Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс
Оценка 4.7

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию +1
docx
воспитательная работа +2
9 кл
14.08.2018
Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс
Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс Пояснительная записка Необходимость создания Методической разработки «Тесты, игры, упражнения» по профориентационной деятельности объясняется: - во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; - во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей; - в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с учреждениями и предприятиями республики на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: совет друга, родителей, СМИ, рассказов друзей о своих родственниках. Около 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому целью данной методической разработки является: приобретение участниками занятий знаний и умений, необходимых для адекватного выбора будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана. Задача: развитие профессиональной зрелости учащихся. Основные параметры профессиональной зрелости: автономность; информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решение; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию решения. Занятия проводятся в групповой форме. Возраст членов группы 14-18 лет. Данные методики проводятся с учениками 9 класса. Для оценки эффективности занятий используется несколько методов.
МЕТОДРАЗРАБОТКА- Профориентация-тесты.docx
Гавриловчук Елена Алексеевна преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г.Тирасполь, Приднестровье/Молдова Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс Необходимость   создания   Методической   разработки   «Тесты,   игры,   упражнения»   по Пояснительная записка профориентационной деятельности объясняется: ­ во­первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; ­  во­вторых,  координацией   деятельности  работников   образовательного  учреждения   по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей; ­   в­третьих,   важностью   создания   взаимодействия   школы   с   учреждениями   и предприятиями республики на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы. Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным  числом, а их мир представляет  собой подвижную картину. По данным же разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора   профессии   школьниками   показало,   что   значительную   роль   в   этом   играют   советы окружающих: совет друга, родителей, СМИ, рассказов друзей о своих родственниках. Около 40%   подростков   выбирают   профессию,   ориентируясь   на   содержание   деятельности.   Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не   учитывая   при   этом   собственной   адекватности   требованиям   той   или   иной   сферы профессиональной   деятельности:   наличия   психофизиологических   возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Поэтому  целью  данной методической разработки является: приобретение участниками занятий   знаний   и   умений,   необходимых   для   адекватного   выбора   будущей   профессии, планирования   своего   профессионального   пути   и   успешного   продвижения   в   реализации намеченного плана. Задача: развитие профессиональной зрелости учащихся. Основные параметры профессиональной зрелости: автономность; информированность о мире профессий и умение соотнести информацию со своими особенностями; умение принимать решение; умение планировать свою профессиональную жизнь; эмоциональная включенность в ситуацию решения. Занятия   проводятся   в   групповой   форме.   Возраст   членов   группы   14­18   лет.   Данные методики проводятся с учениками 9 класса. Для оценки эффективности занятий используется несколько методов. Оценка развития факторов профессиональной зрелости определяется: 1.Уровень развития автономности оценивается по высказываниям участников группы о самих себе. 2.   Об   уровне   развития   информированности   о   мире   профессий   можно   судить   по   характеру рассказа о будущей профессии – тону рассказа, уточняющим вопросам, полноте описания. 3. Развитие умений принимать решения и умений планировать свою профессиональную жизнь можно оценить по самоотчетам ребят в ходе занятий. 4. Сделать вывод о развитии эмоционального отношения можно по самоотчетам и результатам тестирования участников занятий. Тест «Изучение профессиональной направленности учащихся» ТЕСТЫ Предложите   Вашему   пройти   данный   тест   и   Вы   сможете   определить   его профессиональную направленность. Тест предназначен для учащихся 9­10 классов.  Пояснения для уч­ся: необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если тебе очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится ­ один плюс; равнодушен, не знаете ­ нуль; если не нравится ­ один минус. Любите ли вы? Нравится ли вам?:  1. Читать книги типа «Занимательная физика», «Физики шутят».  2. Читать книги типа «Занимательная математика», «Математические досуги».  3.   Интересоваться   вопросами   экономической   географии,   сообщениями   в   печати   об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства.  4. Читать журналы «Юный техник», «Техника молодежи», знакомиться с достижениями в области техники, радиоэлектроники по публикациям в научно­популярных журналах.  5. Читать об открытиях в химии, о жизни и деятельности выдающихся химиков.  6. Читать о жизни растений и животных.  7. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах, о достижениях в области медицины.  8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.  9. Читать книги об исторических личностях и событиях.  10. Читать произведения классиков мировой литературы.   11. Интересоваться  историей  развития  искусства,  слушать  оперную, симфоническую, джазовую музыку.  12. Читать книги о жизни школы (о работе воспитателя, учителя, пионервожатого).  13.   Интересоваться   искусством   кулинарии,   моделирования   одежды,   конструирования мебели.  14. Читать книги о войнах и сражениях.  15. Читать спортивные газеты, журналы, книги о спорте и выдающихся спортсменах.  16. Интересоваться научно­популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.  17.   Читать   научно­популярную   литературу   о   математических   открытиях,   о   жизни   и деятельности выдающихся математиков.  18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии.  19.   Посещать   технические   выставки   или   слушать   (смотреть)   передачи   о   новинках техники.  20. Находить  химические явления  в природе, проводить  опыты по химии,  следить за ходом химических реакций.  21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.  22.   Знакомиться   с   особенностями   строения   и   функционирования   человеческого организма.  23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых. 24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.  25. Читать литературно­критические статьи.  26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.  27.  Обсуждать  вопросы  воспитания  детей  и  подростков, узнавать,  как можно  помочь кому­нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.  28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.  29. Знакомиться с военной техникой.  30. Ходить на матчи и спортивные состязания.  31. Проводить опыты по физике.  32. Решать математические задачи.  33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи.  34. Читать технические чертежи и схемы. Разбираться в схемах радиоаппаратуры и др. 35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.  36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями, животными.  37. Изучать причины возникновения разных болезней.  38. Собирать коллекцию минералов.  39. Изучать историю возникновения народов и государств.  40. Изучать иностранные языки.  41. Декламировать, петь, выступать на сцене.  42. Читать книги малышам, помогать им что­нибудь делать, рассказывать им сказки.  43.   Шить,   вязать,   вышивать,   готовить   пищу,   изготовлять,   совершенствовать   или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п.  44. Принимать участие в военизированных походах.  45. Играть в спортивные игры.  46. Заниматься в физическом кружке.  47. Заниматься в математическом кружке.  48.   Интересоваться   стоимостью   товаров,   пытаясь   понять   вопросы   ценообразования, заработной платы, организации труда.  49.   Собирать   и   ремонтировать   разные   механизмы,   исправлять   электроприборы   и повреждения в электросети.  50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).  51. Заниматься в биологическом кружке.  52. Знакомиться с работой медсестры и врача.  53. Составлять геологические и географические карты.  54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.  55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник. 56. Заниматься в драматическом кружке.  57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.   58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.).  59. Участвовать в военных играх и походах.  60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.  61. Участвовать в физических олимпиадах.  62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.  63.   Посещать   «Школу   бизнеса»,   «Школу   прикладной   экономики»,   кружки   «Юный менеджер», «Юный предприниматель» и др.  64.   Изготовлять   модели   самолетов,   планеров,   кораблей,   собирать   радиоприборы   или какие­либо другие конструкции. 65. Участвовать в химических олимпиадах.  66. Участвовать в биологических олимпиадах 67. Ухаживать за больными 68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.  69.   Выступать   с   сообщениями   по   истории,   заниматься   в   историческом   (или археологическом) кружке.  70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.  71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.  72. Заниматься с младшими школьниками.  73. Постоянно общаться со многими и разными людьми.  74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.  75. Заниматься в спортивной секции.  76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.  нас».  77. Организовывать математические конкурсы.  78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов.  79. Заниматься в кружке технического творчества.  80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа «Химия вокруг 81. Проводить опытническую работу по биологии.  82. Заниматься в кружке санитаров.  83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.  84. Принимать участие в организации походов по родному краю.  85. Писать сценарии к литературному вечеру.  86. Посещать театры, музеи, выставки.  87. Заниматься с младшими братьями и сестрами.  88. Дарить подарки, сделанные своими руками.  89. Изучать военное дело.  90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.    Инструкция:  Подсчитав   по   каждому   столбцу   сумму   плюсов,   вы   можете   выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов):  I ­ физика, II ­ математика, III ­ экономика и бизнес, IV ­ техника и электротехника, V ­ химия, VI ­ биология и сельское хозяйство, VII ­ медицина, VIII ­ география и геология, IX ­ история, X ­ филология, журналистика, XI ­ искусство, XII ­ педагогика, XIII ­ труд в сфере обслуживания, XIV ­ военное дело, XV ­ спорт  Степень   активности   интересов   определите   по   количеству   плюсов   в   горизонтальных колонках анкеты.  Если   их   количество   максимально   в   1­2­х   колонках,   значит,   у   вас   есть   желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности;  если в 3­4­х колонках ­ у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов;  если в 5­6­х колонках ­ вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.  2 1 3 1 4 1 5 2 6 2 7 2 7 8 9 0 1 2 3 Лист ответов 9 8 2 0 5 2 4 1 1 3 6 1 1 2 1 6 1 2 2 7 1 2 3 8 1 2 4 9 1 3 4 1 2 5 0 5 4 6 7 6 1 6 6 7 9 0 5 0 Тест «Какие способности и таланты есть у Вашего ребенка» Все родители стремятся предугадать профессиональное будущее ребенка. Предлагаем Вам тест, с помощью которого можно определить, какими способностями обладает Ваш ребенок, чтобы,   зная   их,   Вы   смогли   сформировать   у   него   необходимые   профессиональные   интересы. Ниже   перечислены   восемь   областей,   в   которых   человек   может   проявлять   свои   таланты,   и приведены их характеристики.  Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик.  Если какая­то характеристика присуща вашему ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если она выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая.  I. Интеллектуальные способности  1. Ваш ребенок приобретает новые знания очень быстро и все схватывает легко.  2.   Обладает   чувством   «здравого   смысла»   и   использует   знания   в   практических, повседневных ситуациях.  3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между   одним   событием   и   другим,   между   причиной   и   следствием.   Хорошо   понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.  4.   Быстро   запоминает   услышанное   или   прочитанное   без   специальных   заучиваний,   не тратит   много   времени   на   повторение   того,   что   нужно   запомнить.   5.   Знает   многое   о   таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.  6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, легко выражает свою мысль.  7. Любит читать книги, которые обычно читают дети старше на год­два.  8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.  9. Задает взрослым очень много вопросов. Имеет разнообразные интересы.  10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год­два. Часто скучает на уроках из­за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.  11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.  12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новбе и неожиданное. II. Художественные способности  1. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.  2.   Серьезно   относится   к   произведениям   искусства.   Становится   вдумчивым   и   очень серьезным,   когда   видитхорошую   картину,   слышит   музыку,   видит   необычную   скульптуру, красиво и художественно выполняет вещь.  3. Оригинален  в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого­то события), составляет интересные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.).   4. Всегда готов использовать какой­либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.  5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).  6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение. 7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою   собственную   оценку   и   пытается   воспроизвести   то,   что   ему   понравилось,   в   своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.  8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, чтобы изображать события или вещи в трех измерениях и пространственно.  III. Музыкальный талант  1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.  2. Хорошо поет.  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.  4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.  5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.  6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.  7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.  8. Хорошо играет на каком­нибудь музыкальном инструменте.  IV. Способности к занятиям научной работой  1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).  2. Читает книги, статьи, научно­популярные издания с опережением своих сверстников на год­два.  3.   Обладает   выше   средней   способностью   в   понимании   абстрактных   понятий,   в установлении обобщений.  4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой  (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).  5.   После   уроков   любит   читать   научно­популярную   литературу.   Это   ему   доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной литературы.  6.   Не   унывает,   если   его   проект   или   новая   задумка   не   поддержана   учителем   или родителями или если его «эксперимент» не получился.  7. Пытается выяснить причины и смысл событий.  8.   Уделяет   много   времени   созданию   собственных   «проектов»   (конструированию радиоприемника, построению телескопа, летательного аппарата, собиранию коллекции и т. д.). 9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.  V. Литературное дарование  1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого­либо конфликта.  2.   Придумывает   что­то   новое   и   необычное,   когда   рассказывает   о   чем­то   знакомом   и известном всем.  3.   Придерживается   только   необходимых   деталей   в   рассказах   о   событиях,   все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.  4. Рассказывая о чем­то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.  5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.  6.  Умеет  ввести  в  рассказы  такие  детали,  которые  важны  для  понимания  события, о котором идет речь (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной сюжетной линии.  7. Любит писать рассказы и стихи.  8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства и настроения, характер героев.  VI. Артистический талант  1. Легко входит в роль персонажа, другого человека и т. д. 2. Интересуется актерской игрой.  3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.  4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую­либо драматическую сценку.  5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.  6.   Стремится   вызывать   эмоциональные   реакции   у   других   людей,   когда   о   чем­то рассказывает.  7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.  VII. Технические способности  1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.  2. Интересуется механизмами и машинами.  3.   В   мир   его   увлечений   входит   конструирование   машин,   приборов,   моделей   поездов, радиоприемников.  4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.  5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.  6. Любит рисовать чертежи механизмов.  7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.  VIII. Способности к спорту  1.Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.  2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.  3. Постоянно преуспевает в каком­нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой­ нибудь спортивной игре).  4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.  5. Лучше других физически координирован в движениях, движется легко и грациозно. 6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (игра в хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).  Суммируйте   баллы   по   всем   характеристикам   внутри   каждой   из   восьми   «областей» таланта.   Общее   количество   набранных   баллов   внутри   одной   области   (например, «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное   число   запишите   в   тетрадь.   Усредненные   результаты   по   всем   областям   сравните между собой.  Выделите 3–4 наивысших показателя и, ориентируясь на них, стремитесь создать условия для   развития   замеченных   способностей   вашего   ребенка   (покупка   книг,   необходимого технического или спортивного инвентаря, соблюдение режима, организация занятий в секциях, кружках, студиях и т. п.). Наилучший результат можно получить, если сразу несколько взрослых членов семьи одного и того же ребенка независимо друг от друга дадут касающиеся его ответы на данные утверждения. Карта интересов: описание методики Для проведения исследования потребуется карта интересов – вопросник из 174 вопросов, отражающих   направленность   интересов   в   29   сферах   деятельности   и   лист   ответов, представляющий собой матрицу из шести строк и двадцати девяти колонок. Каждая колонка соответствует одной из сфер интересов: 1. Биология 2. География 3. Геология 4. Медицина 5. Легкая и пищевая промышленность 6. Физика 7. Химия 8. Техника 9. Электро­ и радиотехника 10.  Металлообработка 11. Деревообработка 12. Строительство 13.  Транспорт 14. Авиация, морское дело 15. Военные специальности 16. История 17. Литература 18.  Журналистика 19. Общественная деятельность 20.  Педагогика 21. Право, юриспруденция 22. Сфера обслуживания, торговля 23. Математика 24. Экономика 25.  Иностранные языки 26. Изобразительное искусство 27. Сценическое искусство 28. Музыка 29. Физкультура и спорт Заполнение ответного банка может выполняться индивидуально или в группе. Обработка   результатов. В   заполненном   листе   ответов   в   каждом   из   столбцов подсчитывается количество положительных ответов. Анализируя полученные   данные,   необходимо   выделить   те   сферы,   которые   содержат наибольшее количество положительных ответов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым   числом   положительных   ответов.   Если   среди   них   окажется   несколько   сфер   с одиниаковысм   числом   положительных   ответов,   то   следует   считать,   что   более   выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержать наименьшее количество отрицательных ответов. При оценке направленности интересов следует в первую очередь учитывать сферы с наибольшим количеством положительных ответов, но необходимо обратить внимание также на сферы   с   наибольшим   количеством   отрицательных   ответов,   отвергаемые   оптантом.   Оценка степени выраженности интересов имеет пять градаций: высшая степень отрицания – от –12 до – 6, интерес отрицается – от –5 до –1, интерес выражен слабо – от +1 до +4, выраженный интерес – от +5 до +7, ярко выраженный интерес – от +8 до +12. Для того чтобы помочь Вам выбрать профессию с учетом Ваших интересов, предлагаем ИНСТРУКЦИЯ оценить ряд утверждений о различных видах занятий. Если   Вам   очень   нравится,   очень   любите   или   очень   хотели   бы   наниматься   тем,   что предлагается в утверждении, то поставьте в соответствующей клетке бланка ответов "++". Если просто нравится, любите или хотели бы "+" Если не знаете, сомневаетесь "О" Если не нравится "­" Если очень не нравится, не любите и не хотели бы «­ ­» Если на один и тот же вопрос у Вас возникает два противоположных (полярных) ответа, то поставьте тот знак, который соответствует ответу, более близкому (по Вашему мнению) к истине. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Проставляя свои ответы, следите, чтобы номер клетки в бланке ответов не расходился с номером вопроса. Если Вам что­либо непонятно, Вы можете сразу же спросить. ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ? НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ? ХОТЕЛИ БЫ ВЫ? 1. Знакомиться с жизнью растений или животных. 2. Уроки географии, чтение учебника по географии. 3.   Читать   художественную   или   научно­популярную   литературу   о   геологических экспедициях. 4. Интересоваться строением тела и работой внутренних органов человека. 5. Уроки домоводства или домашние занятия домоводством. 6.   Читать   научно   ­   популярную   литературу   о   физических   открытиях,   о   жизни   и деятельности выдающихся физиков. 7. Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков. 8. Читать технические журналы («Техника — молодежи», «Юный техник»). 9.   Читать   статьи   в   научно­популярных   журналах   о   достижениях   в   области электротехники и радиоэлектроники. 10. Знакомиться с разными материалами и их свойствами. 11. Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении. 12. Узновать о достижениях в области строительства. 13.   Читать   книги   смотреть   фильмы   о   водителях   различных   видов   транспорта (автомобильного, железнодорожного и др.). 14. Читать книги смотреть фильмы о летчиках, о космонавтах. 15. Знакомиться с военной техникой, встречаться с участниками войн. 16. Читать книги об исторических событиях и исторических деятелях. 17. Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы. 118. Читать и обсуждать газетные и журнальные статьи и очерки. 19. Обсуждать текущие дела и события в классе и школе» 20. Читать книги о жизни школы (педагогов). 21. Читать книги? смотреть фильмы о работе милиции. 22.   Заботиться   о   порядке   в   вещах,   о   красивом   виде   помещения,   в   котором   учитесь, живете, работаете. 23. Читать книги типа "Занимательная математика" или "Математический досуг". 24. Знакомиться с организацией промышленности нашей страны, 25. Занятия иностранным языком. 26.   Знакомиться   с   жизнью   выдающихся   художников,   с   историей   развития изобразительного искусства. 27.   Знакомиться   с   жизнью   выдающихся   мастеров   сцены   и   кино,   с   артистами коллекционировать их фотографии. 28.   Знакомиться   с   жизнью   и   творчеством   выдающихся   музыкантов,   с   музыкальным искусством. 29. Читать спортивные газеты, журналы, книги о выдающихся спортсменах. 30. Изучать ботанику, зоологию, биологию. 31. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам. 32. Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов. 33. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями, о врачах и достижениях в области медицины. 34. Побывать на экскурсии на предприятиях легкой промышленности (швейном, обувном, текстильном и т.д.) следить за ходом реакций. 35. Читать книги типа "Занимательная физика", "Физики шутят". 36. Находить химические явления в природе, проводить опыты с различными веществами, 37. Знакомиться с новейшими достижениями современной техники (слушать и смотреть радио­ и телепередачи, мекать статьи в газетах и журналах). 38. Посещать радио технический кружок или кружок электротехники. 39. Знакомиться с различными измерительными инструментами для металлообработки и работать с ними. 40. Наблюдать за изготовлением изделий из дерева, рассматривать новые образцы мебели и т.д. 41. Встречаться со строителями и наблюдать за их работой. 42. Читать популярную литературу о средствах и правилах передвижения. 43. Читать книги, смотреть фильмы о речниках, о моряках. 44.   Читать   книги,   смотреть   фильмы   на   военные   темы,   знакомиться   с   историей крупнейших сражений и судьбой выдающихся полководцев. 45. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом. 46. Читать статьи о писателях и их произведениях. 47. Слушать радио ­ и теленовости, смотреть тематические телепередачи. 48.   Узнавать   о   событиях,   стране.  49.   Давать   объяснения   товарищам,   как   выполнять   учебное   задание,   если   они   не   могут   его сделать.   происходящих   в   городе,   области, 50. Справедливо рассудить поступок друга, знакомого или литературного героя. 51.   Обеспечивать   семью   продуктами   питания,   организовывать   питание   всех   во   время похода. 52.   Читать   научно­популярную   литературу   об   открытиях   математики,   о   жизни   и деятельности выдающихся математиков. 53.   Интересоваться   сообщениями   в   печати   об   экономических   показателях   работы предприятий. 54. Читать художественную литературу на иностранном языке. 55. Быть членом редколлегии, заниматься художественным оформлением газет. 56. Посещать драматический театр или театр юного зрителя. 57. Слушать оперную и симфоническую музыку. 58. Посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть радио ­ и телепередачи. 59. Посещать биологический кружок. 60. Заниматься в географическому кружке, изучать природу и жизнь родного края. 61. Составлять и собирать описания, изображения геологических объектов (минералов, слоев земли и т.п.). 62. Изучать организм человека, причины возникновения болезней и пути их лечения. 63. Посещать кружок кулинарии, готовить дома обеды. 64. Проводить опыты по физике. 65. Готовить растворы, взвешивать реактивы. 66. Разбирать и ремонтировать, собирать различные механизмы (часы, утюг, велосипед, телевизор, магнитофон). 67. Пользоваться точными измерительными приборами (вольтметром, амперметром и др.) и производить расчеты. 68. Мастерить различные детали и предметы из металла. 69.   Собирать   различные   образцы   древесины   или   художественно   обрабатывать   дерево (выпиливать, выжигать, полировать и пр.) 70. Набрасывать строительный эскиз или выполнять чертежи различных построек. 71. Посещать кружок железнодорожников, автолюбителей. 72. Заниматься в секции парашютистов, в кружке авиамоделистов или в авиаклубе. 73. Заниматься в стрелковой секции. 74. Изучать историю возникновения различных народов и государств. 75. Писать классные или домашние сочинения по литературе. 76. Наблюдать за поступками, поведением, жизнью других людей, анализировать явления или события жизни. 77. Выполнять общественную работу (организовывать, сплачивать товарищей на какое­ нибудь дело). 78. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что­либо им рассказывать, помогать им в чем­либо). 79. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших. 80. Наблюдать за работой продавца, повара, официанта. 81. Заниматься в математическом кружке. 82.   Изучать   развитие   промышленности,   узнавать   о   новых   достижениях   в   области планирования и учета на промышленном предприятии. 83. Работать с иностранными словарями» разбираться в малознакомом языке. 84. Посещать музеи, художественные выставки. 85. Выступать на сцене перед зрителями. 86. Играть на одном из музыкальных инструментов. 87. Играть в спортивные игры. 88. Наблюдать за ростом и развитием животных, вести записи наблюдений. 89.   Самостоятельно   составлять   географические   карты,   собирать   различные географические материалы. 90. Собирать коллекции минералов, собирать экспонаты для геологического музея. 91. Знакомиться с работой медсестры, врача или фармацевта. 92. Посещать кружок кройки и шитья, шить себе и членам семьи. 93. Заниматься в физическом кружке или посещать факультатив по физике. 94. Заниматься в химическом кружке или посещать факультатив по химии. 95.   Заниматься   в   одном   из   технических   кружков   (моделировать   самолеты,   корабли, машины и пр.). 96. Знакомиться с устройством электроприборов, электроаппаратуры и электрических машин, собирать, конструировать, ремонтировать радиоприборы и аппаратуру. 97. Уроки труда в школьных слесарно­станочных мастерских. 98. Заниматься в столярном кружке. 99. Бывать на стройке, наблюдать за ходом строительства, за отделочными работами. 100.   Наблюдать   за   соблюдением   правил   передвижения   пешеходов   и   транспортных средств. 101.   Заниматься   в   секции   гребли,   яхтсменов,   аквалангистов,   бригаде   по   спасению утопающих. 102. Участвовать в военизированных играх ("Зарница" и пр.) 103. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры народа. 104.   Заниматься   в   литературном   кружке,   посещать   факультативные   занятия   по литературе и русскому языку. 105. Вести личный дневник. 106. Выступать в классе с сообщениями о международном положении с докладами на различные темы. 107. Выполнять работу вожатого. 108. Выяснять причины поведения и поступков людей, которые они хотели бы скрыть. 109. Помогать покупателю в магазине выбирать покупку, которая ему нужна. 110. Решать сложные задачи по математике. 111. Точно вести подсчеты своих денежных доходов и расходов. 112. Заниматься в кружке иностранного языка. 113. Заниматься в художественном кружке, школе или изостудии. 114. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности. 115.   Заниматься   в   коре   или   одном   из   музыкальных   кружков.  116. Заниматься в какой ­ либо спортивной секции. 117.   Участвовать   в   биологических   олимпиадах   или   готовить   выставки   растений   или животных. 118. Участвовать в географических экспедициях. 119. Участвовать в геологических экспедициях. 120. Наблюдать и ухаживать за больными, оказывать им помощь. 121. Участвовать в выставках кулинарных или кондитерских работ (или посещать их). 122. Участвовать в физических олимпиадах. 123. Решать сложные задачи по химии, участвовать в химических олимпиадах. 124. Разбираться в технических чертежах или составлять чертежи самому. 125. Разбираться в сложных радиосхемах. 126. Посещать с экскурсией промышленные предприятия и знакомиться с новыми типами станков, наблюдать за работой на них или за их ремонтом. 127. Мастерить что­нибудь из дерева своими руками. 128. Принимать посильное участие в строительных работах. 129. Принимать посильное участие в обслуживании и ремонте автомобиля, мотоцикла или других транспортных средств. 130.   Летать   в   любую   погоду   на   самолетах   "скорой   помощи"   или   управлять сверхскоростными самолетами. 131. Жить по жестко установленному режиму, строго, выполняя распорядок дня. 132. Заниматься в историческом кружке (собирать материалы, выступать с докладами на исторические темы). 133. Работать с литературными источниками, библиографическими справочниками, вести дневник впечатлений о прочитанном. 134. Участвовать в диспутах и читательских конференциях. 135. Подготавливать и проводить различные сборы, либо собрания и т.д. 136. Шефствовать над трудновоспитуемыми, обсуждать с кем­либо вопросы воспитания детей и подростков. 137. Помогать в работе милиции. 138. Постоянно общаться со многими и разными людьми. 139. Участвовать в математических олимпиадах. 140.   Интересоваться   стоимостью   товаров,   пытаться   понять   вопросы   ценообразования, заработной платы, организации труда. 141. Беседовать с товарищем (или знакомым) на иностранном языке. 142. Участвовать в выставках изобразительного искусства. 143. Посещать театральный кружок. 144. Участвовать в музыкальных смотрах­конкурсах. 145. Принимать личное или командное участие в спортивных соревнованиях. 146. Выращивать в саду, на огороде растения или воспитывать животных, ухаживать за ними. 147. Производить топографическую съемку местности. 148. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе. 149. Работать в больнице, поликлинике или аптеке. 150.   Работать   специалистом   на   предприятии   легкой   или   пищевой   промышленности (швеей, закройщицей, поваром, кондитером, технологом и пр.) 151. Решать сложные задачи по физике. 152. Работать на химическом производстве или химлаборатории. 153. Участвовать в выставках технического творчества» 154. Работать в области энергетики или радиоэлектроники. 155. Работать у станка (в основном стоя), изготовлять различные металлические детали к изделиям. 156. Выполнять по чертежам столярные или модельные работы. 157. Работать в строительном бригаде. 159. Возить пассажиров или грузы, соблюдая правила уличного движения. 159. Работать в штормовую погоду на реке или в открытом море. 160. Быть военным инженером или командиром. 161. Ходить в походы по историческим местам родного края. 162. Писать рассказы, сочинять стихи, басни и т.п. 163. Писать заметки или очерки в стенгазеты или в периодическую печать. 164. Руководить бригадой во время трудового десанта. 165. Организовывать игры и праздники для детей. 166. Работать в юридическом учреждении (в суде, адвокатуре, прокуратуре, юридической консультаций и т.п.) 167.   Выполнять   работы   по   обслуживанию   населения   (принимать   заказы,   помогать выбирать покупку, оказывать бытовые услуги). 168. Выполнять работу, постоянно требующую применения математических знаний. 169. Работать в области экономики, планирования или финансирования предприятий. 170. Участвовать в олимпиадах, конкурсах, конференциях на иностранном языке. 171. Участвовать в выставках изобразительного искусства. 172. Играть на сцене или сниматься в кино. 173. Работать музыкантом, музыкальным режиссером или преподавать музыку. 174. Работать преподавателем физкультуры или тренером Методика изучения отношения к учебным предметам Казанцевой Раздел I Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые А. Любимые, Б. Нелюбимые Раздел II Подчеркни   причины,   характеризующие   твое   отношение   к   предмету.   Допиши   недостающие. Люблю предмет потому, что. Не люблю предмет потому что: 1. Данный предмет интересен 2. Нравится, как преподает учитель 3. Предмет нужно знать всем 4. Предмет нужен для будущей работы 5. Предмет легко усваивается 6. Предмет заставляет думать 7. Предмет считается выгодным 8. Требует наблюдательности, сообразительности 9. Предмет требует терпения 10. Предмет занимательный 11. Товарищи интересуются этим предметом 12. Интересны отдельные факты 13. Родители считают этот предмет важным 14: Хорошие отношения с учителем 15. Учитель часто хвалит 16. Учитель интересно объясняет 17. Получаю удовольствие при его изучении 18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт 19. Предмет помогает развивать общую культуру 20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире 21. Просто интересно 1. Данный предмет не интересен 2. Не нравится, как преподает учитель 3. Предмет не нужно знать всем 4. Предмет не нужен для будущей работы 5. Предмет трудно усваивается 6. Предмет не заставляет думать 7. Предмет не считается выгодным 8. Не требует наблюдательности, сообразительности 9. Предмет не требует терпения 10. Предмет не занимательный 11. Товарищи не интересуются этим предметом 12. Интересны только отдельные факты 13. Родители не считают этот предмет важным 14. Плохие отношения с учителем 15. Учитель редко хвалит 16. Учитель неинтересно объясняет 17. Не получаю удовольствия при его изучении  18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт 19. Предмет не способствует развитию общей культуры 20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире 21. Просто неинтересно  Раздел III Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.  1. Это мой долг. 2. Хочу стать грамотным. 3. Хочу быть полезным гражданином. 4. Не хочу подводить свой класс. 5. Хочу быть умным и эрудированным. 6. Хочу добиться полных и глубоких знаний. 7. Хочу научиться самостоятельно работать. 8. Все учатся и я тоже. 9. Родители заставляют. 10. Нравится получать хорошие оценки. 11. Чтоб похвалил учитель. 12. Чтобы товарищи со мной дружили. 13. Для расширения умственного кругозора. 14. Классный руководитель заставляет. 15. Хочу учиться.  Изучение отношения к учебным предметам (по Г.Н. Казанцевой) Обработка результатов. Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного отношения к ним, третий – для выяснения того, почему ученик вообще   учится,   какие   мотивы   преобладают   (мировоззренческие,   общественные,   практически значимые,   личностные   и   др.),   на   основе   чего   делается   соответствующий   вывод   о   ведущих мотивах,   лежащих   в   основе   положительного   или   отрицательного   отношения   к   отдельным предметам и к учению в целом. Методика изучения факторов привлекательности профессии ИНСТРУКЦИЯ «Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках». А Б 1. Профессия одна из важнейших в обществе 2. Работа с людьми 3. Работа требует постоянного творчества 4. Работа не вызывает переутомления 5. Большая зарплата 6. Возможность самосовершенствования 7. Работа соответствует моим способностям 8. Работа соответствует моему характеру 9. Небольшой рабочий день 10. Отсутствие частого контакта с людьми 11. Возможность достичь социального признания, уважения 12. Другие факторы (какие?) 1. Мало оценивается важность труда 2. Не умею работать с людьми 3. Нет условий для творчества 4. Работа вызывает переутомление 5. Небольшая зарплата 6. Невозможность самосовершенствования. 7. Работа не соответствует моим способностям 8. Работа не соответствует моему характеру 9. Большой рабочий день 10. Частый контакт с людьми 11. признания, уважения   Невозможность   достичь   социального ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А.   Ядовым.   Здесь   приводится   модифицированный   вариант   методики   (модификация   И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально­педагогических и психолого­ педагогических исследованиях. ОБРАБОТКА По   каждому   из   11   факторов   подсчитывается   коэффициент   значимости   (КЗ). Коэффициент   значимости   определяется   как:   КЗ=(   n   +   m   )/   N   ,   где:   N   ­   объем   выборки (количество обследуемых), n — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m ­ количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Коэффициент значимости может изменяться в пределах от­1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2). Форма 7.2 Название выборки _____________________ Объем выборки N =________ Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 . n m КЗ_____________________________________________________________________ Иногда   при   интерпретации   результатов   допускают   серьезную   методическую   ошибку, рассматривая   только   окончательный   показатель   КЗ   и   не   учитывая   соотношение   и   n   и   m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере. Низкий   коэффициент   значимости   фактора   (близкий   к   нулю)   нельзя   автоматически трактовать   как   проявившуюся   в   данной   выборке   незначимость   определенного   фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости КЗ=(55­45)/100= 0,1 и КЗ=(10­0)/100=0,1 хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность. Во   втором   случае   коэффициент   значимости   действительно   свидетельствует   о   низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в   числе   значимых   —   не   обратили   на   него   внимания.   В   первом   же   случае   все   100   % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой   значимости   фактора,   а   о   его   противоречивой   оценке   респондентами:   для   одних   он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других ­ негативно значим (не привлекает в профессии). Психодиагностическая методика "Профассоциации» Предназначение Профориентационный   тест,   основанный   на   ассоциативном   методе.   Испытуемый   дает ассоциации   на   профессии.   Может   применяться   как   в   индивидуальной,   так   и   групповой профориентационной работе. Оцениваемые качества ­ Профессиональная направленность Профессиональная   направленность­Интегральная   характеристика   мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и в особой мере выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.  Порядок проведения Тест можно проводить в двух вариантах, устном и письменном. Первый способ ­ более валидный и надежный. Испытуемый усаживается в кресло. Ему предлагается   закрыть   глаза.   Ассоциации   записывает   в   блокнот   сам   психолог.   Можно использовать диктофон, при этом ответы испытуемого записываются потом, при прослушивании записи. Во втором способе индивидуально или в группе испытуемые письменно излагают свои ассоциации.   Психолог   вслух   зачитывает   слова­стимулы.   Испытуемые   на   чистом   листе записывают свои ассоциации. Инструкция Пожалуйста, расслабьтесь. Сейчас я буду зачитывать вам разные слова. Ваша задача ­ как можно быстрее представить, с какой профессией связано это слово. Название этой профессии запишите (произнесите вслух). Старайтесь отвечать как можно быстрее. Чем быстрее будете отвечать,   тем   лучше.   Обратите   внимание,   что   одну   и   ту   же   профессию   можно   называть несколько раз. Название профессии может состоять из одного слова, а может и из нескольких. Задания Слова­стимулы: ­ запах ­ песня ­ проблема ­ воздух ­ компьютер ­ эмблема ­ животное ­ осень ­ известность ­ внимательность ­ ведро ­ молоток ­ отвертка ­ правила ­ бумага ­ монитор ­ аппарат ­ доброта ­ калькулятор ­ случай ­ остроумие ­ чувство ­ природа ­ линейка ­ забота ­ рисунок ­ план ­ растение ­ отзывчивость ­ чертеж ­ буква ­ кисть ­ вдохновение ­ менеджер ­ мотор ­ сорт ­ рецепт ­ образ ­ цифра ­ клиент ­ текст ­ посетитель ­ общение ­ руководитель ­ формула ­ пила ­ знак ­ премия ­ станок ­ творчество Сначала происходит объединение очень близких друг другу профессий: например "Врач" Обработка результатов и "Патологоанатом", "Учитель" и "Учитель физики". Выбираются профессии,  повторяющиеся  несколько  раз. Из  них ­ одна или две  самые популярные.   Можно   предположить,   что   у   испытуемого   по   отношению   к   этим   профессиям присутствует явный интерес и ­ возможно ­ склонность. Если нет явных лидеров среди профессий, можно все ответы расклассифицировать по какому­нибудь содержательному основанию. Это даст хоть какую­то пищу для размышления. В качестве такого основания можно выбрать предмет труда (по Климову): "Человек ­ Техника", "Человек ­ Природа", "Человек ­ Образ", "Человек ­ Знак" и "Человек ­ Человек". ИГРЫ Игровое упражнение «Кто есть кто» Цель   игрового   упражнения: дать   возможность   участникам   соотнести   свой   образ   с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге. Процедура игры следующая: 1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них   наиболее   интересны,   и   выписывает   эти   профессии   (примерно   10­15)   на   доске;   или использует материалы анкет. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может даже и неприятна. 2.   Затем   ведущий   объясняет   правила   проведения   игры:   «Сейчас   я   буду   называть профессии; каждый  в течение нескольких секунд  должен посмотреть на своих товарищей и определить,   кому   эта   профессия   подойдет   в   наибольшей   степени.   Затем   все   по   команде одновременно   должны   показать   на   выбранного   человека,   наиболее   подходящего   для   данной профессии». 3. Показав на своего товарища, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает, сколько   рук   показывает   на   каждого   человека,   то   есть   чей   образ,   по   мнению   большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии. Игровое упражнение «Человек ­ профессия» Цель выполнения упражнения: на ассоциативном, образном уровне научить школьников соотносить   человека   (в   том   числе   и   себя)   с   профессиями   и   таким   образом   повысить   их готовность различать профессиональные стереотипы. Игра проводится в круге, рассчитана на количество игроков от 8 до 20. Основные этапы: 1. Ведущий дает инструкцию участникам: «Сейчас мы загадаем любого из сидящих в круге, а кто­то постарается отгадать этого человека. Но отгадывать он будет с помощью одного­ единственного вопроса: с какой профессией ассоциируется загаданный человек. Все участники по кругу должны будут назвать наиболее подходящую для загаданного профессию. Профессии могут   повторяться.   После   этого   у   отгадывающего   будет   возможность   подумать   немного (примерно 30­40 секунд) и назвать свои варианты отгадки. Интересно, какой по счету вариант будет правильным?» 2. Затем выбирается отгадывающий (лучше, если это будет по желанию) и отправляется на некоторое время в коридор, а остальные быстро и тихо выбирают любого из присутствующих. При этом загаданным может быть и сам отгадывающий. 3. Приглашается отгадывающий, садится в круг и начинает  всем по очереди задавать вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?». Каждый должен быстро дать ответ. Ответ должен быть правильным, но в то же время не являться подсказкой. 4.   После   того  как   все   дали   свои   варианты   ассоциаций,   отгадывающий   берет  немного времени   на   раздумье   и   начинает   называть   тех,   кто   по   его   мнению,   в   наибольшей   степени соответствует названным профессиям. Если игроков немного (8­10 человек), то отгадывающий может обратиться к участникам с этим же вопросом повторно, пройти по второму кругу. 5. Обсуждение организуется следующим образом. Если кого­то назвали по ошибке, то можно спросить у него, так ли уж сильно ошибся отгадывающий? У того человека, которого загадали на самом деле, можно спросить, согласен ли он с названными профессиями, насколько они   соответствуют   его   собственному   представлению   о   себе.   У   отгадывающего   можно поинтересоваться   (когда   он   уже   будет   знать,   кого   на   самом   деле   загадали),   чьи   ответы­ профессии помогали, а чьи мешали ему отгадывать. Цель:научиться   соотносить   требования   профессии   и   качества   человека.   Для   игры Игровое упражнение «Вакансии» необходимы доска и заранее заготовленные инструкции. Ход игры 1. Объявляется название игры и выбираются 2 пары основных участников. 2. Ведущий знакомит всех с общей инструкцией: две группы «великих кинорежиссеров» (две выбранные пары) снимают фильмы. Фильмы разные, но в каждом из фильмов есть сценка из жизни   предприятия   (школы,   автохозяйства   и   т.   д.   ­   в   зависимости   от   разбираемой   в   игре профессии). «Режиссерам» срочно понадобились артисты для этих сценок. Весь облик артистов должен соответствовать типичному образу хорошего рабочего (учителя, водителя и т. д. ­ в зависимости от конкретной игры). Выбирать артистов «режиссеры» будут из своего класса, но, чтобы сделать удачный выбор, надо знать главные качества хорошего рабочего, иметь критерии выбора. (Возможна такая организация игры, при которой определяются не требуемые качества, а те, которые явно противопоказаны для данной профессии). Далее группы «режиссеров» выйдут в коридор и продумают критерии выбора. Через 5­7 минут каждая группа выберет для своего фильма по 2 «артиста», после чего назовет 5 самых главных качеств (или противопоказаний) хорошего рабочего (критерии своего выбора). После чего мы определим, чей выбор был более удачным. 3.   Перед   отправкой   «режиссеров»   в   коридор   каждой   группе   дается   вспомогательная (письменная) инструкция, с которой они знакомятся в коридоре. Инструкция включает в себя список качеств, необходимых для данной профессии, «режиссеры» в качестве критерия отбора должны выбрать 5 основных качеств или противопоказаний. Они берут с собой бумагу и ручки, чтобы не делать пометок в инструкции. 4.   Пока   «режиссеры»   определяют   критерии   выбора,   ведущий   проделывают   такую   же работу   с   классом.   Классу   зачитывается   такой   же   перечень   качеств,   что   и   в   инструкции,   и предлагается выбрать из них 5 наиболее важных (или крайне нежелательных) для разбираемой профессии.   При   этом   ведущий   записывает  предложения   учащихся   на  доске.   Таким   образом класс вырабатывает свои критерии, с тем чтобы лучше оценить критерии «режиссерских групп». Естественно, перед приходом «режиссеров» записи с доски стираются. 5.   Группы   «режиссеров»   по   очереди   входят   в  класс   и   в  течение   1   минуты  называют выбранных «артистов». «Артисты» при этом остаются на своих местах, а «режиссеры» сразу же называют 5 своих критериев выбора. Если окажется, что одного человека выбрали обе группы, он   в   выборах   больше   не   участвует,   а   группы   выбирают   себе   другого   «артиста».   Дважды выбранному ученику ведущий может сделать комплимент. 6. Для оценки более удачных критериев  выбора все варианты критериев (двух  групп «режиссеров» и класса) могут быть выписаны на доске, после чего можно устроить небольшое (5­7 минут) обсуждение. Каждая группа соглашается с тем, что другие критерии более удачны, или   отстаивает   свой   вариант.   Чтобы   спор   не   затягивался,   решающее   слово   может   сказать ведущий. 7. При наличии достаточного количества времени можно играть не с двумя командами, а с   тремя   и   даже   четырьмя.   В   этом   случае   в   игре   будет   участвовать   большее   количество школьников. Игровое упражнение «остров» Цель   игры:   знакомство   с   потребностями   экономики   в   кадрах,   с   проблемой непрестижных профессий; игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества. Ход игры 1. Общая инструкция: «Представьте, что мы все «чудом» попали па необитаемый остров где­то в южных широтах. Когда нас спасут ­ не известно. Перед нами стоят 2 задачи: первая ­ выжить, вторая ­ остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что мы сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старший из вас, буду руководителем, по я сразу же хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения...». 2.   Участники   предлагают   то,   что   необходимо   для   выживания   (обычно   это   постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий выписывает все предложения на доске. 3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске. Желательно 2­й и 3­й этапы закончить в течение 5­10 минут. 4. Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего   количества   играющих   (в   том   числе   и   ведущего),   определить,   сколько   человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает против каждого вида работ названное участниками количество работников. Время на этот этап ­ 3­5 минут. 5. Далее ведущий предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и независимо от требуемого количества выписать   число   желающих   на   доске.   Как   правило,   возникает   некоторое   несоответствие требуемого   и   желаемого.   (Если   времени   на   игру   мало,   можно   остановиться   на   этом   этапе, организовав   после   него   дискуссию   по   теме   «Несоответствие   потребностей   общества   и профессиональных намерений школьников».) 6.   Ведущий   объявляет,   что   «его   поразила   неизвестная   болезнь   и   через   3   минуты   он умрет».   За   это   время   надо   выбрать   из   участников   Совет,   который   будет   организовывать дальнейшее   выживание.   Тут   же   решается   вопрос   о   количественном   составе   совета   и   о конкретных кандидатурах. 7. «Умирая», ведущий сообщает, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей группе. Сказав это, ведущий предлагает совету  организовать дальнейшее выживание, а  сам уходит  на последнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру. 8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и   желаемого   числа   работников,   организовать   работу   в   конкретных   рабочих   группах   в   виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько усложнять работу в виде следующих вмешательств, например: 1) с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи); 2) с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих групп;   3)   пригрозив   эпидемией,   подсказать   необходимость   сооружения   санитарно­ гигиенических   объектов   (выход   на   непрестижные   профессии)   и   т.   д.   Если   Совет   неплохо справляется со своими обязанностями, вмешательство ведущего может и не понадобиться. 9. Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, участники должны кратко обосновать свое мнение. В случае необходимости ведущий может и сам ответить на эти вопросы. 10. Типичные трудности состоят в том, что богатые возможности игры несут опасность увлечься   каким­либо   одним   ее   аспектом   (обсуждение   конкретных   работ,   увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры ­ обеспечение конкретных потребностей задач выживания. Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, ведущий должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения: • хочешь сказать ­ подними руку; • один говорит ­ все молчат; • время на высказывания ­ 15­20 секунд. Чтобы   меньше   стоять   спиной   к   классу,   многочисленные   записи   на   доске   можно предложить делать одному из учащихся. При наличии достаточного количества времени в ходе игры   можно   обсуждать   вопросы   соответствия   качеств   участника   требуемой   работе   и   даже организовать игровые группы подготовки кадров. Список литературы  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. ­ Спб, 2008.  2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К.   Путь   к   профессии:   основы   активной   позиции   на   рынке   труда:   Учебное   пособие   для учащихся старших классов школ. ­ Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. ­ СанктПетербург: Речь, 2006. – 236 с.  4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального   и   жизненного   самоопределния   для   воспитанников   детских   домов   и   школ­ интертатов. ­ М.: Генезис, 2012.  5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. ­ Спб, 2006.  6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. ­ Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.  7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. ­ Академический проект Фонд «Мир», 2006.  8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. ­ МПСИ, 2008.  9. Климов Е.  А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие  для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. ­ М.: Academia, 2004. – 301 с.  10.Климова   Е.К.   Психология   успеха.   Тренинг   личностного   и   профессионального развития: учебно­методическое пособие — Спб: Речь, 2013.  11.Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.­ 2006. – 800 с.  12.Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. ­ Москва, 2008. 13.Мучински П. Психология, профессия, карьера. ­ Спб, 2004.  14.Павлова   Т.   Л.   Профориентация   старшеклассников:   диагностика   и   развитие профессиональной зрелости. ­ Москва: Сфера, 2006. ­ 118 с.  15.Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.  16.Предпрофильная   подготовка.   Путь   к   профессии:   учебная   программа   для общеобразовательных учреждений / авт.­сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей   ред.   О.   В.   Большаковой,   Н.   П.   Анисимовой,   И.   В.   Кузнецовой.   –   Ярославль:   Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.   17.Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. ­ Санкт­Петербург: Речь, 2007. ­ 365 с.  18.Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. ­ МПСИ, 2002. 19.Пряжников   Н.С.   Профориентация   в   школе:   игры,   упражнения,   опросники   (8­11 классы). ­ М.: ВАКО, 2005. ­ 288 с. ­ (Педагогика. Психология. Управление).  20.Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. ­ М., 2008.  21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. ­ Академия, 2014.  22.Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно­методическое пособие для школьных психологов и педагогов. ­ М.: Генезис, 2007. ­ 128 с.  23.Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии ­ М.: Генезис, 2007.  24.Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. ­ М.: Генезис, 2007.  25.Резапкина   Г.В.   Психология   и   выбор   профессии.   Программа   предпрофильной подготовки. ­ М.: Генезис, 2007.  26.Романова   Е.   С.   99   популярных   профессий:   психологический   анализ   и профессиограммы. ­ 2­е изд.. ­ Санкт­Петербург [и др.]: Питер, 2006. ­ 460 с.  27.Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.  28.Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно­методическое пособие. ­ Москва: Московский психолого­социальный ин­т, 2006. ­ 108 с. 29.Столяренко   Л.Д.   Психодиагностика   и   профориентация   в   образовательных учреждениях. ­ Феникс, 2005.  30.Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. ­ М.: ТЦ Сфера, 2005.  31.Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.­ 2006.  32.Франкл В. Человек в поисках смысла. ­ М. 1990.  33.Чернявская   А.П.   Психологическое   консультирование   по   профессиональной ориентации. ­ М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2001. ­ 96 с. ­ (Психология для всех).  34.Чистякова С.Н. Критерии ипоказатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М. ­ 1997.  35.Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» ­ Санкт­Петербург: Речь, 2006.  36.Шеховцова   Л.   Ф.   Психологическое   сопровождение   выбора   профессии   в   школе.   ­ Ростов­на­Дону: Феникс; Санкт­Петербург: Северо­Запад, 2006. ­ 175 с.  37.Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8­11 класс/ В.Р. Шмидт. ­ Москва: Сфера, 2006. – 119 с. 38.www.vmestemir.ru 39.http://azps.ru/tests/tests2_kint.html 40.http://azps.ru/tests/tests2_kazanceva.html 41.http://ped­kopilka.ru/psihologija/igry­po­proforientaci­dlja­starsheklasnikov.html

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс

Методическая разработка «Тесты, игры, упражнения» по предмету «Профориентация» 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018