё разрешено. В государстве Нельзя живут совсем иначе.

Подумайте и скажите про себя: Я хотел бы жить в государстве…

 

Вам интересно узнать, в  каком из государств какие порядки? (в государстве Можно нет правил, запретов, инструкций, норм, поэтому там: воруют, убивают, оскорбляют людей. В государстве Нельзя: запрещено убивать, грабить, грубить друг другу, воровать, так как там существует закон, регламентирующий права и обязанности граждан)

 

Какая из стран является процветающей, где жители счастливы и они чувствуют себя в безопасности? (В государстве Нельзя. Граждане этого государства живут по законам, уважают и не нарушают права других людей, выполняют свои обязанности)

 

Как, по-вашему, может ли государство Нельзя перевоплотиться в государство Можно? (Если свобода одних нарушает интересы и права других, то в обществе утверждается беззаконие, беспорядок, несправедливость)

 

А теперь опять ответьте на тот же вопрос: В каком из государств вам хотелось бы жить? Совпал ли ваш ответ с предыдущим?

 

Мне хотелось бы, чтобы вы никогда не попали в государство Можно!

Чтобы жить в процветающем государстве, что нужно знать?  ( Права других, …)

 

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)

Я предлагаю вам подтвердить свои предположения. Задание: если вы вычеркните повторяющиеся более 5 раз буквы, обозначающие парные шипящие звуки, то сможете прочитать тему классного часа.

ЖПШРШАВЖАИЖОЖБШЯШЖЗЖАНЖНЖОШСЖШТИЖ

Я тоже открываю свой слайд.

Большие права маленького человека

Что-то я не пойму. Где-то скрывается ошибка… Высказывания детей

Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей)

Давайте уточним значения данных слов, используя словарь Ожегова.

 

Дети работают со словарем.

Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать,  осуществлять.

Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.

 

Сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

 

В мире случается, что с  детьми обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.

 

Обзорное  знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».

А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? (Заслушиваются ответы детей.)

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН  (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год   была  принята и в нашей стране  Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).

Знакомство с правами детей

Учитель: В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям).

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

 - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

 

Ребята, а кто еще, кроме государства, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? (ответы детей)

Конечно, это ваши родители. Семья – важная часть общества.  Семья для каждого из нас  - самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царят взаимопонимание, доверие и тепло – это настоящее счастье.

 

Памятки для учащихся

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. (Учитель раздает памятки «Мои права» 

Практическая часть классного часа  

Игра «Юристы»

Проверим, сможет ли какая команда показать свои знания в области юриспруденции.

Найдите ошибки в документах. Кто быстрее и качественнее выполнит работу.

Для 1 группы

Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям (ко всем детям).

Ст. 6: Каждый ребенок  не имеет право на жизнь (имеет право на жизнь), и государство  не обязано (обязано) обеспечить выживание и развитие ребенка

Для 2 группы

Ст. 9: Ребенок  не имеет право (имеет право) поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них.

Ст. 12: Дети  не имеют право (имеют право) открыто высказывать свое мнение.

Для 3 группы

Ст. 1: Все права относятся к отдельным детям (ко всем детям).

Ст. 10: Дети и их родители   не имеют право (имеют право) покидать любую страну или въезжать в нее, чтобы объединиться и установить семейные отношения

Для 4 группы

Ст. 14: Дети не  имеют право (имеют право) на свободу мысли, совести, выбор религии в соответствии с желаниями родителями.

Ст. 28: Дети не имеют право (имеют право) на образование

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы.

Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». 

Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права  ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка».

Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» 

 (Во время игры дети  читают задание из карточки, а «юристы»   комментируют, какие права   были нарушены в данном случае).   Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»

(один пример приводит учитель)

Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы детей:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение его достоинства.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка - Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)

2.Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какая статья Конвенции была нарушена? ( Согласно Конвенции о правах ребенка - Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

3. Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)

4. Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

5. Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

6. Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)

7. Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

8. Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать)

Давайте немного отдохнем.  Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».  

Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете   показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается левая рука . 

1.Вот в углу стоит мальчонка,

 Плачет, надрывается.

 Бить, наказывать ребенка

 Строго (запрещается)

 

2. С мамой дети должны жить,

 Ей цветы всегда дарить –

 Это (разрешается).

 

3. Эта грань обозначает:

 Мать с ребенком разлучают.

 Это (запрещается).

 

4. Рисовать и петь учиться,

 Если заболел – лечиться,

 Это – (разрешается).

 

5. Этот трудится ребенок,

 Мало у него силенок,

 Ноги подгибаются.

 В детстве тяжкая работа (запрещается).

 

6. Вместе дружно в мире жить,

 с разными детьми дружить –

 Это (разрешается).

 

7. Этот слабый горбит спину,

 Перед сильным преклоняется.

 Быть рабом у господина

 Строго (запрещается).

 

Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили. 

Обязанности. Анализ ситуаций

C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

вы сейчас прочитаете и запомните.

Обязанности:

Соблюдать законы.

Охранять природу.                   

Защищать отечество.

Заботиться о родителях.

Получить образование.

На память я хотела бы вам  вручить  памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей  школьной жизни.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций «Права и обязанности»

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей  - обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

Имеют ли право ребята заставить Сашу?...  

Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)

 

Сценка 2.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 3.

Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Разъясните Иванову его права и обязанности.

Сценка 4.

Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Сценка 5.

Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Кто прав?

Почему Дима должен был выучить стих?

 

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

 

Давайте выведем простые правила взаимообщения:

1.      Нужно знать свои права.

2.      Нужно уважать права других людей.

3.      Нельзя забывать об обязанностях.

 

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).

Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).

Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).

Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).

До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)? 

Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)

А ещё? (Уважай чужие права! …)

Спасибо за работу и активное участие. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)

 

 Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

 


 

Классный час Большие права маленького человека

Классный час Большие права маленького человека

Ход классного часа 1.Организационный момент

Ход классного часа 1.Организационный момент

Я тоже открываю свой слайд.

Я тоже открываю свой слайд.

Знакомство с правами детей Учитель:

Знакомство с правами детей Учитель:

Ст. 9: Ребенок не имеет право ( имеет право ) поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них

Ст. 9: Ребенок не имеет право ( имеет право ) поддерживать контакты с обоими родителями, если он разделен с одним из них

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство

Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше человеческое достоинство

Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море

Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море

C правами у нас, как я погляжу, все в порядке

C правами у нас, как я погляжу, все в порядке

Сценка 3. Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории!

Сценка 3. Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории!

Спасибо за работу и активное участие

Спасибо за работу и активное участие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2017