Методическая разработка по теме: «Формирование основ экологической культуры младших школьников»
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
1 кл—4 кл
07.11.2017
В данной методической разработке представлены новые авторские подходы в экологическом воспитании школьников. Материал
ориентирован для учителей начальных классов, но может быть полезен и учителям, работающим в 5 - 6 классах. Раскрывая современное понимание термина "экологическое воспитание", речь идёт о формировании именно экологической культуры школьника, определяя экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, как качество личности ребёнка.
Лапшина Е. А. Формирование экологической культуры младших школьников.docx
Лапшина Елена Александровна, учитель МБОУ СОШ с УИОП
г. Нолинска Кировской области, Почётный работник образования РФ
Тема: «Формирование основ экологической культуры младших
школьников»
«Кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не
подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя
красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом
достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может
быть, и простая человечность».
(В.А. Сухомлинский).
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях экологического
кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может
устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления
и своей деятельности, придать им экологическую направленность.
Идея экологического воспитания далеко не нова. Она всегда
присутствовала в требованиях к школьным программам по предметам.
Выпустив из школьных стен не одно поколение вчерашних учеников,
человечество уже должно было бы решить все экологические проблемы. Но
экология планеты продолжает постоянно нарушаться? Значит,
педагогическая наука пока ещё не может дать чётких инструкций на этот
счёт. Нам, учителям, работающим непосредственно с детьми, должно быть
ближе понимание того, каким образом воздействовать на детский разум и
детские души.
Под экологическим образованием чаще всего понимают изучение
последствий хозяйственной деятельности человека. Но, по словам Дмитрия
Сергеевича Лихачева: «Экология представляет собой взгляд на мир как на
дом. Природа — дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для
человека, причем дом, создаваемый самим человеком». Поэтому новое
понимание экологического образования – это формирование именно
экологической культуры школьника. Данное требование прописано в ФГОС
НОО к личностным результатам образования и включает в себя ценностное
отношение к природному миру;
готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Особое место в формировании личности современного школьника
занимает система экологических ценностей – знаний. Все предметы
школьного цикла в своем содержании, так или иначе, затрагивают вопросы
экологии. Поэтому экологическое образование всегда осуществлялось, и
будет осуществляться через интеграцию всех предметов образовательной
системы.
1 Но, несмотря на все наши старания, часто дети изучающие природу только
по книгам, могут определить названия животных, растений, изображённых на
иллюстрациях, но не узнают их в природе. Почему так происходит? Только
знания не могут стать основой устойчивого развития ребёнка. Необходимо
научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде ее гибели.
Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не станут нормой
поведения, частью мировоззрения, сознанием.
Формируя экологическое сознание необходимо формировать и
экологическое отношение ко всему происходящему вокруг. Не так это
легко научить ребёнканепоседу замечать прекрасное в природе. Дайте ему
возможность быть в природе, общаться с ней, наблюдать, исследовать, трогать
руками, прикоснуться сердцем, воочию увидеть те экологические проблемы, о
которых читаем на страницах учебников. Здесь большой потенциал несёт в
себе внеклассная работа. Экологическое воспитание всегда является её
неотъемлемой частью. Экскурсии в природу, походы по родному краю,
экологические акции, участие в субботниках, классные часы экологической
направленности, экологические праздники, конкурсы и многое другое – всё
это не оставит ребёнка равнодушным. Мы говорили сейчас о формировании
экологического отношения к природе, сопереживания ёй. И этой цели мы на
данном этапе сможем достичь.
Казалось бы, мы сделали всё, что в наших силах! Мы дали детям знания,
научили их чувствовать природу, но они попрежнему остались лишь её
потребителями и пассивными
наблюдателями. Говорить о том, что
экологическая культура, как результат экологического воспитания, уже
сформирована, ещё рано. Чего же не хватает?
Определяя экологическую культуру как нравственнодуховную сферу
жизнедеятельности человека, как качество личности ребёнка, надо понимать,
что она включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологические
знания, экологическое отношение и экологическую деятельность. Причём
это не просто деятельность, а сознательная деятельность, так как она должна
быть связана с приобретением социального опыта.
Социальный опыт – это всегда результат действий самого ребенка в
процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Но младший
школьный возраст характеризуется ещё недостаточным уровнем
социализации. Что они могут сами? Организовать деятельность без
руководства учителя им пока ещё не под силу.
Одним из шагов, предпринятых мной по решению этой проблемы, является
авторская программа воспитательной работы по социализации младших
школьников «Маленькие шаги в большой мир». Направленность программы
не ограничиваются только экологическим воспитанием, данная программа
имеет более широкий спектр воздействия.
2 Цель программы:
компетенций младших школьников.
Содержательное ядро программы:
создание условий для формирования социальных
•
•
включение детей в мир взрослых для решения актуальных жизненных
задач, адаптации в динамично изменяющемся обществе;
воспитание
личности самого ребёнка готового к преодолению
жизненных проблем, способного понимать, сопереживать и оказывать
реальную помощь тем, кто в этом нуждается, как в рамках своего
класса, всей школы, так и за её пределами.
Главная воспитательная идея программы помогая другим – помогаешь
себе.
Структурные элементы программы:
1 модуль «Мой класс – мои друзья»(1 класс)
2 модуль « Школа добрых дел» (23 класс)
3 модуль – «Мир, в котором я живу» (3 4 класс)
Разделы модулей программы
По каждому из этих разделов в классе ведётся работа, а я подробнее
остановлюсь на разделе «Помоги природе», так как мы продолжаем разговор
об экологическом воспитании.
Раздел «Помоги природе»
1 модуль «Мой класс – мои друзья», проект «Покормите птиц зимой».
Всё началось зимой 2013 года, когда будучи первоклашками, мои ученики
заинтересовались вопросом: «Какие птицы остаются зимовать в наших
краях?». Вместе с родителями составили атласопределитель зимующих птиц
родного края, поучаствовали в школьном конкурсе рисунков на тему:
«Зимующие птицы». Было принято решение помочь птицам пережить
холодную зиму! На уроках окружающего мира узнали правила кормления
птиц, выяснили, какие лакомства предпочитают пернатые. Дома вместе с
3 родителями изготовили кормушки. Развешали готовые кормушки на
деревьях, а самое главное – стали подкармливать птиц. Ребята старались
кормить птиц каждый день. Птицы с удовольствием прилетали на наши
кормушки. Все мы понимали, что делаем полезное и важное дело.
2 модуль – «Школа добрых дел», проект «Кормушки для птиц». Во 2
классе мы решили привлечь внимание учеников всей начальной школы к
проблеме помощи птицам. Предположили, что так сможем помочь большему
количеству птиц. Сами организовали школьную природоохранную акцию
«Кормушки для птиц». Напечатали и развешали по школе объявления с
информацией об акции. Выступили в каждом классе с агитбригадой.
Обращались к ученикам (всего 480 человек) с просьбой повесить кормушки
и начать подкармливать птиц. Сами регулярно подкармливали птиц на своих
кормушках. По окончанию акции провели опрос среди учеников начальной
школы. Побывали в каждом из 18 классов. Подводя итоги, мы выяснили, что
70,7% учеников начальной школы откликнулись на агитацию и приняли
участие в организованной нами акции.
3 модуль – «Мир, в котором я живу», продолжение проекта
«Покормите птиц зимой!». Новый учебный год! И наш 3 «в» класс вновь
озабочен, как привлечь внимание общественности к проблеме помощи птицам.
Мы предположили, что если обратимся за помощью ко всем жителям города
Нолинска, то вместе мы птицам помочь сможем. Кроме того у людей
сформируется привычка подкармливать птиц зимой.
На этот раз ребята предложили организовать городскую природоохранную
акцию «Покормите птиц зимой!». Во время классного часа обсудили план
организации городской акции. Определили адреса кормушек так, чтобы
людям в городе
удобно было насыпать корм для птиц, назначили
ответственных за каждую кормушку. Развешали кормушки, поместили рядом
листовки с информацией об акции. Написали обращение к жителям города и
обратились в редакцию районной газеты с просьбой опубликовать нашу
статью в ближайшем номере. Началась каждодневная работа: подкармливали
птиц на своих кормушках; следили, как люди подкармливают птиц на
кормушках в городе; вели листы наблюдений.
В ходе исследования, проведённого во время акции, мы выяснили, что
ни одна из 11 вывешенных нами кормушек не пустовала. Жители города
Нолинска откликнулись на агитацию и приняли участие в организованной
нами городской акции. Понятно, что мы не смогли поменять привычки людей,
но, надеемся, что наш пример природоохранного поведения не остался
незамеченным, и в последующие зимы больше людей откликнутся на призыв
«Помочь птицам!».
На дворе была уже зима 2017 года. Мои ученики перешли в 4 класс.
Рядом с домом у многих из них висят кормушки, птицы спешат к ним в
гости. 75 % обучающихся класса сами на своих кормушках всю зиму
4 подкармливали птиц, показывая личный пример природоохранного поведения.
Хочется верить, что этот урок милосердного отношения к природе выучен
ими на «5».
Используемые ресурсы:
1. Самкова, В. А. Открывая мир: экологическое образование в начальной
школе. Методическое пособие для учителя. — М., 2003.
2. Федеральный
государственный стандарт начального общего
образования/ Министерство образования и науки Российской
Федерации. –М.: Просвещение, 2010.
5
Методическая разработка по теме: «Формирование основ экологической культуры младших школьников»
Методическая разработка по теме: «Формирование основ экологической культуры младших школьников»
Методическая разработка по теме: «Формирование основ экологической культуры младших школьников»
Методическая разработка по теме: «Формирование основ экологической культуры младших школьников»
Методическая разработка по теме: «Формирование основ экологической культуры младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.