Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"
Оценка 4.8

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Оценка 4.8
Разработки курсов
docx
русский язык
5 кл—9 кл
02.04.2017
Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"
Статья посвящена решению одной из методических проблем - развитие творческих способностей учащихся через работу по картине для учащихся 5-9 классов. Цель работы - создание условий для самореализации и творчества учащихся на уроках русского языка и литературы через работу по картине. Программа работы по картине основана на учёте жанрового принципа отбора картин и тем самым способствует формированию коммуникативных умений строить речевые произведения различных жанров. Работа по картине развивает эмоциональную сферу ребёнка, его восприятие, что в первую очередь подвигает ребёнка к выражению впечатлений, раздумий и даёт толчок интеллектуальному развитию креативных способностей учащихся. Отбор картин по жанрам для каждой ступени обучения позволил создать систему работы по картине с учётом концентрического использования определённого жанра живописи во всех классах по нарастающей сложности (табл.). Программа работы по картине составлена с учётом учебно – методического комплекта Т.А. Ладыженской. Также предлагаются модифицированные вопросники для данного вида работы.
Методразработка.docx
Методическая разработка «Развитие творческих способностей учащихся 5 ­9 классов через работу по картине» Проблема: ­Новые, активные формы обучения на уроках русского языка и литературы. ­Формирование     практических   навыков   на   уроках   русского   языка   и   литературы   через работу по картине. Цель: Создание условий для самореализации и творчества учащихся на уроках    русского языка и литературы через работу по картине Задачи:   1.Расширить поле возможностей для самореализации и творчества:   накопление   знаний,   умений   навыков,   как   средство   развития   творческого потенциала личности; ознакомление с содержанием и последовательностью этапов  деятельности в в работе по картине. 2.Создать   образовательные   ситуации,   при   которой   ученик   связывал   бы самореализацию с учебной деятельностью, с саморазвитием, с личностью учителя. Создание   условий,   способствующих   самореализации   и   творчеству,   на   мой   взгляд, начинается с создания особого мира отношений  между учеником и учителем       В соответствии с государственным образовательным стандартом, социальным заказом общества и особенностями существующего в нашем образовательном пространстве мною была создана собственная методическая система учителя. Одной     из   методических     проблем     является    развитие     творческих     способностей учащихся. За  время педагогической  деятельности накоплен немалый  опыт и в результате появилась  определенная  система  работы. И я предлагаю вашему вниманию «Программу по развитию речи. Работа по картине» для учащихся 5­9 классов»  Программа работы по картине основана на учёте жанрового принципа отбора картин. Это значит,   что   тот   или   иной   жанр   живописи   условно   соотносится   с   определённым функционально­смысловым   типом   речи,   тем   самым   способствует   формированию коммуникативных  умений  строить речевые  произведения  различных  жанров.  Например, натюрмортный,   пейзажный,   портретный   являются   отличным   материалом   для   обучения учащихся описанию.  А жанровые картины, изображающие мир в динамике, служат основой для обучения повествованию, составлению рассказа. Для обучения рассуждению используются картины любого   жанра   и   особенно   портретного,   поскольку   к   любой   картине   учащиеся   могут выразить своё отношение и аргументировать его.  Обучение сочинениям по картине является одним из первых этапов подготовки к сочинениям более сложного жанра, таких как эссе, рецензия. Работа по картине развивает эмоциональную сферу ребёнка, его восприятие, что в первую  очередь  подвигает  ребёнка  к выражению  впечатлений,  раздумий  и  даёт  толчок интеллектуальному развитию.  В старшем звене ученик, научившийся видеть и понимать композиционное, цветовое решение   картины,   его   детали,   замысел   автора,   не   будет   затрудняться   и   в   работе   над абстрактным текстом. Таким образом, надо сказать, что работа по картине является тем самым нужным и важным мостиком, который ведёт к развитию креативных способностей ребёнка.  Отбор картин по жанрам для каждой ступени обучения позволил создать систему работы   по   картине   с   учётом   концентрического   использования   определённого   жанра живописи   во   всех   классах   по   нарастающей   сложности   (табл).   Программа   работы   по картине составлена с учётом учебно – методического комплекта Т.А. Ладыженской Кл Лексическая Содержание тема 5 Мир вещей, Цветов и плодов работы по картине Устное  описание натюрморта Искусство ведческая лексика Ко л час Используемая картина Натюрморт, 2 П.П. Кончаловский Освещение, фон, репродукция,  Холст, полотно «Сирень» (К.С. Петров­ Водкин «Розовый натюр­ морт. Ветка яблони», И. Машков «Клубника и белый кувшин», «Натюрморт с разрезанным арбузом»). 5 Школьная жизнь Этюд, натура, эскиз, передний план, задний план 2 Т.Н. Яблонская «Утро» (Ф. Решетников «Опять двойка!», Н. Богданов­ Бельский «Устный счёт»). Описание  интерьера. Сочинение­ повествование с элементом описания.  5 5 Сказка в живописи Сочинение – описание картины Колорит, фон, смысловой центр Жизнь детей до революции Сочинение­ описание картины Колорит, фон, смысловой центр 2 2 В.М. Васнецов  «Алёнушка»,  «Царевна­ лягушка» В.Е. Маковский «Свидание» 6 6 6 Осень Дети России Весна Сочинение ­ зарисовка Сочинение­ повествование Сочинение­ описание пейзаж Пейзаж,  Цветовая гармония, светлые, тёмные тона, контраст 2 2 2 И.И. Бродский «Опавшие листья» В.Е. Маковский «Дети, бегущие от грозы» И.И. Левитан «Март», «Весна. Большая вода» 6 Война. День Победы Сочинение­ повествование Фигура, поза, 2 А.И. Лактионов «Письмо с многофигурность фронта» (А.А. Осень Сочинение­ описание композиции, светотень оттенок Сказка в живописи Сочинение­ описание, сочинение­этюд символ 7 7 7  Пушкин в живописи Устный рассказ по картине 7 8 Портретная характеристика  лица Труд, Сочинение­ рассуждение (отзыв) Составление профессия рассказа­экскурсии. Портрет, образ, характер, анфас, фас, облик, поза 8 Война. Образ матери Описание действий людей, изобра женных на картине Сочинение­ рассуждение 9 Пушкин в живописи Сочинение­ рассуждение «Каким Анфас, фас, облик, нюанс, поза 2 2 2 2 2 2 2 Пластов «Фашист пролетел») И.И. Левитан «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники») В.М. Васнецов Иван­царевич на Сером волке», «Ковёр – самолёт» И.Е. Репин «Воспоминания в Царском селе» (Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском»). В.Л. Боровиковский  «Портрет М.И. Лопухиной» А.А. Пластов «Ужин тракто­ ристов» С.В. Герасимов «Мать партизана» (В.В. Верещагин «Апофеоз войны») О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина», В. Тропинин «Портрет А.С. 9 Фольклорно­ историческая тема  представляется мне А.С. Пушкин (по портретам художников пушкинской поры) Сочинение­эссе «Когда надо сделать Выбор» (по картине «Витязь на распутье») Пушкина», А.С. Соколов «Портрет А.С. Пушкина» 2 В.М. Васнецов «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославовича с половцами» Структура и содержание уроков Одной   из   форм   эстетического   воспитания   в   школе   является   использование произведений   живописи   для   развития   устной   и   письменной   речи.   Однако,   присутствие картины на уроке обязывает ко многому. Мы должны искать возможность показать детям в произведении   искусства,   как   в   зеркале,   их   самих,   способных   любить,   сочувствовать, сострадать, воспринимать окружающую жизнь.   При этом, чтобы решить задачи развития речи, должны освоить эффективные методы и приёмы работы с произведением искусства.  Мы предлагаем работу по картине по следующему алгоритму:  1 Деятельность учителя.  1 Познакомит с краткой биографией, эпизодом из жизни художника или историей создания картины. 2 Эмоциональная   подготовка  к   восприятию   картины,   пробуждение   творческого воображения учащихся, постижение основной мысли картины. 2 Деятельность учащихся. 1 Рассмотрите внимательно картину. 2 Ответьте на вопросы учителя. 3 Выберите картину (если предлагается несколько картин). 4 Проведите словарную работу (в парах). 5.Поработайте с напарником по вопроснику (один задаёт вопрос, второй отвечает; меняются ролями). 6.Составьте план рассказа (Совместно или самостоятельно – по выбору учащегося). 7. Подберите эпиграф. 8. Составьте устный рассказ по картине 9. Расскажите напарнику.  10. Послушайте рассказ напарника. 11. Обменяйтесь мнениями. Исправьте друг друга ошибки. 12. Поблагодарите друг друга за работу. 13. Найдите другого напарника. 14. Работайте по вышеуказанным пунктам (9­12) 15. Напишите сочинение. Два   первых   пункта   алгоритма   из   разделов   «Деятельность   учителя»   и «Деятельность учащихся» ­ это первый, ознакомительный, ориентировочный этап беседы.   пробудить   их   творческое   воображение, Задача   вступительной   беседы   –   подготовить   учащихся   к   полноценному восприятию   картины,   вызвать представления, без которых нельзя понять содержание произведения, постигнуть её основную мысль. Во время беседы можно дать краткую биографическую справку о художнике,   привести   эпизод   из   его   жизни   или   дать   информацию   по   истории создания произведения.  В   классах   с   сильным   контингентом   учащихся   справку   могут   подготовить сами учащиеся.  Работа   организуется   в   мини   –   группах.   Из   группы   может   выступить   по выбору 1 учащийся, или всё сообщение распределяется между членами группы.  После   молчаливого   рассматривания   картины   уместно   опереться   на жизненные   и   художественные   ассоциации,   задать   вопросы,   обращенные   к эмоциональным воспоминаниям. Например: ­ Видели ли вы подобную красоту в жизни? ­ Доводилось ли вам испытывать такое чувство в жизни? ­ Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? ­ Какая музыка могла бы сопровождать ваш рассказ по картине? ­ Определи своё место в пространстве картины? Где бы ты встал,  сел? С кем бы ты был рядом? Где бы хотел находиться? и т. д. Этап   познавательной   беседы,     анализ  конкретного   произведения   искусства дополняется следующими вопросами: 1 Что мы видим на картине? 2 Какое событие, явление изображает художник? 3 С помощью каких изобразительных средств художник передаёт идею картины, свои переживания? 4 Где находится зрительный центр картины, т.е. место, наиболее чётко и ярко выражающее идейный смысл художественного произведения? 5 Каковы особенности композиции, колорита картины? 6 Что больше всего привлекает внимание в картине? 7 Что больше всего нравится в картине?  8 Почему   поступок   изображенного   в   картине   действующего   лица   является   безобразным, красивым   (справедливым, несправедливым, безнравственным, жестоким, бесчеловечным) и. т. д?   мужественным,   героическим, Следующий этап деятельности учащихся – словарная работа.  Вся работа зависит от потенциала класса. Если ученики слабые, словарная работа проводится совместно с учителем. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств.  Предлагается  карточка   «Эмоционально­оценочная,   образно­выразительная лексика».  В первом столбце предлагаются синонимические ряды существительных:  1) художник, живописец, портретист, мастер портрета(пейзажа), автор,; 2)портрет, образ, облик; 3)цветовая гамма, тон, фон, оттенок. Во   втором   столбце   даются   глаголы:  обратился,   запечатлел,   выделил,   сочетается,   сосредоточил,   вызывает, добивается, гармонирует и т. д.    поражает,   производит, Третий   столбец   содержит   объектные   отношения.   Соединяя   все   3 столбца,   учащиеся   создают   определённую   синтаксическую   конструкцию: Живописец запечатлел образ вдохновенного поэта. Художник добивается точности изображения благодаря контрасту цветов. Работа по вопроснику. При этом цикл вопросов на данном этапе обращен прежде всего к интеллекту воспринимающего произведение.  Вопросник  имеет следующую структуру: слева даются вопросы, справа – опорные   слова   или   сочетания.   В   ходе   работы   по   вопроснику   каждый   учащийся овладевает каким – то объёмом знаний. Часть этих знаний он передаёт напарнику и получает   от   него   новые   знания,   то   есть   в   результате   работы   в   парах   сменного состава   каждый   увеличивает   объём   своих   знаний   с   помощью   другого.   В   парах составляется план,подбирается эпиграф к сочинению. Например, предлагается 6 эпиграфов.   Из   них   выбирается   один.   Этот   вид   работы   подводит   к  пониманию замысла художника, основной мысли картины. Затем проводится индивидуальная работа. Учащиеся свои мысли и чувства оформляют в виде сочинений. Слабым учащимся дается возможность пользоваться при написании сочинения вопросниками. Вся работа рассчитывается на 2 урока.  При такой организации работы  прежде всего увеличивается  удельный вес самостоятельной учебной работы учащихся на уроке, что освобождает их от роли пассивных слушателей. Каждый вовлекается в работу. Общение в парах сменного состава   увеличивает  объём  речевой   практики   учащихся.   А для   уроков  русского языка в национальной школе особенно важно увеличение объёма речевой практики учащихся. Таким образом, живое общение детей друг с другом на русском языке становится ведущим видом их работы.  Каких же результатов можно добиться, используя на уроках развития речи работу в парах сменного состава? 1 2 3 Каждый   ученик   имеет   «право   голоса»,   т.е.   составляет   рассказ, пересказывает   его   и   не   один   раз,   а   дважды,   трижды.   На традиционных   уроках   заслушиваются   4­5   работ,   и   выслушивают чаще всего одних и тех же учеников. В результате чего основная масса   учащихся   остается   в   роли   созерцателя,   а   не   активного участника.   Несомненно,   это   сказывается   на   развитии   речи школьников. Каждый ученик имеет возможность сделать замечания напарнику и получить его от своих товарищей. Это активизирует творческую мысль   учащихся.  Научить   ребят   видеть   речевые   недочёты   и устранять   ошибки   –   это   основная   цель   уроков   по   развитию речи. Вырабатывается   самостоятельность   суждений, позиция, умение защищать свою точку зрения.      собственная Какая же роль отводится учителю на уроке, если всю работу выполняют учащиеся? Учитель должен оценить знания школьников. Он выборочно выслушивает учащихся в процессе их работы. Оценивается работа учащихся по следующим критериям: 1 2 3 4 5 знание названий картин, их авторов, основного содержания произведений. знание изобразительных средств, используемых художниками; полнота и глубина характеристики произведений изобразительного искусства (содержания и художественных достоинств); развёрнутость   и   глубина   эстетических   суждений.   Их  аргументированность   и осознанность; умение   связывать   явления,   изображенные   в   картинах   художников,   с действительной жизнью.    Образец вопросника к картине В.М. Васнецова «Иван­царевич на сером волке» (7 класс) Вопросы Слова и выражения 1. Кто написал картину? 2.   По   мотивам   какой   русской   народной   сказки написана эта картина? 3. Кто выскакивает из дремучей тайги? Стремглав; неся на спине (кого?) 4.Как изобразил художник эту быструю скачку? Меч в узорных ножнах, распластался по ветру;  развеваются длинные косы прекрасной царевны. 5. Почему они быстро скачут? Спасаются от погони 6. управляет ли Иван­царевич волком? Нет поводьев; …уверен, что волк лучше знает дорогу 7. На что направлены силы Иван­ царевича? Чтобы крепче держать слабую девушку 8. Расскажите о Сером волке. Как расположены лапы волка? Широко раскинуты 9. Как смотрят острые волчьи глаза? Зорко глядят вперед, выбирая дорогу 10. Что чует волк? Опасность и чутко прислушивается к лесным звукам 11. О чем говорят раскрытая с высунутым языком  пасть и частое дыхание волка? Напряжение последних сил; в то же время мы  отчетливо ощущаем могучую силу зверя 12. О чём думает царевич? 13. Как сидит Иван ­ царевич? 14. Как чувствует себя царевна? 15. какой взгляд у царевича? 16. Опишите одежду 17. Каков пейзаж? 18. Помогает ли лес влюблённым?  Видно, что спасается от погони, настороженно и  внимательно смотрит вокруг Нежно обнял свою суженую, готов защитить (от  кого?) Обессилена, измучена скачкой, беспомощно опустила и доверчиво прижалась к груди спасателя. Голова  печально склонилась. Мужественный, волевой, решительный, не  отступающий перед трудностями. В голубом атласном костюме; кафтан из парчи,  украшенный золотом; шапочка оторочена (чем?);  сверкают драгоценные камни (где?); цветовые тона  нарядов яркие Мрачен; тёмный дремучий лес расступается перед  героями, сучья переплелись, будто это лапы Бабы –  Яги Скрывает их от… Деревья великаны встают  непроходимой стеной перед враждебными силами 19. Что мы видим на переднем плане картины? Лесная яблонька с розовыми нежными цветочками 20. Предзнаменованием добра или зла является  яблонька? Светлое предзнаменование, предвестие хорошего  конца. Нет ни одной сказки без победы светлого и  доброго.  Использованная литература 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5­9 классов // Программы по русскому языку для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Русский язык. 5­9 / Сост. Л.М. Рыбченкова. М.: Дрофа, 2002. С. 3­49. 2. Задунова Т.С. Искусство писать сочинение // Русский язык.­ 2002.­ №19 3. Зельманова Л.М., Е.Н.Колокольцев. Развитие речи. М., Издательский дом "Дрофа", 1998 4. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения: 5­7 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. 5. Ладыженская Т.А.Система обучения сочинениям в 4­8 классах. М., "Просвещение", 1972. 6. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя /Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. 7.   Методика   русского   языка   в   средней   школе   /Под   ред.   А.В.   Текучева.   –   М.: Просвещение, 1980. 8.   Мосунова   Л.А.   Сочинение:   структурно­функциональный   подход   к   обучению   // Русская словесность. – 2006. ­ №5 9. Новикова Д.И. Сочинение­рассказ по сюжетным рисункам В. Сутеева // Русский язык.­ 2003.­ №6 10. Педагогическое речеведение. Словарь­справочник. Изд. 2­е, испр. и доп. / Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта. Наука, 1998. С. 56.

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"

Методическая разработка "Развитие творческих способностей учащихся через работу по картине в 5 - 9 классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017