Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ферзиковская
средняя общеобразовательная школа»
муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей нач. кл. МОУ «Ферзиковская СОШ» _________/ Чибова О.В./ Протокол № ____ от «___» августа 2016 г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» _____________/ З.А.Мовтян / «___» августа 2016 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» ____________/ Е. К. Романова / Приказ № ___ от «___» августа 2016 г.
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности
для 4 класса на 2016-2017 учебный год
курс «Давайте поиграем!»
(общекультурное направление)
Составитель программы
учитель начальных классов
Чибова О.В.,
высшая
квалификационная категория
2016 год
Пояснительная записка
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Давайте поиграем!» (общекультурное направление) разработана на основе ООП НОО МОУ «Ферзиковская СОШ» в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программой Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011., «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования».
Программа предназначена для обучающихся 4 класса МОУ «Ферзиковская СОШ». Содержание рабочей программы формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организаций, отличных от урочной системы обучения.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. Во внеурочную деятельность «Давайте поиграем!» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Внеурочная деятельность «Давайте поиграем!» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основные задачи:
· укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
· развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
· развитие сообразительности, творческого воображения;
· развитие коммуникативных умений;
· воспитание внимания, культуры поведения;
· создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
· обучить умению работать индивидуально и в группе,
· развить природные задатки и способности детей;
· развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
· развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Ценностные ориентиры содержания данного курса:
· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
· формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
В программе принимают участие школьники 4 класса.
Срок реализации программы – один год.
Основной формой обучения являются групповые занятия.
Наполняемость группы – 25 человек.
Периодичность проведения занятий – 1 раз в неделю по 45 минут.
Количество занятий в год – 34 ч
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
Личностные
· оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
· умение выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
· определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий во время занятия;
· учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные УУД:
· умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
· постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
· разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
· управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
· сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Предметные
· в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
· выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
· оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения.
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
Теория |
Практика |
1. |
Новая встреча с игрой |
2 |
2 |
0 |
2. |
Интеллектульно-познавательные игры |
4 |
1 |
3 |
3. |
Подвижные игры |
6 |
1 |
5 |
4. |
Настольные игры |
6 |
1 |
5 |
5. |
Игры-драматизации |
5 |
2 |
3 |
6. |
Ситуативные игры-упражнения |
3 |
1 |
2 |
7. |
Комплексные игры на местности. |
4 |
1 |
3 |
8. |
Комплексная игра приключение. |
4 |
1 |
3 |
|
Итого |
34 |
10 |
24 |
1. Новая встреча с игрой. Роли в игре и в жизни. Игровая реальность. Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни.
2. Интеллектуально – познавательные игры. Вопросы на эрудицию и сообразительность. Тактика выигрыша интеллектуально-познавательных играх. Формулировка вопроса в познавательных играх. Корректные и не корректные вопросы. Правила формулировки вопросов.
3. Подвижные игры. Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Развитие реактивности, резкости, быстроты, скоростной выносливости. Подвижные игры для развития ловкости. Подвижные игры на развитие силы. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
4. Настольные игры. Игровые действия в настольных играх (бросание кубика, передвижение фигур (фишек). Везение и невезение в игре.
5. Игры – драматизации. Игровые диалоги - импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. Способы решения задач в процессе игрового взаимодействия. Игра как способ самопознания.
6. Ситуативные игры – упражнения. Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция.
7. Комплексные игры на местности. Игровое соревнование двух групп. Ограничение игровой территории. Площадки игры. Правила игры, рекомендации игрокам. Техника безопасности в игре на местности.
8. Комплексная игра - приключение. Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. Испытания, загадки.
Календарно-тематическое планирование работы внеурочной деятельности
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
||
Теоретическая часть занятия |
Практическая часть занятия |
|||||
Новая встреча с игрой, 2ч |
||||||
1. |
08.09 |
Роли в игре и в жизни. Игровая реальность.
|
Познавательная беседа. |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. |
|
2. |
15.09 |
Игра и искренность. Серьезное отношение к жизни. |
Познавательная беседа |
|
||
Интеллектульно-познавательные игры, 4ч |
||||||
3 |
22.09 |
Формулировка вопроса в познавательных играх. Правила формулировки вопросов. |
Познавательная беседа |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни.
|
|
4. |
29.09 |
Тактика выигрыша в интеллектуально-познавательных играх |
|
|
||
5. |
06.10 |
Вопросы на эрудицию и сообразительность. |
|
Викторина |
||
6. |
13.10
|
Корректные и не корректные вопросы |
|
Викторина |
||
Подвижные игры, 6ч |
||||||
7 |
20.10 |
Сложные подвижные-полуспортивные игры-состязания. Самостоятельное регулирование интенсивности нагрузок, выбор моментов для отдыха.
|
Беседа. Разъяснение правил игры |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. |
|
8 |
27.10 |
Подвижные игры для развития ловкости |
|
Игра |
||
9 |
10.11 |
Подвижные игры для развития быстроты |
|
Игра |
||
10 |
17.11 |
Подвижные игры для развития силы |
|
Игра |
||
11 |
24.11 |
Подвижные игры для развития ловкости |
|
Игра |
||
12 |
01.12 |
Подвижные игры для развития силы |
|
Игра |
||
Настольные игры, 6ч |
||||||
13 |
08.12 |
Игровые действия в настольных играх. Везение и невезение в игре. |
Беседа |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. |
|
14 |
15.12 |
Настольная игра |
|
Игра |
||
15 |
22.12 |
Настольная игра |
|
Игра |
||
16 |
29.12 |
Настольная игра |
|
Игра |
||
17 |
Настольная игра |
|
Игра |
|||
18 |
Настольная игра |
|
Игра |
|||
Игры-драматизации, 5ч |
||||||
19 |
|
Игровые диалоги- импровизации. Я и окружающие люди. Взаимопонимание людей. |
Беседа
|
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. |
|
20 |
Проблемная ситуация. Игра как способ изучения проблемы. Задачи участников ситуации, позиция участника, вариативность позиций. |
Беседа |
|
|||
21 |
|
Сюжеты игр «В больнице» |
|
Игра |
||
22 |
|
Сюжеты игр «В магазине» |
|
Игра |
||
23 |
|
Сюжеты игр «Экстремальная ситуация» |
|
Игра |
||
Ситуативные игры-упражнения, 3ч |
||||||
24 |
|
Групповое взаимодействие в игре. Выбор союзников, договор с партнером, конкуренция.
|
Беседа |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. |
|
25 |
|
Игра «Путешествие по городу Мастеров» |
|
Игра |
||
26 |
|
Игра «Путешествие по городу Мастеров» |
|
Игра |
||
Комплексные игры на местности, 4ч. |
||||||
27 |
Игровое взаимодействие в группе, кооперация, сотрудничество, соревнование, взаимопомощь в игре. Взаимодействие в малой группе, распределение обязанностей. Межгрупповое взаимодействие в игре. Осознание индивидуальных особенностей участия в кооперации. |
Познавательная беседа. |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни |
||
28 |
|
Игра «Поиски клада» |
|
Игра |
||
29 |
|
Игра «Поиски клада» |
|
Игра |
||
30 |
Игра «Поиски клада» |
|
Игра |
|||
Комплексная игра-приключение, 4ч |
||||||
31 |
Команды игроков и площадка игры. Игровые задания и правила игры. Маршрутная карта игры. Тропа испытаний. |
Беседа |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу. Воспитание ценностных ориентиров на здоровый образ жизни. |
||
32 |
|
Игра-приключение |
|
Игра |
||
33 |
|
Игра-приключение |
|
Игра |
||
34 |
|
Игра-приключение |
|
Игра |
||
Формы и средства контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
· текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
· итоговый – соревнования, конкурсы.
Материально-техническое обеспечение
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6 человек);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х
учеников)
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Необходимое коли- чество |
Фактическое оснаще- ние |
|
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) |
|
|
1 |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
Д |
1 |
2 |
Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение», М. Просвещение 2011. (Работаем по стандартам второго поколения). |
Д |
1 |
3 |
Нескучный досуг. Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. - М.: ТЦ Сфера, 2002; |
Д |
1 |
4 |
Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. - М.: ТЦ Сфера, 2000. |
Д |
1 |
|
Спортивный инвентарь |
|
|
5 |
Мячи |
П |
5 |
6 |
Скакалки |
К |
10 |
|
Настольные игры |
|
|
7 |
Шашки |
П |
2 |
8 |
Домино |
П |
1 |
9 |
Лото |
П |
1 |
10 |
Пазлы (разной тематики) |
П |
3 |
11 |
Сюжетные настольные игры |
П |
1 |
|
Дидактические материалы |
|
|
12 |
Персональный компьютер |
Д |
1 |
13 |
Мультимедийный проектор |
Д |
1 |
14 |
Магнитная доска |
Д |
1 |
15 |
Экспозиционный экран размером не менее 150/150 см. |
Д |
1 |
16 |
Ученические двухместные столы с комплектом стульев. |
К |
8 |
17 |
Cтол учительский с тумбой. |
Д |
1 |
18 |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. |
Д |
3 |
Цифровые образовательные ресурсы
«Первое сентября» http://www.1september.ru/index.htm .
Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
Pro Школу.ru http://www.proshkolu.ru/user/labosLena3/file/2844823/
Приложение 1
Бессюжетные игры
«Вороны и воробьи»
На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.
«Ловишки-перебежки»
По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.
«Паровозик»
Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.
«На одной ноге»
Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.
«Петушиный бой»
Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.
«Веселый бег»
Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.
«Попади в след»
На полу рисуется три пары следов. Дети делятся на команды. Перед каждой командой по три пары следов. Необходимо прыгая точно попадать в след. Побеждает та команда, дети которой будут точнее.
«Землемеры»
На площадке проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие делятся на две команды и располагаются с гимнастическими палками на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил.
Приложение 2
Игры – забавы
«Охота на тигра»
Для проведения этой игры требуется мишень – фанерный щит, на котором нарисована голова свирепого тигра, а в пасти вырезано круглое отверстие. Необходимо иметь 5 теннисных резиновых мячей. Задача играющих с 4-5 шагов попасть мячом в отверстие – пасть. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.
«Донести рыбку»
Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.
«Черепаха-путешественница»
Для этой эстафеты каждой команде понадобится пластмассовый таз. Направляющий становится на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до кегли и обратно, не потеряв при этом свой «панцирь» - таз. Когда игрок «доползет» до старта, с него снимают «дом» и устанавливают его на спину другого участника. Выигрывает та команда, которая быстрее преодолеет предложенный путь.
«Собери орехи»
Дети делятся на команды. Каждой из них даются по 5 обручей и по 1 волейбольному мячу. Обручи кладутся на пол. Причем они могут лежать не по прямой линии. Задача каждой «белки»: пронести «орех» - волейбольный мяч, прыгая с «дерева на дерево» (из обруча в обруч), до отметки и обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Побеждает та команда, которая быстро и без потерь перенесет «орехи».
«Повяжу я шелковый платочек»
Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.
«Дриблинг»
Делим класс на две команды. Они разыгрывают между собой эстафету с воздушными шарами. Вести шар к финишу можно только ударяя его об пол, т. е. дриблингом. Побеждает команда, все игроки которой проведут шар к финишу и обратно раньше своих соперников. В команде может быть от пяти до десяти человек.
«Пролезь сквозь мешок»
Команды выстраиваются в колонну по одному лицевой линии волейбольной площадки. На линии нападения учитель и его помощники держат мешки без дна, другой край мешка закреплен на обруче. По сигналу игроки поочередно пролезают сквозь мешок, обегают кегли возвращаются обратно с правой стороны.
Приложение 3
Народные игры
Русская народная игра «Краски»
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучит:
Тук! Тук!
- Кто там?
- Покупатель.
- Зачем пришел?
- За краской.
- За какой?
- За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».
Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.
Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.
Русская народная игра «Стадо»
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок!
Заиграй во рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они
вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.
Таджикская народная игра «Горный козел»
Играющие собираются на площадке. Двух, трех детей назначают охотниками, а остальные – «горные козлы». Дети, изображающие «горных козлов», ходят или бегают по площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (салят их мячиками). Осаленный «горный козел» садится на скамейку. Это означает, что он пойман.
Правила игры: В одного игрока могут бросить мяч сразу два охотника.
Украинская народная игра «Хлебчик»
Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.
- Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик)
- А выпечешь? (Спрашивает последняя пара)
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком.
Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.
Чеченская народная игра «Игра в башню»
На площадке чертится квадрат размером 50х50. От квадрата на расстоянии 1.5-2 м. проводится черта – это первый полукон, от полукона чертятся еще 6 линий – полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см., диаметром 5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т. е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает подбежать к квадрату и произнести слово «Башня!», он становится играющим, а играющий – водящим.
Если же раньше к квадрату подбежал играющий и успел сказать «Башня!», он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т. е. на первую черту от квадрата.
Правила игры: Промах считается потерей хода.
Дагестанская народная игра «Достань шапку»
Игроки делятся на две команды, до 10 человек в каждой. На расстоянии 10-15 м. находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, четвертые – в полуприседе и т. д.
Правила игры: Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает
команда, набравшая больше шапок.
Бурятская народная игра «Волк и ягнята»
Выбираются: один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы вас всех съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а «овца» загораживает их.
Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего
ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку
нельзя отталкивать овцу.
Казахская народная игра «Конное состязание»
Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – конь – вытягивает руки назад – вниз, второй – наездник – берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым «прискакавший» к финишу, должен подпрыгнуть и достать платок, подвешенный на стойке.
Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник.
Приложение 4
Любимые игры детей
«Увернись от мяча»
На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.
«Сильный бросок»
Дети делятся на команды. Команды стоят в шеренге в 20-30 м. друг от друга. Посередине лежит баскетбольный мяч. Игроки бросают малые мячи в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой это удается, побеждает.
«Космонавты»
На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету».
«Второй лишний»
Все желающие играть образуют круг. С внешней стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.
«Два Мороза»
Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».
Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.
«Большой мяч»
Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч, они перекатывают его ногами.
«Шлепанки»
Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирается водящий. Он выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.
«Прятки»
Дети идут играть в парк. Играющие оговаривают, где можно прятаться. Образуем две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Дальше игроки меняются ролями. Нужно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков. (Например, досчитав до 10).
«Перехватчики»
На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят:
Мы умеем быстро бегать,
Любим прыгать и скакать
Ни за что нас не поймать!
После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.
«Мельница»
Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее двух метров друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.
Приложение 5
Советы к проведению подвижных игр
Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучшему общению детей.
Подвижная игра всегда требует от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижной игры – ее творческий и соревновательный характер. В ней проявляется умение действовать вместе с коллективом в меняющихся условиях. Каждая подвижная игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Не стоит в начале ограничиваться дежурной фразой: «А сейчас мы поиграем в …» Организуя подвижную игру, помните, что лучше, если Вы будете в них участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом Вы покажите действия, т. е. создадите образ предстоящей игры. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте комментарий происходящего и покажите, в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Не упустите момент, когда игру лучше завершить. И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, приготовьте его заранее. Хорошо подумайте, где Вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для проведения игр надо разбиться на команды, в этом помогут оригинальные считалки.
Считалки:
1. Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
2. Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить!
3. Колокольчик всех зовет,
Колокольчик нам поет
Звонким, тонким голоском:
Динь-бом, динь-бом!
Выходи из круга вон!
4. Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы.
Мы играем – водишь ты!
5. Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели!
6. Раз, два, три, четыре, пять, -
Мы сейчас хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить –
Все равно тебе водить!
7. Тара-Мара
В лес ходила,
Шишки ела,
Нам велела.
А мы шишки
Не едим,
Таре-Маре отдадим!
8. Солнце спряталось за гору,
Зайка в лес,
А мишка в нору.
Кто остался на виду –
Убегай,
Водить иду!
9. Эй, Иван,
Полезай в стакан,
Отрежь лимон
И выйди вон!
10. (На кулаках)
Шла кукушка
Мимо сети,
А за нею малы дети.
Кук-мак,
Кук-мак,
Убирай один кулак!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.