Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"
Оценка 4.6

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Оценка 4.6
Научные работы
docx
экология +1
Взрослым
01.07.2017
Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"
методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся" Данная работа является результатом пятилетней работы по теме самообразования. Она включает в себя авторскую программу экологического клуба, рекомендации по проведению исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Это обобщение опыта.
Методическая разработка по проектно-исследовательской деятельности школьников Усанина В.В..docx
Российская Федерация Ханты­Мансийский автономный округ ­ Югра Департамент образования и молодежной политики г.Пыть­Ях Тема «Исследовательская  и проектная деятельность, как средство социализации обучающихся» (разработка предназначена для обучающихся с 5 по 11 класс) Автор                     учитель первой квалификационной                                                    категории, учитель биологии и химии,                                МБОУ СОШ № 2 г.Пыть­Ях, ХМАО­Югра,                                 Усанина Вера Владимировна                                                                                                                                                                                                                                                 г.Пыть­Ях 2015 г 1.Введение Новые социально­экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние   годы,   коренным   образом   изменили   и   усложнили   задачи общеобразовательной   школы   в   плане   обучения,   воспитания   и   развития подрастающего поколения. Теоретические, по сути, и энциклопедические по широте знания, становятся на данном этапе средством образования, а ориентация школы изменяется   в   сторону   компетентностно   ­   ориентированного   подхода.   Это обусловлено   тем:   что   конкурентоспособность   человека   на   современном   рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения и навыки, которые человек  может  применять  или трансформировать  относительно целого   ряда   жизненных   ситуаций,   осваивая   при   этом   новые   технологии.   Школа должна   подготовить   учащихся   к   самостоятельной   трудовой   жизни   в   условиях настоящего     нового образовательного результата заключается, таким образом, в социализации учащихся. Социальный   опыт   –   это   всегда   результат   действий   ребенка,   активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом   деятельности   и   общения,   результатом   которого   он   является.   Ребенок социализируется   и   приобретает   собственный   социальный   опыт:     в   процессе разнообразной   деятельности,   осваивая   обширный   фонд   социальной   информации, умений, навыков; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели   поведения;   в   процессе   общения   с   людьми   разного   возраста,   в   рамках различных социальных групп, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные символы, установки, ценности. социально­экономического   уклада.   Достижение Что   касается   школы   и   образования,   то   в   настоящее   время   широко обсуждается   вопрос   о   модернизации   образования,   цель   которого   —   создание условий   для   повышения   качества   учебно­воспитательного   процесса.   В   основе стратегии модернизации лежит компетентностный подход. Возникает вопрос, как решать   поставленные   правительством   задачи   перед   образованием   и   учителями. Считаю,   наиболее   эффективным   метод   исследовательской   деятельности   и социального проектирования. Поэтому,   я   для решения этих задач и достижения цели, написала программу создания в нашем ОУ школьного экологического клуба , который   был   назван   «ЭСПАД»   (экологическое   сообщество   природоохранной деятельности»).   Данная   программа   была   написана   и   стала   внедряться   в   нашей школе с 2007 года. Эта программа предназначена для учащихся среднего и старшего звена. Основной деятельностью клуба является исследовательская деятельность и социальное проектирование.  Цель   моей   работы:  создать   условия   для   развития   личностных   способностей, содействовать   повышению   личной   уверенности   и   компетентности,   т.   е. социализации обучающихся. Задачи: ­ воспитание экологической культуры и  любви к родной природе,     желания сохранить и сохранять ее. ­ формирование позитивной Я­концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия; ∙   развитие   способностей   учащихся   в   той   сфере   деятельности,   к   которой   они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело; ∙   развитие   исследовательских   умений   и   навыков   учащихся,   аналитического   и критического мышления; ∙ способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта; ∙ позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного. Актуальность. Исследовательская   и   проектная     деятельность   обладает   всеми   преимуществами совместной   деятельности,   в   процессе   ее   осуществления   учащиеся   приобретают богатый   опыт   совместной   деятельности   со   сверстниками,   со   взрослыми.   В исследовательской   и   проектной   деятельности   школьников   приобретение   знаний, умений   и   навыков   происходит   на   каждом   этапе   работы   над   проектом.   Причем, основная цель учебной деятельности,   выступает перед школьниками в косвенной форме.   И   необходимость   ее   достижения   усваивается   школьниками   постепенно, принимая   характер   самостоятельно   найденной   и   принятой   цели.   Ученик приобретает и усваивает новые знания не сам по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной или исследовательской   деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение   школьных   знаний   с   реальными   жизненными   ситуациями.   При использовании   метода   проектов   существуют   два   результата.   Первый   –   это педагогический   эффект   от   включения   учащихся   в   «добывание   знаний»   и   их логическое   применение.   Если   цели   проекта   достигнуты,   то   можно   сказать,   что получен   качественно   новый   результат,   который   выражается   в   развитии познавательных   способностей   школьника,   его   самостоятельности   в   учебно­ познавательной   деятельности.   Второй   результат   –   это   сам   выполненный   проект. Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно­методической   литературе.   Таким   образом,   включение   проектной   или исследовательской     деятельности   в   учебный   процесс способствует   повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности.  Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более   приспособленным   к   жизни,   умеющим   адаптироваться   к   изменяющимся условиям,   ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения и современной школы.  Ожидаемые результаты: • Обогащение знаниями и опытом общения с природой; • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими  умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора. • Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации; • Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине • Воспитание экологической культуры.  • Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их  роли в жизни, труде, творчестве; • Понимание нравственных основ образования; • Начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; • Умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно­ исследовательских задач; • Самоопределение в области своих познавательных интересов; • Умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать  с информацией из разных источников; • Начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных  комплексных учебно­исследовательских проектов; умение работать со  сверстниками в проектных или учебно­исследовательских группах; • Понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; • Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время,  информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте,  осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации  учебных и учебно­трудовых проектов; • Начальный опыт участия в общественно значимых делах; • Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими  детьми и взрослыми; • Знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально­ психологическим качествам, знаниям и умениям человека; Этапы реализации разработки: 1. Подготовительный ­  сентябрь 2006 года – январь 2007 года ( составление программы, защита, подбор кадров, определение места нахождения) 2. Информационный  –   с1   сентября   по   15   октября   каждого   учебного   года (проведение информационных акций с целью привлечения учащихся в клуб, составление календарно­тематического планирования работы. 3. Основной – с 15 октября  по 30 мая каждого учебного года. (проведение основных мероприятий, участие в конкурсах   и конференциях различного   уровня   значения,   согласно   календарно­тематического планирования) 4. Заключительный  –   практической   конференции,   подведение   итогов,   награждение   участников)   май   (проведение   школьной   итоговой   научно­   всех 2.Теоретическая часть Исследовательский   проект   школьника   –   это   учебная   работа     в   определенной области науки, т.е. организация деятельности учащегося   по овладению учебными компетенциями, способствование процессу познания для развития теоретического мышления,   диалектического   мировозрения.   Целью   проектно­исследовательской деятельности   обучающихся   является:   научиться   проводить   само   научное исследование  и    получить  новые  для  себя  знания, творчески  преобразуя  объект познания, а также  формировать исследовательские умения и навыки для развития личности,   ее   самоопределения   и   самореализации.   Включение   школьников   в проектную   деятельность   учит   их   размышлять,   прогнозировать,   формирует самооценку.  В процессе работы школьников над исследовательским проектом по биологии могут быть достигнуты следующие результаты ФГОС: а)личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному   определению,   сформированность   их   мотивации   к   обучению   и целенаправляемой познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных   отношений,   отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру,   способность   ставить   цели   и   строить   жизненные   планы,   способность   к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. б)метапредметные результаты: освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные   познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике,   самостоятельность   в   планировании   и   осуществлении   учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно­исследовательской, проектной и социальной деятельности.   ценностно­смысловых   установок, (регулятивные,   действия   учебные   Под   проектной   технологией   понимается   способ   достижения   цели   через детальную   разработку   проблемы,   которая   должна   завершиться   практическим результатом,   оформленным   тем   или   иным   образом.   В   основу,   положена прагматическая направленность проекта на результат, полученный при решении проблемы.   Этот   результат   можно   увидеть,   осмыслить,   применить   в   реальной практической   деятельности.   Чтобы   добиться   такого   результата,   необходимо научить детей самостоятельно мыслить. Находить и решать проблемы, привлекая для   этой   цели   знания   из   разных   областей   знаний,   способность   прогнозировать результаты   и   возможные   последствия   разных   вариантов   решения,   умения устанавливать причинно­ следственные связи.    Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение определенного отрезка времени.   Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической   технологии,   то   эта   технология   включает   в   себя   совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель, принятая, осознанная детьми, актуальная для них. Проект – это детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Проект – метод педагогически организованного освоения   ребёнком   окружающей   среды.   В   основе   проектов   лежит   развитие познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проект   способствует   актуализации   знаний,   умений,   навыков   ребёнка,   их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать  задачи   разных  видов,   стремятся  сами  доходить   до  правильного   ответа. «Накопители знаний» больше склонны к запоминанию фактического материала, нередко   обнаруживают   последовательность   и   систему   в   его   хранении.   Эти показатели   должен   использовать   учитель,   координируя   групповую   проектную деятельность.  Российская Федерация Ханты­Мансийский автономный округ Комитет по образованию г. Пыть­Ях Средняя общеобразовательная школа № 2 Конкурс вариативных программ «В сфере занятости подростков и молодежи» Программа школьного экологического клуба (экологическое сообщество природоохранной деятельности) Период внедрения :              2006­2008 гг. Место проведения:                 МОУ СОШ № 2 г. Пыть­Ях Автор:                                       Усанина Вера Владимировна                                                    учитель биологии МОУ СОШ № 2                                                                       г. Пыть­Ях 2007 г. Введение   природоохранное,   исследовательское,    Экологический клуб «ЭСПАД» создается на базе школьного экологического кружка. Предлагаемая программа позволяет шире использовать возможности дополнительного   образования,   так   как   имеет   четыре   направления деятельности:   информационно­ аналитическое и досуговое      Данная   программа   предполагает   углубление   знаний   учащихся естественнонаучного направления, приобретение навыков исследовательской работы,   анализа,   самоанализа,   способствует   формированию   экологической культуры   учащихся,   развивает   их   творческие   способности,   способствует становлению   активной   гражданской   позиции   через   общение   с   объектами природы   родного   края,   формированию   навыков   адаптации   в   современном обществе, самоопределению в выборе профессии. Участвовать в работе клуба могут одновременно до 60 учащихся. Возраст детей  с 12  до 16 лет.    Учащиеся могут пробовать свои  силы в любом  из четырех   направлений   клуба.   Программа   предполагает,   возможности проявления   творческих   способностей   учащихся,   как   в   исследовательской деятельности, так и в практической работе природоохранного направления, а также   в   проведении   различных   культурно­массовых   мероприятий экологической направленности. Учащиеся смогут проявить свои способности в роли фотокорреспондентов, а также корреспондентов  школьной и местной городской газет.     Обоснование          В настоящее время отсутствие элементарной экологической культуры населения становится бедствием. Еще усугубляет эту проблему отсутствие уроков   экологии   в   школе.   На     других   уроках   естественнонаучного   цикла учащиеся получают достаточно информации, но она не становится их личным опытом, не формирует их навыки и потребности целесообразного поведения в природе.       Данная   программа   предлагает   решение   этой   проблемы   и   позволяет использовать   полученную   информацию   на   уроках   в   формировании   своего опыта, способствует применению экологических знаний в повседневной жизни для   обеспечения   личной   безопасности   и   безопасности   окружающих   людей. Эти знания становятся личностно значимыми, что способствует становлению осознанной экологической культуры отдельной личности. Цель и задачи Цель:    создание   школьного   экологического   клуба   для   реализации   творческой   и инновационной     деятельности   учащихся,   становления   их   осознанной экологической культуры.  Задачи по направлениям: 1. Исследовательское: Сбор и обработка коллекционного научного материала. Наблюдения в живой природе. Проведение экспериментов, направленных на выяснение особенностей   закономерностей   развития   и   выявления жизнедеятельности, взаимосвязей в сообществах живых организмов. Проведение школьного экологического мониторинга. 2. Природоохранное: Сохранение   редких   и   исчезающих   видов   растений   и   животных (создание,   участие   в   развитии   и   поддержание   рабочего   состояния городского парка, участие в озеленении города.)  Очистка лесной территории от мусора. Снижение   уровня   безработицы   среди   подростков   (создание   летних трудовых бригад) 3. Информационно­аналитическое: Пропаганда   охраны,   защиты   и   бережного   отношения   к   окружающей среде   (проведение   культурно­массовых   мероприятий,   выпуск познавательных программ на канале городского телевидения, выпуск печатной продукции, публикации острых статей на экологическую тему). Проведение   научных,   научно­практических   конференций   лекций, семинаров. Переписка, обмен опытом с другими экологическими организациями и объединениями округа, страны и мира.      4.   Досуговое 4.1. Проведение   культурно­массовых   мероприятий   экологической направленности для учащихся среднего звена с целью привлечения их в клуб. 4.2. Проведение   классных   часов   экологической   направленности   для формирования   экологической   культуры   учащихся   младшего   и среднего звена.  Механизм реализации программы 1. Общее положение. Школьный   экологический   клуб   «ЭСПАД»   является   школьным учреждением и создается  в рамках дополнительного образования.  Клуб в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, другими законами   Российской   Федерации,   нормативно­правовыми   актами органов   исполнительной   власти   ХМАО,   Главы   муниципального образования, приказами директора, а также настоящим положением. Клуб создается по инициативе учащихся школы, родителей на основе добровольности, общности интересов, равноправия его участников, самоуправления, законности и гласности.   Клуб   организуется   на   базе   школы   с   привлечением   учреждений культуры, здравоохранения, общественных организаций. 2. Основные направления деятельности. Клуб   создается   с   целью   реализации   творческой   и   инновационной деятельности учащихся, становления их осознанной экологической культуры. 2.1.  Исследовательское: Данную деятельность  с учащимися проводит учитель экологии или биологии, имеющий   специальную   курсовую  подготовку   в  данном   направлении.  В   его обязанности   входит:   научить   учащихся   проводить   наблюдения   в   природе, правильно производить сбор и обработку природного материала, проводить эксперименты   и   химический   анализ   собранного   материала,   правильно проводить   школьный   экологический   мониторинг.   Также   оформление исследовательских работ 2.2. Природоохранное:  Природоохранной   деятельностью   занимается   учитель   биологии,   основной задачей   которого   является,   ознакомление   учащихся   с     редкими   и исчезающими видами растений и животных нашего края. Составление альбома растений     и   животных   нашего   края,   занесенных   в   Красную   книгу.   Также создание   гербария   растений   нашего   края.   Участие   в   акциях   по   очистке территорий   от   мусора.   Участие   в   акциях   по   лесоразведению   и лесовозобновлению. Работа с летними бригадами по озеленению территории школы.  2.3. Информационно­аналитическое: В осуществлении данного направления      работает учитель русского языка и литературы, при поддержке учителя экологии. Основной их деятельностью является   подготовка   фоторепортажей   для   школьной   и   местной   городской газет.   Подготовка   и   публикация   острых   статей   в   школьной   и   местной городской газетах. Подготовка видеорепортажей для местного телевидения. 2.4.    Досуговое:           Реализацией этой деятельности клуба занимается                                            педагог­организатор.  Он организует членов клуба для проведения            культурно­массовых мероприятий для среднего и младшего звена,            членов клуба. А также проведение классных  часов для младшего и            среднего звена. Создание агитбригад.               Методы и формы реализации  Посадка деревьев, оформление клумб около школы.  Создание рекреационной зоны на территории школы  Проведение исследований, мониторингов окружающей среды  Экологические игры для учащихся среднего звена  Экскурсии.  Экологические эксперименты.  Сбор коллекций природного материала, гербария.  Культурно­массовые   общешкольные   мероприятия   экологического содержания.  Выставки.  Агитбригады на экологическую тематику.  Проведение классных часов для учащихся младшего и среднего звена. Этапы работы 1. Подготовительный ­  сентябрь 2006 года – январь 2007 года ( составление  программы, защита, подбор кадров, определение места нахождения) 2. Информационный – с1 сентября по 15 октября каждого учебного года  (проведение информационных акций с целью привлечения учащихся в клуб,  составление календарно­тематического планирования работы. 3. Основной – с 15 октября  по 30 мая каждого учебного года. (проведение основных мероприятий, участие в конкурсах  и конференциях  различного уровня значения, согласно календарно­тематического  планирования)  4. Заключительный –  май (проведение школьной итоговой научно­ практической конференции, подведение итогов, награждение  всех  участников) Схема управления программой Инструментарий работы с детьми  Проведение встреч со специалистами экологами  Выезд членов клуба на буровые  Выезд членов клуба в г.Ханты­Мансийск в музей «Природы и человека»  Выезд членов клуба в природный парк «Самаровский чугас»  Проведение мастер­классов со специалистами местного телевидения и  городской газеты.  Выход на экскурсию на Водоочистные сооружения города Пыть­Ях. Ожидаемый результат  Создание школьного экологического клуба «ЭСПАД»  Создание   условий   для   проявления   творческой     и   исследовательской деятельности учащихся  Становление осознанной экологической культуры учащихся  Становление активной гражданской позиции учащихся  Написание  не менее трех исследовательских работ       и участие с ними в научно­практических  конференциях.      Посадка на территории школы  не менее 25        деревьев.  Создание на территории школы рекреационной          зоны.  Проведение   субботника   на   территории   городского   парка   отдыха ( очистка его территории)  Проведение   не   менее   20   классных   часов   для   учащихся   среднего   и младшего звена   Издание пяти номеров школьной экологической  газеты  Публикация  трех статей на экологическую тему в местной газете  Создание   двух   телепередач   на   экологическую   тему     на   местном телевидение Результат внедрения данной программы   с 2007 года является следующее (самые значимые): Исследовательская работа «Экологический мониторинг питьевой воды  Исследовательская работа «Экологический паспорт школы» ­ лауреат  •       Создание школьного экологического клуба «ЭСПАД» • городской научно­практической конференции «Шаг в будущее»2006г. • города Пыть­Ях» ­ лауреат городской научно­практической конференции  «Шаг в будущее»2007г. • Исследовательская работа «Экологический мониторинг почв города  Пыть­Ях» ­лауреат городской научно­практической конференции «Шаг в  будущее» Исследовательская работа «Экологический мониторинг воздушной  Высажено вокруг школы около 50 деревьев 2008­2009гг II место на городском конкурсе стенных газет при проведении  Школьные конкурсы для старшеклассниц «Мисс Гринпис» Выпуск школьной стенной газеты «Экологические вести» Выпуск фотоколлажа «Экоокно г. Пыть­Ях» ежегодно во время  • среды города Пыть­Ях» ­ III место на городской научно­практической  конференции «Шаг в будущее» 2007г, участник Тюменского регионального  конкурса «Экология жизненного пространства» 2 место 2007г, II место на  VIII научно­практической конференции студентов Тюменского  государственного университета (филиал в г. Пыть­Ях)2007г. • • • проведения акции «Спасти и сохранить» • • городской акции «В здоровом теле – здоровый ум» 2008­2009гг. • Исследовательская работа «Содержание витамина С в ягодах и  фруктах» 2009­2010 г лауреат городского конкурса «Шаг в будущее» • лауреат городского конкурса «Шаг в будущее» • Исследовательский проект «Некурительный табак: за и против» 2 место в городском конкурсе «Шаг в будущее»2010­2011гг, лауреат Всероссийского  конкурса «Грани науки», лауреат Всероссийского фестиваля «Портфолио»  Педуниверситета «1 сентября» • морфологические   признаки клевера обыкновенного» лауреат городского  конкурса «Шаг в будущее» 2 место, 211­2012гг., лауреат Всероссийского  конкурса исследовательских и творческих работ учащихся «Грани науки» • Исследовательская работа «Снег, как индикатор чистоты воздуха»  лауреат городского конкурса «Шаг в будущее» 2012­2013 гг. • кабинетов» лауреат городского конкурса «Шаг в будущее» 2014­2014 гг. • Исследовательская работа «Вся правда об энергетических напитках»  лауреат Всероссийского конкурса одаренных детей «Алые паруса» 2014гг. • Социальный проект «Охрана леса – конституционная обязанность  каждого гражданина» 2014­2015гг, участник городского конкурса «»Я –  гражданин России», лауреат Всероссийского конкурса «Грани науки». • живые организмы»  2014­2015гг, участник городского конкурса «»Я –  гражданин России», лауреат 2 место Всероссийского конкурса  профессионального образования. • участниками было и есть более 300 учащихся, многие из которых продолжили свою исследовательскую деятельность в  институтах и университетах, так как забирали свои работы и продолжали исследования в лабораториях своих  Исследовательский проект «Парадокс влияния химических веществ на  За годы работы школьного экологического клуба «ЭСПАД» его  Исследовательская работа «Определение качества меда» 2009­2010 г  Исследовательская работа «Влияние окружающей среды на  Исследовательская работа «Электромагнитное загрязнение школьных институтов, особенно этим отличились учащиеся, поступившие в  мединституты. Список используемой литературы 1. Школьный экологический мониторинг. Учебно­методическое пособие/  Под редакцией Т.Я.Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 468 с.               ISBN 5­89218­083­2 2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методических  сборник. М.: Народное образование, 2001 – 272 с. ISBN 5­87953­153­8 3. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга  для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ­ ПРЕСС, 1998.­432с.:  ил. («Занимательные уроки»)  ISBN 5­7805­0270­6 4. Образование: проблемы, поиск, решения: Сборник научно­ методических работ. –Вып. № 10. Ханты­Мансийск. 2006г. ­274с. 5. Старков В.Д., Мигунов В.И. Радиационная экология. Тюмень: ФГУ  ИПП «Тюмень», 2003, 304 с., табл.57, ил.77, прил.10.                                ISBN 5­87591­024­0 6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9 – 11 классов общеобразовательной школы. Изд. 2­е,  перераб. И доп. – М.: АО МДС, 1996. – 272 с. С ил. ISBN  5­86986­031­8 7. Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии:  Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. – 192 с.: ил. – ISBN 5­09­007809­2. 8. Зенчик В.П. Аналитическая химия. – М.: Медицина. – 1971. – 335 с. Основные мероприятия Приложение №1 Основные мероприятия Круглогодичные  походы, экскурсии в  лес по сбору материала Примерные сроки проведения В течение срока  реализации  программы Ответственный руководитель  исследовательского и  природоохранного  направлений руководитель  исследовательского  направления Лабораторные и  исследовательские  работы в рамках  экологического  мониторинга Участие в конкурсах  Согласно  тематического  планирования В соответствии с  Руководитель положениями о  сроках проведения  конкурсов исследовательских  работ на школьном,  окружном и областном  уровнях Проведение игр,  соревнований,  конкурсов для  учащихся среднего и  младшего звена Акция «Чистый город» Сентябрь, май  Согласно   тематического  планирования Подготовка  фотоальбома «Природа родного края» В течение всего срока реализации исследовательского  направления Руководитель  досугового  направления Руководители всех  направлений Руководители  исследовательского и  информационно­ аналитического  направлений Руководитель  природоохранного и  исследовательского  направлений Руководители всех  направлений Создание гербария  лекарственных трав  нашего края Проведение в школе  научно­практических  конференций Выпуск школьной  экологической газеты  «Эковести» Проведение классных  часов для учащихся  среднего звена, с целью  повышения их  экологической  культуры Подготовка  фотоматериала для  школьной и городской  газет с наиболее  экологически  неблагополучными  районами города Участие в озеленении  школьной территории Во время экскурсий,  походов По окончании  учебного года 2008г В течение всего срока реализации  программы В течение всего срока реализации  программы Руководитель  информационно­ аналитического  направления Руководитель  досугового  направления Во время экскурсий,  походов. Руководитель  информационно­ аналитического  направления Осенью, весной Руководитель  природоохранным Подготовка и  публикация острых  статей на  экологическую тему в  городской газете Работа летних  трудовых бригад по  очистке территории  школы и ее озеленению В течение всего срока реализации  программы Летние месяцы направлением Руководитель  информационно­ аналитического  направления Руководитель  природоохранного  направления ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КЛУБА Приложение №2 Члены клуба «ЭСПАД» имеют право:  Участвовать во всех мероприятиях клуба;  Пользоваться всем оборудованием и инвентарем подросткового клуба;  Работать и заниматься в клубных объединениях;  Вносить предложения по улучшению работы клуба. Члены клуба «ЭСПАД» обязаны:  Соблюдать правила поведения в клубе;  Активно участвовать в жизни клуба;  Бережно относится к имуществу клуба;  Выполнять все требования руководителя клуба  Поддерживать чистоту и порядок в клубе и на прилегающей территории; Приложение №3 Не доволен – возражай; Возражаешь – предлагай, Предлагаешь – делай, Берись за дело смело! Приложение №4 Приложение № 5 Чем пользуются участники клуба:  Школьные гербарии  Школьная химическая лаборатория  Компьютер  Принтер  Сканер   Фотоаппарат пленочный Данное оборудование предоставлено СОШ № 25 Смета расходов на школьный экологический клуб № п/п Необходимое оборудование сумма 1 2 3 4 5 6  7 8 Канцтовары Канцтовары Химические реактивы Химические реактивы Химическое оборудование Химическое оборудование Выездные мероприятия Атрибутика(футболки,  3000руб 10000 руб. 4000 руб. 15000 руб. 5000 руб. 30000 руб. 70000 руб. 40000 руб. Источник  финансирования СОШ № 25 Дефицит (10000) СОШ № 25 Дефицит (15000) СОШ № 25 Дефицит (30000) Дефицит (70000) Дефицит (40000) 9 10 11 12 бейсболки, значки, флажки, галстуки) Цифровой фотоаппарат Призы, грамоты, дипломы и прочее для проведения  конкурсов, мероприятий Консультации  специалистов при  проведении мастер­классов Поощрение и премирование педагогов за  результативную работу  Итого: 7000 руб. 10000 руб. Дефицит (7000) Дефицит (10000) 15000 руб. Дефицит (15000) 20000 руб. Дефицит (20000)  229000 руб. СОШ № 25 ­12000  руб. Дефицит ­217000  руб. Приложение № 6 Штатное расписание  школьного экологического клуба «ЭСПАД»  Наименование Руководитель клуба Учитель экологии Учитель биологии Учитель русского языка и литературы Педагог­организатор Всего 3.Методическая часть Кол­во Разряды  1 1 1 1 1 5 13 13 12 13 12 12­13 Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся ­ индивидуальную,   парную,   групповую,   которую   учащиеся   выполняют   в   течение определенного отрезка времени.   Если же говорить о работе над проектом, как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проект, – прежде всего цель,  принятая,  осознанная  детьми, актуальная  для них.  Проект  –  это  детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к   цели.   Проект   –   метод   педагогически   организованного   освоения   ребёнком окружающей среды. В   основе   проектов   лежит   развитие   познавательных   и   исследовательских навыков   учащихся,   умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания   и ориентироваться   в   информационном   пространстве,   проект   способствует актуализации  знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению. Школьники с исследовательской потребностью любят решать задачи разных видов, стремятся сами доходить до правильного ответа. «Накопители знаний» больше склонны   к   запоминанию   фактического   материала,   нередко   обнаруживают последовательность   и   систему   в   его   хранении.   Эти   показатели   должен использовать учитель, координируя групповую проектную деятельность.   Если ученик приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более   приспособленным   к   жизни,   умеющим   адаптироваться   к   изменяющимся условиям,   ориентироваться   в   разнообразных   ситуациях,   работать   в   различных коллективах, а это и есть основная задача ФГОС второго поколения.  3.1.Тема исследования – важная часть научной работы школьника, из темы должно быть   понятно,   чему   посвящена   работа,   о   чем   она.   Тема   формулируется   в   виде одного назывного предложения. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. Количество слов от 5 до 12. Например: Влияние окружающей среды на морфологические признаки клевера обыкновенного. 3.2.Исследовательский проект школьника состоит из следующих частей: 1.Введение.   Во   введении   раскрываются   методологические   характеристики исследования: актуальность, проблема, объект и предмет исследования, тема, цель, задачи,   гипотеза,   методы,   новизна,   теоретические   основания.   Методологические характеристики исследования – это своего рода компас и карта, которые позволяют исследователю не искать истину методом проб и ошибок, а ведут его кратчайшим путем. По объему эта часть проекта занимает 1–2 страницы 2. Основная часть. Здесь   сосредоточено   основное   содержание   проекта.   Структура   основной   части может   быть   разной.   Основная   часть   исследовательского   проекта   ученика составляется   по задачам. В основной части проекта должны быть отражены все задачи. Можно пойти другим путем: разбить основную часть на теоретическую и практическую,   или   экспериментальную.   В   теоретической   части   дается   анализ литературы по теме (проблеме) исследования, а в практической  размещается описание и результаты наблюдений, опытов, экспериментов,  опросов и т.п. Каждая часть завершается выводом. Важно помнить правило: все задачи, определенные в методологических характеристиках, должны быть отражены в основной части. В конце основной части должны быть сформулированы выводы или вывод. Главное, чтобы выводы были сформулированы автором самостоятельно и не   повторяли кратко содержание основной части. Для правильного написания вывода   необходимо   посмотреть,   какова   была   цель   проекта.   Исходя   из   цели,   и формулируются   выводы.   По   объему   выводы   могут   быть   разными:   от   одного предложения   до   страницы.     Для   грамотной   формулировки   выводов   необходимо понимать   разницу   между   индуктивными   и   дедуктивными   умозаключениями.   По А.А. Ивину,   умозаключение   —   логическая   операция,   в   результате   которой   из одного   или   нескольких   принятых   утверждений   (посылок)   получается   новое утверждение — заключение (вывод, следствие). В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением логическая связь, можно выделить два вида умозаключений. В дедуктивном умозаключении эта связь опирается на логическое правило, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения   в   том,   что   оно   от   истинных   посылок   всегда   ведет   к   истинному заключению.   В   индуктивном   умозаключении         связь   посылок   и   заключения опирается не на правило логики, а на некоторые фактические или психологические основания, не имеющие чисто формального характера. Такое  умозаключение не следует логически из посылок и может содержать  информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает  поэтому   достоверности   индуктивно   выведенного   из   них   утверждения.   Индукция дает   только   вероятные,   или   правдоподобные,   заключения,   нуждающиеся   в дальнейшей   проверке.   В   тексте   исследовательского   проекта   словосочетание «Основная часть» не пишется. После «Введения» с новой страницы надо написать тему исследования – это и будет означать начало основной части. 3. Заключение  В заключении подводим общие итоги всей работы.  Примерный план содержания этой части проекта может быть в виде ответов на следующие вопросы: 1.Какой теме, проблеме было посвящено исследование?  2.Каковы были цель и задачи исследования? Выполнены ли они? Исследование тогда считается состоявшимся, когда все задачи решены и цель достигнута. 3.Какое новое знание было получено? (Что нового вы узнали? Чему научились?) 4.Каковы перспективы дальнейших исследований?  По объему «Заключение» составляет примерно 1–2 страницы. 4. Библиография  Это обязательная часть исследования. При работе над проектом  можно использовать школьные учебники, научные издания (книги, журналы, газеты), сайты   научных   учреждений.   Возможно   использование   научных   источников информации на иностранных языках.  5. Приложение  Эта часть проекта не является обязательной. Если приложений нет, это не снижает качества исследования. Однако, если мы хотим научить школьников исследовательской   работе   в   полном   объеме,   лучше   посоветовать   сделать   1–2 приложения. В приложении могут быть размещены следующие материалы (их не должно   быть   в   остальном   тексте   проекта!):   словарь,   рисунки,   фотографии, географические   карты,  большие   таблицы,   графики,   схемы,  диаграммы,  анкеты   и т.д.) Если проводился опрос, анкетирование, желательно сохранить и приложить все ответы опрашиваемых. Объективными считаются данные, полученные при опросе не менее 100 человек.  Если   рассматривать   содержание   исследовательского   проекта   постранично (ориентировочно), то здесь можно выделить следующие составляющие: 1. Титульный лист (с. 1). 2. Содержание (с. 2). 3. Введение или Методологические характеристики исследования (с. 3–4). 4. Основная часть (с. 5–25). 5. Заключение (с. 26). 6. Библиография (с. 27). 7. Приложения (с. 28–29). 3.3.  Методологические   характеристики   исследования   обычно   начинаются   на третьей   странице   исследовательского   проекта,   после   содержания.   Можно озаглавить   этот   раздел   «Введение»   или   «Методологические   характеристики исследования».   В   этом   разделе   должны   быть   отражены   следующие   параметры научной   работы:   актуальность,   проблема,   на   решение   которой   направлено исследование, объект и предмет исследования, тема, гипотеза, цель, задачи, методы, новизна, теоретические основания. Каждая характеристика  не существует сама по себе.   Все   они   взаимосвязаны,   дополняют   и   корректируют   друг   друга. Последовательность   изложения   методологических   характеристик   может   быть разной, но желательно придерживаться следующего плана. 1. Актуальность. Для   того   чтобы   обосновать   актуальность   выбранной   темы,   исследователю необходимо ответить на вопрос: почему данную тему надо разрабатывать именно сейчас   /почему   данную   проблему   нужно   решать   именно   сегодня?   Актуальность может   быть   отражена   в   теме   исследования.   Для   обоснования   актуальности школьникам   предлагается   ответить   на   следующее   письменное   задание,   которое состоит из нескольких этапов.  1. Напишите тему вашего исследования. 2. Почему необходимо проводить исследования в данном направлении? 3. Почему вам необходимо проводить исследование по этой теме? 4. Если необходимо, внесите коррективы в формулировку темы вашего  исследования. 2. Проблема. Проблема в науке – это «белое пятно на ее карте», обозначение того,  чего наука еще не знает. Формулируя проблему, исследователь отвечает  на вопрос: «Что конкретно надо изучить из того, что раньше не было изучено?». Знание   о   незнании   составляет   сущность   проблемы.   Проблему   можно сформулировать в виде вопроса. 3. Объект. Объектом   исследования   может   быть   реально   существующий   организм,   явление, какой­либо предмет и т.п. В науке биологии объектом изучения является жизнь, в физике – природа, в географии – планета Земля, в химии – вещества. Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что конкретно исследуется? Объект исследования должен быть обязательно указан в теме. 4. Предмет. Объект   исследования   бесконечен   в   познании.   Определение   понятия   «предмет исследования» – то, в каком аспекте будет исследоваться объект, или та позиция, с которой будет изучаться объект. В одном исследовании может быть только один предмет исследования. Объект и предмет исследования должны быть отражены в теме. 5. Тема. Тема исследования – это начало начал научной работы школьника, потому, что в ней   интегрируются   все   методологические   характеристики.   Тема   исследования пишется   на   титульном   листе   и   в   методологических   характеристиках   после актуальности и проблемы. Из темы должно быть понятно, чему посвящена работа, о чем она. В теме должны быть отражены объект и предмет исследования. 6. Гипотеза. Гипотеза   –   это   основанное   на   ряде   фактов   научное   предположение,   которое необходимо   доказать.   Гипотеза   может   быть   представлена   последовательностью определенных высказываний, в которых каждый последующий элемент вытекает из предыдущего.  7. Цель. В общем виде цель – это запланированный результат какой­либо деятельности. Цель любого научного исследования, по сути, состоит в доказательстве гипотезы. Цель исследовательской   работы   –   это   ее   конечный   результат,   ответ   на   вопрос:   «Что хочет получить исследователь в результате своей работы?».  8. Задачи. Задачи исследования – это те «шаги», которые нужно сделать для достижения цели. В школьном исследовании задач не должно быть много,   3–5 задач. По задачам школьнику   легко   будет   составить   и   написать   план   основной   части исследовательского   проекта.   Задачи   должны   быть   связаны   с   конкретным содержанием работы.  9. Методы. Методы   исследования   связаны   с   тем,   какими   средствами   будет   проводиться исследование. Существует несколько классификаций методов: теоретические, ( анализ, объяснение) и эмпирические (опыт, наблюдение); общенаучные (, описание, сравнение) и частные ( метод световой микроскопии) и др. Методы, используемые в исследовательских проектах биологической направленности: наблюдение, описание, объяснение,  тестирование, опыт, эксперимент, анкетирование,  интервьюирование, мониторинг.  10. Новизна. Новизна – главная и важнейшая методологическая характеристика. Ведь именно для получения чего­то нового и проводятся научные работы. Необходимости получения нового   знания   подчинены   весь   ход   исследования   и   все   его   методологические характеристики.   Если   в   исследовательском   проекте   нет   новизны,   значит,   нет   и результата  исследования.   Эта   методологическая   характеристика   исследования   – новизна   предполагает   определение   того   нового   знания,   которое   получит исследователь в результате научной работы 11. Теоретические основания исследования. Ни   одно   научное   исследование   не   начинается   на   пустом   месте.   В   науке   всегда можно   найти   работы,   которые   послужили   началом   или   толчком   к   проведению нового исследования. В каких­то работах проблема, над которой вы собираетесь работать, была названа. Поэтому необходимо указать имена тех ученых, которые связаны с вашей работой.

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность как средство социализации обучающихся"

Методическая разработка по теме "Исследовательская и проектная деятельность  как средство социализации обучающихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.07.2017