В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него.
Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяю технологии развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология помогает во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его позиции.
Что же такое критическое мышление? Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Развитие интеллектуальных способностей ученика
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие
его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом,
активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения,
быть способным к свободному выбору и ответственности за него.
Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяю технологии развития
критического мышления (ТРКМ). Эта технология помогает во многом понять точку
зрения учащегося и смотреть на вещи с его позиции.
Что же такое критическое мышление? Думать критически означает проявлять
любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой
вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает
на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих
фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в
общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..». Критическое мышление
означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту
точку зрения логическими доводами, предусматривает внимание к аргументам
оппонента и их логическое осмысление.
Описание техники ТРКМ
Стадия
(фаза)
Стадия
вызова
Деятельность учителя
Вызов уже имеющихся
знаний; задает
вопросы,
на которые хотел бы
получить ответ.
Информация,
полученная на первой
стадии,
выслушивается,
записывается,
обсуждается, работа
ведется
индивидуально,
парами, группами.
Деятельность учащихся Возможные приемы и
методы данной фазы
1. Составление списка
известной информации
по вопросу.
2. Рассказактивизация
по ключевым словам.
3. Систематизация
материала
(графическая):
кластеры, таблицы.
4. Верные и неверные
утверждения;
перепутанные
логические цепочки и
т.д.
Вспоминают и
анализируют
имеющиеся знания
по данной теме;
систематизируют
информацию до ее
изучения;
задают вопросы, на
которые хотят
получить ответы;
строят
предположения о
содержании текста,
исходя
из заголовка,
выделенных слов и
т.д.;
публично
демонстрируют свои
знания с помощьюСтадия
осмысления
Стадия
рефлексии
Сохранение интереса к
теме при
непосредственной
работе с новой
информацией.
Непосредственный
контакт с новой
информацией
(текст, фильм, лекция,
материал параграфа),
работа ведется
индивидуально,
парами, группами.
Вернуть учащихся к
первоначальным
предположениям,
установление
причинно
следственных связей
между
блоками информации;
творческая
переработка, анализ,
интерпретация
изученной
информации, работа
ведется
индивидуально,
в парах, группах
устной и письменной
речи.
Читают или слушают
текст, используя
предложенные
педагогом активные
методы чтения;
делают пометки на
полях или ведут
записи по
мере осмысления
новой информации.
Соотносят новую
информацию со
«старой»,
используя знания,
полученные на стадии
осмысления;
классифицируют и
систематизируют,
рождение новых
целевых установок для
дальнейшей
самостоятельной
работы;
своими словами
выражают новые идеи
и мысли;
обмениваются
мнениями друг с
другом, аргументируя
свою
точку зрения;
анализируют
собственные
мыслительные
операции и чувства;
самооценка и
Методы активного
чтения:
1. Маркировка с
использованием значков
«v», «+», «», «?» (по
мере чтения ставятся
на полях справа).
2. Ведение различных
записей типа двойных
дневников,
бортовых журналов.
3. Поиск ответов на
поставленные в первой
части
урока вопросы.
1. Заполнение таблиц,
кластеров, внесение
изменений,
дополнений в сделанные
на первой стадии.
2. Возврат к ключевым
словам, верным и
неверным
утверждениям.
3. Ответы на
поставленные вопросы.
4. Организация устных
и письменных круглых
столов.
5. Организация
различных видов
дискуссий.
6. Написание
творческих работ:
пятистишия, синквейны,
эссе.
7. Исследования по
отдельным вопросам
темы.
8. Творческие,
исследовательские илисамоопределение.
практические задания
на
основе осмысления
изученной информации.
Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель технологии – научить
учащихся применять эту технологию самостоятельно, стать независимыми и грамотными
мыслителями и с удовольствием учиться в течение всей жизни.