Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Оценка 4.6
Семинары
doc
психологическая работа +1
Взрослым
28.04.2018
Одним из средств психолого-педагогического сопровождения является
использование театрализованной деятельности как формы коррекционно-развивающей работы, в ходе которой мы можем решить ряд задач: оптимизация психологического климата в коллективе, профилактика неуверенного поведения, развитие сотрудничества, ответственности, коллективизма, социально-коммуникативных умений и навыков, развитие памяти и внимания, развитие творческого потенциала, формирование адекватной самооценки.
Применяя театрализованную деятельность мы используем интегративный подход, включающий элементы коммуникативного тренинга, тренинга уверенности в себе, сценической речи и сценического мастерства. Важная и постоянная часть тренинга — это индивидуальная и групповая рефлексия в виде анализа психологических состояний, настроения, мыслей и чувств участников.
Цель каждого психологического театра теней – решение тех психологических проблем, которые возникли «здесь и сейчас» в конкретном детском коллективе, необходимость разрешения которых побудила классного руководителя обратиться с запросом к школьному психологу.
Занятия в театре теней снижают агрессивность, тревожность, улучшаются память, внимание, воображение. Современные дети много времени проводят в компьютере, что отрицательно влияет на развитие этих психических процессов. Игра в психологическом театре помогает развивать не только воображение, но и творческую активность, а также словарный запас, логическое и образное мышление. Также психологический театр — эффективное средство профилактики, а также разрешения конфликтных ситуаций и других социально значимых проблем.Использование психологического театра помогает:
• понять природу возникновения чувств и эмоций, почувствовать свободу в их проявлении и научиться управлять собственным самочувствием;
• научиться в любой момент включаться в состояние игры, вдохновения, готовности к импровизации;
• научиться легко находить контакт с разными людьми, быть убедительным и получать удовольствие от неожиданностей, неизбежно возникающих при наличии настоящего живого общения;
• быть разным, оставаясь собой – быстро и эффективно менять свой имидж (манеру поведения) в зависимости от обстоятельств, органично вписываться в различные ситуации, сохраняя свою неповторимую сущность.
Проект ТЕАТР ТЕНЕЙ.doc
«Театрализованная деятельность
как средство психологопедагогического сопровождения реализации
основных и дополнительных программ"
«У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо
пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь это игра»
А.С. Макаренко
ПРОЕКТ «ТЕАТР ТЕНЕЙ»
Метод проектов — комплексный обучающий метод, который дает
ребёнку возможность проявить самостоятельность в организации своей
деятельности.
Цели проектной деятельности:
развивать навыки работы в группе,
умения сотрудничать, выполнять различные роли,
взаимодействовать с другими людьми,
выявлять проблемы и самостоятельно искать пути решения
поставленных задач.
Проектная деятельность развивает творческий потенциал, формирует
осознанность, гибкость мышления, развивает такие качества личности, как
самостоятельность, инициативность, ответственность, взаимопонимание,
умение отстаивать свою позицию, уверенность в себе.
Главная идея проектной деятельности создать необходимые условия
для саморазвития личности как субъекта познания. Создание проекта
предполагает самостоятельную деятельность по решению актуальной
проблемы и получение конкретного, практически значимого результата.
Одним из средств достижения этих целей является организация теневого
театра. Образовательный процесс, в основе которого лежит реализация
интерактивного обучения, организован таким образом, что в проектной
деятельности теневого театра практически все оказываются вовлеченными в
процесс, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того,
что они знают, умеют и думают. В процессе организации теневого театра люди
осуществляют совместную деятельность в доброжелательной обстановке и при
взаимной поддержке друг друга.
Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от
фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их какимлибо
источником света. Он прост в управлении и доступен детям старшего
дошкольного возраста. Для такого театра необходимо:
1. Экран (приспособленный белый фон), который может быть практически
любого размера в зависимости от мощности света.
2. Источник света.
3. В роли «источников» теней выступают непосредственно плоскостные
силуэтыфигуры или детиактеры.
4. Широкое и активное использование цвета.
5. Запись музыкального и речевого сопровождения.
Организация проекта «Театр теней» содействует совершенствованию
внимания, памяти и наблюдательности. Участники учатся согласовывать свои
действия с партнерами. В процессе различных постановок развивается мелкая
моторика, координация движения. Театрализованные постановки содействуют
развитию коммуникативных навыков общения, снимают зажатость и
скованность. С их помощью ребенок реализует свой невостребованный в
обычной жизни творческий потенциал, что в последующем придает ему
большей уверенности в словах, действиях и помогает побороть различные
формы фобий. У человека значительно улучшается интонационнологическая
выразительность речи, корректируется правильность произношения.
Исходя из вышесказанного, театрализованная теневая деятельность – это
важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности
распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам,
интонации.
Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске
новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения,
воспитания и развития детей в современных условиях.
Данная работа является обобщением теоретического и практического
материала по проблеме театральнотворческой деятельности, обоснованием
необходимости широкого внедрения в учебновоспитательный процесс
театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально
творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития
обучающихся.
В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих
способностей средствами теневого театра.
Объект исследования: процесс формирования способностей у
обучающихся через теневой театр.
Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор
формирования личности через теневой театр.
Задачи:
1. Познакомить участников проекта с теневым театром.
2. Создать условия для развития творческой активности.
3. Развить артистические способности, исполнительские умения и
эмоциональную сферу . 4. Активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи,
интонационный строй, диалогическую речь.
Участники проекта: Обучающиеся, родители, педагоги.
Сроки проекта: 1 год.
Этапы работы:
1 этап: Накопительный.
2 этап: Творческий репетиционный.
3 этап: Результативный.
Накопительный
Подборка литературы по театру: ( Образцов. К.Л. « Как сделать куклу
своими руками»; И.А.Лыкова. В.В. Шипунова «Теневой театр вчера и
сегодня»; А.С. Игнатова. С.Н. Илларионова. «Теневой театр своими
руками»).
Знакомство участников проекта с историей Теневого театра, его
разновидностями.
Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой.
Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра.
Изготовлении теневой ширмы, атрибутов декорация для постановок
(лес, горы), персонажи для сказок.
Творческий
Оформление театрального теневого уголка.
Изготовление ширмы для теневого театра.
Изготовления атрибутов и теневых персонажи для сказок.
Организация
проведение театрализованных игр,
инсценировок.
Результативный
Анализ и подведение итогов реализации проекта.
Выставка художественных работ.
Фото отчет на сайте ОУ.
Отзывы родителей о проекте.
Драматизация теневой сказки.
Фото – выставка « Мой теневой театр».
драматизаций,
Технологическое обеспечение проекта
Организация
работы с
обучающимися
Основные задачи
Для игры
драматизации
Чтение
Развивать интерес и
Познакомится с
художественной
литературы,
слушание
аудиозаписей,
любовь к
прослушиванию
художественных
произведений;
текстом
произведения и
событиями, их
характеристикой.
Для
изобразительной
деятельности
Познакомиться с
внешним теневым
видом героев
событиями,
которые просмотр
видеофильмов ,
рассматривание
иллюстраций.
знакомство с
выразительными
средствами речи:
интонацией, темпом,
тембром; работа над
звукоподражанием.
Познакомиться с
особенностями
речи каждого
персонажа.
Учить участников
проекта работать с
теневой куклой.
предстоит
изобразить.
Придумывание
сказок,
Развивать
творческое
Составление
текстов из личного
Создание книжек
с собственными
фантастических
воображение и
опыта,
теневыми
историй, рассказов,
умение реализовать
придумывание
иллюстрациями.
небылиц.
замыслы в речи.
Включение
различных видов
подвижных игр.
Знакомство с
теневым театром.
Учить снимать
зажатость и
скованность.
Уметь
ориентироваться за
ширмой, равномерно
размещаться по
ширме, не
сталкиваясь друг с
другом куклы.
Особенности
театрального
искусства.
Включение
различных видов
релаксационных
игр и упражнений.
Развитие
воображения
(способность к
пластической
импровизацией под
музыку).
сценариев
театральных
этюдов,
постановок.
Проигрывать
подвижные
речевые игры.
Игры с
предметами.
Тренировка
внимания.
Повтори действие
за героями по
иллюстрациям.
Изготовление
атрибутов к
постановкам
теневого театра.
Рисуем сказку.
Рисуем сказку
«рукой и тенью»,
слушая музыку.
Развивать умение
искренне верить в
любую
воображаемую
ситуацию.
Формировать
интерес к теневому
театру.
Подвижные,
дидактические,
имитационные
игры, беседы с
участников
проекта
познавательного
характера. Участие
участников
проекта в создании
развивающей среды
Обогатить
художественными
иллюстрациями
Изготовление с
родителями,
детьми,
педагогами
сказочных
игрушек,
рисование
пригласительных
билетов,
театральных и
сказочных
персонажей.
Интеграция с
музыкальными
занятиями
Развивать
произвольное
внимание, память,
наблюдательность.
Совершенствовать
навыки действия с
воображаемыми
предметами.
Изготовить
теневые
декорации для
сказки и
персонажи сказок.
Изготовление
элементарных
костюмов
(листики для феи,
цветы, блески)
Самостоятельная
художественная
деятельность.
Умение
согласовывать свои
действия
партнерами.
Подводить
участников проекта
к умению проявлять
самостоятельность в
выборе варианта
постановки сказки.
Игра
Уметь
драматизация
импровизировать
музыкальном зале
перед детьми и
игры драматизации
на темы знакомых
Учить участников
Изготовление
проекта
самостоятельно
выбирать средства
для передачи
образов, передачи
диалогов, действий
героев,
совершенствовать
исполнительские
умение детей.
Перессказывание
сюжета по ролям.
мини – декораций
для спектакля.
Рисуем героя
сказок.
взрослыми.
Организация
работы с
родителями
воспитанников
сказок.
Фронтальные и индивидуальные опросы родителей,
изучение социального портрета семей
воспитанников;
Групповые встречи в форме круглых столов,
дискуссий, диспутов, родительских гостиных; Организация дней открытых дверей;
Посещение занятий. Помочь участникам проект снять
зажатость.
Наблюдение за
действиями
участниками
проекта во время
театрализованного
действия
Участие в создании
Участие в подготовках к праздникам. Оказание помощи в
развивающего
пространства
приобретении дидактических игр, детской
художественной литературы, книжек раскрасок, аудио –
видеоматериалов для участников проекта.
Непосредственное
участие в
совместных
мероприятиях
Стимулирование
усилий участников
проекта
Театрализованные представления .
Награждение
Материальнотехнические ресурсы проекта:
аудио, видеоматериалы, обучающий электронный материал;
цифровой фотоаппарат;
костюмы для театрализованной деятельности;
атрибуты для разных видов театров;
методические разработки, подборки сценариев, развлечение, занятия;
теневая ширма;
набор теневых кукол;
Ожидаемый результат реализации проекта:
увеличение количества родителей, принимающих активное участие в
жизни ОУ, вместе с детьми исполняют роли;
желание детей заниматься театрализованной деятельностью.
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Методическая разработка "Театрализованная деятельность как средство психолого-педагогического сопровождения реализации основных и дополнительных программ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.