Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
ОБЖ
5 кл
14.04.2019
Основы здорового образа жизни
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни ( 5-й класс)
Преподаватель-организатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Урок 1. Забота о собственном организме, формирование правильного отношения подростков к особенностям своего тела.
Учебные вопросы:
1. Особенности предподросткового возраста.
2. Особенности физического развития в предподростковом возрасте.
3. Оптимальная двигательная активность и ее значение для гармоничного развития человека.
Цель: ознакомление обучаемых с основными особенностями развития человека в предподростковом возрасте, следует кратко остановиться на основных факторах, влияющих на физическое развитие человека в этом возрасте, подготовить обучаемых к более глубокому восприятию последующего материала в логической взаимосвязи.
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.docx
Основы здорового образа жизни
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
( 5й класс)
Преподавательорганизатор ОБЖ Дегтярёв А.И.
Урок 1. Забота о собственном организме, формирование правильного
отношения подростков к особенностям своего тела.
Учебные вопросы:
1. Особенности предподросткового возраста.
2. Особенности физического развития в предподростковом возрасте.
3. Оптимальная двигательная активность и ее значение для гармоничного
развития человека.
Цель: ознакомление обучаемых с основными особенностями развития
человека в предподростковом возрасте, следует кратко остановиться на
основных факторах, влияющих на физическое развитие человека в этом
возрасте, подготовить обучаемых к более глубокому восприятию
последующего материала в логической взаимосвязи.
Краткое содержание учебного материала
5й класс (10 лет) этот возраст охватывает период, когда заканчивается
детство, он непосредственно предшествует подростковому возрасту.
Все дети растут стремительно и уже в раннем возрасте становятся
высокими. Детям не стоит огорчаться, если они растут медленно. Через пару
лет они могут все наверстать и обогнать других. Рост ребенка зависит от
многих факторов.
Первый из них – наследственность. Если родители ребенка высокого
роста, то ребёнок скорее всего тоже будет высоким.
Второй фактор – это нормальная работа эндокринной системы (эндокринной
системой называется совокупность желез внутренней секреции,
вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически
активные вещества гормоны. К железам внутренней секреции относятся
гипофиз, гипоталамус, щитовидная железа, надпочечники, половые железы).
Ребёнок, у которого нормально функционируют гипофиз, щитовидная
железа, надпочечники и яичники (или яички), будет развиваться без каких
либо отклонений, даже если на первых порах он растёт медленно. Третий фактор – это правильно питание с определенным количеством
белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ.
Четвёртый фактор – это оптимальная двигательная активность,
способствующая гармоничному развитию человека, его физических и
духовных качеств.
Пятый фактор – это профилактика заболеваний и вредных привычек,
которые отрицательно влияют на рост и общее развитие человека.
Дети растут неравномерно. В течение какогото времени ребёнок растёт
очень быстро. Этот период у девочек наступает между десятью и двенадцатью
годами, мальчики запаздывают на два года. Поэтому девочки в период 1012
лет перегоняют в росте мальчиков. Однако если ребёнок здоров и его
развитие не задерживается ни болезнью, ни нарушениями в работе
эндокринных желез, ускорить его рост практически невозможно.
Рост и вес
Одни дети очень высокие для своего возраста, другие – маленькие. Одни
весят много, другие – мало. Часто ребёнок, который в раннем возрасте был
маленького роста, к 1213 годам вытягивается. Но даже если не вытянется, то
ни в коем случае не станет хуже. Очень много замечательных людей были
маленького роста.
Некоторые мальчики и девочки в раннем возрасте бывают слишком
толстыми или слишком худыми, однако с возрастом их вес приходит в норму.
Приведем средние показатели роста мальчиков и девочек в этом возрасте
Возраст
9
10
Рост, см
мальчики
130140
135147
девочки
130140
135147
Вес, кг
мальчики
2637
2941
девочки
2537
2842
В заключение следует обратить внимание на факторы, которые
способствуют нормальному развитию организма ребёнка в этом возрасте и с
которых более подробно будет рассказано на следующих уроках.
Двигательная активность, ее уровень, который оказывает
положительное влияние на развитие физических качеств.
1. Обратить внимание на необходимость самостоятельных занятий
физической культурой и спортом, а также работы на свежем воздухе. 2. Рациональное питание и гигиена питания. Режим питания, соблюдение
правил гигиены питания.
3. Профилактика вредных привычек и заболеваний.
4. Формирование привычек здорового образа жизни.
Вопросы для повторения:
1. Почему разные дети растут и развиваются поразному, какие факторы
влияют на это?
2. Какое влияние может оказать поведение человека на его гармоничное
развитие?
Урок 2. Двигательная активность и закаливание организма –
необходимые условия укрепления здоровья
Учебные вопросы:
1. Значение физической культуры и спорта для физического развития
подростка.
2. Закаливание организма и его влияние на здоровье человека.
Цель: способствовать выработке у обучаемых устойчивой мотивации к
систематическим занятиям физической культурой и спортом для
гармоничного развития духовных и физических качеств и подготовки к
полноценной взрослой жизни, познакомить школьников с физиологическими
особенностями влияния закаливающих процедур на организм человека и с
правилами использования факторов окружающей среды для закаливания, дать
понятие о самоконтроле при выполнении различных физических упражнений.
Краткое содержание учебного материала
В начале занятий преподаватель напоминает обучаемым о значении
физической культуры в жизни человека, обращая их внимание на то, что
каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь
тренированное гибкое тело, способное выполнять определенные функции в
процессе жизнедеятельности, а для этого он должен обладать определенными
качествами, быть сильным, выносливым и гибким.
Необходимые физические качества в подростковом возрасте можно
вырабатывать на занятиях по физической культуре, во время утренней
физической зарядки, самостоятельных занятий, занятий в спортивных секциях
и т.д. Далее преподаватель должен подчеркнуть значение систематических
занятий физической культурой и умение дозировать нагрузки, чтобы избежать
перетренировки.
После краткого вступления дальше занятие следует вести в форме беседы.
Во время беседы выяснить, какими видами спорта увлекаются обучаемые, кто
из них ежедневно делает утреннюю гимнастику и закаливающие процедуры.
В ходе беседы стремиться сформировать у обучаемых убеждение в
необходимости занятий физической культурой каждый день для поддержания
хорошего настроения и работоспособности.
Разбирая второй вопрос, преподаватель знакомит обучаемых с
физиологическими основами влияния закаливания на организм человека и с
основными процедурами закаливания (воздушные и солнечные ванны,
обливание, купание и др.)
В заключение урока преподаватель напоминает обучаемым о правилах
самоконтроля при воздействии физических нагрузок на организм.
Домашнее задание:
Предложить обучаемым разработать наиболее приемлемый для них
режим дня, куда бы входили занятия физической культурой и различные
закаливающие процедуры в наиболее удобном сочетании с повседневными
занятиями (занятия в школе, приготовление домашних заданий, работа по
плану родителей, свободное время и др.).
Урок 3. Рациональное питание. Гигиена питания.
Учебные вопросы:
1.Правильное питание – залог здоровья.
2. Гигиена питания и здоровый образ жизни.
Цель: ознакомление обучаемых с основными понятиями о рациональном
питании, о роли питания в сохранении и укреплении здоровья человека, о
гигиене питания как составляющей здорового образа жизни.
Краткое содержание учебного материала
Рациональное питание.
Рациональное питание – это разнообразное питание с учетом генетических
и возрастных особенностей человека, его физических нагрузок,
климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Подчеркнуть важность рационального питания в период физиологических
изменений, происходящих в подростковом возрасте.
Необходимые организму питательные вещества подразделяются на
углеводы, белки, жиры, витамины, минеральные элементы и воду.
Рационально питаться – значит получать с пищей в достаточном количестве
и в правильном сочетании все необходимые вещества.
Углеводы в питании основной источник энергии. Углеводы
содержатся во всех пищевых продуктах, но особенно много их в крупах,
фруктах и овощах.
Жиры относятся к основным пищевым веществам и являются важным
компонентом в питание человека. Жиры входят в состав клеток и тканей
организма и участвуют во многих жизненно важных функциях. Жиры
являются источником энергии, превосходящим другие пищевые вещества.
Жиры входят в определенном количестве во многие пищевые продукты.
Белки служат основным материалом для построения клеток и тканей
организма. Источниками белка являются мясо, рыба, яйца, творог, сыр,
молоко, хлеб, картофель, фасоль, горох, рис, орехи.
Витамины – это органические химические соединения, необходимые
организму для нормального роста, развития и обмена веществ. Витамины
повышают физическую и умственную работоспособность человека и
способствуют устойчивости организма к различным заболеваниям. Витамины
поступают в организм с пищевыми продуктами животного и растительного
происхождения.
Минеральные вещества – неорганические соединения. Минеральные
вещества служат структурным компонентом зубов, мышц, клеток крови и
костей. Минеральные вещества организм получает с пищей.
Вода – один из наиболее важных компонентов организма, составляющий
2/3 его массы. Суточная норма потребления жидкости – около 2 литров.
Гигиена питания – понятие о сбалансированном питании и раздельном
питании.
относиться к еде с уважением и ответственностью;
тщательно пережевывать каждый кусок пищи;
не следует садиться за стол усталым, перед приемом пищи необходимо 10
15 минут отдохнуть; питаться разнообразно и не переедать;
потреблять воду или другие напитки за 1520 минут до еды;
избегать беспорядочного приема пищи, торопливой еды, перекусывая на
ходу.
Вопросы для повторения:
1. Какую роль играет питание в укреплении здоровья человека?
2. Что входит в понятие «рациональное питание»?
3. Что означает питаться разнообразно?
4. Проанализируйте свой режим питания в течение дня.
Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Методическая разработка темы по ОБЖ. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни . (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.