Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Оценка 4.8

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
23.03.2017
Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Данная материал представляет собой методическую разработку учебного занятия по МДК Детская литература с практикумом по выразительному чтению для студентов второго курса педагогического колледжа, обучающихся по специальности Преподавание в начальных классах. Тема является второй в разделе Устное народное творчество. На уроке студенты вспомнят ,что такое сказка, признаки народной сказки, виды сказок и их характеристику.
Лебедева О.Н. Народная сказка.docx
Министерство образования и науки Пермского края Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Осинский профессионально­педагогический колледж» Методической разработки учебного занятия  по МДК 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению  по теме  «Народная сказка: ее особенности и виды» Автор: Лебедева Ольга Николаевна, Преподаватель ГБПОУ  «Осинский профессионально­ педагогический колледж» УД/МДК Группа/Специальность Тема Тип учебного занятия Цели:    дидактический компонент                  развивающий компонент               воспитательный компонент Методы и приёмы обучения   Основные понятия, термины Знать Уметь Иметь практический опыт Общие компетенции (ОК) Оса, 2016 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ   Методический паспорт МДК 01.03 Детская литература с практикумом по выразительному чтению НК­24  Специальность 44.02.01 Преподавание в начальных классах Народная сказка: особенности и виды Изучение нового материала      выявление специфики сказочного жанра развитие умения анализировать произведения детской литературы в соответствии с их родовой и жанровой  спецификой, сравнивать и обобщать создание условия для эстетического воспитания студентов, воспитание интерес к литературному достоянию  русского народа ­ словесные (объяснение, беседа, работа с учебной  литературой); ­ наглядные (мультимедийная презентация) ­ практические (практическая работа) ­ игровые (игра «Бибилотека») Сказка, сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки Планируемый результат особенности сказочного жанра   находить в тексте признаки народной сказки проведения сравнительного анализ народных сказок в обработке разных писателей ОК   1.   Понимать   сущность   и   социальную   значимость   своей   будущей   профессии,   проявлять   к   ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК  4. Осуществлять   поиск,  анализ  и  оценку информации,  необходимой  для  постановки  и  решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. Профессиональные компетенции (ПК) индивидуальная, групповая, фронтальная Формы работы ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.4. Анализировать уроки. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Организация пространства Ресурсы (материалы, оборудование) Компьютер, медиапроектор, ноутбук,  книги, словари, карточки с  заданиями для групп Технология обучения Этапы учебного Формируемые ОК и Деятельность педагога Деятельность студента занятия ПК Примечание  (оформление доски, наглядность и т.д.) 1.Эмоциональный и  интеллектуальный  настрой на  деятельность Работать в  коллективе  и  команде,  взаимодействовать  с руководством,  коллегами и  социальными  партнерами  (ОК 6) 1.Обозначение  темы и целей  урока Определять цели и  задачи, планировать уроки (ПК 1.1) I этап – вводный (мотивационно­побудительный) Приветствие.  Слайд: 1 ­ Здравствуйте, люди добрые. Сядьте на места  да послушайте. Собрались мы с вами на беседу добрую и складную. Чтоб был у нас мир и  согласие. А еще хочу пожелать вам, чтобы  участвовали вы в беседе и все внимательно  слушали. Все, что услышите, может вам  пригодиться.      II этап – основной (организационно­деятельностный) ­   Уважаемые   студенты,   наш   с   вами   урок   я сегодня начала с необычного приветствия. Как вы думаете, почему? ­   Совершенно   верно.   Мы   с   вами   говорили   о том,  что  такое   фольклор,   какие   особенности имеют   фольклорные   жанры,   а   также рассмотрели   несколько   классификаций произведений   УНТ.   И   сегодня,   как   вы правильно заметили, мы продолжи разговор об устном народном творчестве. ­ На прошлом уроке мы начали  изучать раздел «Истоки детской  литературы», в частности мы  говорили о фольклоре. Ваше  приветствие было в народном  стиле. Мы должны продолжить  работать над данной темой  Далеко­далеко   раскинулось   царство, необъятное государство! Прекрасная страна! И кто   хоть   раз   побывал   в   ней,   останется пленником   навеки,   потому   что   деревья   там самые   причудливые,   горы   –   самые   высокие, терема   –   самые   прекрасные,   а   чудовища   – самые   ужасные.  Кто   из   вас   догадался,   как называется эта страна? Верно,   тогда   как   может   звучать   тема нашего урока? ­   Откройте   тетради,   запишите   тему   нашего урока:   Народная   сказка:   ее   особенности   и виды. Драгоценными   историческим   документами» называл   русские   сказки   В.Г.   Белинский, подчеркивая при этом их социальное звучание, сатиру. Сказки любил и А.С. Пушкин: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» говорил   он.   Именно   слова   Пушкина   я предлагаю   вам   записать   в   качестве   эпиграфа нашего урока ­   Исходя   из   темы   урока,   какие   задачи   вы поставите для себя на этот урок?  Вспомнить…  Узнать….  Проанализировать…  Сравнить…  …… Вспомнить, что такое сказка, какие  они бывают Узнать новую информацию о жанре  сказка: историческая справка Проанализировать и сравнить  народные сказки Составить план урока 2.Изучение нового  Организовывать  ­   Что   мы   предлагаем   ребятам,   когда определены задачи урока? ­   Наши   с   вами   опорные   слова   могут служить   планом   урока?   Тогда   приступим   к его реализации 1) Определение понятия «сказка» Да ­ Это страна сказок Высказывания студентов  Слайд: 2 Слайд: 3 Слайд: 3 Слайд 4 материала собственную  деятельность,  определять методы  решения  профессиональных  задач (ОК 2)  Осуществлять  поиск, анализ и  оценку  информации,  необходимой для  постановки и  решения  профессиональных  задач,  профессионального и личностного  развития (ОК 4) Оформлять  педагогические  разработки в виде  отчетов, рефератов, выступлений ( ПК  4.4) ­ Первую задачу, которую вы поставили себе, звучит   так:   вспомнить   определение   понятия «сказка». Итак, кто может сказать, что такое сказка?  ­   Как   мы   можем   проверить   наши высказывания? ­   А   как   может   проверить   себя   ученик начальной   школы,   если   ему   также   надо   дать определение понятию. ­ Какие словари нам могут помочь? ­ Сейчас вам необходимо будет объединиться в группы по рядам. Каждая группа получит свой словарь.   Ваша   задача   найти   в   словаре   слово «сказка», прочить его значение, сравнить с тем, что мы говорили, зафиксировать определение в своей тетради. Итак, приступаем к работе, на ее выполнение у вас есть 3 минуты. ­   Итак,   время   вышло.   Первая   группа,   какое определение вы нашли? Вторая группа.  Третья группа у вас какое дается определение? ­ Какой вывод можно сделать?  2) Историческая справка  Сказка – это очень древний жанр. Как же они Высказывания студентов  Слайд 5 Обратиться к словарю Он может спросить у взрослых, но  лучше посмотреть в словарях   Толковый словарь или  литературоведческий Работают в группах со словарями Сказка – это повествовательный,  обычно народно­поэтическое  произведение, о вымышленных  лицах и событиях,  преимущественно с участием  волшебных, фантастических сил  Сказка – один из основных жанров  фольклора, преимущественно  прозаическое произведение  волшебного, авантюрного или  бытового характера с установкой на вымысел. Сказка – занимательный рассказ о  необыкновенных, часто  фантастических событиях и  приключениях ­ В целом мы правильно дали  определение данного понятия Словарь русского  языка. С. И. Ожегов;  Краткий словарь  литературоведческих терминов. Пособие  для учащихся  средней школы. Л. И.  Тимофеев, С. В.  Тураев;  Детский  иллюстрированный  толковый словарь. М. Ю. Васькова Слайд 5 Слайд 5 Слайд 5 Сначала их передавали из уст в  уста, а с появлением письменности  их стали записывать. Слайд 6 Самостоятельное чтение статьи Со сказкой боролась церковь,  правительство и даже педагоги Вычитывают из параграфа Высказывания студентов Слайд 7 дошли до нас? Верно.  Крупнейшее   собрание   русских народных   сказок   (около   600   текстов)   было впервые   издано   в   1855­1864   годах выдающимся   собирателем   и   исследователем фольклора А.Н. Афанасьевым. И еще тысячи текстов   были   записаны   после   Афанасьева.   И даже   в   нашем   21   веке   организуются фольклорные   экспедиции.   А   это   является свидетельством   того,   что   эта   древнейшая форма   не   умерла,   она   живет   и   развивается. Однако не всегда сказка была в почет. Были в ее жизни и трудные времена. С чем это было связанно, поработав самостоятельно   с   учебников   Н.Арзамасцевой Детская литература. Откройте их на стр. 28. Прочитайте   параграф.   Ответьте   на   вопросы: кто и за что устраивал гонения на сказку? ­ Что узнали из прочитанного текста? узнаете     вы    Почему церковь боролась со сказками? Что не устраивало   правительство?   В   чем   педагоги обвиняли сказку? ­ Как вы относитесь к сказкам? Нужны ли они? 3) Особенности народной сказки ­ Мы говорили с вами, что сказку очень любят дети.   А   также   и   вы   –   взрослые.   Нам необходимо понять – почему? Что особенного в этом жанре? Почему он самый популярный? Чтобы   ответить   на   эти   вопросы,   нам необходимо   охарактеризовать   жанр   сказки. Что значит дать характеристику чему­либо? Вновь   предлагаю   объединиться   в   группы. Задание   у   вас   прописано   на   карточке.   На работу вам 3 минуты. Т.е выделить особенности, что  отличает сказку от других жанров Итак,   время   вышло.   Сейчас   каждая   группа будет   делиться   информацией, задача остальных   ее   кратко   себе   зафиксировать   в тетради.   Первая   группа,   какую   информацию вы узнали?   Что узнали участники второй группы Третья   группа, работала?   с   какой   информацией 4) Виды сказок ­  Мы назвали особенности, которые присущи Работа в группах     сказках Персонаж   в   народной   сказке воплощает   какое­либо   одно качество:   лиса   –   хитрая,   волк   – злой.   Персонажи   контрастны:   злая мачеха   и   добрая   падчерица, разумная   сестрица   Аленушка   и непослушный братец Иванушка. Т.е. все герои делятся на положительны и   отрицательных.   Положительный герой   –   это   не   кто   иной   как идеальный   человек,   лишенный недостатков. В лаконичный, выразительный, ритмичный язык: в сказках   нет   полутонов,   есть глубокие,   яркие   цвета,   которые привлекают ребенка. В сказках есть ­   сказочный   зачин:   жили­были,   в тридесятом царстве ­ сказочная концовка: и я там был, мед пиво пил ­ сказочные формулы: скоро сказка сказывается,   да   нескоро   дело делается ­ постоянные эпитеты: море синее, солнце красное, месяц ясный, конь ретивый,   меч   булатный,   гости дорогие и др. В   сказках   особая   композиция   ­ цепная   композиция,   один эпизод следует за другим, при этом используются троекратные повторы,   но   при   каждом   новом   т.е.   Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 всем  сказкам в большей или меньшей степени. А   сказок   в   мире   очень   много,   но   многие исследователи   фольклора   выделяют   3   вида сказок. Кто помнит, какие? ­ Верно. А как определить какая перед нами сказка? ­   Действительно.   Этим   мы   сейчас   с   вами   и займемся.   Продолжаем   работать   в   группах. Первая   группа   характеризует   сказки   о животных,   вторая   –   волшебные,   третья   – бытовые.   В   помощь   вам   учебники Н.Арзамасцевой. На работу вам 7 минут. Отчеты групп ­ А сейчас я вам предлагаю немного поиграть в библиотеку.   Вы   знаете,   что   все   книги   в библиотеке стоят на полках по темам или по авторам.   В   нашей   библиотеке   есть   полки: сказки   о   животных,   бытовые   сказки, волшебные   сказки.   Ваша   задача   поставить книгу в соответствии с видом сказки 5) Практическая работа ­   Сказки   отличаются   не   только   жанровыми особенностями, но и то как, а вернее кем она пересказана.   Прочитайте   русскую   народную сказку «Гуси­лебеди» в обработке А. Толстого и   А.   Афанасьева.   Сравните   эти   сказки.   Что значит сравнить? ­ Что вы можете сказать?  Какой вывод можно сделать? повторе   происходит   усиление напряженности.  Сказки   о   животных,   бытовые   и волшебные По определенным признакам Слайд 11 Работа в группах Слайд 12­14 Обсуждают   в   паре,   выставляют книгу на полку Найти   общие   и   отличительные черты Сюжет   сказок   одинаковый,   но фразы разные ­ Мы еще раз убедились в том, что для   фольклорных   произведений характерна вариативность.     3 этап – заключительный (рефлексивно­оценочный) Анализировать  уроки (ПК 1.4) Осуществлять  поиск, анализ и  оценку   информации,  необходимой для  постановки и  решения задач (ОК  4) 1.Домашнее  задание 2. Подведение  итогов  деятельности на  уроке 3.Рефлексивная  деятельность Анализировать  уроки (ПК 1.4) ­  Сейчас мы сравнили сказки одного народа – русского.   Но   вы   наверно   замечали,   что   у различных   народов   есть   сказки   со   схожим сюжетом.   Я   предлагаю   вам   дома   сравнить русскую   народную   сказку   Золотая   рыбка   с иранской   народной   сказкой   «Счастливый мальчик»   и   белорусской   народной   сказкой «Алчный богач».  ­ Наш с вами урок подходит к концу.  Поэтому я   хотела   бы   узнать   у   вас,   достигли   ли   вы поставленных целей? – Какие интересные приемы работы возьмете в свою педкопилку? Вижу, что в содержательном плане урок был полезным.   А   какие   чувства   и   эмоции   вызвал наш   урок?   Их   я   предлагаю   вам   выразить   с помощью синквейна Слайд 15 Высказывания студентов Слайд 16 Перечисляют приемы:  «Бибилотека», сравнение  произведений, словарная работа,  работ в группах по карточкам Слайд 17 Составляют синквейн. Зачитывают

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"

Методическая разработка учебного занятия "Особенности и виды народных сказок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017