Проект « Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными детей с ограниченными возможностями здоровья» направлен на оказание помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Социальный проект
«Психологопедагогическое сопровождение семей, имеющих детей с
ограниченными детей с ограниченными возможностями здоровья»
1.Направление реализации проекта: образование
2.Краткая аннотация проекта.
В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об образовании в РФ:
Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем возрасте».
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся
имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед
всеми другими лицами.
Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным
представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития».
Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями,
важным являются такие функции, как коррекционноразвивающая,
компенсирующая и реабилитационная,
целью которой является
восстановление психофизического и социального статуса ребенка,
достижение им материальной независимости и социальной адаптации.
Проект « Психологопедагогическое сопровождение семей,
имеющих детей с ограниченными детей с ограниченными
возможностями здоровья» направлен на оказание помощи родителям
(законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений
их развития.
Форма организации родителей:
Родительский клуб « Гармония»
3.Актуальность проблемы:
Семья является первичной формой социализации ребенка.
Главная проблема семей, имеющих ребенка с ограниченными
возможностями, заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной
мобильности, бедности контактов как ребенка со сверстниками, так и
родителей с другими категориями семей, в ограниченном общении с
природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и
элементарных психологопедагогических знаний по воспитанию «особого»
ребенка. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции семей
и соответственно к недостаткам воспитания
1Выделяется целый ряд причин, влияющих на результативность
семейного воспитания:
1. Отсутствие у родителей программы воспитания, стихийный характер
воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний,
непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление
о школьнике как об уменьшенной копии взрослых; непонимание роли оценки
в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и
деятельность ребенка, а его личность;
2. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье,
недостаток общения взрослых с детьми;
3.Неумение
дать
ребенку объективную характеристику,
проанализировать свои методы воспитания.
4.Низкий общий и педагогический уровень культуры родителей;
психологических,
7.Пассивность в установлении контактов с образовательным
5.Отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка,
нежелании решать его проблемы;
6.Перенос ответственности в воспитании ребенка на школу;
учреждением;
8.Отсутствие веры в способности ребенка.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями
здоровья (далее с ОВЗ), сталкивается с множеством трудноразрешимых
жизненных проблем: социальных,
педагогических,
информационных и материальных. Их преодоление требует комплексной,
адресной психологопедагогической помощи специалистов, взаимодействия,
сотрудничества, партнерства.
Ни один специалист не может сделать больше для ребенка, чем его
родители.
Все семьи обладают способностью развиваться, обучаться и меняться.
Задача специалистов – научить родителей родительскому мастерству.
Цель и задачи Проекта:
Цель Проекта: повышение психологопедагогической компетентности
родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в
общество, создание психологопедагогических условий в семье для
социальной адаптации детей с ОВЗ.
Задачи Проекта:
Оказание квалифицированной психологопедагогической помощи
семьям детей с ОВЗ в вопросах воспитания и развития.
Создание атмосферы взаимопонимания,
общности интересов,
эмоциональной поддержки родителей обучающихся с ОВЗ.
Активизация и обогащение психологопедагогических умений
родителей в сфере образования и развития детей с ОВЗ.
Разработчики Проекта:
21. Румянцева З.А., старший методист МБОУ МСШ
2. Лобанова А.Ю., педагогпсихолог МБОУ МСШ
3. Баталова В.В., дефектолог МБОУМСШ
4. Халявина Ю.Н., учительлогопед МБОУ МСШ
Сроки реализации Проекта 2019 год
Целевая аудитория: обучающиеся с ОВЗ и их родители.
Этапы реализации Проекта:
Первый этап работы – диагностический.
На этом этапе работа направлена на комплексное обследования семьи,
с участием всех специалистов, которое отражает фиксированные данные о
социальных и психологопедагогических трудностях.
Второй этап – аналитический.
На данном этапе:
проводится переработка и анализ полученной информации;
определяются направления взаимодействия с конкретной семьей;
выявляются проблемы семьи, ребенка, выбираются адекватные
способы и средства помощи;
намечаются пути организации совместной деятельности с семьями,
воспитывающих детей с ОВЗ.
Третий этап – организационнометодический.
Этот этап работы включает в себя следующие направления:
теоретическое направление обусловлено необходимостью психолого
педагогического просвещения родителей;
практическое направление обусловлено необходимостью закрепления и
умения применить на практике полученную теоретическую
информацию.
В рамках этого направления применяем наиболее эффективные формы
работы с родителями – наглядноинформационные, познавательные и
досуговые:
Четвертый этап – рефлексия.
На этом этапе оцениваются личные и профессиональные результаты
реализации проекта.
Формы организации психолого-педагогической помощи
семье:
Наглядноинформационные формы работы:
Оформление родительских уголков, изготовление памяток, буклетов,
консультации и беседы;
Познавательные и досуговые формы работы:
Родительские собрания, круглые столы, психологические игры, упражнения,
занятия для родителей, практикумы, решение педагогических ситуаций,
совместные мероприятия детей и родителей.
3С целью определения содержания, форм, условий эффективности
психологического просвещения родителей детей с ОВЗ, посещающих
образовательные организации, развивающие инклюзивный подход в
образовании проведена первичная диагностика.
По результатам первичной диагностики Семьи, имеющие детей с ОВЗ,
разделены на четыре группы.
Первая группа семьи с выраженным расширением сферы
Характерный для них стиль воспитания –
родительских чувств.
гиперопека. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных
возможностях своего ребёнка, у матери отмечается гипертрофированное
чувство тревожности и нервнопсихической напряжённости. Стиль поведения
взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к
ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от
самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов.
Таких семей 4
Вторая группа характеризуется стилем холодного общения
– гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с
ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из
них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее
внимание на лечении ребёнка, пытаясь компенсировать собственный
психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка.
Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ
выхода из неё, который избирает семья.
Таких семей8
Третья
стилем
группа характеризуется
сотрудничества –
конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей
и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль
возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его
природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи,
развития самостоятельности ребёнка в процессе становления особых
способов его взаимодействия с окружающим миром.
Таких семей 9
Четвёртая группа репрессивный стиль семейного общения, который
характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую
позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на
будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких
родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается.
Таких семей 4.
Для каждой группы семей предусмотрены индивидуальногрупповые
занятия и индивидуальные консультации специалистов в соответствии с
выявленными проблемами. На занятиях родители осваивают формы
правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком.
4Надо учитывать, что большинство семей, где воспитывается ребенок с
отклонениями в развитии, имеют более низкий уровень образования и
профессиональной квалификации, следовательно, не могут способствовать
полноценному интеллектуальному и социальному развитию ребенка.
На основании проведенной диагностики определены формы работы с
родителями и составлен план мероприятий:
Формы работы с родителями:
Количественный
показатель
а) индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей;
б) просветительская работа через консультации, беседы, ресурс интернет;
в) практикумы, тренинги для родителей;
г) внеурочная деятельность с привлечением родителей;
Формы работы с матерями:
1) демонстрация для матери приемов работы с её ребенком;
2) конспектирование матерью занятий, проводимых психологом;
3) самостоятельное проведение матерью отдельных занятий и части занятия
под контролем психолога;
4) выполнение матерью домашних заданий со своим ребенком;
5) чтение матерью специальной литературы по рекомендации психолога;
6) изготовление ею наглядных пособий для проведения занятий;
7) реализация матерью творческих замыслов в работе с ребенком,
8. География проекта. МБОУ МСШ
9.Социальные партнеры реализации Проекта: Тамбовское областное
государственное бюджетное учреждение « Центр по оказанию психолого
педагогических услуг « Доверие», АКО « Центр по оказанию социально
педагогических услуг» г Уварово.
10. Механизм и календарный план реализации Проекта.
Периодичность проведения занятий: еженедельносреда
Консультации специалистами ТОГБУ « Центр по оказанию психолого
педагогических услуг « Доверие», АКО « Центр по оказанию социально
педагогических услуг» г Уварово последняя среда месяца.
№
Мероприятия
Сроки
1.
2.
3.
4.
Аналитический срез:
Знакомство
Постановка проблемы
Анкетирование
Лекторий:
Презентация: «Развитие ВПФ»
Презентация: «Эмоциональноволевое
Вопросответ
Январь
Январь
развитие»
Вопросответ
Конференция: «Роль семьи в воспитании ребенка с
ЗПРР»
Тренинг общения:
Февраль
Февраль
5 Упражнение «Давайте познакомимся»
Упражнение «Чудесный мешочек»
Упражнение «Ладошки»
Упражнение «Идеальный родитель»
Упражнение «Связующая нить»
Индивидуальное занятиепрактикум «Наблюдение за
работой логопеда»
Тренинг «Искусство быть счастливым»
Упражнение «Тайны имени»
Упражнение «Погружение в детство»
Арттерапия
Упражнение «Солнце любви»
«Почтовый ящик». Обсуждение вопросов, задаваемых
родителями.
Тренинг «Взаимодействие с детьми с ЗПР»
Упражнение «Рукавички»
Упражнение «Охота на динозавриков»
Упражнение «Недетские запреты»
Методика «Социодрама»
Ознакомление с методикой
Упражнение «Яребенок»
Подгрупповая работа «Стили воспитания»(подгруппа
1.)
Тестирование ACB
Знакомство со стилями воспитания
Подгрупповая работа «Стили воспитания»(подгруппа
2.)
Тестирование ACB
Знакомство со стилями воспитания
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 1 «Взрослые и дети», часть 1.
Упражнение «Цветок настроения»
Обсуждение правил группы
Упражнение «Знакомство с семьей»
Анкета «Внутренний мир»
Брошюра «Как найти общий язык с ребенком»
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 1 «Взрослые и дети», часть 2.
Рефлексия
Упражнение «Пойми чувства ребенка»
Упражнение «Я сообщение»
Памятка «Внутренний мир ребенка»
Диспут «Воспитание – это долг или радость»
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 2 «Общение с ребенком», часть1.
Упражнение «Комплимент»
Упражнение «Активное слушание»
Информационный блок
Рефлексия
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 2 «Общение с ребенком», часть 2.
Творческая работа «Портрет моего ребенка»
Упражнение «Никто не знает, что…»
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Февраль
Февраль
Март
Март
Март
Март
Апрель
Апрель
Апрель
Апрель
Май
Май
617.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
Ознакомление с минибиблиотекой «Общение
с особым ребенком»
Аналитический срез:
Анкетирование.
Проективная методика «Рисунок семьи
животных»
Круглый стол «Стили воспитания»
Составление информационного стенда
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 3 «Покажи мне любовь»
Приветствие
Психогимнастика «Передай эмоцию»
Упражнение «Искатели»
Упражнение «Мне в тебе нравится…»
Рефлексия
Логопедическая библиотека. Ознакомление с
логопедической литературой для родителей детей с
нарушениями речи
Конференция «Телефон доверия»
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 4. «Я родитель» часть 1.
Упражнение «Знакомство руками»
Упражнение «Пантомима»
Групповая работа «Цели воспитания»
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 4. «Я родитель» часть 2.
Упражнение «Родительребенок»
Упражнение «Слепой и поводырь»
Упражнение «Возрастная регрессия»
Рефлексия
Круглый стол «Задачи воспитания»
Методика «Психодрама»
Знакомство с методикой
Упражнение «Мой ребенок»
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 5. «Учимся требовать и контролировать», часть
1.
Упражнение «Ассоциации»
Упражнение «Разожми кулак»
Информационный блок
Работа в парах «Зона контроля»
Май
Май
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Октябрь
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 5. «Учимся требовать и контролировать», часть
2.
Упражнение «Родительские требования»
Упражнение «Анализ общения матери с
Октябрь
ребенком»
Упражнение «Испорченный телефон»
Рефлексия
«Почтовый ящик»
Лекторий «Права родителей и детей»
Круглый стол «Права родителей и детей»
Тренинг «Особый ребенок»
Октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Ноябрь
7Блок 6. «Счастливая семья», часть 1.
Упражнение «Ластик»
Упражнение «Привет»
Упражнение «Положительные и
отрицательные качества ребенка»
Упражнение «Я ребенок»
Рефлексия
Декабрь
Декабрь
32.
33.
Тренинг «Особый ребенок»
Блок 6. «Счастливая семья», часть 2.
Упражнение «Безоценочное восприятие»
Упражнение «Я забочусь …»
Упражнение «Передай сигнал»
Арттерапия «Мой ребенок»
Аналитический срез: анкетирование
Лекторий «Безоценочное восприятие»
Круглый стол «Подведение итогов»
34.
11. Ожидаемые результаты реализации Проекта:
Декабрь
Непосредственные:
формирование у родителей представлений о технологиях и методах
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;
обучение родителей эффективным приемам коррекционной работы с
детьми в домашних условиях;
развитие двигательной сферы и навыков самообслуживания; мелкой
моторики и зрительномоторной координации;
развитие познавательной сферы: процессов восприятия, внимания,
памяти, мышления; речи и коммуникативной сферы ребенка;
оптимизация детскородительских взаимоотношений;
коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;
обучение родителей психологическим приемам саморегуляции;
Отложенные:
В результате реализации проекта родители должны:
1.Самостоятельно прогнозировать цели и результат психолого
уметь принимать
педагогического влияния на своего ребенка,
самостоятельные решения.
2.Накопить научнотеоретические знания, практические умения и навыки
к реализации воспитательной функции.
Социальные:
формирование у родителей навыков социальной активности: рост
посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, их активность;
создание благоприятного эмоционального фона во взаимоотношениях
детей с родителями;
повышение потенциала взаимного доверия между образовательной
организацией и семьей;
8 формирование у родителей активной жизненной позиции: быть
полезным ребенку в обретении уверенности в себе;
развитие
коммуникативных навыков
в процессе совместной
деятельности детей и родителей
12. Личные и профессиональные результаты участия в проекте:
Повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.
Открытость к принятию других позиций, точек зрения.
Позитивная направленность на педагогическую деятельность.
Приобретение опыта отбора адекватных методик работы с
различными категориями семей.
9