Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей ученика"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяю технологии развития критического мышления (ТРКМ). Эта технология помогает во многом понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его позиции. Что же такое критическое мышление? Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..». Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Иконка файла материала работа с одаренными - поиск и творчество 2017.doc
Развитие интеллектуальных способностей ученика   В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие  его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом,  активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения,  быть способным к свободному выбору и ответственности за него. Особое внимание в работе с одаренными детьми уделяю технологии развития  критического мышления (ТРКМ). Эта технология помогает во многом понять  точку  зрения учащегося и смотреть на вещи с его позиции.  Что же такое критическое мышление? Думать критически означает проявлять  любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой  вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает  на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих  фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в  общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..». Критическое мышление  означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами, предусматривает внимание к аргументам  оппонента и их логическое осмысление.  Описание техники ТРКМ   Стадия  (фаза) Стадия  вызова   Деятельность учителя Вызов уже имеющихся  знаний; задает  вопросы, на которые хотел бы  получить ответ.  Информация, полученная на первой  стадии,  выслушивается, записывается,  обсуждается, работа  ведется индивидуально,  парами, группами.   Деятельность учащихся Возможные приемы и  методы данной фазы   1. Составление списка  известной информации  по вопросу. 2. Рассказ­активизация  по ключевым словам. 3. Систематизация  материала  (графическая): кластеры, таблицы. 4. Верные и неверные  утверждения;  перепутанные логические цепочки и  т.д. Вспоминают и  анализируют  имеющиеся знания по данной теме; систематизируют  информацию до ее  изучения; задают вопросы, на  которые хотят  получить ответы;  строят  предположения о  содержании текста,  исходя из заголовка,  выделенных слов и  т.д.; публично  демонстрируют свои  знания с помощьюСтадия  осмысления Стадия  рефлексии Сохранение интереса к  теме при  непосредственной работе с новой  информацией. Непосредственный  контакт с новой  информацией (текст, фильм, лекция,  материал параграфа), работа ведется  индивидуально,  парами, группами. Вернуть учащихся к  первоначальным  предположениям, установление  причинно­  следственных связей  между блоками информации; творческая  переработка, анализ,  интерпретация изученной  информации, работа  ведется  индивидуально,  в парах, группах устной и письменной  речи. Читают или слушают  текст, используя  предложенные педагогом активные  методы чтения; делают пометки на  полях или ведут  записи по мере осмысления  новой информации. Соотносят новую  информацию со  «старой», используя знания,  полученные на стадии  осмысления; ­классифицируют и  систематизируют,  рождение новых целевых установок для дальнейшей  самостоятельной  работы; своими словами  выражают новые идеи  и мысли; обмениваются  мнениями друг с  другом, аргументируя  свою точку зрения; анализируют  собственные  мыслительные  операции и чувства; самооценка и  Методы активного  чтения: 1. Маркировка с  использованием значков «v», «+», «­», «?» (по  мере чтения ставятся на полях справа). 2. Ведение различных  записей типа двойных  дневников, бортовых журналов. 3. Поиск ответов на  поставленные в первой  части урока вопросы. 1. Заполнение таблиц,  кластеров, внесение  изменений, дополнений в сделанные на первой стадии. 2. Возврат к ключевым  словам, верным и  неверным  утверждениям. 3. Ответы на  поставленные вопросы. 4. Организация устных  и письменных круглых  столов. 5. Организация  различных видов  дискуссий. 6. Написание  творческих работ:  пятистишия, синквейны, эссе. 7. Исследования по  отдельным вопросам  темы. 8. Творческие,  исследовательские илисамоопределение. практические задания  на основе осмысления  изученной информации. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель технологии  – научить  учащихся применять эту технологию самостоятельно,  стать независимыми и грамотными  мыслителями и с удовольствием учиться в течение всей жизни.