Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
23.03.2017
Данная материал представляет собой методическую разработку учебного занятия по МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов второго курса педагогического колледжа, обучающихся по специальности Преподавание в начальных классах. Тема является второй в разделе Устное народное творчество. На уроке студенты вспомнят ,что такое сказка, признаки народной сказки, виды сказок и их характеристику.
Лебедева О.Н. Народная сказка.docx
Министерство образования и науки Пермского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Осинский профессиональнопедагогический колледж»
Методической разработки учебного занятия
по МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению
по теме «Народная сказка: ее особенности и виды»
Автор:
Лебедева Ольга Николаевна,
Преподаватель ГБПОУ
«Осинский профессионально
педагогический колледж» УД/МДК
Группа/Специальность
Тема
Тип учебного занятия
Цели: дидактический компонент
развивающий компонент
воспитательный компонент
Методы и приёмы обучения
Основные понятия, термины
Знать
Уметь
Иметь практический опыт
Общие компетенции (ОК)
Оса, 2016
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Методический паспорт
МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению
НК24 Специальность 44.02.01 Преподавание в начальных классах
Народная сказка: особенности и виды
Изучение нового материала
выявление специфики сказочного жанра
развитие умения анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой
спецификой, сравнивать и обобщать
создание условия для эстетического воспитания студентов, воспитание интерес к литературному достоянию
русского народа
словесные (объяснение, беседа, работа с учебной литературой);
наглядные (мультимедийная презентация)
практические (практическая работа)
игровые (игра «Бибилотека»)
Сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки
Планируемый результат
особенности сказочного жанра
находить в тексте признаки народной сказки
проведения сравнительного анализ народных сказок в обработке разных писателей
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач,
оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными
партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Профессиональные компетенции (ПК)
индивидуальная, групповая, фронтальная
Формы работы
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Организация пространства
Ресурсы (материалы, оборудование)
Компьютер, медиапроектор, ноутбук, книги, словари, карточки с
заданиями для групп
Технология обучения
Этапы учебного
Формируемые ОК и
Деятельность педагога
Деятельность студента
занятия
ПК
Примечание
(оформление
доски,
наглядность и
т.д.)
1.Эмоциональный и
интеллектуальный
настрой на
деятельность
Работать в
коллективе и
команде,
взаимодействовать
с руководством,
коллегами и
социальными
партнерами
(ОК 6)
1.Обозначение
темы и целей
урока
Определять цели и
задачи, планировать
уроки (ПК 1.1)
I этап – вводный (мотивационнопобудительный)
Приветствие.
Слайд: 1
Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места
да послушайте. Собрались мы с вами на беседу
добрую и складную. Чтоб был у нас мир и
согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы
участвовали вы в беседе и все внимательно
слушали. Все, что услышите, может вам
пригодиться.
II этап – основной (организационнодеятельностный)
Уважаемые студенты, наш с вами урок я
сегодня начала с необычного приветствия. Как
вы думаете, почему?
Совершенно верно. Мы с вами говорили о
том, что такое фольклор, какие особенности
имеют фольклорные жанры,
а также
рассмотрели несколько классификаций
произведений УНТ. И сегодня, как вы
правильно заметили, мы продолжи разговор об
устном народном творчестве.
На прошлом уроке мы начали
изучать раздел «Истоки детской
литературы», в частности мы
говорили о фольклоре. Ваше
приветствие было в народном
стиле. Мы должны продолжить
работать над данной темой
Далекодалеко раскинулось царство, необъятное государство! Прекрасная страна! И
кто хоть раз побывал в ней, останется
пленником навеки, потому что деревья там
самые причудливые, горы – самые высокие,
терема – самые прекрасные, а чудовища –
самые ужасные. Кто из вас догадался, как
называется эта страна?
Верно, тогда как может звучать тема
нашего урока?
Откройте тетради, запишите тему нашего
урока: Народная сказка: ее особенности и
виды.
Драгоценными историческим документами»
называл русские сказки В.Г. Белинский,
подчеркивая при этом их социальное звучание,
сатиру. Сказки любил и А.С. Пушкин: «Что за
прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
говорил он. Именно слова Пушкина я
предлагаю вам записать в качестве эпиграфа
нашего урока
Исходя из темы урока, какие задачи вы
поставите для себя на этот урок?
Вспомнить…
Узнать….
Проанализировать…
Сравнить…
……
Вспомнить, что такое сказка, какие
они бывают
Узнать новую информацию о жанре
сказка: историческая справка
Проанализировать и сравнить
народные сказки
Составить план урока
2.Изучение нового Организовывать
Что мы предлагаем ребятам, когда
определены задачи урока?
Наши с вами опорные слова могут
служить планом урока? Тогда приступим к
его реализации
1) Определение понятия «сказка»
Да
Это страна сказок
Высказывания студентов
Слайд: 2
Слайд: 3
Слайд: 3
Слайд 4 материала
собственную
деятельность,
определять методы
решения
профессиональных
задач (ОК 2)
Осуществлять
поиск, анализ и
оценку
информации,
необходимой для
постановки и
решения
профессиональных
задач,
профессионального
и личностного
развития (ОК 4)
Оформлять
педагогические
разработки в виде
отчетов, рефератов,
выступлений ( ПК
4.4)
Первую задачу, которую вы поставили себе,
звучит так: вспомнить определение понятия
«сказка». Итак, кто может сказать, что такое
сказка?
Как мы можем проверить наши
высказывания?
А как может проверить себя ученик
начальной школы, если ему также надо дать
определение понятию.
Какие словари нам могут помочь?
Сейчас вам необходимо будет объединиться в
группы по рядам. Каждая группа получит свой
словарь. Ваша задача найти в словаре слово
«сказка», прочить его значение, сравнить с тем,
что мы говорили, зафиксировать определение в
своей тетради. Итак, приступаем к работе, на
ее выполнение у вас есть 3 минуты.
Итак, время вышло. Первая группа, какое
определение вы нашли?
Вторая группа.
Третья группа у вас какое дается определение?
Какой вывод можно сделать?
2) Историческая справка
Сказка – это очень древний жанр. Как же они
Высказывания студентов
Слайд 5
Обратиться к словарю
Он может спросить у взрослых, но
лучше посмотреть в словарях
Толковый словарь или
литературоведческий
Работают в группах со словарями
Сказка – это повествовательный,
обычно народнопоэтическое
произведение, о вымышленных
лицах и событиях,
преимущественно с участием
волшебных, фантастических сил
Сказка – один из основных жанров
фольклора, преимущественно
прозаическое произведение
волшебного, авантюрного или
бытового характера с установкой на
вымысел.
Сказка – занимательный рассказ о
необыкновенных, часто
фантастических событиях и
приключениях
В целом мы правильно дали
определение данного понятия
Словарь русского
языка. С. И. Ожегов;
Краткий словарь
литературоведческих
терминов. Пособие
для учащихся
средней школы. Л. И.
Тимофеев, С. В.
Тураев;
Детский
иллюстрированный
толковый словарь. М.
Ю. Васькова
Слайд 5
Слайд 5
Слайд 5 Сначала их передавали из уст в
уста, а с появлением письменности
их стали записывать.
Слайд 6
Самостоятельное чтение статьи
Со сказкой боролась церковь,
правительство и даже педагоги
Вычитывают из параграфа
Высказывания студентов
Слайд 7
дошли до нас?
Верно.
Крупнейшее собрание русских
народных сказок (около 600 текстов) было
впервые издано в 18551864 годах
выдающимся собирателем и исследователем
фольклора А.Н. Афанасьевым. И еще тысячи
текстов были записаны после Афанасьева. И
даже в нашем 21 веке организуются
фольклорные экспедиции. А это является
свидетельством того, что эта древнейшая
форма не умерла, она живет и развивается.
Однако не всегда сказка была в почет. Были в
ее жизни и трудные времена. С чем это было
связанно,
поработав
самостоятельно с учебников Н.Арзамасцевой
Детская литература. Откройте их на стр. 28.
Прочитайте параграф. Ответьте на вопросы:
кто и за что устраивал гонения на сказку?
Что узнали из прочитанного текста?
узнаете
вы
Почему церковь боролась со сказками? Что не
устраивало правительство? В чем педагоги
обвиняли сказку?
Как вы относитесь к сказкам? Нужны ли они?
3) Особенности народной сказки
Мы говорили с вами, что сказку очень любят
дети. А также и вы – взрослые. Нам
необходимо понять – почему? Что особенного
в этом жанре? Почему он самый популярный?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам
необходимо охарактеризовать жанр сказки.
Что значит дать характеристику чемулибо?
Вновь предлагаю объединиться в группы.
Задание у вас прописано на карточке. На
работу вам 3 минуты.
Т.е выделить особенности, что
отличает сказку от других жанров Итак, время вышло. Сейчас каждая группа
будет делиться информацией,
задача
остальных ее кратко себе зафиксировать в
тетради. Первая группа, какую информацию
вы узнали?
Что узнали участники второй группы
Третья группа,
работала?
с какой информацией
4) Виды сказок
Мы назвали особенности, которые присущи
Работа в группах
сказках
Персонаж в народной сказке
воплощает
какоелибо одно
качество: лиса – хитрая, волк –
злой. Персонажи контрастны: злая
мачеха и добрая падчерица,
разумная сестрица Аленушка и
непослушный братец Иванушка. Т.е.
все герои делятся на положительны
и отрицательных. Положительный
герой – это не кто иной как
идеальный человек,
лишенный
недостатков.
В
лаконичный,
выразительный, ритмичный язык: в
сказках нет полутонов,
есть
глубокие, яркие цвета, которые
привлекают ребенка. В сказках есть
сказочный зачин: жилибыли, в
тридесятом царстве
сказочная концовка: и я там был,
мед пиво пил
сказочные формулы: скоро сказка
сказывается, да нескоро дело
делается
постоянные эпитеты: море синее,
солнце красное, месяц ясный, конь
ретивый, меч булатный, гости
дорогие и др.
В сказках особая композиция
цепная композиция,
один
эпизод следует за другим, при этом
используются
троекратные
повторы, но при каждом новом
т.е.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 всем сказкам в большей или меньшей степени.
А сказок в мире очень много, но многие
исследователи фольклора выделяют 3 вида
сказок. Кто помнит, какие?
Верно. А как определить какая перед нами
сказка?
Действительно. Этим мы сейчас с вами и
займемся. Продолжаем работать в группах.
Первая группа характеризует сказки о
животных, вторая – волшебные, третья –
бытовые.
В помощь вам учебники
Н.Арзамасцевой. На работу вам 7 минут.
Отчеты групп
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть в
библиотеку. Вы знаете, что все книги в
библиотеке стоят на полках по темам или по
авторам. В нашей библиотеке есть полки:
сказки о животных,
бытовые сказки,
волшебные сказки. Ваша задача поставить
книгу в соответствии с видом сказки
5) Практическая работа
Сказки отличаются не только жанровыми
особенностями, но и то как, а вернее кем она
пересказана. Прочитайте русскую народную
сказку «Гусилебеди» в обработке А. Толстого
и А. Афанасьева. Сравните эти сказки. Что
значит сравнить?
Что вы можете сказать?
Какой вывод можно сделать?
повторе происходит усиление
напряженности.
Сказки о животных, бытовые и
волшебные
По определенным признакам
Слайд 11
Работа в группах
Слайд 1214
Обсуждают в паре, выставляют
книгу на полку
Найти общие и отличительные
черты
Сюжет сказок одинаковый, но
фразы разные
Мы еще раз убедились в том, что
для фольклорных произведений
характерна вариативность.
3 этап – заключительный (рефлексивнооценочный) Анализировать
уроки (ПК 1.4)
Осуществлять
поиск, анализ и
оценку
информации,
необходимой для
постановки и
решения задач (ОК
4)
1.Домашнее
задание
2. Подведение
итогов
деятельности на
уроке
3.Рефлексивная
деятельность
Анализировать
уроки (ПК 1.4)
Сейчас мы сравнили сказки одного народа –
русского. Но вы наверно замечали, что у
различных народов есть сказки со схожим
сюжетом. Я предлагаю вам дома сравнить
русскую народную сказку Золотая рыбка с
иранской народной сказкой «Счастливый
мальчик» и белорусской народной сказкой
«Алчный богач».
Наш с вами урок подходит к концу. Поэтому
я хотела бы узнать у вас, достигли ли вы
поставленных целей?
– Какие интересные приемы работы возьмете в
свою педкопилку?
Вижу, что в содержательном плане урок был
полезным. А какие чувства и эмоции вызвал
наш урок? Их я предлагаю вам выразить с
помощью синквейна
Слайд 15
Высказывания студентов
Слайд 16
Перечисляют приемы:
«Бибилотека», сравнение
произведений, словарная работа,
работ в группах по карточкам
Слайд 17
Составляют синквейн. Зачитывают
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.