Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
ОБЗР
5 кл
18.06.2017
Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, издательство «Дрофа», 2016.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования .Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений, авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, издательство «Дрофа», 2016.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных государственных стандартах общего образования.
5 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
5го класса
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для
разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта
по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции
Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года, и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности
жизнедеятельности.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Федеральный закон «Об образовании в РФ», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;
Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390ФЗ;
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196ФЗ;
Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера" от 21.12.1994 N 68ФЗ;
Федеральный закон "О гражданской обороне" от 12.02.1998 N 28ФЗ;
Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 N 35ФЗ;
Федеральный закон "Об обороне" от 31.05.1996 N 61ФЗ;
Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 N 53ФЗ;
Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76ФЗ;
Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113ФЗ;
Федеральный закон "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" от
30.03.1999 N 52ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования (Приказ
Министерства образования и науки России от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении
изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 г. № 1312
«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской федерации от 17.12.2010 № 1897».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
(Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.
2005 № 03 – 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального
базисного учебного плана»).
Образовательная программа МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных
предметов г. Фрязино.
Учебный план МОУ СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Фрязино
на 20172018 учебный год.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным
наполнением учебных предметов.
Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения
федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством
образования к использованию в образовательных учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства
образования и науки РФ от 31 марта 2014 года (с изменениями на 26 января 2016 года).
1 Программа разработана в соответствии с авторской программой курса «Основы
безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных
учреждений, авторы В.Н. Латчук, В.В. Марков, издательство «Дрофа», 2016.
При разработке программы учтены требования, отражённые в федеральных
государственных стандартах общего образования.
Программа разработана с учётом комплексного подхода к формированию у обучаемых
современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной
структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого
человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей
природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали
одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития международных
политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития
личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального
развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций
показывает, что более чем в 80% случает причиной гибели людей является человеческий
фактор. Трагедия чаще всего происходит изза несоблюдения человеком комплекса мер
безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения
террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и
установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах,
пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является
если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека
и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной
безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует
пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности
жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного
уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного
влияния человеческого фактора на безопасности жизнедеятельности личности, общества и
государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и
чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ
организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений,
ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общей задачей
лицея, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование
современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит
предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В тоже время предмет ОБЖ через
собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной
жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной.
Настоящая рабочая программа представляет собой первую часть комплексной учебной
программы по основам безопасности жизнедеятельности для 5го класса.
При разработке содержания данной рабочей программы принималось во внимание
специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
учёт основных закономерностей развития теории безопасности;
2
интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой
деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем,
направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого
фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические
принципы организации учебновоспитательного процесса в области безопасности
жизнедеятельности, а именно:
непрерывность обучения с 5 по 11 класс с использованием возможностей федерального
и регионального компонентов базисного плана;
постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в
области безопасности жизнедеятельности с учётом их возрастных особенностей и
уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень
культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы
соответствовал принятому в Российской Федерации;
обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральными и региональными
компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно
теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области
безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки
обучаемых к безопасному поведению с учётом региональных особенностей (это должно
учитываться при разработке региональных учебных программ).
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на достижение следующих
целей:
усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных
ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное
поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области
безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к личному
здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной
опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и своих
возможностей.
Изучение тематики данной рабочей программы направлено на решение следующих задач:
3 формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения
фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного,
техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей
оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом
своих возможностей.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается как обязательный предмет с 5
по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе. При изучении предмета в 59 классах из
расчёта 175 часов по 35 часов или 1 час в неделю в каждом классе, используется материал
учебников предметной линии под редакцией В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков,
В.Н. Латчук, 5 класс. «Дрофа» 2016 год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое
и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной
безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по
обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам
безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной
безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и
действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя
транспортного средства (велосипеда, мопеда);
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные
средства для ликвидации очага возгорания;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах
скопления большого количества людей;
перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы
чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
4 использовать полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и
препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях
(походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического
акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или
бытовых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5м классе по разделам
включает в себя два учебных раздела и семь глав.
o ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
Глава 1. Личная безопасность в повседневной жизни.
Глава 2. Безопасность на дорогах и на транспорте.
Глава 3. Опасные ситуации социального характера.
Глава 4. Загрязнение среды обитания.
Глава 5. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.
o ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Глава 6. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Глава 7. Основы здорового образа жизни.
Принцип построения содержания курса ОБЖ по разделам позволяет:
последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня
культуры безопасности и готовности к военной службе с учётом их возрастных
особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам, а также с учётом
особенностей обстановки в регионе в области безопасности;
эффективнее использовать связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть
использованы в других предметах, что способствует формированию у обучающихся
целостной картины окружающего мира;
обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов
обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся;
более эффективно использовать материальнотехническое обеспечение предмета ОБЖ,
осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам.
№ модуля,
раздела,
темы
Наименование модуля, раздела, темы
Количество часов
всего
теори
я
практика
5 Раздел I.
Глава 1.
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
Личная безопасность в повседневной жизни.
Безопасность на дорогах и на транспорте.
Опасные ситуации социального характера.
Загрязнение среды обитания.
Средства индивидуальной защиты органов
дыхания
Контрольная работа «Основы безопасности
личности, общества и государства»
Раздел II.
Глава 6.
Глава 7.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ.
Основы медицинских знаний и оказание
первой помощи.
Основы здорового образа жизни.
25
11
5
4
3
2
1
8
3
24
11
4
4
3
2
1
6
1
5
1
32
1
0
1
0
0
0
0
2
2
0
0
3
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
5
1
ИТОГО: 35
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по «ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
6 5 класс (1 час в неделю, всего 35 часов)
№
п.п.
Наименование темы
ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА
И ГОСУДАРСТВА
1
2
3
Глава 1.
Личная безопасность в
повседневной жизни.
Глава 2.
Безопасность на
дорогах и на
транспорте.
Глава 3.
Опасные ситуации
социального
характера.
Глава 4.
Загрязнение среды
обитания.
Глава 5.
Средства
индивидуальной
защиты органов
дыхания
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ
ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ
ОБРАЗ ЖИЗНИ
6
7
Глава 4.
Основы медицинских
знаний и оказание
первой помощи.
Глава 5.
Основы здорового
образа жизни.
КОНТОЛЬНАЯ РАБОТА
ИТОГОВАЯ
ИТОГО
Всего
часов
26
11
5
4
3
3
8
3
5
1
35
из них
Практические
занятия
1
1
2
2
0
4
Контрольные
работы
по
плану
Дата
фактически
5
4
1
1
1
2
Преподаватель организатор ОБЖ Фурсов В.Ф.
7
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Рабочая программа по курсу ОБЖ (базовый уровень) 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.