Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».
Оценка 4.9

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
06.07.2017
Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».
Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность. Для русского человека духовность - это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается ,прежде всего, в слове. Как сохранить в детях общечеловеческие ценности? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках. В современном мире подрастающее поколение открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается, прежде всего, с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы. Ведущей идеей моей профессиональной деятельности является связь предметного обучения русскому языку, литературе, литературному краеведению с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала. Занятия, проходящие посредством творческого общения в ЛТО «Каруселька» во время репетиций праздников, различных постановок, сценок, новогодних сказок и др. вылились в результат творческого успеха в театрализованной постановке повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…». К этому спектаклю мы с учащимися создали полутораминутный фильм , который органическим образом вписывается в сценарий данной постановки.
А зори здесь тихие.docx
Аннотация.  Среди   высших   ценностей,   чтимых   русским   народом,   особое   место занимает духовность. Для русского человека духовность ­ это самосознание, напряженный процесс "делания" собственной души. А душа выражается ,прежде всего, в слове.  Как сохранить в детях общечеловеческие ценности? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять пустоту детских сердец на своих уроках.  В современном мире подрастающее поколение  открыто, оно верит всему, что видит и слышит вокруг. Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это   задача   решается,   прежде   всего,   с   помощью   духовно­нравственного   воспитания   на уроках   русского   языка   и   литературы.           Ведущей   идеей   моей   профессиональной деятельности   является   связь   предметного   обучения   русскому   языку,   литературе, литературному краеведению  с развитием гражданских и нравственных качеств личности, ее познавательного и творческого потенциала.  Занятия, проходящие посредством творческого общения   в ЛТО «Каруселька» во время репетиций праздников, различных постановок, сценок, новогодних сказок и др. вылились в результат творческого успеха в театрализованной постановке повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…». К   этому   спектаклю   мы   с   учащимися   создали   полутораминутный   фильм   ,   который органическим образом вписывается в сценарий данной постановки. Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие». Голос за сценой: «2015 год, объявленный президентом РФ годом литературы, подходит к концу,   но   неустанно   мы   обращались   и   обращаемся   к   писателям   и   их   произведениям, которые всегда вечны. Неслучайно,   в   год   70­летия   Победы   ,   мы   обратились   к   творчеству   Васильева   Бориса Львовича  Родился 21 мая 1924 года в Смоленске в семье военнослужащего. Отец ­ Васильев Лев Александрович   (1892   г.   рожд.),   кадровый   офицер   царской,   впоследствии   ­   Красной   и Советской   армии).Мать   ­   Алексеева   Елена   Николаевна   (1892   г.   рожд.),   из   известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. Борис Львович относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно­десантных войсках.  После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был   инженером­испытателем   транспортных   машин   на   Урале.   Литературный   дебют Б.Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса "Офицер", затем следующие ­ "Стучите и откроется" (1939), "Отчизна моя, Россия" (1962).  В 1969 в печати появляется повесть "А зори здесь тихие", принесшая автору широкую известность. Повесть была инсценирована, а в 1972 на экраны вышел одноименный фильм, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль. А мы предлагаем вашему вниманию свой мини­спектакль по повести «А зори здесь тихие».                               Сценарий «  А зори здесь тихие...»                    Школьный спектакль по мотивам повести Б.Васильева Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области Действующие лица: Старшина Васков Федот Евграфыч. Зенитчицы:   Рита   Осянина,   Женя   Комелькова,   Лиза   Бричкина,   Галя   Четвертак,   Соня Гурвич. Сцена оформлена декорацией осеннего леса. На сцене, делая записи в планшете, сидит старшина Васков.  (МУЗЫКА ­ тревожная) Голос за сценой.  Шел   май   сорок   второго   года…   Война   по­своему   распоряжается   человеческими жизнями, и судьбы людей переплетаются причудливо и непонятно. Старшина Васков после ранения был назначен комендантом 171­го разъезда. Трижды в день он обходил объект и делал в тетради одну и ту же запись: объект осмотрен, нарушений нет. Спокойно   служилось   старшине   Васкову   до   тех   пор,   пока   для   охраны   объекта   на разъезд не прибыли зенитчицы –( в тишине) А зори здесь были тихими­тихими… Сцена 1 Майор: чепушиной занимаетесь. Писанину развели, не комендант, а писатель какой­то. Васков: шлите непьющих. Непьющих и это, чтоб, значит, насчёт женского пола. Майор: евнухов что ли? Васков: вам виднее. Майор: ладно Васков, Будет тебе непьющих. Сцена 2 (За кулисами) Товарищ   старшина,   первое   и   второе   отделение   третьего   взвода,   пятой   роты отдельного   пулеметного   батальона   прибыли   в   ваше   распоряжение   для   охраны объекта. Докладывает помком взвода сержант Кирьянова. Выходят девушки:  ­ Ст. сержант Осянина!  ­ Рядовой Комелькова!  ­ Рядовой Гурвич!  ­ Рядовой Бричкина!  ­ Рядовой Четвертак! Васков: Так, совсем не по­устАвному. Нашли, значит, непьющих. Из расположения без моего слова ни ногой! Бричкина: Даже за ягодами? Васков: Ягод ещё нет. Четвертак: А щавЕль можно собирать? Гурвич: Нам без приварки трудно, товарищ старшина. Васков: Не дальше речки. Аккурат его в пойме прорва. Сцена 3. (окружают старшину) Идем на Вопь­озеро.  (разворачивает карту)  Ежели немцы к железке идут, им озера не миновать. А пути короткого они не знают. Значит, мы раньше их там будем. До места вёрст 20. Ну, вперёд!  (МУЗЫКА – лес, птицы) Васков: Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области Сейчас внимательнее надо быть. Я первый пойду. Тут слева, справа трясина: маму позвать не успеете. Каждая слегУ возьмёт и прежде, чем ногу поставить, слегОй дрЫгву пусть пробует. Вопросы есть? Комелькова:  Можно вопрос? Васков: Господи, воля твоя. Утерпеть не могут. Что вам, боец Комелькова? Комелькова: Что такое слегОй? Слегка что ли? Васков:  Что у вас в руке? Комелькова: Дубина какая­то. Васков: Вот она и есть слегА. Ясно говорю? Комелькова: Теперь прояснилось. Даль. Васков: Какая ещё даль? Комелькова: Словарь такой, товарищ старшина. Вроде разговорника. Осянина: Евгения, перестань! Васков: Да, маршрут опасный, тут не до шуток. Порядок передвижения. Я главный. За мною – Гурвич, Бричкина,  Комелькова, Четвертак,  мл.сержант Осянина замыкающая. (Идут по БОЛОТУ) К центру – падают, на шинель Васкова. Костёр – Осянина.  Васков: Умаялись? Ну, вот и пришли! Комелькова: Тихо­то как, словно во сне…. Гурвич (Регина): Девочки, а помните, как было?...Где наши мальчики? Эх, война!.... Сцена 4 (ФИЛЬМ – 1 минута, ВСЕ ЗАМЕРЛИ)   Сцена 5 Осянина: По позициям! (занимают места) Старшина Васков – к каждой. Васков: Крашеные поди? Комелькова: Свои, растрёпанная я? Васков: Это ничего. Комелькова: Вы не думайте, там у меня Лиза Бричкина наблюдает, она глазастая. Васков: Ладно­2р, оправляйся. Идёт к Рите. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области Как там у тебя. Осянина? Осянина: Ничего, товарищ старшина Васков: Продолжай наблюдение. (Гурвич полулёжа у костра) Рождённые в года глухие  Пути не помнят своего Мы – дети страшных лет России –  Забыть не в силах ничего… Васков: Кому читаешь­то? Гурвич: Никому. Себе. Васков: А чего же в голос? Гурвич: Так стихи ведь Васков: В голос не читай и поглядывай­поглядывай, боец Гурвич. (идёт к Бричкиной) Васков: Откуда будешь, Бричкина? Бричкина: С Брянщины, товарищ старшина. Васков: В колхозе работала? Бричкина: Работала, а больше отцу помогала. Он у меня лесник, на кордоне мы жили. Васков: Ничего не заметила? Бричкина: Пока тихо Сцена 6 (МУЗЫКА – СОРОКИ) Васков: Тише, слышишь? Осянина: Птицы кричат. Сороки­белобоки шебуршат. Значит, кто­то идёт. Не иначе гости пожаловали…. Четвертак  (Ульяна):  ­ НЕМЦЫ!!!! (Регина кладёт «костёр») (МУЗЫКА – АВТОМАТ) Васков: Осянина, подымай бойцов! Мигом! Осянина: Становись!... Стоят у края сцены, бинокль – у Осяниной. 1, 3, 5, 8, 10, 13, 16. 16, товарищ старшина…. (МУЗЫКА – БОМБА) Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области Васков кричит: Бричкина, доложишь нашим обстановку. Мы тут долго не продержимся. ….СлегУ перед болотом не позабудь!.... Лиза. Ага, побежала я.(забывает слегУ) Васков: За мной, девоньки!.... (ЗА КУЛИСАМИ –  Бричкина: Помогите! На помощь! Помогите! На по­о….. Остальные: Товарищ старшина! Федот Евграфыч! За Родину! За Лизу! За Галю!.....Расцветали яблони и груши!.....(МУЗЫКА – АВТОМАТ)) Сцена 7 (МУЗЫКА – МЕТРОНОМ – МУЗЫКА (За кулисами – белая роба, свеча – левая рука, тени на лицо) Лиза.  Первой погибла Лиза Бричкина. Болото… Последний кусок до сухой земли оставался. Огромный пузырь вспучился перед ней так неожиданно, что она рванула в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору. Тропа была где­то рядом – шаг, полшага от нее, но эти полшага уже было невозможно сделать. “Помогите! На помощь!..”  Лиза задувает свечу, опускает голову.    Выходит Соня Гурвич. Соня.  Ждали немцы Соню Гурвич или она случайно на них напоролась? Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, забытый на пеньке кисет, махорку ту, трижды проклятую. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась   на   хрупкие   плечи   потная   тяжесть,   почему   пронзительной,   яркой   болью рванулось вдруг сердце. Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал нож до ее сердца с первого удара… Две узких дырочки виднелись на Сониной гимнастерке: одна в грудь, другая пониже – в сердце. Соня опускает голову. Выходит Галя Четвертак. Галя.  Немцы   шли   молча,   пригнувшись   и   выставив   автоматы.   Перед   глазами   Гали   всплыло мертвое лицо Сони. Она физически, до дурноты, чувствовала тяжелый запах крови, и это рождало у нее тупой, чугунный ужас. А­а­а! Она выскочила из кустов, метнулась через поляну,   наперерез   диверсантам,   уже   ничего   не   видя   и   не   соображая.   Коротко   ударил автомат.  Выходит Женя Комелькова. Женя. Женька… Она всегда верила в себя… Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от раненой   Риты   Осяниной.   Ни   на   мгновение   не   сомневалась,   что   всё   окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно умирать в девятнадцать лет. ... Выходит Рита Осянина. Рита. Рита знала, что ее рана смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока боли почти не было, только всё сильнее пекло в животе, и хотелось пить. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было.  Последним на авансцену выходит старшина Васков. “Что, взяли? Взяли, да? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро! А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете! Лично, каждого убью! А там пусть судят меня, пусть судят…”  Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области Встает,   склонив   голову   и   сняв   фуражку   вместе   с   девчатами.   Громко   звучит музыка.финальная. Голос за кулисами: Взяв в плен четверых, оставшихся в живых немцев, которые сами себя связали, не веря в то, что Васков один, старшина потерял сознание только когда увидел своих. Через много  лет  седой  коренастый  старик без  руки  и капитан­ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту. Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Алмалинская общеобразовательная школа» с. Алмала Тюльганского района Оренбургской области

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».

Методическая разработка театрализованной постановки «А зори здесь тихие».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.07.2017