Методическая разработка по преодолению симптомов дизартрии

  • Памятки
  • doc
  • 15.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Дьяконова.doc
Методическая разработка по преодолению симптомов дизартрии Один из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильное слюнотечение.  Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть  решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.  Предварительная работа  Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с  запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого  артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну,  промокнуть внутри рта салфеткой.  Рекомендации. Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему  о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.  Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и  мокрого подбородка.  На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и  предлагать ребёнку сглатывать слюну. Основной этап работы  1. Криотерапия.  Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1).  Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А.  Киселева [4]).  Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ. 2. Полоскание полости рта.  Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба,  тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка  аллергии.  Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым  киселём.  3. Логопедический массаж.Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие  вибрирующие движения под подбородком в течение 4­5 секунд. Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см.  рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда  «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6­10  секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт. Рис.2. Массаж в углублениях под языком. Массаж по точкам.  Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости  (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые  движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично).  Массаж мягкого нёба.  Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого  нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса.  4. Жевание твёрдой пищи.  Инструкция для родителей детей ­ дизартриков:  Грызём, жуём, глотаем ­ морковку.  Грызём ­ сухари, баранки, сушки.  5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения  Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание  рекомендуется производить с закрытым ртом).   «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в  течение 3­5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне  ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5­10 секунд.   «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров,  деревянный или металлический шпатель, пузырьки из­под лекарств разных диаметров.   «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую  полость при открытом рте и сомкнутых губах.   «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать  попеременно 4­5 раз.   «Упражнение йогов» ­ рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем  логопед предлагает ему сглотнуть слюну.   «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.  6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки  1­2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.  На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать  движения языком вперёд­назад. 7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для  сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.  8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке. а а а; э э э; и и и;  аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;  аэи, аэи, аэи